Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Оценка 5

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
30.04.2018
Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Тип урока: Урок объяснения нового материала Форма урока: Лекция с элементами беседы Цель урока: • Рассмотреть представителей славянской мифологии • Обогатить духовный мир учащихся на примере этических установок славянской мифологии. Задачи урока: • Провести проверку пройденного материала • Рассмотреть мифы славян как часть художественной культуры античности. Оформление: На доске тема урока; схемы, необходимые к уроку
литература 6.docx
Дата________ Утверждаю_______ Класс 6 Предмет  русская  литература Тема урока: «Образы славянской мифологии» Тип урока: Урок объяснения нового материала Форма урока: Лекция с элементами беседы Цель урока: ∙       Рассмотреть представителей славянской мифологии ∙       Обогатить духовный мир учащихся на примере этических установок славянской  мифологии. Задачи урока: ∙       Провести проверку пройденного материала ∙       Рассмотреть мифы славян как часть художественной культуры античности. Оформление: На доске тема урока; схемы, необходимые к уроку Структура урока: Ход урока: Этап урока Учитель делает выводы Обобщение   Задание на дом: Подготовить сообщение о других представителях славянской  мифологии и нарисовать его   Здравствуйте ребята, тема нашего урока «Мифы  народов  мира». Давайте мы с вами вспомним, что такое миф?(Миф (в литературе — сказание,  передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении  всего сущего, о богах и героях.) Скажите кто такие славяне, что можите о них рассказать? К каким славяным  можно отнести нас?    Славяне верили в силу природы и в культ предков. Происходило деление на богов ­   высших сил  и духов ­ низших Орг. часть Постановка проблемы и  формирование цели Изложение нового  материала Что делает учитель Здоровается с учащимися, проверяет их  готовность к уроку Называет тему урока, задаёт проблемный вопрос Рассказывает новый материал, ссылаясь  на картинки, делая акцент на том  материале, который учащимся  необходимо записать Что делают учащиеся Готовятся к уроку Отвечают на вопросы,  сосредоточиваются на проблемном  вопросе урока. Слушают, необходимую информацию  записывают       Слушают, делятся впечатлениями У славян жизнь была непосредственно связана с миром низших духов. Некоторым из  них приписывались ум, сила, доброжелательность, другим ­ хитрость, злоба и  коварство. Древние полагали, что все эти существа ­ берегини, вилы, водяные,  полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят  счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные  поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли  природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и  почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.   Учитель: Сегодня мы с вами заполним 2 таблички, где укажем несколько  представителей высших сил и несколько представителей низших. Начнем с высших сил ­ богов и богинь.   Велес (Волос) — Бог торговли и зверей. Также известен как — Хранитель стад.  Символ — cноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения:  Вол, зерно, пшеница. Волос ­ благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что  обещания держатся. Клятвы и договоры приводились к присяге его именем. Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то,  что Велес привел мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно  следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Люди  учились преодолевать трудности и ценить счастье. Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он научил людей  готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать  изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в  руке бога.   Макошь (Мокошь)­ Богиня всей Судьбы, а также покровительница женских  рукоделий ­ на Земле; покровительствует женскому плодородию и урожайности,  хозяйственности и достатку в доме.  Символом этой богини   является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Связана с  Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая  здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Символ –  белый лебедь.   Лада в древнеславянской мифологии — прародительница богов, богиня любви и  брака. Женская воплощение Бога ­ Рода(Ссылки на источник нет! ). Соответствует  греческой богине Лето и римской Латоне. Учитель: Вы помните эту греческую богиню? Что можите про неё рассказать? (Ле?то ­  «титанида» дочь титана Кея и Фебы, жена Зевса, с которой он расстался  ради Геры, или же его возлюбленная вне брака,  матьблизнецов Аполлона и Артемиды)   .Именем Лада наши предки называли не только богиню любви, но и всю жизнь ­ лад,  где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с  другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Тогда же пели: Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати…   Учитель: У славян существовали и другие боги и богини (Бог Род, Чернобог, Перун, Даждьбог и моногие другие)   Учитель: Теперь поговорим о низших силах, о представителях которых вы уже  слышали   Баба­Яга ­ старая ведьма, древнейший персонаж славянской мифологии.  Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая  стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.  (Этим она несколько напоминает древнегреческую деву­змею Ехидну.Согласно  античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются  древнейшими предками славян.) В более поздних представлениях­хозяйка зверей. Не  зря во всех сказках Баба­Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают  герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы  матриархата. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе­Яге, вместе с которой она  разъезжает по белу свету. При этом Баба­Яга и подвластные ей ведьмы питаются  душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба­Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как   граница   между   миром   мертвых   и   живых.   Не   зря   же   ее   избушка   обнесена частоколом   из   человеческих   костей   и   черепов,   и   во   многих   сказках   Баба­Яга питается   человечиной,   да   и   сама   зовется   «костяная   нога».Так   же,   как   и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности. В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга­богатырша обладает мечом­кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга­похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. И, наконец, Яга­дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т. д. Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе.  А чтобы не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе  приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты и змеи: все  существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной  из них говорится так: «Баба­Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом  морит». Речь идет о сохе­кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии  труда.   Учитель: Какие сказки с Бабой­ягой помните вы?   Русалка­один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный. В  русалок превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, люди,  купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в  услужение. Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на  деревьях — «древесные русалки». Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих. Изображались и как красивые девушки с длинными волосами и в виде  косматых безобразных женщин (у северных русских). Простоволосость,  недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки  — типичный и очень значимый атрибут. У южных славян (болгар, сербов, хорватов и словенцев) русалки называются вилы.  Они владели колодцами и озёрами и умели "запирать" воды. В Древней Греции на русалок похожи сирены, персонажи древнегреческой  мифологии, обладательницы прекрасных голосов. Мужчины с рыбьими хвостами  ­ тритоны, нереиды, зачастую хвостатые, входили в процессию Посейдона и  Амфитриты. В озёрах и реках жили нимфы.   Учитель: Что вы помните о морских богах в древней Греции?   Водяной ­ дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как  отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим  хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы.  Существовала пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Властвовал над русалками и другими водяными жителями. Водяные пасут на дне рек  и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще они  добрый, но иногда любят водяной побаловаться и затащить на дно какого­нибудь  зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в  услужении у водяного. Считалось, что сом его любимая рыба, на которой он  разъезжает Водяные соотносятся с черным цветом: им приносили в жертву черного козла,  черного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах черных  животных, любезных водяным. По поверьям, у водяного были коровы черного цвета.   Учитель: Какие литературные произведения, где упоминается русалка или  водяной знаете вы? ( Г.Х. Андерсен «Русалочка», «У Лукоморья дуб зелёный…»,  «Садко»…)    Давайте подведем итог. Как вы думаете, важно ли нам звать о том, как  представляли мир наши предки? Почему? Что нового вы сегодня узнали, и  можете сказать о ком будете писать своё сообщение?

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»

Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018