Литературное чтение. 2 класс. Творчество Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Затейники»
Оценка 4.8

Литературное чтение. 2 класс. Творчество Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Затейники»

Оценка 4.8
docx
29.11.2022
Литературное чтение. 2 класс. Творчество Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Затейники»
Творчество Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Затейники».docx

Тема урока: Творчество Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Затейники».

Цель урока: познакомить уч-ся с творчеством Н.Н.Носова; создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».

Задачи: развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное; формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа;развивать навыки самостоятельного поиска и подготовки информации; воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах, реализовывать творческие способности школьников, формировать жизненную позицию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний .

Планируемые результаты:

·        Предметные: учащиеся получат возможность научиться прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; находить в тексте ответы на поставленные вопросы; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

 

·        Личностные результаты:

v оценка поступков героев рассказа;

v проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома;

v посещать библиотеки в свободное время

·        Регулятивные УУД:

v определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

v выполнять последовательность действий;

v учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

v оценивать результаты своих действий

·        Познавательные УУД:

v ориентироваться в учебнике, в словаре;

v находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

v делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

v отвечать на простые и сложные вопросы.

·        Коммуникативные УУД:

v оформлять свои мысли в устной форме;

v слушать и понимать речь других;

v выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;

v договариваться с одноклассниками

v учиться работать в паре, группе

Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, фотографии писателя, презентация, аудиозапись, карточки с буквами, заданиями, словарь В. И. Даля.

 

Ход урока:

1.Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2. Мотивация к деятельности.

- Давайте вспомним, что значит учиться? Как добыть новые знания?

- Где можно найти информацию? Способов получения информации много, но я вам дам небольшую подсказку самого надежного и проверенного способа.

Отгадайте загадку (Слайд №3):

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами терпеливым языком (Книга).

- Правильно, ребята. Желаю вам никогда не терять связь с книгами, ведь книга – это лучший друг.

Покажите книги Николая Носова, которые вы прочитали и принесли сегодня на урок (дети демонстрируют книги).

3.Актуализация новых знаний.

 Речевая разминка (Слайд №4)

(Первый раз дети читают стихотворение самостоятельно, второй раз читает хорошо читающий ученик, третий раз -по рядам)

 Паровоз без колёс!  

 Вот так чудо-паровоз!

 Не с ума ли он сошёл

 Прямо по морю пошёл?

Групповая работа:

- Прочитайте l-ю строчку с удивлением (1-й ряд);

- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением (2-й ряд);

- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо (3-й ряд);

- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением(все)

4.Подготовительный этап.

Учитель:

- Отгадайте загадку (Слайд №5) : Он не знает ничего. Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки: как зовут его? (дети – хором: Незнайка.)

Инсценировка:

Выбегает ученик в костюме Незнайки с детским рулём – сигналит, создаёт шум

- Вы кто?

- Не знаю!

- А знаете ли вы, что здесь ездить нельзя!

- Не знаю!

- А знаете ли вы, что загрязняете воздух своим автомобилем?

- Не знаю!

- А знаете, что здесь шуметь нельзя, здесь урок идёт!

- Не знаю!

- А что вы вообще знаете?

- Не знаю!

Учитель:

- Ребята, а вы догадались, кто это? ( НЕЗНАЙКА)

Незнайка: А знаете ли вы , кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы. Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем! Сегодня вы услышите, а затем и прочитаете интереснейшую историю, которая случилась однажды с настоящими ребятами, а со мной вы еще встретитесь через несколько уроков. Пока, до встречи!

Ребята, предположите, что мы будем делать на уроке?

(Познакомимся с биографией писателя, с его рассказами. Мы будем читать текст выразительно. Оценим свою работу на уроке, поделимся впечатлениями)

5.Сообщение целей и задач урока

6. Изучение нового материала.

    Знакомство с творчеством Н.Н.Носова

Учитель: Чтобы пополнить ваши знания, я попросила ребят подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

1.ученик (Слайд №6): Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве. Отец его Николай Петрович был актёром эстрады, а мама Варвара Петровна-рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно, любимые герои его рассказов – горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит без дела, Винтик и Шпунтик.

2 ученик (Слайд №7): Из-за революции его семья потеряла стабильный заработок, поэтому мальчик вынужден был идти работать с 14 лет. После школы он собирался стать химиком, с другом даже сделал на чердаке своего дома лабораторию. Но судьба решила по-другому: в 19 лет Николай стал студентом Киевского художественного института, а потом решил перевестись в Московский институт кинематографии. К 30 годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен, чернорабочего

3 ученик (Слайд №8): Носов работал режиссером, поставил немало научных и учебных фильмов, мультиков. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды

4 ученик (Слайд №9): О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын Пётр и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В своих рассказах Н.Носов пытается сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное, и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Учитель (Слайд №10): Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.  Один авторитетный международный журнал подсчитал, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки мира. Получился список, в котором третьим, после М.Горького и А.С.Пушкина, оказался детский писатель Николай Носов. Как видите, ребята, книги Носова читают и любят не только в России, но и в других странах мира. Все книги Н.Носова весёлые и доброжелательные. Писатель любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.

Самый первый рассказ Носова напечатали в журнале “Мурзилка”. (Слайд №11) Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова?

Работа в группах.

 Из букв составьте слово. Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!

Словарная работа:

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, кого называют затейниками?

Подберите синонимы к слову затейники.

Работа в парах.

Перед детьми лежат карточки с предлагаемыми ответами – синонимами. Нужно выбрать правильные и подчеркнуть: фантазеры, лодыри, выдумщики, организаторы, весельчаки, неряхи,

Ученик (Слайд №12): А теперь обратимся к словарю В. И. Даля. Итак, затейник- это весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям.

Учитель: Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? А как вы думаете у нас в классе есть затейники?

- Прежде, чем мы познакомимся с первым произведением писателя, попытаемся объяснить значения некоторых слов, которые встретятся нам в тексте. (Слайд №13)

Стащили- переместили, унесли куда-нибудь, принесли куда-нибудь;

Починить- исправлять, делать вновь пригодным;

Подкрался на цыпочках- подошёл тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.

 Физминутка.

Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.

Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы и совместим их с движениями.

РА-РА-РА- вышла славная ___игра______;

КИ-КИ-КИ- мы с тобой__ученики_______;

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____страх________;

РОК-РОК-РОК-продолжается_____урок________.

Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

6.Первичное усвоение новых знаний

Первичное восприятие текста.

Рассмотрите иллюстрации.

 Как вы думаете, каким будет рассказ - грустным или веселым?

Почему вы так считаете?

 Сейчас вам прочитает рассказ актёр, а вы следите за ним по тексту и отмечайте непонятные слова. (звучит аудиозапись,демонстрируется презентация) (Слайды №14-20)

7. Первичная проверка понимания

Встретились непонятные слова?

Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?

Грустный или веселый рассказ?

Кто герои рассказа? 

Назовите их имена.

Вам они знакомы? По какому рассказу?

Почему они считали себя затейниками?

В какую игру играли Валя и Петя?

Кого они изображали?

От чьего имени ведётся рассказ?

Какого возраста дети?

 

 

8.Закрепление

Выборочное чтение.

Прочитайте, отрывок, который подходит к иллюстрации.

Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

Прочитайте, что испугало детей в начале рассказа.

Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

Что вы узнали о детях?

Чтение по ролям.

Понравилась ли вам игра детей? А детям?

Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей, прочитаем диалог

Пети и Вали в парах.

Работа с деформированным планом рассказа.

Посмотрите на доску, в правильной ли последовательности расположились части рассказа (Слайд №21)?

1.Ребята строят домик.(2)

2.Чтение сказки «Три поросенка».(1)

3.Дети больше не играют.(4)

4.Может быть это серый волк?(3)

А как правильно? Предложите свой вариант.

Подумайте и выберите пословицы к этому рассказу (Слайд №22):

У страха глаза велики.

Волков бояться – в лес не ходить.

Робкого и тень страшит.

9. Итог

Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

За что можно их поругать?

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

Что скажете вы?

Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным?   Почему?

У Носова Н. много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке.

10. Рефлексия

- Что вы узнали на уроке?

– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…

-А за что вы можете похвалить сегодня себя на уроке?

- Что у вас особенно получилось?

11.Домашнее задание. (Слайд №23) Читать рассказ «Затейники» по ролям.

12.Оценивание

 

 

 

 


 

Тема урока: Творчество Н.Н. Носова

Тема урока: Творчество Н.Н. Носова

Коммуникативные УУД: v оформлять свои мысли в устной форме; v слушать и понимать речь других; v выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;…

Коммуникативные УУД: v оформлять свои мысли в устной форме; v слушать и понимать речь других; v выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;…

Прочитайте l-ю строчку с удивлением (1-й ряд); -

Прочитайте l-ю строчку с удивлением (1-й ряд); -

Не случайно, любимые герои его рассказов – горе-изобретатель

Не случайно, любимые герои его рассказов – горе-изобретатель

Перед детьми лежат карточки с предлагаемыми ответами – синонимами

Перед детьми лежат карточки с предлагаемыми ответами – синонимами

Какого возраста дети? 8

Какого возраста дети? 8

12.Оценивание

12.Оценивание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022