Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"
Оценка 4.7

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
6 кл
26.01.2018
Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"
Аудиофайл для чтения по него стихотворения В.Маяковского "Послушайте"
Сценарий Ребята, надо верить в чудеса.docx
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ребята, надо верить в чудеса…» ( по феерии «Алые паруса» А. Грина) В 6-б классе Цели мероприятия: пробудить интерес к чтению, обучить анализу, интерпретации текста; научить не бояться показывать личностное восприятие художественного произведения; развивать творческие способности обучающихся, «дара воображения”, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы; воспитывать духовно- нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь. Оборудование: ПК, мультимедийная презентация; мультимедийный проектор; экран для показа презентации; творческие работы учащихся (плакаты, рисунки) На доске – портрет А.С.Грина, высказывания: Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон. …Он пришёл на время, ненадолго, Он пришёл, чтоб нас предупредить – Разобьётся сердце на осколки, Если мы разучимся любить. I. Организация внимания. -Сегодня, ребята, мы проведем литературно-музыкальную композицию, посвященную повести А.Грина? II. Объявление темы урока. -Тема сегодняшнего урока «Ребята, надо верить в чудеса…» -Когда человек ждет чуда, надеется на него? - Скоро мы узнаем, почему главные герои А. Грина "Алые паруса" искренне верили в чудо, откуда у самого писателя тяга к волшебству. Звучит «Лунная соната» Бетховена.  1. стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!» (Костылев Дима) Послушайте! Ведь если звёзды зажигают – значит – это кому­нибудь нужно? Значит – кто­то хочет, чтобы они были? Значит – кто­то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит – чтоб обязательно была звезда! – клянётся – не перенесёт эту беззвёздную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому­то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?! Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому­нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! Учитель. А в 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786  Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина. …Он пришёл на время, ненадолго, Он пришёл, чтоб нас предупредить – Разобьётся сердце на осколки, Если мы разучимся любить. «Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить…» ­ такой  эпиграф мы возьмем к нашему уроку, посвящённому «Алым парусам»  А.Грина.  .  -О том, как личностные качества самого автора Учитель   повлияли на создание удивительного произведения, мы узнаем из его биографии. (Сообщение биографии автора) 2.Биография Александра Грина Александр Степанович Грин (псевдоним, настоящее имя Александр Стефанович Гриневский, (23.8.1880 - 8.7.1932) - русский писатель, автор знаменитой повести "Алые паруса", классик отечественной литературы. Родился в г.Слободской Вятской губернии в семье ссыльного поляка Стефана Гриневского. В 1896 году окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, мыл золото на Урале, служил в армии, где вступил в партию социалистов- революционеров. В Севастополе вел социалистическую агитацию, за что был арестован и осужден. Наказание отбывал в тюрьме и трех ссылках. Литературные произведения начал публиковать с 1906 года. Первый рассказ - "Заслуга рядового Пантелеева" - носил агитационный и революционный характер, за что тираж брошюры был конфискован жандармами. Вскоре Грин отходит от непосредственной политической деятельности и в дальнейшем работает как профессиональный литератор. В 1912 году приезжает в Петербург. В это время Грин пишет в основном рассказы. После революции, которую Грин пережил очень болезненно, что видно по его произведениям 1918- 1919 годов, главной темой его творчества становится столкновение свободы и несвободы, особенно ярко проявившееся в романах "Блистающий мир" (1923), "Джесси и Моргиана" (1929) и "Дорога в никуда" (1930). Одним из лучших произведений Грина считается символическая повесть-феерия "Алые паруса" (1923). В 1924 Грин переезжает в Феодосию. Постепенно его творчество входит в явный конфликт с идеологическими установками партии и Грина почти перестают издавать. В 1930 году писатель перебирается в Старый Крым, где два года спустя умирает от рака легких. Учитель - Так каким же был Александр Грин? Давайте познакомимся с воспоминаниями о писателе его современников Соня Жукова Вова Копылов Никита Юрковский -Леша Белов (Да, это была яркая, незаурядная личность. Писатель искал смысл в жизни и немалую роль в ней отводил свободе, благородству, вопросам чести и совести. Он, как маленький, верил в чудеса и всегда старался сделать жизнь окружающих немного романтичней. Только такой человек мог написать повесть-феерию «Алые паруса». Пришла очередь разобраться с этим непривычным для литературы жанром. Так что же такое – феерия? Обратимся на слайд. Феерия –это (франц. feerie, от fee — фея, волшебница), 1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в. 2) Цирковое представление с использованием различных эффектов. Фееричная повесть Грина необычайна популярна, получила ряд интерпретаций в различных видах искусства. На ее основе создана опера "Алые паруса" Андрея Богословского. 3. Рыжова Мария читает стихотворение  Мне встречи с ним судьба не подарила, И лишь недавно поздние цветы Я положил на узкую могилу Прославленного рыцаря мечты. Но с детских лет, с тех пор, когда впервые Я в мир чудес, им созданных, проник, Идут со мною рядом, как живые, Весёлые герои его книг. Они живут в равнинах Зурбагана, Где молодая щедрая земля Распахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля. 4. История создания повести (сообщение Аветисяна Артура) Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот  с правильно сидящим красивым крылообразным парусом». Этот бот был  воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел будущего  произведения Спустя 10 лет, Грин снова возвращается к нему: «У меня есть ­ повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило совершенно  случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым  парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что­то сказала, но я не знал – что,  тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного цвета, потому что в  нем есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И  вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел  цель его бытия». Сам замысел произведения – красные паруса цвета «вина,  роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица  которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом», вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом  сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести «Красные  паруса» заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании  «Алые паруса» приобретают особую образность и само выражение становится словом­символом. Учитель. - В чем причина популярности произведения? - Эта повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной организацией. Повесть написана ярким, живым языком, она напоминает сказку, герои которой живут, творя добро. -С чего начинается повествование? - Из-за чего умерла жена Лонгрена? - Мери умерла из-за людской черствости и непорядочности Меннерса. Даша Белова и Яна Камалутдинова поют песню «У синего моря» -Почему А.Грин выбрал для своих героев такие необычные имена? С чем они у вас ассоциируются? - Где развиваются события? – На берегу моря, которое в романтических произведениях является символом свободы, приключений, простора, мечты. - Какие герои находятся в центре повествования? – Это герои необычные, окружающие их не понимают, чувствуют их резкое отличие от себя самих. Лонгрен, Ассоль, Грэй способны мечтать, поверить в чудо, жители Каперны лишены этой способности. Они обычные, скучные, порой злобные люди; по мнению Лонгрена, они не умеют любить. Отчуждение между Лонгреном и жителями усугубилось после случая с Меннерсом. - Охарактеризуйте жителей Каперны. – Злые, грубые, жестокие люди, способные ко лжи, их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль. - В чем причина конфликта между жителями Каперны и романтическими героями Грина? – Герои Грина – романтические персонажи: они находятся в конфликте с жителями Каперны, их не принимают и не понимают окружающие. Основа романтического мироощущения - ощущение неправильности мироустройства, недовольство им; поэтому романтические герои создают свои миры, они стремятся вырваться из настоящего. - Кто вселяет в юную Ассоль веру в прекрасное будущее и возможное счастье? Давайте посмотрим инсценировку этого эпизода повести Сценка (играют Ананьева Настя, Марченко Стас и Камалутдинова Яна) Видеофайл про Ассоль - Ребята, вы заметили особенность композиции повести: рассказ о жизни Ассоль идет параллельно жизнеописанию Грэя. - Почему автор именно так строит повествование? – Автор готовит читателей к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно. - Артур Грэй. Чем он не похож на окружающих его людей? Какие необычные поступки он совершает? Рассказывает Губанова Кристина Мальчик родился и вырос в богатой семье. Но среди фамильных ценностей ему жутко неуютно и скучно. Он стремится на природу, а там уже создает свой сказочный мир, полный приключений и загадок. Однажды он увидит картину с кораблем и капитаном и с этого момента всей душою начинает стремиться к морю, изучая его в старинных книгах. С самого детства Артур – бунтарь. Он выступает против жестокости (зарисовывает краской раны Христа на картине, а когда кухарка Бетси обжигает руку кипятком, мальчик поступает так же со своей рукой), в 15 лет он юнгой на корабле уплывает в морские дали. Но самый яркий его бунт – против обыденности. В Лисе, узнав о предсказании сказочника Эгля, решает воплотить сказку Ассоль в жизнь. Алые паруса и его стремление удивить и очаровать девушку противоречат серым будням городка, в котором не умеют ни рассказывать сказки, ни мечтать. - Не случайно матрос Летика говорит о нем: "Первый раз плаваю с таким капитаном: капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его". - А какую оценку своему герою дает сам автор? – "Артур Грэй родился с живой душой…" "Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души". - Чтобы понять взрослую Ассоль, обратимся к ее портрету в 4 гл. повести. Какие две Ассоль живут в ней? Читает Апухтина Юля: За   ореховой   рамой   в   светлой   пустоте   отраженной   комнаты стояла   тоненькая   невысокая   девушка,   одетая   в   дешевый   белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка.   Полудетское,   в   светлом   загаре,   лицо   было   подвижно   и выразительно;   прекрасные,   несколько   серьезные   для   ее   возраста глаза   посматривали   с   робкой   сосредоточенностью   глубоких   душ. Отраженная в зеркале девушка улыбнулась так же безотчетно, как и Ассоль. Улыбка вышла грустной; заметив это, она встревожилась, как если бы смотрела на постороннюю. Она прижалась щекой к стеклу, закрыла глаза и тихо погладила зеркало рукой там, где приходилось ее отражение. Рой смутных, ласковых мыслей мелькнул в ней; она выпрямилась,   засмеялась   и   села,   начав   шить.   Пока   она   шьет, посмотрим на нее ближе ­­ вовнутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных   в   замечательной   прекрасной   неправильности.   Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая ­­ живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих   от   одного   на   другое.  Она   знала   жизнь   в   пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно   между   строк,   как   жила.   Бессознательно,   путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких  открытий,   невыразимых,   но   важных,   как   чистота   и тепло.   Иногда   ­­   и   это   продолжалось   ряд   дней   ­­   она   даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет,   совершенно   серьезно   высматривала   корабль   с   Алыми Парусами.  - Автор называет ее "живое стихотворение"? – В основе ее личности – гармония. - Кто истинные друзья Ассоль?- Это крупные старые деревья; героиня хорошо понимает природу, она сама напоминает цветок. -Вспомните эпизод первой встречи Грэя и Ассоль. Почему он надевает ей на палец кольцо? - Почему расспрашивает о ней в Каперне? - Зачем Грэй покупает дорогой шелк на паруса? - С какой целью он нанимает музыкантов? - Грэй встретил родственную душу, полюбил и захотел воплотить мечту Ассоль. - Какой эпизод в повести можно считать кульминационным? - Появление корабля с алыми парусами является пиком в развитии действия, моментом, когда даже лишенные фантазии жители Каперны замерли перед этим чудом, сотворенным Грэем. Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса» - Какие слова и выражения находит автор для характеристики Ассоль? – Ассоль "мокрая драгоценность", Грэй называет ее "дитя мое". "счастье сидело в ней пушистым котенком". Героиня подобна ребенку, в ней живет ожидание чуда, она сама, как котенок, нуждается в защите, она доверчива и нежна. - Символом чего являются алые паруса? – Это символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами. Алый цвет – символ любви. Почему автор выбрал именно этот цвет? IV. Рефлексия. 1. Как эпиграф к уроку связан с образом алых парусов? -Что хотел сказать автор своим произведением? Сформулируйте идею. А. Грин напоминает читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую детскую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить людям счастье, а это сделает счастливыми нас самих 2. А теперь домашнее задание: напишите на своих парусниках самую заветную мечту, отправьте их в далекое плавание и будьте счастливы! Финальная песня «Ребята, надо верить в чудеса»

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Литературно-музыкальная гостиная "Ребята, надо верить в чудеса!" по повести-феерии А.С.Грина "Алые паруса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018