Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)
Оценка 4.9

Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
29.11.2018
Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)
В. М. Шукшин - наш земляк, поэтому творчество писателя, входящее в школьную программу, изучаем глубоко. Оно воспринимается обучающимися с большим интересом, обязательно посещаем музей на родине Василия Макаровича в Сростках, что дает возможность пропитаться атмосферой времени писателя через лекции работников музея, беседы с жителями. Данный материал к изучению рассказа "Срезал" поможет учителю подвести учащихся на уроке пережить необходимые эмоции и понять авторскую позицию.
Срезал.doc
Материал к уроку по творчеству В.М. Шукшина Василий   Макарович   Шукшин   прожил   жизнь   короткую,   но   яркую,   как огонь, как пламя. Сам ушел, но живет его творчество и он через него, продолжая говорить к нашим сердцам. Нам дорог Шукшин режиссер и актер. Особенно полюбился зрителю фильм «Калина красная», который можно   смотреть   снова   и   снова   и   переживать,   как   будто   смотришь впервые.  А   еще   полюбились   читателям   рассказы   Шукшина.   В   школьную программу вошел рассказ «Срезал», который производит на школьников особое   впечатление.   Главный   герой   рассказа   ­   очень   «своеобразный» человек.   Конечно,   и   Василий   Егорович   Князев   (рассказ   «Чудик»),   и Ванька Тепляшин в одноименном рассказе, и Колька (рассказ «Ноль­ноль целых»),   и   Ермолаев   (рассказ   «Обида»)­   все   они   очень   своеобразные личности.   Каждый   именно   личность,   хороший   человек   с   большим сердцем, не похожий на других, не такой как все его окружающие. Глеб же Капустин из рассказа «Срезал» запоминается навсегда  как человек мерзкий,   с   которым   не   хотелось   бы   повстречаться   в   жизни.   «… толстогубый,   белобрысый   мужик   сорока   лет,   начитанный   и   ехидный». Уже через это описание понятно, что автору герой неприятен. Да и кому приятны ехидные, то есть язвительные, коварные люди?  Деревня  Новая, где живет герой,  небольшая,  но  из  нее «вышло   врач, много   знатных   людей:   один   полковник, корреспондент…».   Глеб   же   Капустин   «прославился»   тем,   что   когда знатные приезжали в деревню погостить к родным, то он приходил в дом и «срезал» знатного гостя.   два   летчика, Как удавалось деревенскому мужику «срезать» умных, знающих свое дело людей, мы видим на примере его встречи с мужем и женой Журавлевыми,   кандидатами   филологических   наук,   приехавшими   с дочкой   погостить   к   маме,   старушке   Агафье.   Глеб   ведет   разговор   с кандидатами по вопросам, которые не имеют отношения к их профессии и в которых сам ничего не понимает. Нахватавшись из газет, радио, книг, телевидения   разных   сведений   и   умных   слов,   со   злобным   натиском, самоуверенно «катит  бочку»:   обвиняет,  оскорбляет,  бессовестно   несет всякую ерунду так, что кандидатам и слова не дает сказать. Да и что сказать в ответ невежественному, наглому человеку  на его глупость и оскорбления?  Глеб Капустин ­ просто завистливый человек. Он мстит людям, которые   чего­   то   в   жизни   достигли,   а   он   вот   ­   нет.   Глупая   месть заключается в том, что он общими фразами, оскорбительными репликами такими, как «кандидатство ­ это ведь не костюм…даже костюм и то надо иногда чистить» или «…мы тут тоже немножко микитим, и газеты тоже почитываем»   приводит   хороших,   скромных,   гостеприимных   людей   в замешательство.   Пусть   Глеб   и   полагает,   что   он   превзошел   умных, образованных людей, но на самом деле они не спорят с ним, потому что не   видят   смысла.   «Типичный   демагог»,   ­   скажет   о   нем   Константин Иванович Журавлев. А Глеб Капустин с гордостью заявит односельчанам: «Хотите, объясню, в чем моя особенность? Люблю по носу щелкнуть ­ не задирайся выше ватерлинии!» Он не хочет понять, что для того, чтобы добиться   чего­   то   в   жизни   нужно   приложить   усилия,   что   истинная знатность   и   известность­   результат   упорного   труда,   а   не   пустой демагогии.  Бессердечный,   жестокий,   ничтожный,   заносчивый   тип.   Такие, конечно   же,   в   жизни   встречаются,   но   неприятно   удивило   меня,   даже огорчило   то,   что   нашлись   в   деревне   люди,   которые   на   такие   встречи «прямо   как   на   спектакль   ходили,   а   потом   с   восхищением   говорили: «Срезал ты его!»  Василий   Макарович   в   одном   из   своих   интервью   сказал,   что   из своего   сборника   «Характеры»   он   выделял   рассказ   «Срезал».   Почему именно этот рассказ? Шукшин, пожалуй, переживал, что есть такие люди, как этот Глеб. А еще больше, пожалуй, переживал за то, что «Капустины» есть потому, что ими восхищаются: «Изумлял. Восхищал даже». Почему наглость берет верх над скромностью, жестокость над добротой? А берет ли? Нет. Просто надо помнить слова М.Ю.Лермонтова: «Есть Высший суд. Он ждет…» За все приходится платить. Платит и Глеб Капустин. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость   никто,   никогда,   нигде   не   любил   еще»,­   подытожит   автор. Результат   жизненной   позиции   Капустина   ­   всеобщая   нелюбовь, отчужденность, отсутствие друзей, теплоты в отношениях. Как без всего этого жить? Добро возвращается к делающему добро, а зло ­ к злому.  Рассказ «Срезал» ­ наказ­ предупреждение великого писателя нам, людям, живущим сейчас, и тем, которые будут жить на Земле после нас. Выбор за человеком.

Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)

Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)

Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)

Материал к уроку по рассказу В.М. Шукшина "Срезал" (литература, 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018