«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русская литература
6 кл
26.02.2019
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Маркелова Н..docx
1
Выступление учителя русского языка и литературы Маркеловой Н.В. на
семинаре «Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации
ФГОС (МАОУ школа № 47г. Томск) 22.11.18.
Перед каждым педагогом сегодня стоит вопрос: как добиться высокого
качества усвоения материала?
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал
представить интересным, как с современными детьми говорить на современном
языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель,
приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему посвоему, потому что
на современном этапе формирования и развития личности ребенка
недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме,
зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать
в этой ситуации?
А для этого необходимо использовать новые педагогические технологии.
Я бы хотела остановиться на технологии РКМЧП
Основу технологии развития критического мышления через чтение
и письмо составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов –
осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает
учащимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить
активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести
с собственными знаниями. На стадии вызова происходит процесс
актуализации уже имеющихся знаний и представлений о предмете
изучения. Организация работы на данной стадии позволяет
сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той
или иной темы. На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся
работает
систематизирует ее, учится
формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой
информации. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся
закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об
изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и
«присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к
изучаемому материалу.
новой информацией,
с
Приемов и стратегий технологии развития критического мышления много:
Мозговая атака
Кластер (гроздь)
Таблица «ЗнаюХочу узнатьУзнал» 2
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов
Инсерт
Эссе
Зигзаг
Синквейн
Эссе
Чтение с остановками
Перепутанные логические цепочки
Взаимообучение
Двойные дневники
Чтение против шерсти
Продвинутая лекция
Цель применения данной технологии – воспитать вдумчивого
читателя через чтение и письмо, что так не любят делать наши детки.
Я использую данную технологию давно
I.
Начала, как мне показалось, с самого лёгкого – составления кластера.
Работаю в двух направлениях:
1. Составление кластера по биографии писателя.
Что вы знаете о Толстом? (5 кл)
Записываю всё, что предлагают ребята: с бородой, долго жил, «Лев и собачка»,
был как второй царь.
Затем я читаю статью, добавляю свой материал, а ученики делают записи:
классик литературы, строил школы для крестьян, создал учебник и т.д.
Наш кластер превращается в огромную гроздь.
2. Даю готовую статью, по которой ребята составляют кластер.
II. Мне очень понравилось использовать на уроке продвинутую лекцию. 3
Проводила после изучения творчества Лермонтова «Незнакомый Лермонтов».
Этапы урока:
Приготовила материал заранее.
Вопрос: напишите 5 ассоциаций, связанных с именем Лермонтова (делать
это нужно быстро): гений, писатель, «Герой нашего времени»,
воспитывала бабушка, не доучился в университете, отношения с отцом,
одинокий, верит в судьбу, порядочный, красивый, несчастный, погиб на
дуэли, мало прожил т.д.
О творчестве Лермонтова говорим ежегодно, кажется, что знаем о нём
почти всё. Ставлю вопрос: а как вы думаете: есть ли в биографии поэта
тёмные пятна? (да)
Чтение лекции и заполнение таблицы ^ знал, + узнал новое, ? хочу узнать
подробнее, это противоречит моей точке зрения.
Читаю лекцию частями, задавая вопросы: как вы думаете, какие плюсы, а
какие минусы в участии в дуэли?: защита чести, но запрещены – арест…
По мере чтения проверяем заполнение таблицы.
Что знали, что нового узнали: очень сильные руки: вязал в узел шомпол,
храбрец – командовал сотней добровольцевохотников из кавалерии
(наподобие нашего спецназа), отказывался выполнять приказы командира
об уничтожении посевов и аулов горцев, стрелялся с Барантом, у
которого хранился пистолет, из которого был убит Пушкин, был дружен
с Львом – братом Александра Сергеевича.
После того, как ученики прослушают лекцию, они пишут синквейн:
Михаил Лермонтов
Красивый, сильный,
Писал, воевал, любил,
Командовал спецотрядом.
Герой своего времени.
Михаил Лермонтов
Сильный, смелый,
Воевал, сочинял, рисовал.
Талантливый во всём.
Писатель на века.
Дома пишут эссе из 5 предложений о том, что нового узнали о
Лермонтове.
Вы знаете, когда дети работали, мне казалось, что я слышу, как
скрипят их извилины. Я не хочу никого обидеть, но если сейчас
попросить вас выполнить подобную работу, придётся не оченьто
легко…
III.
В 57 классах очень хорошо проходит «Чтение с остановками». Во
время этой работы можно задавать ребятам «толстые» и «тонкие» 4
вопросы. Ребята слушают очень внимательно, чтобы справиться с
заданием. Текст для анализа не должен быть объемным. Это может
быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то
прием "чтение с остановками" поможет проанализировать главы, в
которых описаны ключевые события, кульминационные моменты.
Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно
разбить текст на 24 смысловые части.
Дидактический материал с использованием приёма развития критического мышления
«Чтение с остановками и Вопросы Блума»
Притча. Спасти одну звезду.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал чтото с песка и бросал
в море.
(Что поднимал мальчик с песка?) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке —
миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? спросил человек, подходя ближе.
(Что ответил мальчик человеку?)
Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,
ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
Но это просто глупо! закричал человек. (Почему человек закричал?) Оглянись! Здесь
миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и
сказал:
Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает.
Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень
многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
(Сэмюэль Джонсон, 17091784, английский писатель и мыслитель)
Очень интересным получился урок по сказке. Многие дети плакали!
Телешов Николай Дмитриевич
Белая цапля
I
Далеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове раскинулось королевство,
погруженное чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето
короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило
снегом. (Как вы думаете, могли ли люди жить в столь суровых условиях? Дополните картину
зимы и лета)
Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, свое суровое
море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше,
чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга. Поэтому, когда наступала весна и солнце
ласково пригревало землю, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились
еще с осени и которого с нетерпением дожидались целую долгую зиму.
Обыкновенно к этому празднику съезжались в гости чужеземные принцы. Все любили старого
короля за ум и редкую доброту, всем хотелось научиться у него заботам о людях, которым, несмотря
на стужу и долгую зиму, жилось легко и хорошо в королевстве.
У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала
больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие
только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. 5
Быстро пролетело веселое лето... Угрюмо и пустынно стало холодное море. Серое, точно сталь, оно
тяжело колышется под напором ледяного ветра; взбушует, взревет и снова затихнет, то скрежещет
плавучими льдами, то завоет, то вдруг замолчит. Но бушует ли оно, молчит ли нет в него веры: оно
одинаково сурово и неприветливо. Солнце уже не проглядывает сквозь серые тучи, над голыми
скалами вновь ползут тяжелые туманы... Все приумолкло. Наступила долгая, томительная зима.
Всякий день принцесса Изольда, задумавшись, подходила к окну дворца, к тому высокому
большому окну, из которого был виден замерзший, покрытый снегом берег, а за ним далекою серою
полосою виднелось море, сливавшееся с небом, таким же серым и неприветливым.
Подолгу простаивала здесь Изольда, вспоминая недавнее лето. Где те цветы, которые вплетала она в
свои волосы? Где свежая зелень, ясные, теплые ночи, веселые песни?.. Все унесла зима. Ничего не
осталось.
О чем ты грустишь, моя милая дочь? спрашивал король, видя Изольду печальной и задумчивой
возле окна. Что ты глядишь все на море?
Наше море свирепо, отвечала Изольда. Много кораблей поглотило оно, и я боюсь за тех, кто
поздно уезжает от нас. Я боюсь за принца Сагира.
Не бойся, дитя мое, ласково успокаивал король. Принц Сагир успел уже миновать опасности.
Он плывет теперь на своем корабле, приближаясь к родине. О, как прекрасна его родина, если б ты
знала!
И король начинал рассказывать о прелестях южного моря, о родине принца Сагира и тем разгонял
печальные мысли Изольды.
Теперь уже недолго. Пройдет зима, наступит весенний праздник, и принц Сагир вернется к нам. Он
привезет тебе всего, чем богата его родина: и плодов, и камней, и металлов, и мы отпразднуем вашу
свадьбу так, чтоб ни одно существо в моем королевстве не забыло этого дня: всем милости от мала и
до велика!
Однажды, когда стояла морозная, лунная ночь, Изольда подошла к окну полюбоваться снежной
пустыней. Ночь была так ясна, что видно было все, точно днем, а мороз был такой сильный, что стекло
покрылось от него нежным и тонким узором, похожим на тончайшие ветви, на звезды и стрелы.
Изольда залюбовалась.
"В день моей свадьбы, весело подумала она, я надену наряд такой же, как моя милая родина:
белое платье как снег, серый плащ как море, а на голову надену убор из тонких стрелок как узоры
мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!"
На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд. Придворная швея
взялась сделать платье, похожее на снег; мастер взялся приготовить плащ стального цвета моря; но
никто не знал, как сделать убор для головы, который походил бы на стрелки мороза.
Разослали гонцов по всему королевству, обещая награду тому, кто исполнит этот убор, но никто не
являлся. Никто не мог выдумать такого убора.
Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету, и сказал, что может
сделать убор, только на это необходимо много времени.
Далеко на юге, на берегу одной большой реки, говорил старик, живут белые цапли. Их очень
много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу, и они живут
свободно. Каждую весну у них вырастает на голове белый хохолок, высокий и пышный, с нежными,
чудесными волокнами, тонкими, как паутина. В этой стране скоро наступит весна. Нужно торопиться,
и если сейчас же поехать туда, то как раз застанешь весну...
Так поезжай! воскликнула Изольда, глядя на старика разгоревшимися от восторга глазами.
И если достать хохолок и на нем укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает
принцесса. Наша весна наступит еще не скоро. За это время можно съездить и возвратиться как раз к
твоей свадьбе.
Но как же достать хохолок? спросила Изольда, радостная и сияющая.
Для этого нужно, ответил старик, таинственно наклоняясь к принцессе, одну только цаплю...
убить.
Убить?..
Принцесса опустила руки и грустно покачала головой.
Нет, тихо возразила она, не надо мне такого наряда.
Старик поклонился и вышел.
Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если б она согласилась. Но как,
должно быть, красив и блестящ будет этот убор!..
"Белые цапли... думала Изольда, вспоминая слова старика. Мясо их не годится в пищу... их не 6
убивает никто... Их много..."
морозных волокон...
И если достать хохолок и укрепить на нем алмазы, то будет именно то, о чем она мечтает...
И ей представлялись будущая весна, принц Сагир, белоснежное платье с серым плащом и искры
"Только одну... продолжала думать Изольда, только одну убить..."
И малопомалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным
делом, как вначале: ведь все равно птица умрет немного раньше или немного позднее... Зато как
хорош будет ее свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде
сама Изольда!
Так думала принцесса, соблазняясь все более мыслью о наряде. Долго мучилась она над этим
вопросом и наконец решилась. Наутро призвала старика и приказала собираться в путь.
Приближалась уже весна.
Вся страна готовилась к празднику, на этот раз небывалому. Король в честь дочериневесты
расточал милости, и все были радостны; только Изольда одна оставалась задумчивой, невеселой.
Уже давно раскаялась она, давно сожалела о том, что поддалась минутному соблазну. Но сделать
было уже нельзя ничего, и она старалась меньше думать об этом.
Зазеленела весенняя трава, весело зашумело море, стали съезжаться принцы, а старик все еще не
возвращался. Изольда была даже рада этому и, глядя на свой венчальный наряд, начинала уже
придумывать, чем заменить головной убор.
Приехал с блестящею свитой и дорогими подарками принц Сагир. Уже назначен был день свадьбы и
народного праздника и все было готово к великому торжеству.
Накануне вечером пришел в гавань корабль из далеких стран, а через несколько времени явился во
дворец и старик. Поклонившись принцессе, он молча подал ей золоченый ящик. Изольда открыла его и
вскрикнула от изумления и восторга.
На темном бархатном дне ящика лежали развернутые веером тончайшие белые веточки, нежные как
пух и белые как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы. Лучшего подобия
морозного узора невозможно было представить. Это и было то самое, о чем могла лишь мечтать
Изольда.
Конечно, проводить уроки, используя технологию РКМЧП от случая к
случаю, нельзя. Заинтересованному учителю придётся много работать.
«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
«Приёмы и техники учебной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.