Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"
Оценка 4.8

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Оценка 4.8
Игры
doc
русская литература
11 кл
07.04.2019
Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"
Литературная игра.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Литературная игра  «Счастливый случай»  по теме «Серебряный век»  11 класс Автор: Емельянова Алевтина Сергеевна учитель русского языка и литературы 2019 г. Новочебоксарск Литературная игра «Счастливый случай»  по теме «Серебряный век». 11 класс Игра проводится в 11 классе после изучения темы «Литература Серебряного века» Цель игры: систематизировать знания, полученные на уроках изучения темы «Серебряный век русской литературы» Предварительная подготовка. Создаются две команды, каждая из которых получается домашнее задание: подготовить вопросы к   туру   «Ты   –   мне,   я   –   тебе»   и   выразительное   чтение   стихотворения   одного   из   поэтов Серебряного века (желательно выбрать поэтов из тех, чьё творчество не изучалось на уроках) Методика проведения игры. Игра состоит из 6  туров: 1 тур – Командный. 2 тур – Ты – мне, я – тебе. 3тур – Тема. 4 тур – Выразительное чтение стихотворений. 5 тур – «Мистер Икс» 6  тур – Догонялки. Играют 2 команды по 6 человек. В течение игры используются   музыкальная и литературная паузы, а также игра со зрителями.  Ход игры Звучит заставка игры «Счастливый случай» Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок­игру «счастливый   случай».   На   протяжении   нескольких   уроков   мы   знакомились   с   биографиями   и творчеством поэтов начала  XX  века, читали и анализировали их стихи.   Сегодня – итоговый урок, на котором предстоит проверить, насколько глубоко вы погрузились в литературные волны Серебряного   века,   выявить   ваши   поэтические   пристрастия   и   проверить   вашу   литературную эрудицию, логику, внимание и умение работать в группе.  Желаю всем удачи! Начинаем игру. I тур.   Командный Каждая   команда   получает   по   5   вопросов.   Время   на   обдумывание   –   30   секунд.   За   каждый правильный   ответ   –   1   балл.   Если   команда   не   отвечает   на   вопрос,   то   право   ответа предоставляется команде соперника или зрителям. Разыгрывается право первого хода. Команда,  первой ответившая  на вопрос, начинает игру. Вопрос: Мы новый род люд­лучей, Пришли озарить вселенную. Мы непобедимы. ­ Чья поэтическая декларация прозвучала?   (футуристов)  Вопросы для первой команды. 1. В Москве 1 декабря 1873 года в доме Херодиновых по Милютинскому переулку у Матрены Александровны   и   Якова   Кузьмича   родился   мальчик.   Был   он   некрасив,   с   большой   головой «толкачом»,   но   матери   первенец   казался   «очень   хорошеньким»,   и   нарекли   его   редким   и нарядным именем…?             (Валерий Брюсов)  2.  Перед вами перекличка двух поэтов.  Мужской голос: Женский голос: Из города Киева, Из логова змиева Я взял не жену, а колдунью… Он любил три вещи на свете: За вечерней  пенье, белых павлинов, Истертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной  И женской истерики. (Н.Гумилев и А.Ахматова) ­ Кому принадлежат эти голоса? 3. Дебют этого поэта состоялся в 1905 г., когда в журнале «Досуг и дело» было опубликовано его   стихотворение   «Гибель   Рюрика».     Каким   именем   было   подписано   это   стихотворение? (Игорь  Лотарев) 4. Какие два названия были даны акмеистическому течению?   (акмеизм, адамизм) 5. Кому принадлежит русское название футуристов – «будетляне»?      (В.Хлебникову) Вопросы для второй команды. 1.  Переводчик Эврипидовых  трагедий, знаток новых и древних языков. Мир его стихов дал литературе  Гумилева,  Ахматову, Мандельштама,  Зенкевича.  «Мы все  содержались  в нем», ­ говорила Ахматова. А Н.Гумилев дал ему такую поэтическую характеристику: «Последний из царскосельских лебедей». Кто он?          (И.Анненский) 2. Представители какого направления помещали настоящее в прошлое?    (Акмеисты) 3. Почему поэтесса выбрала себе такой псевдоним – Ахматова? (Среди предков по материнской линии был Ахмат­хан, потомок  Чингиза, последний правитель Золотой Орды) 4. К какому литературному течению относятся В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт? 5. На чьей могиле высечены слова стихотворения «Классические розы»?   (И.Северянина) (символизм) Музыкальная пауза. В записи песня «Классические розы», исполняет Ж.Бичевская II тур.  Ты – мне, я – тебе. Каждый участник команды задает свой вопрос участнику команды­соперника.(Отвечать, как и задавать вопрос можно только один раз) Пауза. Литературные пародии. «Козлы» (К.Бальмонт, С.Городецкий, А.Ахматова, И.Северянин) III тур. Тема. Капитаны бросают кубик и выбирают таким образом одного поэта. Предлагается по три вопроса. ­ Какую группу поэтов  возглавил?                       (эгофутуристов) ­ Когда вышел первый сборник поэта?                 (1911 г.) ­ Кому поэт посвятил лучшие свои любовные стихи?              (жене, Фелиссе Крутт) Игорь Северянин ­ Руководителем какого журнала был в 1904­1908 гг.?              (Весы) ­ Кому  Брюсов больше всего посвятил стихотворений (82)?    (Пушкину) ­ Какую должность занимал поэт в 1919 году?       (Председатель Союза Всероссийских поэтов) Валерий Брюсов Николай Гумилев ­ Любимая книга Гумилева  в детстве?                    (Сказки Андерсена) ­ У Гумилева вышли 4 книги: «Чужое небо», «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жумчуга». В каком порядке они были изданы? ­ Как объяснял Гумилев свою тягу к дальним странам?      (В новой обстановке найти новые слова) Велимир Хлебников ­ Верно ил то, что все эти поэмы написаны Хлебниковым: «Ладомир», «Ночь в окопе», «Ночь перед советами», «Гондола», «Тиран без Тэ»?     («Гондола» Н.Гумилева) ­ Когда состоялся его литературный дебют?                   (1908, рас. «Искушение грешника») ­ В каком университете учился Хлебников?                    (Казанском) Константин Бальмонт ­ Как называлась первая книга поэта?         («Под северным небом») ­ Исключите из трех отрывков текст, не принадлежащий Бальмонту. А. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени  под ногой у меня. Б. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,     А если день погас,     Я буду петь… Я буду петь о Солнце     В предсмертный час! В. Мои мечты – вздыхающий обман, Ледник застывших слез, зарей горящий, Безумный великан, На карликов свистящий.                                            (В – А.Белый) ­ О ком говорится в отрывке из стихотворения Бальмонта? Она проходит в комнатах бесшумно, Всегда свою преследуя мечту, Влюбляется внезапно и безумно, И ловит ведьм, и любит темноту. В ее зрачках – непознанная чара, В них – фосфор и круги нездешних сфер, Она пленила страшного Эдгара, Ей был пленен трагический Бодлер.                  (кошка) ­ Какое место на земле считала Ахматова « источником жизни и вдохновения»? (Царское Село) Анна Ахматова ­   Какой   город  Ахматова   не   любила,   но   он   остался   в   ее   творческом   наследии   прекрасными стихами: Древний город словно вымер, Странен мой приезд.    Над рекой своей Владимир Поднял черный крест. Липы шумные и вязы По садам темны, Звезд иглистые алмазы К богу взнесены. (Киев) ­ Какой сборник в 1914 году принес Ахматовой подлинную известность?    (Четки)       IV тур. Чтение стихотворений. Награда – аплодисменты.   V тур. Мистер Икс         Вам предлагается ряд подсказок, относящихся к какому­то поэту серебряного века. Количество баллов   обратно   пропорционально   номеру   подсказки:   если   «Мистер   Икс»   угадан   с   первой подсказки, вы получаете 5 баллов, с последней – 1 балл.            5 баллов. Этот человек – практически единственный из поэтов серебряного века, кто лояльно отнесся   к   октябрьскому   перевороту   и   стал   сотрудничать   с   большевиками,   участвовать   в административной   работе,  в   педагогических  и   культурно­просветительских   организациях, создавать стихи на политические темы. 4   балла.  Многие   критики   той   поры   вообще   отказывали   этому   поэту   в   таланте;   так Ю.Айхенвальд заявил, что он «далеко не тот раб лукавый, который зарыл в землю талант своего господина: напротив, от господина, от господа, он никакого таланта не получил и сам вырыл его себе из земли упорным заступом своей работы». 3 балла.   У него была очень примечательная манера подавать руку. Она производила странное действие. Он протягивал человеку руку. Тот протягивал свою. В ту секунду, когда руки должны был соприкоснуться, этот стремительно отдергивал свою назад, собирал пальцы в кулак и кулак прижимал к правому плечу, а сам чуть­чуть скаля зубы, впивался глазами в повисшую в воздухе руку знакомого, затем его рука так же стремительно опускалась и хватала протянутую руку. Пожатие совершалось, но происшедшая заминка, сама по себе мгновенная, вызывала длительное чувство   неловкости.   Этим   странным   приемом   поэт   пользовался,   знакомясь   с   начинающими стихотворцами, с новичками в литературных кругах. 2 балла. Свои стихотворные сборники поэт предпочитал называть по­латыни: «Шедевры», «Это ­я», «Третья стража», «Граду и миру». 1  балл. Его репутация в серебряном веке сложилась достаточно четко:  это лидер, манн, демон – именно такую литературную маску присвоил  себе поэт в кругу символистов – и наконец, самый «культурный писатель на Руси», по определению Горького. (Валерий Брюсов) 5 баллов. Его отец – известный профессор математики – говорил о сыне: «Я надеюсь, что он выйдет лицом в мать, а умом в меня». 4 балла. В одном из своих ранних стихотворениях он написал: Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел, Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел. Эти строки оказались пророческими: поэт умер 8 января 1934 года от последствий солнечного удара. 3 балла. А.Блок сказал об этом поэте так: «Он такой же, как всегда: гениальный, странный». 2 балла.  Он получил известность не только как поэт, но и как автор романов «Серебряный голубь», «Петербург»,  повестей «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», мемуаров «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций». 1 балл. Настоящие имя и фамилия этого поэта – Борис Николаевич Бугаев. Подведение итогов, подсчет баллов перед последним туром. (Андрей Белый) V тур.  Догонялки Вам будет предложено по 5 вопросов, на которые нужно отвечать ДА или НЕТ. Время на ответы – 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если вы уложитесь в отведенное время,  то получите дополнительно 2 балла. А.  1. Зинаида Гиппиус принимала гостей, лежа на диване.  (Да) 2. А.Белый писал свои стихи, сидя под столом в черной маске.  (Нет) 3. С.Соловьев – племянник В.Соловьева.       (Да) 4. Когда Ахматова в очередной раз отказала Гумилеву, он вскрыл себе вены.  (Да) 5. Женщины одного из индейских племен поразили К.Бальмонта тем, что носили брюки.                                                                                                                                              (Нет) Б. 1. А.Белый и А.Блок­ двоюродные братья.      (Нет) 2. Волошин и Гумилев стрелялись на дуэли.   (Да) 3. К.Бальмонт  любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую.                           (Да) 4. Хлебников был женат на сестре И.Северянина.   (Нет) 5. Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку.        (Да) Игра со зрителями. У И.Северянина есть цикл стихотворений  о поэтах, писателях и композиторах Серебряного века. «Медальоны» вышли в свет в 1934 году в Белграде. В сборник включено сто сонетов­ характеристик писателей и музыкантов, входящих в круг его творческих интересов.  Основной принцип характеристики персонажа каждого из «Медальонов» – апелляция к его произведениям, поэтическое обыгрывание названий, указаний на основные идеи, явные и скрытые цитаты. ­ Назовите адресата каждого стихотворения.  «Медальоны» Послушница обители Любви  Молитвенно перебирает чётки.  Осенней ясностью в ней чувства чётки. Удел — до святости непоправим.  (А. Ахматова) Он тщетно на земле любви искал: Ее здесь нет. Когда же свой оскал Явила Смерть, он понял: — Незнакомка… (А. Блок) Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружьё. Собака. Серая Ока. Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо из мягкой стали. По отчуждённой женщине тоска. (И. Бунин) Её лорнет надменно­беспощаден, Пронзительно­блестящ её лорнет. В её устах равно проклятью "нет" И "да" благословляюще, как складень. И если в лирике она слаба (Лишь издевательство ­ её судьба!) ­ В уменье видеть слабость нет ей равной. Блондинка с папироскою, в зеленом,  Беспочвенных безбожников божок,  Гремит в стихах про волжский бережок,  О в персиянку Разине влюбленном. (З.Гиппиус) То вдруг поэт, храня серьезный вид, Таким задорным вздором удивит, Что в даме — жар, и страха дрожь — во франте. Какие там «свершенья» ни верши,  Мертвы стоячие часы души,  Не числящиеся в ее таланте... Взносился грозный над рутиной бич В руке самоуверенно зажатой, Оплачивал новинку щедрой платой По­европейски скроенный москвич. Родясь дельцом и стать сумев поэтом, Как часто голос свой срывал фальцетом, В ненасытимой страсти все губя! Всю жизнь мечтая о себе, чугунном, Готовый песни петь грядущих гуннам, Не пощадил он – прежде всех – себя… Он тем хорош, что он совсем не то,  (М. Цветаева) (В. Брюсов) Что думает о нём толпа пустая,  Стихов принципиально не читая,  Раз нет в них ананасов и авто.  Фокстрот, кинематограф и лото ­  Вот, вот куда людская мчится стая!  А между тем душа его простая,  Как день весны. Но это знает кто?  (И. Северянин) Учитель. Вот и завершилась наша игра. Сейчас будут оглашены итоги, но хочу заметить: сегодня нет проигравших, есть только победители, потому что все мы ещё раз соприкоснулись с чудом, имя   которому   «Литература   Серебряного   века».   Конечно,   мы   затронули   только   верхушку айсберга, но я надеюсь, что после сегодняшнего урока вам захочется взять в руки томики стихов и прочитать ещё и ещё раз шедевры (не побоюсь этого слова) поэтов начала XX века. Спасибо всем за игру.  Подведение итогов. ПРИЛОЖЕНИЕ «Козлы» Литературные пародии А. Ахматова Я у бога просила старая: Сохрани мне козлика, господи! За здоровье его много слез поди Пролила я ночами, старая! О ушел от меня мой серенький, Не взглянул даже, как я плакала. Лишь цепочка на шейке звякала, Когда в лес убегал мой серенький. А ведь чуяло сердце вещее, Что печаль мне от бога завещана –  Видеть рожки его ветвистые Да копытца, когда­то быстрые. К. Бальмонт В искрах лунного сиянья сквозь лучей его мерцанье вижу смутно очертанья я старушки и козла. Пью любви до края чашу все слияннее и краше, но козла в лесную чащу злая сила увлекла. Волки мчат во мраке ночи, это искрятся их очи, в час глубокой полуночи козлик в жертву принесён. На траве белеют ножки, Козьи ножки, козьи рожки, И старушка по дорожке… …Старый, милый детский сон. С. Городецкий Стоны­звоны, перезвоны, дили­дон, колокола. Стены выбелены бело. Мать игуменья имела Длиннорогого, седого, тонконогого коза. Ах, леса мои родные, зелень­кудри купола, вы раскройтесь, вы впустите, спрячьте серого козла. Надоело бегать зря по лугам монастыря. Ой, хрипело, ой, хрустело, волка зелены глаза; повалили, раскрошили, словно дерево гроза, повалили, раскрошили, только ножки пощадили. Только ножки да рога Мать игуменья собрала. Жарко свечка запылала, свечка чиста четверга. И. Северянин У старушки колдуньи,  крючконосой горбуньи,  козлик был дымно­серый молодой, как весна. И колдуньино сердце  в тихо грозовом скерцо  трепетало любовью, как от ветра струна. На газоне ажурном  златополднем пурпурным  так скучающе­томно козлик смотрит на лес. Как мечтать хорошо там,  сюрпризерным пилотом  отдаваясь стихийно тишине его месс Ах, у волка быть в лапах  и вдыхать его запах —  есть ли в жизни экстазней, чем смертельности миг. И старушке колдунье  крючконосой горбунье,  подарить импозантно лишь рогов своих шик.

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"

Литературная игра "Счастливый случай" по теме "Серебряный век"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019