Цели:
Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.
Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям
Пословицы и поговорки.docx
«Пословицы и поговорки».
Название объединения: «Страна книг»,
Цели:
Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и
башкирского народа.
Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по
иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление; развивать умение
ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до
своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной
устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие
своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам,
чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать
чувство коллективизма, товарищества.
Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.
Время: 45 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на
занятии объединения «Страна книг».
Настроение, каково? Во!
Все такого мнения? Все без исключения!
Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!
Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём! А) Споем нашу внеурочную песню. 3 мин
Все за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись поскорей.
Поприветствуем гостей. Здравствуйте.
Я надеюсь, что:
Мы работать будем дружно,
С делом справимся в пути!
Чтобы, гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам
отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого
занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово.5 мин
1. Чок, чок, пятачок
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок,
Кто же это? Угадай!
Это (поросенок) слайд 1
2. Стройный, быстрый, рога.
Ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это? (олень) слайд 2
3. Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами. Как гора огромен он.
Ты узнал кто это? (слон) слайд 3
4. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса) слайд 4
5. Летом в огороде, свежие, зеленые.
А зимою в бочке: желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5
6. Не ботинки. Не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегать можем только зимой,
Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6
7. В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла она за капитаном прытко,
Шьет, зашивает и колется колко.
А зовут капитана (иголка) слайд 7
8. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8
9. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9
Учитель: какое слово у вас получилось?
Пословица. Слайд 10.
Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова. А зачем надо изучать пословицы?
Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин
А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить,
что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь
пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?
Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного
творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое.
Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок
являлся и Владимир Даль. (слайд 11 12)
Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих
пор.
В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая
ступенька . Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И
после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.
Учитель: первое задание «Доскажи пословицу» Устно.
Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый
правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 34 мин.
1. Был бы обед,… а ложка сыщется.
2. Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.
3. Кто любит лгать, …того нельзя в друзья брать.
4. Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.
5. За много дел не берись, … а в одном отличись.
6. Не нужен клад, … если в семье лад.
7. Не говори – не умею, … а говори – научусь.
8. Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.
9. Глупая голова … ногам покою не дает.
10. Без дела жить … только небо коптить.
11. Готовь сани летом, … а телегу зимой. 12. Где родился, … там и пригодился.
Учитель: вот и второе задание.
Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.
Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та
заработает больше баллов. (работа на листочках) 56 мин
Два сапога — тара.
Ус хорошо, а два — лучше.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Толочь в ступе соду.
Полк в овечьей шкуре.
Мы сами с ушами.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутиться как булка в колесе.
На безрыбье и бак — рыба.
Яйца куницу не учат.
Взаимопроверка по экрану.
какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?
Учитель: пришло время третьего задания.
Его вы будете выполнять в группах.
На доске будут появляться иллюстрации к пословицам. Работа по
картинкам.
Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.
Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там
зашифрована. Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал
только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.
1. Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Заяц не убит, котел не
подвешен.
(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали.
2.Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод)
Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян
(перевод) Зайца на пять копеек, убытка на десять
Русская пословица: Овчинка выделки не стоит.
Учитель: рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.
Зачитать из книги:
Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)
Играть играй, но работу не забывай. (делу время потехе час)
Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)
Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего
башкирского края. Это только один том ( седьмой) из нескольких томов.
Учитель: следующее задание – ваше домашнее задание.
вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды
должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.
1 сценка:
Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть.
Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела,
что одной сливы не хватает.
Мама спросила:
дети, никто не ел сливы? Все сказали:
нет!
И Вася сказал:
Нет!
Папа ответил:
Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно
проглотить косточки, а они ядовитые.
Ваня быстро ответил:
Я косточки не ел, я их выплюнул.
(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)
2 сценка.
Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной,
подает
Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М
нет! Не мой! – отвечает мужик.
Подает ему водяной серебряный топор.
твой?
нет! Не мой!
Подает ему тогда водяной простой топор.
твой?
Да! Да! – обрадовался мужик.
Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность
подарил.
(за правду – награда, за ложь – наказанье)
3 сценка. Выбрали звери себе обезьяну в начальники.
Лиса пришла к ней и говорит:
ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.
Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:
сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.
Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.
Тогда позвала лиса зверей и говорит:
посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.
(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)
Карточка с пословицами для сценок.
Выберите подходящую к сценке пословицу.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
За правду – награда, за ложь – наказанье.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Не рой яму другому – сам в нее упадешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не говори – не умею, а говори – научусь.
Изготовление книжки.
Учитель: Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с
ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы
запомнили и поняли.
Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу
вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.
Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)
Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?
Для чего они нужны?
каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы
решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы.
Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все
понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А
смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.