Литературно-музыкальная фантазия
Оценка 4.8

Литературно-музыкальная фантазия

Оценка 4.8
docx
14.12.2022
Литературно-музыкальная фантазия
Рукописи не горят....docx

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ…

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА:

 

Писатель

Муза (она же Маргарита Николаевна)

Воланд – профессор черной магии

 

Его свита:

Бегемот – кот с гипертрофированным чувством юмора, говорящий на человеческом языке

Коровьев – бывший придворный рыцарь, неудачно пошутивший на балу

Азазелло – порученец Воланда по самым разнообразным вопросам

Гелла – роковая женщина, мечта любого мужчины, прислуга Воланда

Аркадий Аполлонович Семплеяров – председатель акустической комиссии, убежденный материалист

Его жена – дорого и модно одетая дама

Его любовница – дама, одета попроще, весьма недалекая в своих суждениях.

 

ПРОЛОГ

Звучит фокстрот «Аллилуйя». Выбегает Аннушка в руках у нее авоська с продуктами. Воровато оглянувшись, она загадочно хихикает и уходит. Слышен звук приближающегося трамвая, кошачье мяуканье, звон разбитого стекла. Крик Аннушки: «Ах, ты, котяра, проклятый! Целую литровку масла из-за тебя извела! Черт бы тебя забрал!»

 

Звучит танго, на его фоне по сценической площадке, изображающей кабинет Писателя, проходят персонажи, отавляя прндметы, принадлежащие им: Воланд – визитку с таинственной монограммой, Бегемот – примус, Коровьев – разбитое пенсне, Гелла – фартук прислуги и букет жетых цветов, Азазелло – шляпу-котелок.. После их ухода на площадке появляется Писатель, в руках у него – газета, он просматривает ее, периодически саркастически ухмыляясь. Проходит к рабочему столу, садится. Через мгновение появляется Муза. Тревожно посмотрев на Писателя, подходит  к нему.

 

КАРТИНА 1

 

Муза – Что-то случилось?

Писатель – Нет. Ничего существенного. (передает ей газету)

Муза (пробегает глазами по статье) – Но… Это же ужасно! И ты так спокойно говоришь, что ничего не произошло!

Писатель – Я к этому уже привык.

Муза (читает) – «Дни Турбиных» - провокационная пьеса, вытаскивающая на свет апологию белогвардейского движения… Возмущенные трудящиеся Москвы требуют немедленного снятия ее из репертуара театров…. Удивительное дело, куда смотрит Главрепертком?» Ужасно,…Это просто ужасно! (помолчав) Мне Кажется, надо обратиться в Коммисариат…

Писатель – Никуда не надо обращаться….

Муза – Но бездействие…

Писатель – Аннушка уже пролила подсолнечное масло…

Муза – Что?

Писатель – То, что предначертано Судьбой, не исправишь.

Муза – Глупости говоришь…. (оглядываясь) У нас были гости? Я вижу много странных предметов: разбитое пенсне, но у тебя – монокль…. Примус, котелок, а это… (берет передник) откуда это взялось?

Писатель – Не ревнуй. Ничего особенного. Но гости, действительно, были.

Муза – Мог бы и предупредить…

Писатель – Я и сам не знал об их визите. Они каждый раз приходят неожиданно, без приглашения. И тогда я вижу странные тени, множество голосов звучат в моей голове…  И тогда я понимаю: вот они, новые друзья, которые рано или поздно придут ко мне, чтобы рассказать свои истории. А иногда, как сегодня.  Они оставляют свои вещи, тем самым напоминая о своем существовании. Туманно… да?

 

Картина 2

 

Писатель один. Неслышно к нему движется фигура. Это – Коровьев.

 

Писатель – Я ждал тебя.

Коровьев – Торопился к тебе, чтобы сообщить: Аннушка уже пролила масло и не только пролила, но и уже много разных событий произошло…. Берлиоз ждет вечного упокоения на каталке в анатомическом театре, Бездомный встретил Мастера, а мессир  Воланд  - за кулисами театра «Варьете».

Писатель – За чем же дело?

Коровьев – Ждем вашего сигнала. (Писатель кивает, Коровьев надевает пенсне). Граждане и, некоторым образом, гражданки! Мы начинаем!

 

(Звучит танго, появляются Бегемот и Гелла, делают несколько танцевальных па)

 

Коровьев – Перед вами сейчас выступит знаменитый иностранный артист мосье Воланд из Германии со своим сеансом черной магии.

Аркадий Аполлонович – Все это так! Но мы-то понимаем, что никакой черной магии не существует в природе, мы все как один за разоблачение!

Коровьев – Всенепременно, дражайший Аркадий Аполлонович! А пока попросим, господина Воланда!

 

(Появляется Воланд, садится на поданный Бегемотом стул.)

 

Воланд ( после недолгого молчания) – Скажи мне, любезный, Фагот, как по-твоему, нынешнее народонаселение значительно изменилось?

Коровьев – Точно так, мессир!

Волонд - …но изменились ли горожане внутренне?

Коровьев – Да. Это важнейший вопрос, сударь!

Воланд – Впрочем, мы заговорились. Покажи-ка для начала что-нибудь простенькое.

 

(Бегемот достает колоду карт. Тасует ее, передает Коровьеву, тот тоже тасует ее, кладет в карман)

 

Коровьев – Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седь мом ряду у гражданина Парчевского, как раз между трехрублевкой и вызовом в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой.

 

(Возглас изумления в зале)

 

Аркадий Аполлонович – Стара шутка! Этот из их компании!

Коровьев – В таком случае, вы в одной шайке с нами, ибо она теперь у вас!

Аркадий Аполлонович – Верно! Да ведь это же…червонцы! Все-таки желательно разоблачить… Зрительская масса требует…

Коровьев – Зрительная масса как будто бы ничего не заявляла. Но… учитывая ваше желание… Итак, где вы вчера вечером были, Аркадий Аполлонович?

Жена – Мой муж был на заседании комиссии, и я не понимаю…

Коровьев – Уй, мадам! Натурально, вы не понимаете. Выехав на заседание, Аркадий Аполлонович, отпустил шофера, а сам в автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного театра Мелице Андреевне Покобатько!

Жена – Ой!

Любовница – Все понятно! Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы! (Бьет его зонтиком)

Жена – Как смела ты, негодяйка, коснуться Аркадия Аполлоновича!

Любовница (хищно) – Уж кто-кто, а уж я-то точно смею коснуться!

Жена – Милиция1 Взять ее! (потасовка)

Коровьев – Вот, почтеннейшие граждане, один из случаев так называемого разоблачения, которого так усердно добивался Аркадий Аполлонович!

Кот (перекрикивая потасовку) –  Маэстро, урежьте марш! (марш)

 

(Несколько танцевальных па с Коровьевым, затем вместе с дерущимися удаляются)

 

Воланд (вставая) – Ну что же. Люди, как люди. Ну, легкомысленны… в общем, напоминают прежних, только квартирный вопрос из испортил. Н-да-а… (уходит)

 

Картина 3

Маргарита одна.

Маргарита – Ровно год день в день на этой же самой скамье, я сидела рядом с ним. Мастер… Тебя нет рядом в этот день… «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…» Обгоревшая рукопись, старый альбом и лепестки засохшей розы – вот и все, что осталось от тебя… (Присаживается на скамейку)  Что это? Какие странные похороны? Интересно знать,кого это хоронят с такими удивительными лицами?

 

(Появляется Азазелло, берет со стола Писателя шляпу-котелок, одевает)

 

Азазелло – Берлиоза Михаила Александровича, председателя МАССОЛИТа… Удивительное дело. Везут покойника, а сами думают, куда подевалась его голова, Маргарита Николаевна.

М – Вы меня знаете? (Азазелло приподнял котелок) А я вас не знаю.

Азазелло – Меня прислали, чтобы пригласить вас сегодня вечером к иностранцу!

М – Новая порода появилась -уличный сводник!

Азазелло – Дура!

М – Мерзавец!

А – «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город»

М  - Я ничего не понимаю, кто вы такой?

А – Зовут меня Азазелло, но вам это ничего не говорит…

М – Но вы что-нибудь знаете о нем? Скажите, он жив?

А – Ну, жив, жив!

М – Боже!

А – Пожалуйста, без волнений…. Потрудитесь получить. Ровно в половину десятого потрудитесь натереть этой мазью лицо и все тело. В 10 я вам позвоню. (неожиданно показывая в сторону) Ба!

 

(Маргарита отвлекается на жест Азазелло, он исчезает

Маргарита остается одна в комнате)

 

Маргарита – Ай, да крем! Ай, да крем! Хороша! И это все крем! А как же муж! Впрочем…. (подходит к столу, пишет записку) «Прости меня и как можно скорее забудь. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита.»  (Берет со стола цветы, Писателю) Нравятся вам мои цветы?

Писатель – Нет.

Маргарита – Вы вообще не любите цветов?

Писатель – Я розы люблю.

(Маргарита смеется, бросает цветы)

Маргарита –  Милый. Милый, Азазелло! А иностранец безопасен. Да. Теперь я понимаю, что он безопасен! Что же дальше? Ах, да! Невидима и свободна! Невидима и свободна!

 

Картина 4

Выбегает Бегемот.

Бегемот – Медам и месье! В эту знаменательную ночь полнолуния я рад объявить о начале королевского бала! Маэстро! Бал! Я в восхищении!

 

(Появляются Маргарита и Коровьев)

 

Коровьев – Законы бального съезда одинаковы, королева!

Маргарита – Какая изумительная музыка! А дирижер! Кто дирижер?!

Бегемот – Иоганн Штраус!

Маргарита – Я в восхищении!

Бегемот, Коровьев, Гелла – Королева в восхищении!

Бегемот – Крикните ему: «Приветствую вас, король вальсов!»

Бегемот, Коровьев, Гелла – Королева в восхищении!

Коровьев – Взгляните, королева, один из интереснейших мужчин, господин Жак!

Бегемот – Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик, Королева в восхищении! Я в восхищении!

Коровьев – Супруга мсье Жака!

Бегемот – Королева в восхищении!

Коровьев – Не жалеете, что согласились стать хозяйкой бала?

Бегемот – Последний выход, и мы свободны!

 

(Появляется Воланд, за ним идет Азазелло, неся на блюде нечто, покрытое тканью)

Воланд (Маргарите) – Не устали?

Маргарита – Нет.

Воланд – Вот что значит благородная кровь! Судьбу не изменить, и Аннушка случайно пролившая на трамвайные рельсы подсолнечное масло, стала таким знаком судьбы для неверующего председателя литературного объединения Михаила Александровича Берлиоза, голова которого покоится сейчас на этом блюде…

Бегемот – Моя работа. Голову у покойника из гроба спер чрезвычайно ловко1 ни одна собака не заметила!

Воланд – Уважаемый Михаил Александрович, вы всегда были проповедником той теории, что голова человеческая по отсечении превращается в золу и уходит в небытие, Но есть и такая теория, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие! Я пью ваше здоровье, господа! (Маргарите) Пей!

Маргарита – Это водка?

Бегемот – Помилуйте, королева, разве я позволил бы налить даме водки? Это – чистый спирт!

Воланд – Смело пейте. Ночь полнолуния – праздничная ночь, и я ужинаю в тесной компании приближенных и слуг! Вы желаете чего-нибудь для себя?

Маргарита – Верните мне моего любовника Мастера! (обращаясь к Писателю) Ты…ты…ты…

Писатель – Мне страшно, Марго, у меня началичь галлюцинации.

Маргарита – Не бойся ничего! Я с тобою!

Писатель – Но это ты, Марго? А я теперь никто!

Воланд – А почему Маргарита называет вас Мастером?

Писатель – Он слишком высокого мнения о моем романе… но я сжег его в печи.

Воланд – Простите, не поверю. Рукописи не горят!

(Бегемот приносит рукопись)

Маргарита – Вот она, рукопись! Всесилен! Всесилен!!!

Воланд – Ну что же все счета оплачены?

Бегемот – Пора!

 

(Воланд и свита удаляются)

 

Картина 6

Кабинет Писателя. Он в задумчивости сидит, листая рукопись. Входит Муза, у нее в руках поднос с кофейным сервизом. Посмотрев на Писателя, он отставляет поднос. Подходит к писателю.

Муза – А гости уже ушли?

Писатель – Да. Но обещали вернуться.

Муза – Когда?

Писатель – Не знаю. Может завтра, может через год, а может сегодня.

Муза – Случай беззвучие, слушай и наслаждайся тишиной. Вот твой дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро Беречь твой сон буду я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ… ДЕЙСТВУЮЩИЕ

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ… ДЕЙСТВУЮЩИЕ

Муза (пробегает глазами по статье) –

Муза (пробегает глазами по статье) –

Звучит танго, появляются Бегемот и

Звучит танго, появляются Бегемот и

Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного театра

Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного театра

М – Мерзавец! А – «Тьма, пришедшая со

М – Мерзавец! А – «Тьма, пришедшая со

Бегемот, Коровьев, Гелла – Королева в восхищении!

Бегемот, Коровьев, Гелла – Королева в восхищении!

Воланд – А почему Маргарита называет вас

Воланд – А почему Маргарита называет вас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022