Применение технологии критического мышления на уроке литературы
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
6 кл
06.03.2018
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и находить ответы, радоваться процессу поиска?»
Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на своих уроках – это технология критического мышления.На уроке я использовала элементы технологии критического мышления и в очередной раз убедилась, что применение этой технологии дает ученику повышение интереса к изучаемому материалу, к процессу обучения; умение критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими. А мне, как учителю, эта технология помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Применение технологии критического мышления на уроке литер.docx
Применение технологии критического мышления на уроке литературы
Голайденко А.Г.
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны
выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От
этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без принуждения? Как
помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для
всех? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать
вопросы и находить ответы, радоваться процессу поиска?»
Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих
уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую
деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий,
которые я использую на своих уроках – это технология критического
мышления.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что старые добрые сказки одинаково
любят дети и взрослые. Но далеко не каждый из нас знает сказки современных
авторов. И потому пробел этот я решила восполнить на уроке литературы в 6
классе, познакомив ребят с творчеством ленинградского писателя Валерия
Роньшина. На уроке дети должны были в очередной раз убедиться в том, что
«сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…». Когда ребята
увидели на классной доске название «Злушка», они поторопились меня
исправить: «Вы букву пропустили, ведь сказка называется «Золушка». Но
ошибки не было. Моим шестиклассникам посчастливилось прочитать новую,
доселе неизвестную им интересную сказку. Чем заканчивается любая сказка,
старая, современная ли? Добро непременно побеждает зло, именно так
происходит и в жизни – это простое правило в очередной раз выводили,
доказывали и усваивали дети на этом учебном занятии.
На уроке я использовала элементы технологии критического мышления
и в очередной раз убедилась, что применение этой технологии дает ученику
повышение интереса к изучаемому материалу, к процессу обучения; умение
критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими. А мне, как
учителю, эта технология помогает создать в классе атмосферу открытости,
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик,
которые способствуют развитию критического мышления и
самостоятельности в процессе обучения.
Конспект урока
Тема «Сказкаложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)
Цели урока:
Образовательная: формирование интереса к произведениям
современной отечественной литературы. Развивающая: развитие критического мышления посредством
осмысления художественного текста.
Воспитательная: воспитание чуткости к проявлению добра и
нетерпимости к проявлению зла.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок внеклассного чтения
Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы
«Ассоциации», «Чтение с пометками», «Предсказание», «Тонкие и толстые
вопросы»)
Ход урока:
1 этап: ВЫЗОВ
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята!Отгадайте загадку: «Что такое «ложь с намеком» и для
всех людей с « уроком»? ( Сказка)
А вы любите читать сказки? Чему учат сказки?
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с произведением современного
писателя Валерия Роньшина « Злушка»
1 слайд Портрет писателя
2 слайд Злушка
Какую сказку напоминает вам это название? ( «Золушка» Ш.Перро)
Что же случилось с названием у Валерия Роньшина? (выпала буква О)
Сокращение имени на одну букву порождает игру слов.
Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (прием « Рыбная кость»)
Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Почему вы так решили?
Тема нашего урока: « Сказка – ложь, да в ней намек…» (по произведению В.
Роньшина «Злушка»)
Какой намек может быть в сказке обычной?
А в сказке Роньшина?
Какая проблема заложена в имени героини? (противостояние добра и зла)
2 этап: ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕСТА
Слово учителя:
Сейчас я прочитаю вам сказку.
Ваши действия: внимательно меня слушать и по ходу чтения выделять слова,
которые, повашему, мнению, характеризуют героиню. Вернемся к схеме, посмотрите, ваши предположения оказались верны? (да,
нет) Если появилось чтото новое, то запишите.
Вопросы по содержанию текста:
«Тонкие»:
1.Какое предложение в тексте прекрасно характеризует Злушку? («…как я
всех ненавижу!»)
2. Какие герои встретились в сказке…(Злушка, лесничий, принц, Марта,
Арлет, фея, король)
3.Почему Злушка невзлюбила Марту и Арлет? (они были добрые и
трудолюбивые)
«Толстые»:
1.Почему совершив одно преступление, Злушка совершает другое?
( Почувствовала безнаказанность)
2.Почему никто не пытался ее остановить? (другие герои были добрыми…)
« Предсказание»
А чем закончилась сказка? (нет конца)
Вот я вам и предлагаю выступить в роли сказочника: «Допишите конец
сказки»
Почему вы придумали такой финал?
А теперь послушайте, как заканчивается сказка у Валерия Роньшина
«Сказка ложь, да в ней намек…» Какой намек у Валерия Роньшина?
Совпадает он с вашими мыслями?
3 этап: Рефлексия
Слово учителя:
1.В чем особенность этой сказки? (страшилка)
2.Как вы считаете, эта сказка актуальна для нашего времени?
3. Что вас удивило в этой сказке?
4.Закончите фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что
….(добро побеждает зло)
5.Что нового вы узнали на уроке?
Применение технологии критического мышления на уроке литературы
Применение технологии критического мышления на уроке литературы
Применение технологии критического мышления на уроке литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.