ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ЗДЕСЬ РОДИНУ ЧУВСТВУЮ СЕРДЦЕМ…»
Задача: показать важность изучения родного края, литературного наследия Брянщины с использованием местного материала в раскрытии темы.
|
Цели: |
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация (ссылка для просмотра:Карачев.rar-Яндекс Диск yadi.sk или https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyadi.sk%2Fd%2FRc4Js3h03Td9o7); фотографии соборов и храмов Карачевского района; герб города Карачева и эпиграф; портреты Ю.Н.Кузнецова; выставка книг поэтов г.Карачев.
I ЭТАП. Вступительное слово (обращение с приветственным словом ко всем присутствующим, объявление темы и целей проводимого мероприятия).
Я выбрала эту тему, потому что Карачев – наша Родина и 15 августа 2016 года исполнилось 870 лет со дня основания нашего города. У каждого человека есть свой родной любимый уголок, где особенно остро ощущаешь неразрывную связь со своими истоками. И как бы ни сложилась наша судьба, родные места помнятся всю жизнь; чем мы от них дальше, тем они для нас дороже. Образ родной земли согревает нас и дает силы в трудные минуты жизни. Древняя Карачевская земля благотворно действует на её жителей. Степные просторы, величественные леса, река Снежеть привлекли когда-то её предков. Память о них осталась в виде татарского вала – места основания г.Карачев. Красота родной земли по-прежнему волнует наследников прошлого. И вот в рамках мероприятий, посвященных 870-летию основания г.Карачева, семнадцать талантливых художников из Белоруссии и разных регионов России запечатлели на своих полотнах красоты Карачевской земли, тронувшие их творческие души: исторические строения Николо-Одрина женского монастыря и Воскресенского мужского монастыря на Бережке, храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, во имя Всех Святых, Собор Архистратига Михаила. На протяжении всей истории город Карачев отличался храмостроительством. В настоящее время действующие в Карачевском районе храмы и монастыри являются памятниками архитектуры. Протоиерей Леонид Бугакин поблагодарил художников за внимание к православной истории нашего города.
А с чего начинается Родина, Россия? Её истоки – в провинции. Карачевская земля… Здесь нам знакома каждая тропинка, только дома мы ощущаем себя частицей великого народа с многовековой историей, с богатейшими традициями. Самое ценное достояние нашего Отечества, большого и малого, - это люди и их вера.
На рубеже веков карачевцы вместе со всей Брянщиной, со всей Россией создают литературные шедевры. И эта литературно-историческая композиция поможет нам лучше узнать и понять нашу историю, наших земляков, чтобы нам всем вписать ещё не одну замечательную страницу в летопись малой Родины, сделать всё для духовного и нравственного возрождения России.
Я уверена, что идея композиции, направленная на воспитание уважительного отношения к традициям предков, близка и понятна всем. Брянская область, ее областной центр Брянск, малые города и поселения не только обеспечивают территориальное единство страны, но и самоценны как хранители исторических корней России.
В брянской литературе тема малой родины – одна из самых значительных. Образы городов, сёл и деревень Брянщины раскрываются последовательно и многогранно. В творчестве наших земляков есть много произведений, проникнутых пафосом любви к родине, беспокойством о её судьбе, гордостью за людей, которые трудятся на брянской земле. Например, стихотворение известного талантливого карачевского поэта Евгения Петровича Кузина (слайд 1):
Карачев, Карачев. Родимый Карачев!
Кровинка России – в моей ты судьбе.
Божественной силой ты мне предназначен
И я присягаю на верность тебе.
II ЭТАП. Начало мероприятия.
(Звучит песня «Как воспеть эту землю» в исполнении Л. Долиной с одновременным показом фрагментов из фильма «Карачев. Экскурсия по городу». Фильм взят с сайта г.Карачева) (слайд 2)
Ведущий 1. Мы коснёмся лишь некоторых наиболее интересных и показательных фактов из истории нашего города. А история его уходит глубоко своими корнями в седую древность и связана с православием. Недаром в старину Карачев называли родником или колыбелью монашествующих. В 1654 году в описании путешествия Антиохийского Патриарха Макария упоминается и Карачев.
ЧТЕЦ: «Затем мы проехали около тридцати верст и прибыли в большой город с сильной крепостью, называемый Каражава (Карачев). В нем пять церквей: во имя Благовещения, Успения Владычицы, св. Михаила, св. Николая и свв. Космы и Дамиана». В описании этого путешествия, сделанном его сыном архидьяконом Павлом Алеппским, в числе городских церквей упомянута и Успенская церковь. А вот первое упоминание о церкви Успения встречается нам в «Собрании Государственных грамот и договоров» после Смутного времени, относящееся к 1616 году. «Город лежал в развалинах. Все каменные здания, в том числе и церкви, были разрушены, а деревянные сожжены: Святого великомученика Георгия, Святых жен Мироносиц, церковь Святого пророка Ильи с домом при ней, где жили нищие и кормились от церкви божией, и церковь Успения Пресвятые Богородицы». В приходных окладных книгах Патриаршего приказа под 1627 годом записана церковь Успения Пречистой Богородицы: «Карачева ж города новоприбылыя 10 церквей. Успения Пречистой Богородицы за острогом, за старой осыпью». Следующая запись, по истории этой церкви, сделана там же, в 1634 году: «запечатана грамота в Карачев, к воеводе, к Григорию Квашнину, по челобитию из Карачева вдовой попадьи Мотреницы Федоровой дочери, с детьми, с двумя сыновьями да с тремя дочерми, а велено: от церкви Успения Пречистой Богородицы попу Ивану Иванову Топальскому отказать и церковным доходом ему владеть не велено, что церковное строение мужа ее попа Игнатия, а велено: сыну его большему быть у той церкви в попах, как он в попы поспеет, пошлин 20 алтын взято».
Ведущий 2. (слайд 9)Карачев – один из древнейших городов русского государства. Первое упоминание о Карачеве относится к 1146 году. Основанный на месте древнего поселения как город-крепость, рождённый во дни сражений, Карачев прошёл долгий путь города-воина. Непосредственно с историей города Карачев связана древняя история храма Архистратига Михаила. Название храма в честь предводителя небесного воинства, как и местоположение (в древней городской цитадели) неслучайно, и говорит о его назначении быть духовным щитом для жителей города, его ополчения и православного воинства – дружин и батальонов. Г.П.Поляков делает смелое предположение, что возникновение храма можно отнести к XII веку, а название его как-то связано с князем Олегом, либо со Святославом Всеволодовичем: «так как имя «Михаил» было их вторым христианским именем…».
Ведущий 1. В его истории, как в капле росы, отразился весь спектр превратностей судьбы отечества нашего: междоусобные кровавые распри князей, нашествие диких орд кочевников и иных захватчиков, смуты и моровые поветрия – ничто не минуло древнее поколение карачевцев.
Ведущий 2. Неоднократно он был полностью разрушен, погибал, упразднялся, и казалось, что место это уже пусто и заброшено. Но неведомые силы заставляли заново отстраивать свой город. Как птица-феникс, он вновь и вновь возрождался из пепла.
Ведущий 1. Упоминание в Ипатьевской летописи в 1146 году считается датой основания города, но историки 19 века и современные учёные-археологи считают, что город несомненно возник так же, как и Брянск, в конце 10 – начале 11-го века.
Ведущий 2. Возможно, первоначально это была небольшая феодальная усадьба, основанная одним из вятичских князей, которую позднее захватил Святослав Ольгович. Постепенно эта феодальная усадьба разрослась в древнерусский город Карачев, ставший центром целой волости. К моменту прихода Святослава на земли вятичей они жили осёдло, занимались земледелием, разведением скота и домашней птицы.
Ведущий 1. В течение 11 века вятичи вели упорную борьбу за свою независимость и сохраняли внутреннюю самостоятельность до конца 13 века. Киевский князь Владимир вёл свою борьбу за господство на земле вятичей и над городом Карачевом, вследствие чего утвердилось господство Киевского государства. Но и после покорения вятичей Владимиром зависимость вятичей от Киевской Руси ограничивалась уплатой дани.
Ведущий 2. В 13 веке под властью Святослава Всеволодовича князя Черниговского, а впоследствии великого князя Киевского Карачев стал опорным пунктом во время его войны с половцами. После распада черниговского княжества на его месте были образованы 4 новых: Брянское, Карачевское, Новосильское и Тарукское. Карачевское княжество тогда занимало обширную территорию, гораздо большую многих современных европейских государств. В таком виде оно просуществовало более двухсот лет.
Ведущий 1. В те времена город внешне не отличался от подобных ему крепостей Древней Руси. Для отражения атак многочисленных врагов здесь были насыпаны высокие земляные валы и поставлен деревянный кремль, который долгое время был резиденцией князей Карачевских.
Ведущий 2. Помимо обширного терема и хозяйственных построек, в кремле находились 3 церкви, одна из которых «Во имя Архангела Михаила» служила усыпальницей карачевских князей. Крепость эта долгое время оберегала Киевские и Московские земли от многочисленных врагов. В настоящее время в центре этого городища находится соборная церковь «Во имя Архистратига Михаила». Городище «Карачев» было мало изучено археологами. Но интерес представляет медальон, который находится в Брянском краеведческом музее: «уникальный шейный медальон, амулет - «змеевик», найденный неподалеку от собора. Змеевик круглый, отлит из светлой бронзы. На аверсе – изображение Архангела Михаила, а на оборотной стороне – женская голова с отходящими от нее семью змеиными туловищами. На обеих сторонах змеевика помещены надписи – заклинания против злых сил и болезней».
Ведущий 1. Хотя Карачев оказался в стороне от татарского нашествия, но его иго легло и на наши края, было много чёрных дней. Все княжества враждовали между собой и город Карачев вновь и вновь подвергался нападению воевод и служивых татарских царевичей.
Ведущий 2. Длительные войны с татарами, Польшей, Литвой опустошили наш край. В 1616 году польско-литовские отряды вновь захватили Карачев. Город лежал в развалинах, все каменные здания, в том числе и церкви были разрушены, а деревянные сожжены.По сведениям В.В.Зверинского («Материалы о православных монастырях Российской империи», 1890г.), Тихонова пустынь, как часто в обиходе называли Воскресенский мужской монастырь, «несомненно существовала ещё в XVI столетии, когда в 1585 году ею управлял игумен Захарий». В древнем синодике Воскресенского монастыря вслед за царскими именами вписан и род монаха-строителя Тихона (сообщение учащегося о Святом, см.иллюстрации): «В 1609 году августа в день представился раб божий Тихон, начальник, строитель обители сия». В 1615 году «…на той реке Снежети под монастырем мельница монастырская, и то мельничное место пусто – мельницу сожгли литовские люди», когда банда Лисовского ввиду приближения московского воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского выжгла город без остатка и бежала верхнею дорогою по направлению к Орлу. Были разрушены монастыри, полностью уничтожена Карачевская крепость, из защитников города осталось всего 49 человек.
Ведущий 1. Исторические факты легли в основу стихотворения талантливого карачевского поэта (члена Союза писателей России) Александра Георгиевича Мехедова «Сказание о Карачеве».
ЧТЕЦ 1:
И сказали думные бояре:
Городу Карачеву не быть.
Смута. Мор. Дотла сгорел в пожаре.
Некому крепить.
И сказали, дьяку повелели
Вычеркнуть из списка оный град.
За рекой темно боры темнели,
Словно чёрный плат.
И кому оплакать было горе
(Смутные довлели времена),
Что вконец извёлся древний корень.
Пеплом – борона.
Но бояре думные не слишком
Были, знать, раскидисты умом.
Прибивались беглые людишки
Снова строить дом.
В крутоярье, за Татарским валом,
Занялись бесхлебные костры.
На юру, в усердии немалом
Пели топоры.
Низкие разлапые повети –
Не сказать, какие терема.
Но а в сердце родина-то светит!
Отступает тьма.
Отступает. И уже не лихо.
Избы сбились плотно, в добрый лад.
Церковь стала. Светлым Божьим ликом
Укрепили град.
Светлым ликом да широким лыком
По худой шубейке враспояс.
И с полатей первым детским криком,
И сияньем глаз.
Ведущий 2. Последний раз Карачев был разрушен до основания во время Великой Отечественной войны. 5 октября 1941 года в Карачев со стороны Орла ворвались фашистские танки. Участвующим армиям гитлеровцев противостоял Брянский фронт. Полоса действия Брянского фронта достигла ширины двухсот тридцати километров. В боях за Карачев гитлеровцы понесли тяжёлые потери, был уничтожен полностью эсесовский полк, было захвачено знамя этого полка, документы и имущество штаба.
Ведущий 1. За время немецкой оккупации с 5 октября 1941 года по 1 августа 1943 года в городе Карачеве немецко-фашистские захватчики чинили над населением города издевательства, пытки, расстрелы. Городское население буквально голодало, медицинская помощь отсутствовала. При отступлении немцев оставшееся население под силой оружия угонялось в Германию. И лишь немногим удалось избежать фашистского плена.
Ведущий 2. В Никольской церкви был лагерь советских военнопленных. Церковь была огорожена колючей проволокой, в неотапливаемой церкви содержались наши пленные солдаты. Трудно сказать, сколько умерло от мороза, от голода, от болезней.
Ведущий 1. В начале августа 1943 года в результате стремительного наступления наших войск на орловско-курской дуге был освобождён город Орёл. Советские войска устремились к Брянску. Жаркие бои с превосходящими силами противника развернулись на подступах к Карачеву. Немцы упорно, с ожесточением обороняли свои рубежи. А наши войска с ходу прорвали первую полосу обороны немцев, где было около ста зенитных батарей.
Ведущий 2. 12 августа к ночи советские войска с боями вышли на близкие подступы к Карачеву. Фашисты пытались удержать главный важный узел железных дорог. Три дня шли ожесточённые бои за высоты. 15 августа в 4 часа 20 минут на улицы Карачева ворвался передовой отряд 84 дивизии под командованием гвардии капитана Бабуты. С этого числа город Карачев считается советским. Немцы не выдержали натиска наших войск и бежали по Брянскому шоссе за реку Снежеть.
Ведущий 1. Карачев был полностью освобождён, но города не было. Он существовал только в названии, да на военных географических картах. В ноябре 1943 года от вокзала, вернее с того места, где был вокзал город просматривался из конца в конец. Уцелевшие жители возвращались в родные места, расчищали развалины, строили на пепелищах землянки. Постепенно город отстроился, жизнь в нём потекла обычным руслом, он развивался и хорошел.
Ведущий 2. А жители города свято чтут память воинов, отдавших свои жизни за освобождение города Карачева. В центре города сооружён памятник воинам-танкистам 4-ой гвардейской танковой армии, погибшим за освобождение города Карачева.
Ведущий 1. Что же заставляло карачевцев вновь и вновь возрождать город? Наверное, не только удобное местоположение, привычка к этим местам, но и красота здешней природы, сила духа, стойкость, вера и патриотизм жителей города.
Посмотрите, каким был и каким стал теперь современный город Карачев. (слайд 4)
Просмотр фильма «Карачев вчера и сегодня».
Фильм взят в Интернете, с сайта г. Карачева
Ведущий 2. Карачевцы искренне любят свой город, любуются его природой, увековечивают в своём творчестве. Доказательством этому служат лишь некоторые книги наших карачевских писателей и поэтов, представленных на выставке «Карачев литературный». На доске вы видите фотографии, запечатлевшие наш город, природу. Это фотоэтюды нашего известного карачевского фотографа Владимира Донского.
Ведущий 1. История и культура Карачевского района богата и многогранна. С древним городом связаны имена многих выдающихся личностей, которые составляют славу Отечества и известны во всем мире. Только изучая и храня в памяти их труды и достижения, можно стать человеком высокой культуры и истинным патриотом своей малой родины. В своих произведениях Карачев упоминали Иван Тургенев, Николай Лесков, Михаил Булгаков, Арсений Тарковский… Природа родного края пробуждала поэтический дар, развивала чуткость к жизни народной, крестьянской, тесно связанной с природой. И поэтому множество восторженных строк посвящали ему местные литературные дарования.
Ведущий 2. Александр Георгиевич Мехедов писал: «Стихи мои – из самого жизненного источника: судьбы, события, случая – я старался передать их правдиво и точно».
Александр Георгиевич Мехедов «Один в лесу. Но я не одинок…»
(слайд 3. Просмотр начала фильма о А.Г.Мехедове)
ЧТЕЦ 2: (чтение стихотворение под музыку Stefan Nikolai «Vchera»)
Один в лесу. Но я не одинок.
Со мною говорит любой листок,
И свет, и тень, и каждое растенье
Передают и мысль, и настроенье.
Вот узловатый дуб взошёл на взгорье.
Наверное, такой у Лукоморья
Во времена далёкие стоял
И ждал, пока запевом сказки стал.
И с нею к людям далеко шагнул.
В лесу и тишь, и шелесты, и гул.
Смотрите, бор какой! Сосна в сосну
Взметнули гордо шапки в вышину
И не ломают их перед грозой,
Сомкнув свой строй.
Трухлявый пень, в дупле пригрев гадюку,
Шипит, что всё обречено на муку,
Что всё земное только тлен и прах.
Но солнечные зайчики в ветвях
Не знают страха и не знают тлена.
Берёзонька, берёза! Неизменно
Ты льёшься в душу сладким бьющим соком,
Питая мысль о чистом и высоком.
Нет, я не одинок один в лесу.
Ему, как другу верному, несу
Свои мечты, надежды и сомненья.
И свет, и тень, и каждое растенье
Мне отвечают сотней голосов.
Умейте слушать тишину лесов.
– Все прочитанные стихотворения А.Г.Мехедова из сборника «Звезда в небесном чертеже…».
Ведущий 1. А этот сборник стихотворений называется «Свет изначальный». Его автором является Евгений Петрович Кузин. (слайд 5) Многие годы своей жизни он посвятил созданию Мемориального комплекса «Хацунь», на месте которого покоятся останки трёхсот восемнадцати мирных жителей, расстрелянных фашистами 25 октября 1941 года.
ЧТЕЦ 3: (чтение стихотворения Е.П. Кузина о Карачеве «Кровинка России»)
Ты взлелеян любовью горячей
Дочерей твоих и сынов.
Древний город, мой город Карачев,
Ты, как витязь, - у Брянских лесов.
От немилости Дикого Поля
Русь берёг ты в пространстве времён.
И не раз испытал ты неволю –
Супостатами был ты пленён.
Возрождался ты вновь неизменно,
Поднимая из пепла себя.
Пред тобой преклоняю колени
И живу для тебя, для тебя.
Город мой, ненаглядный и милый,
Мы тебя приодели в сады.
И душой, и сердечною силой
Будем вечно беречь от беды.
Карачев, Карачев. Родимый Карачев!
Кровинка России – в моей ты судьбе.
Божественной волей ты мне предназначен.
И я присягаю на верность тебе.
Ведущий 2. Вот книга Карачевской поэтессы Клавдии Васильевны Асеевой.(слайд 6) «Просто до естественного дыхания, по-женски трогательно, тревожно, но с надеждой пишет она о любви к родному краю».
ЧТЕЦ 4: (чтение стихотворения Клавдии Васильевны Асеевой «Зачем ты ругаешь провинцию…»)
Зачем ты ругаешь провинцию,
Гордясь многолюдной Москвой?
Столица пусть будет столицей,
А здесь родились мы с тобой.
Здесь каждая улица – наша,
И каждый прохожий – родня,
И места милее и краше
Не будет нигде для меня.
Здесь в дымке осеннего сада
Всё та же стоит благодать.
Не надо прощаться, не надо
Обратно, в Москву, уезжать.
Пройди по Карачеву снова,
Послушай, как листья шуршат…
Неужто заветного слова
Тебе не подскажет душа?
Ведущий 1. Зоя Ивановна Ионочкина (слайд 7) – автор следующего стихотворения. Она родилась и живёт в городе Карачеве. Работала директором Бугровской восьмилетней школы, в редакциях газет «Восход», «Заря», преподавала литературу в Карачевском профессионально-техническом училище. Свои стихи публиковала в газетах «Восход», «Заря», «Брянский рабочий», в областном журнале «Десна». Ещё она знаменита тем, что с её лёгкой руки Антон Шагин (слайд 8), который проучился в Профессиональном училище №21 3 года, стал знаменитым на всю страну актёром.
ЧТЕЦ 5: (чтение стихотворения Зои Ивановны Ионочкиной «Лето пришло, как большая любовь…»)
Лето пришло,
Как большая любовь.
Всё заливая весельем и светом,
И поднялись молодые рассветы,
Мир наполняя движением вновь.
Лето пришло – небосклон голубой,
Золотом брызжет в траве одуванчик.
Лугом бежит очарованный мальчик
За мотыльком, как за пёстрой судьбой,
Лето пришло, и надела земля
Самые яркие в мире одежды.
Да не покинут нас наши надежды!
Да не обманет удача, звеня!
Лето пришло – заплескалась река,
Вновь зашептались берёзы-подружки…
Слышу – мне годы считает кукушка,
Или земле нашей древней века.
Ведущий 2. Геннадий Александрович Никулин прожил короткую жизнь, всего 25 лет, но он оставил нам в наследство свои замечательные стихи.
ЧТЕЦ 6: (чтение стихотворения Геннадия Александровича Никулина «Светлая грустинка в душу мне запала…»)
Светлая грустинка в душу мне запала.
Улыбаюсь слёзно у родных дверей:
Как же нам природа отпускает мало
Самых наилучших босоногих дней.
Я целую ветки молодого клёна.
Не прошу веселья у своей судьбы.
Будь всегда ты, край мой,
Нежный и зелёный,
Пусть не отцветают люди и цветы.
Ведущий 1. Следующее стихотворение написала Алла Георгиевна Муляр. Она работала воспитателем детского сада, корреспондентом газеты «Восход» на заводе «Электродеталь», преподавателем карачевской школы. Её стихи проникнуты добротой, искренностью, любовью к родине.
ЧТЕЦ 7: (чтение стихотворения Аллы Георгиевны Муляр «За мною ромашки бегут, как девчонки…»)
За мною ромашки бегут, как девчонки,
С глазами весёлых, смешных озорниц.
Несутся по росам, босые, вдогонку,
Под пение трав и проснувшихся птиц.
О, я не могу! Упаду лицом в небо.
Ну, как тебе дышится, мама-земля?
Я – боль твоя, совесть и зёрнышко хлеба
В твоих необъятных и щедрых полях.
Взойду благодарностью, правдой, любовью,
Красивой и сильной, тобой назовусь.
Ромашки стоят, заколдованы словно.
И в каждой ромашке мне видится Русь.
ЧТЕЦ 8: (чтение под музыку ансамбля «Бабкины внуки» «Дымом потянуло»)
Над пеленой приречной – заросли.
На всхолмии, с былинных пор,
Не ведая веков усталости,
Парит Архангельский собор.
Кто их считал – безбожных выбоин
Следы, ущербины времён?!
Стоит он, русским сердцем выпоен
И Божьим светом напоён.
Покоен круглыми оплечьями,
С подъятым на плечи крестом,
Он говорит с путями млечными,
С былинкой малой – и Христом.
Нет просиявшим в духе нежити
И нету гиблого угла.
И в оскудевших дланях Снежети
Купает небо купола.
Ведущий 2. Это стихотворение называется «Глядя на полотно художника». Александр Георгиевич Мехедов посвятил его Татьяне Ивановне Борисенко (слайд 10-11), талантливой художнице города Карачев.
III ЭТАП. Знакомство с поэтом-земляком Юрием Николаевичем Кузнецовым.
Только Мылинку так одну
Я люблю без конца и края,
Как цветочный парад в весну,
Что у Снежети полыхает.
Закрываю глаза – она вот
Везде рядом, всегда со мною,
Словно Ангел неслышно идет,
Красотою дыша неземною.
- «Любимая» - так красиво называется стихотворение из новой книги нашего земляка Юрия Николаевича Кузнецова «Избранное». На обложке нового сборника стихов – старый Карачев, где родился и вырос Юрий Николаевич, и который ему очень дорог. Много стихов посвящает он своему любимому городу, его улицам, храмам, природе, знакомым, друзьям. Его новая книга – это откровение о силе безграничной любви ко всему, что связано с родным краем:
Улыбнитесь родной красоте,
Что сияет повсюду над нами,
Поклонитесь земной чистоте,
Что росою блестит под ногами.
- И я прошу выйти к нам Юрия Николаевича.
Выступление Ю.Н.Кузнецова.
IV. Заключение.
– Итак,
Мне очень хочется надеяться, что вы ощутили себя настоящими Карачевцами, которые любят свой город и гордятся его историей и культурой.
Звучит песня о Карачеве. (слайд12)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.