Литературно - музыкальная композиция
Оценка 4.7

Литературно - музыкальная композиция

Оценка 4.7
docx
06.04.2022
Литературно - музыкальная композиция
Л итературно - музыкальная композиция о В.О.В.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне

«По страницам книг о Великой войне»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала педагог – библиотекарь

Балясникова Виктория Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Хребтовая 

 

План – конспект внеклассного мероприятия

 Цели:

 

- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

- воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины и уважения к героям прошедшей войны;

- воспитать чувство гордости к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто переживал эту войну;

- способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей;

- воспитывать на примерах мужества, патриотизма

 

Задачи:

- укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа;

- расширить знания ребят о Великой Отечественной войне;

- воспитание любви к Родине.

 

Оборудование:

 

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, музыка:

Фонограмма песни «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы, песня «Фронтовой санбат», выставка книг о войне, цитаты писателей о войне.

 

Класс: учащиеся 5 – 11 классов

 

Дата проведения: 17 апреля 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие ребята,  и взрослые сейчас мирное время. Нет звуков выстрелов и рёва танков. Мирная тишина. Не гремят пушки, не гудят в небе самолеты. Разрывы мин, море крови и смертей. К счастью, вы не знаете, что это такое. Когда-то давно шла очень кровавая война, враг был разгромлен. Погибали люди, сражаясь за мир, горели в танках, ради того, чтобы мы с вами могли спокойно жить на земле. А имена этих героев войны мы будем помнить вечно.

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы.

Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.

Великая  Отечественная война навсегда изменила все – изменила нас, изменила историю, изменила Россию. Мы все знаем, какими не лёгкими были годы войны. Мы с ужасом смотрим фильмы о войне. Мы с гордостью вспоминаем героев войны, с горечью вспоминаем погибших.

Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.

 Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле Неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

И мы, отдавая дань памяти погибшим в В.О.В., ветеранам, которые защитили нас, представляем вашему вниманию литературно – музыкальную композицию «По страницам книг о Великой войне».

 

Война наложила свой отпечаток не только на судьбы взрослых, но и на судьбы детей.

Ученица 11 класса прочитает вам стихотворение Джека Алтаузена

 «Девочка играла возле дома»

 

 

Выбежала девочка из дома. 
Маленькая, в малиновом платке, 
Старенькие валенки знакомо, 
Весело блестели вдалеке. 
Куклу на салазках покатала… 
С черной собачкой у ворот 
Долго по-ребячьи лопотала, 
Рукавичку ей совала в рот. 
Бегала то к дому, то к сараю 
И шептала, прячась за крыльцо: 
— Я с тобой собачка не играю, 
Ты чего слюнявишь мне лицо? 
Топала по тропке возле дома, 
Щечки на морозе расцвели … 
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо, 
Злые люди к дому подошли 
Вытащили все, что в доме было, 
Даже карандашник и тетрадь, — 
Ту, в которой девочка любила 
Ласточек для мамы рисовать. 
Вынесли подушки и корзины, 
Сверток детских трусиков цветных 
И такие были образины 
Лютые и жадные у них. 
Разбросали карточки по дому, 
Снимки, что в альбомах берегли, 
И потом зажженную солому 
Равнодушно к двери поднесли. 
Зазвенели выбитые рамы, 
Полыхнуло пламя через край 
И раздался хриплый голос мамы: 
— Доченька, любимая, прощай! 
Черным дымом крыша вся покрылась 
Вспыхнул клен, то рос невдалеке 
Губки задрожали, покатилась 
Крохотная слезка по щеке. 
Мамочка, мамусенька родная! 
Посмотри, сейчас расправлюсь я 
С этим, на котором шерстяная 
Вязаная кофточка твоя. 
Кулачонки маленькие сжала — 
Сердце быстро прыгало в груди, — 
К рыжему фашисту подбежала 
И сказала звонко: «Уходи!» 
Был он, длинный, грязный и плечистый, 
Был он молод, жаден и жесток, 
И сорвал он с девочки пушистый, 
Теплый, мамин, ласковый платок. 
Волосенки ветром растрепало, 
Слезы стыли возле самых век. 
Треснул выстрел, — девочка упала 
Личиком курносым прямо в снег. 
В это утро мы в окопах были, 
А потом рванувшись точно в срок 
И атакой яростной отбили 
Небольшой районный городок.

 

 

 

 

 

 

Ученик 10 класса представляет свое видение повести Валентина Распутина

«Живи и помни»

Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина «Живи и помни» . Я прочитал эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не мог предположить, что судьба людей бывает такой жестокой и люди могут так страдать. Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба». Для них судьба есть нечто, независящее от воли отдельного человека. Чем дальше читаешь повесть, тем труднее разделять героев на «хороших» и «плохих». Распутин судит своих героев не по законам военного времени, а по законам народной справедливости. Андрей Гуськов и Настена встретились после голодного 1933 года, когда Настя уже немного пришла в себя после хорошего урожая.


           В повести В. Распутина «Живи и помни» война высту­пает причиной не только физической смерти людей, но и, что самое страшное, — духовной их гибели, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали да­вать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, не­верие, отчаяние. 
          В образе Андрея Гуськова нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презирае­мый всеми, всегда и везде, независимо от века и нацио­нальности? 
           Конечно, поначалу Андрей Гуськов и не думал о предательстве. Он выполнял свой долг перед Родиной и народом, но постепенно в его душе рос страх за свою жизнь, переключающий внимание на собственное спасе­ние, заставляющий молить судьбу о тяжелом ранении, которое могло бы позволить ему отлежаться в госпита­ле и вернуться домой. И Гуськова действительно ранят, он попадает в госпиталь. Воспоминания о последнем бое не дают ему покоя: «...недолгая и страшная схват­ка железа с железом, где люди вроде бы ни к чему... наводчик орудия, заглядывающий в свой распоротый живот...». Но вот надежда на хотя бы короткую поез­дку домой рушится, потому что приходит приказ возвра­щаться на фронт. И здесь страх, «обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну», заставляют Гуськова решиться на самовольную отлучку, потому что дом был совсем рядом: «Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно». 
             Но судьба все перекраивает по-своему. Дорога отняла больше времени, чем предполагал Андрей, и он, боясь, что после возвращения его посчитают предателем, действитель­но становится дезертиром. Но осознанием своего отступ­ничества он не только рвет все связи между собой и наро­дом, но и обрекает себя на трагическое поражение, ведь «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предатель­ства, проходит по ней до конца». 
             С пониманием необратимости этого пути, к Гуськову приходит и осознание собственной отверженности, и он начинает опускаться все ниже и ниже, духовно деградиро­вать, мстить людям, обвиняя в своем дезертирстве кого угодно, только не себя. 
             Предав себя и свой народ, Гуськов неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека — свою жену Настену, готовую разделить вину и позор своего мужа, и своего не рождённого ребенка, которых он жестоко обрека­ет на трагическую гибель. 
             Показывая нам трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Распутин показывает нам войну как силу, деформи­рующую личность человека, способную разрушать надеж­ды, гасить уверенность в своих силах, расшатывать неус­тойчивые характеры и даже ломать сильных. Ведь Насте­на, в отличие от Андрея, — жертва безвинная, пострадав­шая в результате невозможности выбора между своим на­родом и человеком, с которым она когда-то связала свою жизнь. Настена никогда и никому не изменяла, всегда ос­таваясь верной тем нравственным принципам, которые были заложены в ней еще с детства, и поэтому ее гибель кажет­ся еще более страшной и трагичной. 
               Таким образом, в своей повести «Живи и помни» Распутин высвечивает антигуманную природу войны, которая приносит людям страдания и беды, не разбира­ясь, кто прав, ко виноват, кто слаб, кто силен. Эта книга по праву стоит в ряду антивоенных шедевров современ­ной классики.

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 7 класса и ученик 9 класса представляют сценку

Вячеслава  Попова  
Сын и отец.

 

Я отца попросил:
— Расскажи, как сражался,
Как поганых фашистов
В боях убивал.
Но отец о войне
Говорить отказался,
Только брови нахмурил
И тихо сказал:
— Ты что думаешь, сын,
Убивать очень просто?
Так в кино лишь бывает
И то не всегда.
— Но ведь это ж враги?!
Я б их всех шашкой острой
Покрошил, если б только
Был взрослым тогда.
— Да, то были враги,
Но они тоже люди,
И у каждого дома
Детишки и мать.
Их погнали, как скот,
К нам фашисты-паскуды
И заставили силой
Всех нас убивать.
Но уж тут кто кого.
Жить нам тоже хотелось,
Да к тому же свой дом нам
Пришлось защищать.
На войне было все –
Кровь, жестокость и смелость.
И поверь, нелегко мне
Войну вспоминать.

 

Ученики 5 класса представляют проект

Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин".

Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит: 

В чем-то я его богаче, — 
Я ступал в тот след горячий, 
Я там был. Я жил тогда...

Вот перед нами первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была. 

... А всего иного пуще 
Не прожить наверняка — 
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей, 
Да была б она погуще, 
Как бы ни была горька.

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков: 

Тем путем идем суровым, 
Что и двести лет назад. 
Проходил с ружьем кремневым 
Русский труженик—солдат.

Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем": 

Вслед за властью за советской, 
Вслед за фронтом шел наш брат...

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое: 

Бой идет — святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание: 

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа...

Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках: 

И увиделось впервые, 
Не забудется оно:
Люди теплые, живые 
Шли на дно, на дно, на дно...

В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".

И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой: 

Я одну политбеседу повторял: — не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".

Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души: 

Мне не надо, братцы, ордена, 
Мне слава не нужна, 
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона!

Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях: 

Ждут, молчат, глядят ребята, 
Зубы сжав, чтоб дрожь унять... 
Ты лежишь ничком, парнишка 
Двадцати неполных лет. 
Вот сейчас тебе и крышка. 
Вот тебя уже и нет.

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть. 
Нет, товарищ, зло и гордо, 
Как закон велит бойцу, 
Смерть встречай лицом к лицу 
И хотя бы плюнь ей в морду, 
Если все пришло к концу...

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. 

Богатырь не тот, что в сказке — 
Беззаботный великан, -
А в походной запояске, 
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд 
Теркин жив и весел, черт!

Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем. 

То серьезный, то потешный, 
Нипочем, что дождь, что снег, — 
В бой, вперед, в огонь кромешный, 
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

 

 

 

 

 

Заключительная  песня в исполнении ученицы 10 класса «Фронтовой санбат» звучала в концерте фронтовых бригад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот и закончилась наша литературно – музыкальная композиция.

 А сейчас я немножко хочу вам рассказать о своей работе, об использовании ИКТ в подготовке и проведение мероприятий разного уровня.

 В современном, постоянно развивающемся мире информация играет важную роль в жизни любого человека. Наиболее функциональным средством обработки информации является персональный компьютер. Однако владение ПК является необходимым, но недостаточным условием овладения человеком информационной культурой. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание компьютерных технологий и умение применять их в своей деятельности в стандартных, нестандартных и творческих ситуациях.

    Особенностью подросткового периода является активное развитие личности, развитие коммуникативных способностей, позиционирование себя в окружающем мире. Руководствуясь этими фактами, я решила показать вам данное мероприятие.

При подготовке к которому использованы информационные технологии, поиск информации и создание презентаций, поиск музыки и фотографий в интернете.

Так же в своей работе я использую полезные сайты: как для себя так и для детей:

- дистанционные олимпиады, творческие конкурсы;

- российская государственная детская библиотека;

- иркутская областная библиотека им. И.И. Молчанова- Сибирского;

- иркутская областная детская библиотека им М.Д. Сергеева;

- краеведческий портал Ковчег Литературная карта И.О;

- детская библиотека «БиблиоГид»;

- библиотека М. Мошкова;

- электронная библиотека Либрусек;

- антология русской поэзии;

- словарный портал;

- библиографическая поисковая система «Букинист»;

- электронная библиотека «Литература и фольклор»;

- некоммерческая электронная библиотека;

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- федеральный каталог цифровых образовательных ресурсов

Так же в кабине информатики в нашей школе у нас работает лаборант на 0,5 ставки, которая помогает нашим ученикам найти нужную информацию в интернете. В кабинетах находятся компьютеры, личные  ноутбуки учителей, на которых учащиеся во время уроков работают совместно с учителями. В библиотеке учащиеся самостоятельно ищут им нужную информацию не только в книжном варианте, но и с помощью интернета. Совместно с детьми составляем презентации к урокам.

 Я создала свою копилку презентаций. Данная копилка помогает, учителям и ученикам найти нужную презентацию на определенную тему.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

План – конспект внеклассного мероприятия

План – конспект внеклассного мероприятия

Разрывы мин, море крови и смертей

Разрывы мин, море крови и смертей

Война наложила свой отпечаток не только на судьбы взрослых, но и на судьбы детей

Война наложила свой отпечаток не только на судьбы взрослых, но и на судьбы детей

Доченька, любимая, прощай!

Доченька, любимая, прощай!

Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба»

Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба»

С пониманием необратимости этого пути, к

С пониманием необратимости этого пути, к

Как поганых фашистов В боях убивал

Как поганых фашистов В боях убивал

Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа

Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности

Поэма Александра Твардовского "Василий

Поэма Александра Твардовского "Василий

Вот и закончилась наша литературно – музыкальная композиция

Вот и закончилась наша литературно – музыкальная композиция

Букинист»; - электронная библиотека «Литература и фольклор»; - некоммерческая электронная библиотека; - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - федеральный каталог цифровых образовательных ресурсов

Букинист»; - электронная библиотека «Литература и фольклор»; - некоммерческая электронная библиотека; - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - федеральный каталог цифровых образовательных ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022