Литературное чтение 2 часть
Оценка 4.8

Литературное чтение 2 часть

Оценка 4.8
pdf
12.05.2020
Литературное чтение 2 часть
267_2-literaturnoe-chtenie_-1kl_-v-2ch_-ch_2_klimanova-goreckij-golovanova_2012-80s.pdf



ШКОЛА РОССИИ

ФГОС

Литературное

ЧТЕНИЕ

Учебник для общеобразовательных учреждений

В 2 частях

Часть 2

РекоменДовано Министерством образования и науки Российской ФеДеращш

2-е издание

Москва

«Просвещение»

2012

удк 373.167.1•.811.161.1 ББК 81.2Рус-922

Лб4

Серия «Школа России» основана в 2001 году

На учебник получены положительные заключения Российской академии наук 10106-5215/265 от 1.11.2010) и Российской академии образования 01-5/7д525 от 20.10.2010).

Учебник входит в систему «Школа России»

Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Условные обозначения:

— работай в «Рабочей тетради»

— работай в паре

— работай в группе

— задание повышенной сложности

Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В Лб4 2 ч. Ч. 2 / [Л. ф. Климанова, В. Г. Горецкий М. В. Голованова и др.]. изд. — М. : Просвещение, 2012.— 80 с. : ил. — (Школа России). lSBN 978-5-09-026611-6.

Литературное чтение. 1 класс“ переработан в соответствии с требованиями ФГОС. В учебнике доработан методический аппарат, усовершенствована поисковая система. Введены задания, организующие проектную деятельность учащихся. Вопросы и задания, представленные в методическом аппарате учебника, формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству.

удк 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922

978-5-09-026611-6(2) О Издательство «Просвещение», 2011 lSBN 978-5-09-026585-О(общ.) О Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2012

Все права защищены




— Догадался ли ты, какие рассказы и стихи будешь читать в этом разделе?

— Весёлые, смешные.

— Писатели и поэты умеют рассказывать о самых обычных вещах весело и интересно.

— В этом разделе они расскажут тебе необычные истории, в которых нарушается привычный порядок вещей. Читая их, вдруг начинаешь весело смеяться и думать: «А разве так бывает? А почему это происходит?»

Мы уже знаем, что весёлые рассказы, стихи и небылицы поэты сочиняют не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды.

Рассмотри внимательно обложки книг. Прочитай названия. Назови фамилии авторов. Знаком ли ты с произведениями этих писателей?

 

Мы играли в хохотушки

Мы играли в хохотушки,


Мы визжали, как свинушки, Мы скакали, как лягушки, Вбок и задом наперёд.

Мы решили: кто захочет, Тот нас всех перехохочет, Всех один пересмеёт.



Я. Тайц Волк

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша сразу его узнала:

— Ты почему Красную Шапочку съел?

Волк молчит.

— Ты почему трёх поросят обижал?

Волк поджал хвост.

— Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!


Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше не будет.

Почему Маша сделала вывод, что волку стыдно? Прочитай, как вёл себя волк.

Что происходило на самом деле, а что — в воображении девочки?

Обсудите с другом: эта история про Машу написана в шутку или всерьёз?

                                          7                




Н. Артюхова Саша-дразнилка

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку.

Ляля обижалась и плакала.

—0 чём ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

— Меня Саша дразнит!

— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.


— Вот я сейчас поем, — начал Саша, твою куклу к люстре за ноги подвешу.

— Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

— Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.

— Мне самой мальчики больше нравятся, спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

— У меня апельсин больше, чем у тебя!

— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

— О чём ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

— Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!


Какой совет дал папа Ляле? Помог ли он? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь». Расскажи, как ты общаешься со своими друзьями. Бываешь ли ты похож на Сашу-дразнилку? А ты сам часто обиЖаеШЬСЯ на своих друзей?

ю Можно ли было назвать это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»?

Придумай своё название.

Обсудите с другом пословицы.

Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

Смеётся тот, кто смеётся последним.






О. дриз

Привет

Прислала М Н е тётя

Печенья , Конфет,

Варежки, Шарф

И горячий привет.

Вот варежки,

Шарф


И конфеты     

С печеньем..

Где же привет?

Я смотрю с нетерпеньем:

И с чем же он?

С грибами?

С капустой?

С вареньем?

Наверное, мама

Привет этот прячет, Чтобы остыл,

Видно, очень горячий.

О. Григорьев

Стук

Я взял бумагу и перо,

Нарисовал утюг,

Порвал листок, швырнул в ведро — В ведре раздался стук.

В какой момент чтения у тебя появилось чувство удивления? Почему?

Что помогло поэту создать это стихотворение (воображение, фантазия, выдумка, юмор)?

И. Токмакова Разговор Лютика и Жучка

— Лютик, Лютик, что хохочешь?

— Да ведь ты меня щекочешь, Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь — захохочешь!

И. Пивоварова

Кулинаки-пулинаки

(скороговорка)

Кулинаки-пулинаки,

Громко гавкают собаки,

Тихо тикают часы,

Чистят чижики носы.

Кулинаки-пулинаки,

Тихо тикают собаки,

Громко гавкают носы, Чистят чижики часы.

Кулинаки-пулинаки,


Чистят чижиков собаки,

Тихо гавкают часы,

Громко тикают носы.

о о


К. Чуковский Телефон

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

Для сына моего.

— А много ли прислать? — да пудов этак пять Или шесть:


Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький.

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший, Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и ТОТОШе.

— Постой, не тебе ли

На прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош?

— Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонили цапли:


— Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись!

И такая дребедень Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

              Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели Позвонили и запели:

— Неужели В самом деле Все сгорели Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели!

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

— Неужели

В самом деле Все качели Погорели?


Что за глупые газели!.

Я три ночи не спал. Я устал .

Мне бы заснуть, Отдохнуть... Но только я лёг — Звонок!

— Кто говорит?

— Носорог.

— Что такое?

— Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

— В чём дело?

— Спасите! — Кого?

Наш бегемот провалился в болото...

— Провалился в болото?

— да!

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придёте,

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт


Как подготовиться к чтению по ролям: определить героев, распределить роли и слова для чтения, определить интонацию.

Разыграйте с другом в лицах понравившуюся часть произведения. Определите, как надо читать каждую роль:

• выразить удивление, испуг и страх; • передать нетерпеливость, надоедливость, болтливость, беззаботность.

М. ПЛЯЦКОВСКИЙ Помощник

— Помоги мне, ослик, дом построить! — попросил кролик Кочерыжка. — Вместе работать и быстрей, и веселей!

— Я тебе в другой раз помогу. А сейчас у меня голова болит, — ответил, притворно вздыхая, ослик по имени Алфавит, которому почему-то из всех букв нравились всего две — и он всё время повторял поэтому: «И-

Ничего не сказав больше, кролик принялся за дело. Надел он передник и рукавицы давай из кирпичей стены класть.

А на обед ему крольчиха супу наварила — вкусного, душистого, аппетитного.

Учуял ослик запах супа — даже слюнки у него потекли. Пришёл он к своему приятелю кролику и говорит:

— Помнишь, Кочерыжка, я тебе обещал, что в другой раз помогу?

— Помню.

— Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть. Вместе-то мы с ним живо управимся!

С какой просьбой обратился кролик к ослику? Найди в тексте авторскую подсказку, как надо прочитать слова ослика.

Знаешь ли ты, что означает слово притворно? Посмотри в словаре. Попробуй заменить это слово на близкое по значению.

г Проанализируйте с другом значение пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.

— Спасибо за помощь, — сказал кролик. — Только я сейчас и без тебя обойдусь!

 

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

У ленивого Емели семь воскресений

vx,zxxx, Тихих, rvxzx„ х,ъњ х,ъњ утих,

К. Ушинский Что хорошо и что дурно?

Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость. Упрямство.

Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость.

К. Ушинский

Худо тому, кто добра не делает никому

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш».

А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в

СУМ КУ».

А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

Любили ли Гришу товарищи?

Соотнеси заглавие с содержанием. Отражает ли пословица основной смысл рассказа?

е Обсудите с родителями, что означают слова прилежание, благодарность, милосердие.

, х,ъњ х,хњ                                      х,иххх,

25



Кн;'-Бум,

ТбБ4Жж* азины

100-100 т о0-600-6 оо

шмяк.

и СТАЛО ТИХО.

Как ты думаешь, почему автор в названии даёт пояснение: «Немножко Необычное НЕстихотворение»?

Можно ли, читая, представить картину происходящего? Как этому помогают звуки?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Зачем писатели и поэты пишут весёлые, смешные произведения? Выбери ответ:

                    развеселить, порадовать читателя;

                    подшутить над кем-нибудь;

                    помочь увидеть поступки со стороны, поразмышлять над недостатками;

                    разбудить фантазию.

Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?

В каждой шутке есть доля правды.

Умей шутить, умей и отшучиваться.


Кто не любит шуток, над тем не шути.

з. Вспомни какие-нибудь смешные случаи из своей жизни. Расскажи их так, чтобы твоим слушателям стало очень весело.

Учись читать

                    Начинай читать с заглавия рассказа или       стихотворения.

                    • Посмотри, кто написал его.

• После заглавия идёт текст произведения. Читай его вдумчиво и неторопливо.

• Соотнеси заглавие с прочитанным произведением.

• Подумай, чем интересен рассказ.



— Знаешь ли ты, что такое дружба? Умеешь ли ты дружить и дорожить дружбой?

— В классе у меня много друзей.

— С первых дней в школе ты учишься общаться с ребятами. Одни для тебя просто одноклассники, а другие — хорошие друзья.

В этом разделе ты прочитаешь стихи и рассказы о том, как дети вместе играют и дружат.

А задумывался ли ты над тем, кто может быть другом? Только ли одноклассник и сверстник?

— Дружить можно с братом и сестрой.

Хорошими, верными и умными друзьями могут быть и книги. Они помогают в трудную минуту, учат мудрости, делают жизнь интересной.

Знакомы ли тебе эти книги? Кто их автор? Как ты думаешь?

Твоя БИБЛИОТЕКА

В. ЛУНИН

                                       Е. ПЕРМЯК                                            в. сулееъ

                              .3&1iEV1                  и вовкА КОРАЂ

зо

Ю. Ермолаев Лучший друг

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам пошёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал .

«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

— Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

— Что же вы на самокате-то не катаетесы..

о Почему Коля смутился, разжал кулаки, когда Вовка назвал его своим лучшим другом? Выбери ответ:

ИСПУГаЛСЯ ;

• понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей.

Каким ты представляешь себе Колю? А Вову?

ю Объясни название рассказа.

о Правильно ли поступил мальчик? Подумайте вместе с другом над его поступком. Дайте мальчику совет.

Кого мы называем лучший друг? Какими качествами он должен обладать?

С людьми браниться никуда не годится.

Е. Благинина

Подарок

Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки — Любимая была!

Но всё же я подружке Лягушку отдала.

Сравни рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок». Что в них об-

1..цеГО'.

     оба произведения о дружбе;

     оба произведения об игрушках. Соотнеси содержание стихотворения с пословицами.

 

Настоящему другу цены нет.

О себе заботься, а товарища не забывай.

В. Орлов Кто первый?

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?


— Он меня!

— Нет, он меня!

 

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил!

— И я дружил!

— Что же вы не поделили? — Я забыл!

5-

            — И я забыл!

 

Можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья?

г Какой совет мог бы ты им дать?

г Если ты хочешь помириться со своим другом, что ему нужно сказать: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав»; «Мне хотелось бы, чтобы ты всё забыл»?

С. Михалков

Бараны

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом Повстречался с белым братом.


И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоём нельзя пройти Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е, Ты в своём, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами не крути, А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт.

В этой речке утром рано Утонули два барана.


Восстанови последовательность событий в стихотворении: упрямство — встреча — ссора — беда.

Какую мудрую мысль спрятал поэт в этом стихотворении: «Ссора да упрямство до добра не доведут» или «Стой всегда на своём»?

Как составить план:

         прочитать текст, подумать, о чём он;

         определить, сколько частей в тексте, о чём они;

         озаглавить каждую часть; • сверить план с содержанием, уточнить последовательность событий.

Совет

Поссорились

Чашка и блюдце.

Сейчас

Они разобьются,

Скоро

В кухне, на полке, Будут лежать Осколки.

И» ты

Не ссорься напрасно — Это


Опасно.

Какой совет даёт автор?

Сравни выражения: разбитая посуда разбитая дружба

Как поэт назвал своё стихотворение? Почему?

Дорожить,

Можно спорить И дружить.

И не вспыхнет

Ссоры

теряй.

Согласье крепче каменных стен.

Приятелей много, да друзей нет.

 

И. Пивоварова

Вежливый ослик

Был ослик

Очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался,


Кланялся И «здравствуй» Говорил.

Потом

Он отходил на шаг И говорил: — Тюлень — тюфяк,

А заяц — трус, А лев — дурак,

А слон — обжора И толстяк...

Ни разу доброго

Словца

Он не сказал

Ни про кого, И я прошу тебя,

Дружок,


Не будь похожим На него!

г Что обозначает название стихотворе- ния «Вежливый ослик»: • ослик был вежливый;

• автор подшучивает над своим героем; • автор, изображая своего героя, показывает, что вежливость не сводится к знанию слов вежливости.

Каким изображён ослик: добрым, любящим только себя, обманщиком, шутником, недоброжелательным?

Почему поэт не советует быть похожим на такого «вежливого» ослика? Обсудите с другом.

Я. Аким

Альбом «Наш класс — дружная семья» Год первый

для того чтобы создать летопись класса, то есть рассказать о всех самых интересных событиях, которые происходили, надо:

            распределиться по группам;

            определить задачи каждой группы, например: одна группа собирает фотографии и пишет текст о празднике 1 сентября, вторая группа собирает фотографии и рассказывает о каждом однокласснике (2—3 предложения), третья группа собирает фотографии совместных праздников, экскурсий, посеидений музеев, делает подписи к фотографиям;

            желательно сделать рисунки;

            собранный материал нужно обсудить всем вместе, выбрать самый лучший;

            разместить фотографии и тексты на страницах альбома.

ак хорошо уметь читать

                                                                   С. Маршак       

Хороший день

Вот портфель,

Пальто и шляпа. День у папы Выходной.

Не ушёл

Сегодня папа.

Значит,


Будет он со мной.

ЧТО МЫ Н Ы НЧ е

Делать будем?

Это вместе Мы обсудим.

Сяду к папе

На кровать

Станем вместе Обсуждать.

Не поехать ли

Сегодня

В ботанический музей?

Не созвать ли нам

Сегодня

Всех знакомых и друзей?



Голубое,

Голубое,

Голубое

В этот день

Было небо над Москвою, И в садах цвела сирень.

Мы прошлись По зоопарку.

Там кормили сторожа

Крокодила

И цесарку, Антилопу


И моржа.

Сторожа давали свёклу

Двум задумчивым слонам А в бассейне

Что-то мокло...

Это был гиппопотам!

Покатался я на пони Это маленькие кони.

        Ездил прямо

И кругом,

В таратайке И верхом.

                 Мне и папе

Стало жарко.

Мы растаяли, как воск. За оградой зоопарка Отыскали мы киоск.

Из серебряного крана

С шумом

Брызнуло ситро.

Мне досталось

Полстакана, А хотелось бы — Ведро!

Мы вернулись


На трамвае, Привезли домой Сирень. Шли по лестнице

Хромая,

Так устали

В этот день!.

ЕЯ Подумай, почему автор назвал своё произведение «Хороший день». Что было по твоему мнению самое-самое хорошее? Выбери ответ:

     покатался на пони;

     привезли домой сирень;

     я был с папой.

Вспомни свой самый хороший день в этом году. Расскажи о нём.

По М. Пляцковскому  Сердитый дог Буль

дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит — сразу свои зубы скалит. И глаза таращит.

Это, значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утёнка Крячика: — Иди сюда!

— А не укусишь? — спросил утёнок.

— Очень мне надо тебя кусать!

Остановился утёнок возле Буля. А тот и спрашивает:

— У тебя много др-р-рузей?

— Мно-го! Вот считай: цыплёнок Фью, корова Мурёнка, козлёнок Мармеладик, поросё...

— Хватит, — перебил дог Буль. — Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, столько храброго

— Кто же вредным на другое

такого крошечного и слабенького, друзей, а у меня, такого большого, и сильного, нет ни одного?

Вот ещё! — замахал КРЫЛЫШКТИ утёнок. — согласится дружить с таким злым и псом? Вот если ты прекря-крятишь всех бросаться, лаять и пугать, тогда дело!

Как дог Буль показывал свою силу? Какой совет дал утёнок догу? Прочитай.

Какой урок преподал маленький утёнок большой собаке?

Обсудите с другом, почему автор дал именно это название рассказу. Могло ли быть другое название? Какое?

Ю. Энтин

Про дружбу

Дружит с солнцем ветерок, А роса — с травою.

Дружит с бабочкой цветок. Дружим мы с тобою!

Всё с друзьями пополам Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям Никогда не надо!



Др-р-рузья др-р-рали др-р-руг др-р-руга за кудр-р-ри, разодр-р-рали кур-р-ртки и бр-р-рюки. Разр-р-рыдались: какая др-р-рама! Скор-р-рее мир-р-ритесь!

Кар-р-р!

Не дер-р-ритесь!

Гусь Гога И гусь Гага друг без друга Ни шага.

Т. Павлова Кто?

— Усатый...

— Хвостатый..

— Ушастый...

— З-зубастый... — Уж-жасный!

          ПРОВЕРИМ СЕБЯ      

И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Какие рассказы тебе больше всего понравились? Кто их написал? Запиши фамилии авторов в «Рабочую тетрадь».

2. Что ты можешь рассказать о дружбе после того, как прочитал рассказы и стихи?

з. Кого можно называть друзьями?


Выбери слова, которые соответствуют твоим представлениям о дружбе детей: помогают друг другу, доверяют, выручают, жадничают, обижаются, думают только о себе, обижают друг друга; делятся тем, что необходимо другу; имеют общие интересы, игры, дела; внимательны друг к другу, заботливы. Какие из этих качеств есть у тебя? Подумай. 5. Объясни смысл пословиц. Вспомни другие пословицы о книге.

6. Придумай рассказ «Хороший день» о том,  как ты проводишь выходной день со своими  родителями.

7. Доскажи пословицы.

С людьми браниться

                О себе заботься, а товарища

                 Новых друзей наживай, а старых




Н. Сладков

Это кто же наш меньший брат — бегемот, носорог или слон? Ничего себе! Или жираф, который втрое нас ВЫШе?.

Орёл зорче нас, заяц быстрее, волк чутче, медведь сильнее. Птицы летают без самолётов, дельфины пересекают моря без пароходов...

Вот какие наши меньшие и младшие братья. Во всём обогнали нас, разве что разумом уступают... А раз так, то, значит, мы, грамотеи, в ответе не только лишь за себя, но и за них. Как старшим братьям всегда и положено.

Вспомни произведения С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, которые ты читал сам и с родителями.

Твоя БИБЛИОТЕКА

С. Михалков

Трезор

На дверях висел Замок.

Взаперти сидел ЩеНOК.

Все ушли

И одного В доме

Заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,


И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок, В коридор из-под кровати Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота — Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол — С головой забрался в уголь, Вылез чёрный — не узнать.

Влез в кувшин — Перевернулся,



В. Осеева

Собака яростно лаяла

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал .

Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.


— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Какое событие лежит в основе расска-

е Каким автор описывает котёнка? Найди в тексте.

ю Чему удивились мальчики?

о Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?


-90


Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?

Как пересказать рассказ по рисунку:

        назвать, кто изображён;

        определить, какой текст соответствует иллюстрации;

        найти главные, самые важные слова, разделить текст на части;

        озаглавить части, составить план.

И. Токмакова

Купите собаку

Не верблюда, не корову,

Не бизона, не коня,

           Я прошу вас,

Чтоб щеночка

Вы купили для меня.

Пёсик —

Хвост, четыре лапки

Много места не займёт.

Он не слон и не горилла, Не кабан, не бегемот.

Въедет в новую квартиру — Будет тоже новосёл.

Он не волк и не лисица, Не медведь и не осёл.

Пёсик съест совсем немного:

В кухне косточку сгрызёт,

Он не рысь, не лев, не пума, Не медведь, не кашалот!

Имя я щенку придумал,

Я его видал во сне.

Я мечтаю,

Вот бы завтра

Мой щенок пришёл ко мне!

Собаки бывают домашние, охотничьи, ездовые, поводыри для слепых. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. У них чуткий нюх и прекрасный слух. Собаки хороШИе и преданные друзья.

Если заботиться о собаке, то она всегда готова ответить верностью и привязанностью.


Английский   Немецкая пойнтер овчарка

          Лайка                          Колли                           Пудель

Что нового ты узнал о собаках?

Сравните с другом этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написал учёный, а какой — писатель?

М. Пляцковский Цап Царапыч



Что нового ты узнал о кошках?

Как надо ухаживать за кошками? Если тебе интересно, то найди этот мате- риал в энциклопедии.




Можно ли из стихотворения узнать о превращениях лягушки?

Какие слова помогают услышать, как квакают лягушки, а какие — увидеть, как они скачут?

Можно ли определить, как автор относится к событиям? Какие слова в тексте говорят об этом?



как хорошо уметь читать

В. Лунин

Никого не обижай

Никого не обижай

Ни пчёлку, ни мушку,

Ни улитку,

Ни жучка — тёмненькое брюшко,

Ни кузнечика,

В траве

С. Михалков

Важный совет

Нельзя воспитывать щенков Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком!

Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка!


Где раздают щенкам пинки, Там воспитатели пеньки!

Какой важный совет даёт автор? Прочитай.

Д. Хармс Храбрый ёж

Стоял на столе ящик.

Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.

А ящик-то вдруг — раз, два, три — и открылся.

А из ящика-то — раз, два, три — змея высочила.

Испугались звери и разбежались.



Н. Сладков

Лисица и Ёж

— Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

— да не то чтоб некрасивый...

— Может, я с колючками неуклюжий?

Да не то чтоб неуклюжий!

— Ну так какой же я такой с колючкамито?!

— да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.

                    утих,                     х,ъњ

Из старинных книг

С. Аксаков Гнездо

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали её с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветви барбариса или крыжовника, разглядьвали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пёстрые яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо: тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или всё гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички, и мы

хих,њ х,ъњ

СТРАНИЦЫ

Читай быстро целыми словами.

В. Берестов Цыпа-цыпа! Аты-баты!

Мы — цыплята! Мы — цыплята!

Мы клюём, клюём, клюём Всё, что встретим на пути, И поём, поём:


— Тити-мити! Ти-ти-ти!

Е.

Как страшно

Жить в

У кошки

Ушки

Благинина мышке норушке,

На макушке.

Чуть загляделся Цап-царап...

Уж не уйдёшь

Из цепких лап!



ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Объясни, как ты понимаешь название раздела «О братьях наших меньших».

Выбери произведения, которые тебе больше всего понравились. Прочитай их выразительно своим друзьям.


з. Как ты понимаешь слова писателя: «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших»?

4.           Найди в энциклопедии текст о собаках. Сравни его с текстами В. Осеевой и И. Токмаковой. В каких текстах мы чувствуем присутствие автора?

5.           Придумай, расскажи свою историю о кошке, собаке, попугае.

Опиши, как выглядит животное, что тебя в нём привлекает: внешний вид, повадки, привязанность к тебе, ум, сообразительность,  способность защитить.

б. Соотнеси название произведения и фамичлию его автора:


СЛОВАРЬ

 

                        И в шутку и всерьёз                        

         Я и мои друзья    . 29

        О братьях наших меньших            . 55

Словарь  . 79


Учебное издание

Серия «Школа России»

Климанова Людмила Фёдоровна

Горецкий Всеслав Гаврилович

Голованова Мария Владимировна

Виноградская Людмила Андреевна Бойкина Марина Викторовна

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

В двух частях

Часть 2

Центр развития начального образования

Руководитель Центра М. К. АНТОШИН

Заместитель руководителя О. А. Железникова

Руководитель издательского проекта «Школа России» З. Д. Назарова Редакторы Л. А. Виноградская, Н. С. Самохвалова

Художественный редактор д. В. Крикунов

Художники В. И. Винокур, А, Г. Воробьёв, Ю. Ф. Николаев,

О. В. Попович, Е. Г. Тригубова, М, М. Салтыков, Т. Е. Ситникова

Технический редактор С. Н. Терехова

Корректор Н. М. Кочергина

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 14.09.11.

                                             Формат 84 х 108             Бумага офсетная.

Гарнитура PragmaticaCSanPin, Печать офсетная. Уч.-изд. л. 4,68. Тираж 100000 экз. Заказ № 29826

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

ОАО «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.


Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

ШКОЛА РОССИИ ФГОС Литературное

ШКОЛА РОССИИ ФГОС Литературное

ЧТЕНИЕ Учебник для общеобразовательных учреждений

ЧТЕНИЕ Учебник для общеобразовательных учреждений

Москва «Просвещение» 2012 удк 373

Москва «Просвещение» 2012 удк 373

ББК 81.2Рус-922 978-5-09-026611-6(2)

ББК 81.2Рус-922 978-5-09-026611-6(2)

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Догадался ли ты, какие рассказы и стихи будешь читать в этом разделе? —

Догадался ли ты, какие рассказы и стихи будешь читать в этом разделе? —

Мы играли в хохотушки Мы играли в хохотушки,

Мы играли в хохотушки Мы играли в хохотушки,

Мы визжали, как свинушки,

Мы визжали, как свинушки,

Мы скакали, как лягушки, Вбок и задом наперёд

Мы скакали, как лягушки, Вбок и задом наперёд

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Я. Тайц Волк Машу взяли в зоопарк

Я. Тайц Волк Машу взяли в зоопарк

7

7

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Н. Артюхова Саша-дразнилка Саша очень любил дразнить свою сестрёнку

Н. Артюхова Саша-дразнилка Саша очень любил дразнить свою сестрёнку

Мне самой мальчики больше нравятся, спокойно ответила

Мне самой мальчики больше нравятся, спокойно ответила

Придумай своё название. Обсудите с другом пословицы

Придумай своё название. Обсудите с другом пословицы

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

О. дриз Привет Прислала М

О. дриз Привет Прислала М

И конфеты

И конфеты

С печеньем.. Где же привет?

С печеньем.. Где же привет?

Что помогло поэту создать это стихотворение (воображение, фантазия, выдумка, юмор)?

Что помогло поэту создать это стихотворение (воображение, фантазия, выдумка, юмор)?

Тихо тикают часы, Чистят чижики носы

Тихо тикают часы, Чистят чижики носы

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

К. Чуковский Телефон У меня зазвонил телефон

К. Чуковский Телефон У меня зазвонил телефон

Откуда? — От верблюда. —

Откуда? — От верблюда. —

И ждём не дождёмся, Когда же ты снова пришлёшь

И ждём не дождёмся, Когда же ты снова пришлёшь

То тюлень позвонит, то олень.

То тюлень позвонит, то олень.

Звонок! — Кто говорит? — Носорог

Звонок! — Кто говорит? — Носорог

Наш бегемот провалился в болото

Наш бегемот провалился в болото

Провалился в болото? — да!

Провалился в болото? — да!

Как подготовиться к чтению по ролям: определить героев, распре делить роли и слова для чтения, определить интонацию

Как подготовиться к чтению по ролям: определить героев, распре делить роли и слова для чтения, определить интонацию

М. ПЛЯЦКОВСКИЙ Помощник — Помоги мне, ослик, дом построить! — попросил кролик

М. ПЛЯЦКОВСКИЙ Помощник — Помоги мне, ослик, дом построить! — попросил кролик

А на обед ему крольчиха супу наварила — вкусного, душистого, аппетитного

А на обед ему крольчиха супу наварила — вкусного, душистого, аппетитного

С какой просьбой обратился кролик к ослику?

С какой просьбой обратился кролик к ослику?

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Тихих, r vxzx„ х,ъњ х,ъњ утих,

Тихих, r vxzx„ х,ъњ х,ъњ утих,

Соотнеси заглавие с содержанием

Соотнеси заглавие с содержанием

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Кн;'-Бум, ТбБ4Жж* азины 100-100 т о0-600-6 оо шмяк

Кн;'-Бум, ТбБ4Жж* азины 100-100 т о0-600-6 оо шмяк

ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ

ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ

Посмотри, кто написал его. •

Посмотри, кто написал его. •

Литературное чтение 2 часть

Литературное чтение 2 часть

Знаешь ли ты, что такое дружба?

Знаешь ли ты, что такое дружба?

EV1 и вов кА

EV1 и вов кА

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал

Правильно ли поступил мальчик?

Правильно ли поступил мальчик?

ГО'. • оба произведения о дружбе; • оба произведения об игрушках

ГО'. • оба произведения о дружбе; • оба произведения об игрушках

Нет, он меня! —

Нет, он меня! —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020