Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
30.04.2018
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Форма урока: Лекция с элементами беседы
Цель урока:
• Рассмотреть представителей славянской мифологии
• Обогатить духовный мир учащихся на примере этических установок славянской мифологии.
Задачи урока:
• Провести проверку пройденного материала
• Рассмотреть мифы славян как часть художественной культуры античности.
Оформление: На доске тема урока; схемы, необходимые к уроку
литература 6.docx
Дата________
Утверждаю_______
Класс 6
Предмет русская литература
Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Форма урока: Лекция с элементами беседы
Цель урока:
∙ Рассмотреть представителей славянской мифологии
∙ Обогатить духовный мир учащихся на примере этических установок славянской
мифологии.
Задачи урока:
∙ Провести проверку пройденного материала
∙ Рассмотреть мифы славян как часть художественной культуры античности.
Оформление: На доске тема урока; схемы, необходимые к уроку
Структура урока:
Ход урока:
Этап урока
Учитель делает выводы
Обобщение
Задание на дом: Подготовить сообщение о других представителях славянской
мифологии и нарисовать его
Здравствуйте ребята, тема нашего урока «Мифы народов мира».
Давайте мы с вами вспомним, что такое миф?(Миф (в литературе — сказание,
передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении
всего сущего, о богах и героях.)
Скажите кто такие славяне, что можите о них рассказать? К каким славяным
можно отнести нас?
Славяне верили в силу природы и в культ предков. Происходило деление на богов
высших сил и духов низших
Орг. часть
Постановка проблемы и
формирование цели
Изложение нового
материала
Что делает учитель
Здоровается с учащимися, проверяет их
готовность к уроку
Называет тему урока, задаёт проблемный
вопрос
Рассказывает новый материал, ссылаясь
на картинки, делая акцент на том
материале, который учащимся
необходимо записать
Что делают учащиеся
Готовятся к уроку
Отвечают на вопросы,
сосредоточиваются на проблемном
вопросе урока.
Слушают, необходимую информацию
записывают
Слушают, делятся впечатлениями У славян жизнь была непосредственно связана с миром низших духов. Некоторым из
них приписывались ум, сила, доброжелательность, другим хитрость, злоба и
коварство. Древние полагали, что все эти существа берегини, вилы, водяные,
полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня
появления на свет и до самой смерти. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом
с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят
счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные
поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли
природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и
почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Учитель: Сегодня мы с вами заполним 2 таблички, где укажем несколько
представителей высших сил и несколько представителей низших.
Начнем с высших сил богов и богинь.
Велес (Волос) — Бог торговли и зверей. Также известен как — Хранитель стад.
Символ — cноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения:
Вол, зерно, пшеница.
Волос благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что
обещания держатся. Клятвы и договоры приводились к присяге его именем.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то,
что Велес привел мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно
следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Люди
учились преодолевать трудности и ценить счастье.
Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом,
а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он научил людей
готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать
изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в
руке бога.
Макошь (Мокошь) Богиня всей Судьбы, а также покровительница женских
рукоделий на Земле; покровительствует женскому плодородию и урожайности,
хозяйственности и достатку в доме. Символом этой богини
является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Связана с
Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая
здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Символ –
белый лебедь.
Лада в древнеславянской мифологии — прародительница богов, богиня любви и
брака. Женская воплощение Бога Рода(Ссылки на источник нет! ). Соответствует
греческой богине Лето и римской Латоне. Учитель: Вы помните эту греческую богиню? Что можите про неё рассказать?
(Ле?то «титанида» дочь титана Кея и Фебы, жена Зевса, с которой он расстался
ради Геры, или же его возлюбленная вне брака,
матьблизнецов Аполлона и Артемиды)
.Именем Лада наши предки называли не только богиню любви, но и всю жизнь лад,
где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с
другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. И даже оладьи, которые
пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.
Тогда же пели:
Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати!
Весну закликати…
Учитель: У славян существовали и другие боги и богини (Бог Род, Чернобог, Перун,
Даждьбог и моногие другие)
Учитель: Теперь поговорим о низших силах, о представителях которых вы уже
слышали
БабаЯга старая ведьма, древнейший персонаж славянской мифологии.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая
стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
(Этим она несколько напоминает древнегреческую девузмею Ехидну.Согласно
античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются
древнейшими предками славян.) В более поздних представленияххозяйка зверей. Не
зря во всех сказках БабаЯга играет очень важную роль, к ней порою прибегают
герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы
матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших БабеЯге, вместе с которой она
разъезжает по белу свету. При этом БабаЯга и подвластные ей ведьмы питаются
душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что БабаЯга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную
женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. Чаще всего она обитает
в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался
как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена
частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках БабаЯга
питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».Так же, как и Кощей
Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и
миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности. В волшебных сказках
она действует в трех воплощениях. Ягабогатырша обладает мечомкладенцом и на
равных бьется с богатырями. Ягапохитительница крадет детей, иногда бросая их,
уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих
ножках, или в чистое поле, или под землю. И, наконец, Ягадарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы,
вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной
цели, и т. д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе.
А чтобы не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе
приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты и змеи: все
существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной
из них говорится так: «БабаЯга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом
морит». Речь идет о сохекормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии
труда.
Учитель: Какие сказки с Бабойягой помните вы?
Русалкаодин из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный. В
русалок превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, люди,
купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в
услужение. Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на
деревьях — «древесные русалки». Иногда выступает в качестве берегини, спасающей
утопающих. Изображались и как красивые девушки с длинными волосами и в виде
косматых безобразных женщин (у северных русских). Простоволосость,
недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки
— типичный и очень значимый атрибут.
У южных славян (болгар, сербов, хорватов и словенцев) русалки называются вилы.
Они владели колодцами и озёрами и умели "запирать" воды.
В Древней Греции на русалок похожи сирены, персонажи древнегреческой
мифологии, обладательницы прекрасных голосов. Мужчины с рыбьими хвостами
тритоны, нереиды, зачастую хвостатые, входили в процессию Посейдона и
Амфитриты. В озёрах и реках жили нимфы.
Учитель: Что вы помните о морских богах в древней Греции?
Водяной дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как
отрицательного и опасного начала.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим
хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы.
Существовала пословица: «дедушка водяной, начальник над водой».
Властвовал над русалками и другими водяными жителями. Водяные пасут на дне рек
и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще они
добрый, но иногда любят водяной побаловаться и затащить на дно какогонибудь
зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в
услужении у водяного. Считалось, что сом его любимая рыба, на которой он
разъезжает Водяные соотносятся с черным цветом: им приносили в жертву черного козла,
черного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах черных
животных, любезных водяным. По поверьям, у водяного были коровы черного цвета.
Учитель: Какие литературные произведения, где упоминается русалка или
водяной знаете вы? ( Г.Х. Андерсен «Русалочка», «У Лукоморья дуб зелёный…»,
«Садко»…)
Давайте подведем итог. Как вы думаете, важно ли нам звать о том, как
представляли мир наши предки? Почему? Что нового вы сегодня узнали, и
можете сказать о ком будете писать своё сообщение?
Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Русская словесность 6 класс Тема урока: «Образы славянской мифологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.