МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ «СТУПЕНИ » Г. ПЕРМИ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР
_______/____________ |
«Утверждаю» Директор МАОУ «Адаптивная школа-интернат «Ступени» г. Перми __________ Т.Н. Крутикова Приказ № ________________ От «____» __________ 2022 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для обучающихся по АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, вариант 7.2
4Б класса
на 2022– 2023 учебный год
Учитель Коломийчук Н.П
г. Пермь, 2022
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Математика» для 4 класса составлена на основе:
Федерального
закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г № 254 № «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
- АООП НОО МАОУ «Адаптивная школа – интернат «СТУПЕНИ» г. Перми, утвержденная приказом директора ОУ;
- Учебный плана МАОУ «Адаптивная школа – интернат «СТУПЕНИ» г. Перми на 2022 - 2023 учебный год;
• Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Литературное чтение.
Учебник. 4 класс. Часть 1, 2. Москва «Просвещение», 2018г.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана для 4 класса, в котором в условиях инклюзии обучается 3 обучающихся с задержкой психического развития, которым по результатам ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.1).
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
На уроках чтения решаются, как общеобразовательные, так и специфические коррекционные задачи:
-преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения;
-формирование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя;
-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение;
-преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
-развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
-преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
-развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
-привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
В 4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
декламировать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Ученик получит возможность научиться:
строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
описывать и сопоставлять различные объекты;
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами
навыку самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
Коррекционно-развивающая направленность:
Основные направления коррекционной работы:
Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
-Развитие речи, овладение техникой речи.
-Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
— Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Практическая направленность обучения предполагает следующую коррекционную работу:
Систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка.
Восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения.
Развитие читательской культуры учащихся.
Развитие и коррекция коммуникативных умений.
Формировать умение разгадывать и составлять загадки. Обогащение словарного запаса.
Развитие эмоционального восприятия текста, творческого мышления.
Формирование умения слушать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное по иллюстрациям.
Расширение читательского опыта.
Коррекция способностей к саморегуляции на основе абстрагирования.
Развитие речи, умения связно излагать мысли. Формирование умения прогнозировать текст.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом.
Формировать навыки анализа, смыслового чтения.
Развитие литературного вкуса, подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию художественного произведения.
Содержание курса.
4 КЛАСС (102 ч) Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 ч) Введение. Знакомство с учебником. |
Былины. Летописи. Жития (9 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». |
Чудесный мир классики (18 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». |
Поэтическая тетрадь (7 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». |
Литературные сказки (11 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
Делу время — потехе сейчас (6 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». |
Стран детства (6 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». |
Поэтическая тетрадь (5 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». |
Природа и мы (10 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
Поэтическая тетрадь (5 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
Родина (4 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». |
Страна Фантазия (5 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
Зарубежная литература (15ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». |
Приложение 1
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Дата проведения |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению |
1 |
Беседа, литературная викторина. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. |
|
Летописи, былины, жития |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1 |
Беседа, учебник стр. 7 – 9. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. Формирование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя. |
|
|
События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторически источников. |
1 |
Беседа, работа с вопросом 4 стр 8. Развитие плавного безошибочного чтения. |
|
|
«И вспомнил Олег коня своего».Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
1 |
стр.10-11. Развитие плавного безошибочного чтения. |
|
|
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
учебник стр.12 – 16. Развитие плавного безошибочного чтения. |
|
|
Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. |
1 |
стр.17 – 20. Формирование навыков чтения. Обогащать словарный запас. |
|
|
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова « Богатыри». |
1 |
Работа по картине. |
|
|
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне-русской литера¬туры |
2 |
1 урок - стр 21 2 урок -работа с произведением. Формирование навыков чтения. Обогащать словарный запас. |
|
|
Проект: «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения |
1 |
Урок - игра, тест. Формирование навыков чтения. Обогащать словарный запас. |
|
Чудесный мир классики |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. |
1 |
Беседа, учебник стр.35 |
|
|
П. П. Ершов «Конёк- Горбунок» |
3 |
1 урок -стр.36-38, сообщения детей 2 урок - работа с текстом сказки, учебник стр.59 -61 3 урок-анализ произведения, творческая работа. Формирование навыков чтения. Работа с текстом. Формирование умения слушать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное по иллюстрациям. |
|
|
А.С. Пушкине А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» |
1 |
Учебник стр. 62 -67. Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. |
|
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
3 |
1 урок - чтение произведения 2 урок - работа с текстом 3 урок-деление текста на части, составление плана. Формирование навыков чтения. Работа с текстом. |
|
|
Внеклассное чтение. Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина. |
1 |
Урок -КВН, тест |
|
|
М. Ю. Лермонтов. "Дары Терека" |
1 |
Учебник стр. 92 -96. Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. |
|
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
2 |
1 урок - чтение сказки 2 урок - работа с текстом 3 урок-деление сказки на части. Формирование навыков чтения. Работа с текстом. Формирование умения слушать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное по иллюстрациям. |
|
|
Л.Н. Толстой. |
1 |
Учебник стр. 112 -114. Формирование навыков чтения. Работа с текстом. |
|
|
Л. Н. Толстой «Детство» |
1 |
Учебник стр. 115 -118 .Формирование навыков чтения. Работа с текстом. |
|
|
Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал» |
1 |
Учебник стр. 119 , работа с текстом. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. |
|
|
А. П. Чехов. "Мальчики" |
2 |
1 урок - учебник стр.120 , знакомство с рассказом, 2 урок -работа с текстом, составление плана. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. Обогащение пассивного и активного словаря. |
|
|
Обобщающий урок - КВН. Оценка достижений. |
1 |
урок –КВН. |
|
Поэтическая тетрадь |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания.. Ф. И. Тютчев "Еще земли печален вид...", " Как неожиданно и ярко..." |
1 |
Учебник стр.138 -140 , работа с текстом Алгоритм запоминания стихотворений. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи |
|
|
А. А. Фет. "Весенний дождь", «Бабочка» |
1 |
Учебник стр. 141 -142 , работа с текстом. Алгоритм запоминания стихотворений. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи |
|
|
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», "Где сладкий шепот.." |
1 |
Учебник стр. 143 -144 , работа с текстом. Алгоритм запоминания стихотворений. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи |
|
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» |
1 |
Учебник стр.145 - 146 , работа с текстом. Алгоритм запоминания стихотворений. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи |
|
|
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» |
1 |
Учебник стр.147 -149 , работа с текстом. Алгоритм запоминания стихотворений. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи |
|
|
И.А. Бунин «Листопад». |
1 |
Учебник стр.150- 151, работа с текстом. Алгоритм запоминания стихотворений. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи |
|
|
Обобщающий урок - игра. Оценка достижений по изученному разделу.. |
1 |
Урок - игра |
|
Литературные сказки |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
Учебник стр.155, чтение сказки. Формирование навыков чтения. |
|
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
1 урок -деление текста на части, составление плана, 2 урок - работа с текстом. Формирование навыков чтения. Формирование умения . отвечать на вопросы, пересказывать услышанное по иллюстрациям |
|
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
2 |
1 урок -чтение сказки, 2 урок - работа с текстом, 3 урок- работа с текстом сказки. Развитие эмоционального восприятия текста, творческого мышления. |
|
|
П. П. Бажов «Серебряное копытце» |
2 |
1 урок -чтение сказки, 2 урок -работа с текстом, вопросы 1 - 4 стр.192, 3 урок-характеристика главных героев. Развитие эмоционального восприятия текста, творческого мышления. |
|
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
4 |
1 урок -чтение сказки, 2 урок - работа с текстом, 3 урок-деление на части, составление плана, 4 урок - история создания сказки, вопрос 6 стр.214. Развитие эмоционального восприятия текста, творческого мышления |
|
|
Обобщающий урок - игра "Крестики - нолики". Оценка достижений. Тест. |
1 |
Урок – игра. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
|
Делу время – потехе час |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
Учебник стр. 3,чтение сказки. Развитие эмоционального восприятия текста, творческого мышления |
|
|
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
Работа с текстом. Развитие эмоционального восприятия текста, творческого мышления. |
|
|
В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
1 |
Работа с текстом. Формировать навыки анализа, смыслового чтения. |
|
|
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
Работа с произведением. Формировать навыки анализа, смыслового чтения. |
|
|
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
1 урок - чтение рассказа, 2 урок -работа с текстом, характеристика героев. Формировать навыки анализа, смыслового чтения. |
|
|
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. |
1 |
Учебник стр. 35-36. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Страна детства |
Знакомство с разделом, прогнозирование его. Б. С. Житков «Как я ловил человечков» |
2 |
1 урок - учебник стр. 37,чтение рассказа, 2 урок -работа с текстом. Формировать навыки анализа, смыслового чтения. |
|
|
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
2 |
1 урок - чтение произведения, 2 урок - работа с текстом. Формировать навыки анализа, смыслового чтения. |
|
|
М. М. Зощенко «Елка». |
1 |
Работа с произведением. Формировать навыки анализа, смыслового чтения. |
|
|
Обобщающий урок "Страна детства". Оценка достижений. |
1 |
урок – конкурс. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Поэтическая тетрадь 2 |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
Учебник стр. 67, чтение стихов. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом.
|
|
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
Работа с текстом. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом. |
|
|
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1 |
Анализ стихов. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом.
|
|
|
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Устный журнал "Поэтическая тетрадь". |
1 |
учебник стр.74, тест. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Оценка достижений. |
1 |
Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Природа и мы |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
1 |
1 урок - учебник стр. 75, чтение рассказа, 2 урок - работа с текстом. Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. |
|
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
1 |
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно |
|
|
А .И. Куприн «Барбос и Жулька» |
2 |
1 урок -чтение рассказа, 2 урок - работа с текстом. Развитие речи, умения связно излагать мысли. Формирование умения прогнозировать текст. |
|
|
М. М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
1 урок -чтение рассказа, 2 урок - работа с текстом. Формирование навыков выразительного чтения вслух и про себя |
|
|
Е. И. Чарушин «Кабан» |
1 |
Работа с текстом. Формирование навыков выразительного чтения вслух и про себя. |
|
|
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
2 |
1 урок - чтение рассказа, 2 урок - деление на части. Развитие речи, умения связно излагать мысли. Формирование умения прогнозировать текст. |
|
|
Обобщающий урок - конкурс "Природа и мы" |
1 |
урок – конкурс. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
|
Проект «Природа и мы» . Оценка достижений. |
1 |
Работа над проектом, тест. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Поэтическая тетрадь 3 |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания.. Б. Л. Пастернак "Золотая осень" |
1 |
учебник стр.113, беседа. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом. |
|
|
С. А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
Анализ стихотворения. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом. |
|
|
Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». |
1 |
Анализ стихотворения. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом. |
|
|
С.А. Есенин «Лебедушка» |
1 |
Работа с текстом. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом. |
|
|
Обобщающий урок - конкурс "Поэзии прекрасные страницы"Оценка достижений по разделу |
1 |
урок – конкурс. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Родина |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь» |
1 |
Учебник стр. 127, чтение стихов о Родине. Формирование навыков выразительного чтения вслух и про себя. |
|
|
С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» |
1 |
Анализ стихотворения. Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесным материалом. |
|
|
Проект: «Они защищали Родину» |
1 |
Работа над проектом стр.140-141. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
|
Обобщение по разделу «Родина». |
1 |
Тест. Формирование навыков выразительного чтения про себя. |
|
Страна Фантазия |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
2 |
1 урок - учебник стр. 143, чтение рассказа, 2 урок - работа с текстом. Формирование навыков выразительного чтения вслух и про себя. |
|
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
1 |
1 урок -чтение рассказа, 2 урок - работа с текстом. Формирование умения слушать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное по иллюстрациям |
|
|
Путешествие по стране Фантазии. |
1 |
урок – конкурс. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
|
Оценка достижений. |
1 |
Тест. |
|
Зарубежная литература |
Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
2 |
1 урок - учебник стр.159, чтение рассказа, 2 урок - работа с текстом, 3 урок-характеристика героев. Формирование умения слушать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное по иллюстрациям. |
|
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
5 |
1 урок -чтение сказки, 2 урок - деление сказки на части, 3 урок-деление сказки на части, 4 урок - работа с текстом, 5 урок -работа с текстом. Развитие речи, умения связно излагать мысли. Формирование умения прогнозировать текст.
|
|
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
2 |
1 урок -чтение отрывка рассказа, 2 урок -работа с текстом. Формирование навыков чтения. Развитие речи, умения связно излагать мысли. |
|
|
С. Лагерлеф «Святая ночь» |
2 |
1 урок - чтение произведения, 2 урок - работа с текстом. Формирование навыков чтения. Развитие речи, умения связно излагать мысли. |
|
|
С. Лагерлеф «В Назарете» |
2 |
1 урок - чтение произведения, 2 урок - работа с текстом. Формирование навыков чтения. Развитие речи, умения связно излагать мысли. |
|
|
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
1 |
урок – конкурс. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
|
Урок – игра « Литературные тайны». |
1 |
урок- игра. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Летописи, былины, жития Вариант 1
А1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?
1) былины 2) летопись
3) житие 4) слово
А2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?
1) собрал большое войско 2) долгое время осаждал город
3) поставил корабли на колёса 4) убедил греков сдаться
А3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
1) женатым быть 2) убитым быть
3) пленным быть 4) богатым быть
В 1. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?
1) Кирилл
2) Варфоломей
3) Стефан
4) Фёдор
В 2. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергее Радонежском?
1) былина 2) летопись
3) житие 4) слово
С1. Отметь пословицу, которая не характеризует русских богатырей.
1) На вид богатырь, а сердце как у птенца .
2) Не родом богатырь славен, а подвигом.
3) Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
4) Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот богатырь, что врага одолевает.
Летописи, былины, жития Вариант 2
А1. Укажи, как называется старинная народная эпическая песня-сказание о богатырях?
1) былина 2) летопись
3) житие 4) слово
А2. Отметь, каким образом погиб князь Олег?
1) погиб в бою 2) умер от укуса змеи
3) умер от болезни в походе 4) умер от старости
А3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
1) женатым быть 2) забытым быть
3) убитым быть 4) богатым быть
В 1. Укажи, что попросил отрок Варфоломей у старца?
1) знание грамоты
2) богатства для семьи
3) здоровья родителям
4) счастья всем людям
В 2. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история Вещем Олеге?
1) былина 2) летопись
3) житие 4) слово
С1. Отметь пословицу, которая не характеризует русских богатырей.
1) Славна богатырями земля русская .
2) Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
3) Плохой воин - богатырь для своих знакомых.
4) Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот богатырь, что врага одолевает.
Проверочная работа по теме «Летописи, былины, жития»
1. Соедини стрелками название произведения с названием жанра.
«И вспомнил Олег коня своего» житие
«Житие Сергея Радонежского» былина
«Ильины три поездочки» летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
2. Соедини слово и его толкование.
яства деньги Древней Руси
гривны шёлковые ткани
паволоки изысканная еда
застава драгоценные камни
яхонты монах
черноризец религиозное песнопение
псалом сторожевая застава
3. Запиши, какого князя благословил на битву Сергий Радонежский
__________________________________________________________________
4. Узнай героя по описанию и запиши.
а) И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал.
_____________________________________________________________________
б) В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение дня всего.
_____________________________________________________________________
в) Он обратился к Варфоломею, подозвал его и поцеловал его во имя Христа и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь чадо?»
___________________________________________________________________
г) Закипела в добром молодце душа,
Уходил, открывал он подвал,
Выпускал тридцать витязей,
Женихов недожененных.
___________________________________________________________________
5. Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками.
Приказал дать дань.
Не принял отравленного вина.
Заключил мир с греками.
Пришёл к Царьграду.
Поставил корабли на колёса.
Страна фантазия Вариант 1
А1. Укажи автора произведения «Приключения Электроника»
1) Кир Булычёв 2) Е.С.Велтисов
3) А.Н.Толстой 4) А.Р Беляев
А2. Укажи, к какому жанру относится произведение К.Булычёва «Путешествие Алисы»?
1) повесть 2) сказка
3) сказочная повесть 4) фантастическая повесть
А3. Узнай героя по описанию.
Человек с трубкой в зубах, почётный гость конгресса кибернетиков.
1) механик Зелёный 2) капитан Полосков
3) профессор Громов 4) профессор Селезнёв
В 1. Определи «лишнего» героя.
1) профессор Громов 2) директор гостиницы
3) капитан Полосков 4) Электроник
В 2. Укажи, как назывался космокатер, на котором путешествовала Алиса с папой?
1) «Орион» 2) «Пегас»
3) «Гермес» 4) «Голубая чайка»
С1. Отметь, какими качествами не обладала Алиса?
1) добротой
2) находчивостью
3) отзывчивостью
4) вредностью
Страна фантазия Вариант 2
А1. Укажи автора произведения «Путешествие Алисы»
1) Кир Булычёв 2) Е.С.Велтисов
3) А.Н.Толстой 4) А.Р Беляев
А2. Укажи, к какому жанру относится произведение Е.С.Велтисова «Приключения Электроника»?
1) повесть 2) сказка
3) сказочная повесть 4) фантастическая повесть
А3. Узнай героя по описанию.
Вид у него испуганный, борода развевалась, словно от ветра
1) механик Зелёный 2) капитан Полосков
3) профессор Громов 4) профессор Селезнёв
В 1. Определи «лишнего» героя.
1) профессор Громов 2) механик Зелёный
3) капитан Полосков 4) Алиса
В 2. Укажи, как называлась гостиница, в которую приехал профессор Громов?
1) «Берёзки» 2) «Дубки»
3) «Ёлочки» 4) «Рябинки»
С1. Отметь, какими качествами не обладал профессор Громов?
1) умом
2) жестокостью
3) добротой
4) знанием
Проверочная работа по теме «Страна фантазия»
1. Узнай героя по описанию и запиши
А) Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… синяя курточка, рубашка, летние брюки.
_____________________________________________________________
Б) У них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие толстые корни.
_______________________________________________________________
2. Допиши героев произведений.
1) Профессор Громов, ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2) Профессор Селезнёв, капитан Полосков ________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Ответь одним словом.
1) Как называлась гостиница, куда приехал профессор Громов?
________________________________________________________________
2) В чём вёз профессор громов Электроника?
______________________________________________________________
3) Как назывался космокатер профессора Селезнёва?
_________________________________________________________________
4) Что делали кусты пред песчаной бурей?
________________________________________________________________
5) Как Алиса успокоила воинственные кусты?
_____________________________________________________________
4. Запиши значение слов.
Кибернетик- _____________________________________________________
Кают-компания - ________________________________________________
5. Запиши, что в литературе обозначает слово фантастика?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Зарубежная литература Вариант 1
А1. Укажи автора произведения «Русалочка»
1) Г.Х.Андерсен 2)С.Лагерлёф 3)Д.Свифт 4) М.Твен
А2. Укажи произведение Дж.Свифта.
1) «Русалочка» 2) «Путешествие Гулливера»
3) «Приключение Тома Сойера» 4) «Святая ночь»
А3. Укажи автора , который родился и жил в Дании.
1) Г.Х.Андерсен 2)С.Лагерлёф 3)Д.Свифт 4) М.Твен
В 1. Отметь, что отдала Русалочка ведьме в обмен на ноги.
1) волосы 2) зрение
3) красоту 4) голос
В 2. Выбери, каким качеством наделён Том Сойера?
1) жадностью 2) глупостью
3) злостью 4) хитростью
С1. Определи «лишнего» героя.
1) Том Сойер
2) Гекельберри Финн
3) Гулливер
4) Бекки Тэтчер
Зарубежная литература Вариант 2
А1. Укажи автора произведения «В Назарете»
1) Г.Х.Андерсен 2) С.Лагерлёф 3) Д.Свифт 4) М.Твен
А2. Укажи произведение М.Твена
1) «Русалочка» 2) «Путешествие Гулливера»
3) «Приключение Тома Сойера» 4) «Святая ночь»
А3. Укажи автора , который родился и жил в Англии
1) Г.Х.Андерсен 2)С.Лагерлёф 3)Д.Свифт 4) М.Твен
В 1. Отметь, что забрала ведьма в обмен на жизнь Русалочки?
1) волосы 2) зрение
3) красоту 4) голос
В 2. Выбери, каким качеством наделён Иисус?
1) жадностью 2) добротой
3) коварством 4) хитростью
С1. Определи «лишнего» героя.
1) Том Сойер
2) Русалочка
3) ведьма
4) принц
Проверочная работа по теме «Зарубежная литература»
1. Допиши фамилии писателей
Джонатан _____________________________________________________________
Ганс Христиан _________________________________________________
Марк _______________________________________________________
Сельма ___________________________________________________
2. Соедини писателей со странами, в которых они родились.
Г.Х.Андерсен Америка
М.Твен Англия
Д.Свифт Швеция
С.Лагерлёф Дания
3. Запиши, в каких произведениях встречаются данные предметы?
Нож ________________________________________________
Бочка _______________________________________________
Персик _______________________________________________
Уголья _______________________________________________
Глиняные птички ______________________________________
4. Узнай героя по описанию и запиши.
1) Женщина умная, только уж больно гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть.
_____________________________________________________________
2) Она только и любила, что цветы ярко-красные, как солнце, там, на верху, да ещё красивую мраморную статую.
_________________________________________________________________
3) Он был красивее всех, с большими чёрными глазами. Ему, наверное, не больше шестнадцати лет.
______________________________________________________________
4) Она кормила изо рта жабу, как люди кормят сахаром маленьких канареек. Омерзительных ужей она звала своими цыплятками и позволяла им ползать по своей большой, ноздреватой, как губка, груди
5. Запиши, з какого произведения герои, перечисленные в задании 4.Запиши его автора
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чудесный мир классики. Вариант 1
А1. Укажи автора стихотворения «Няне»?
1) М.Ю.Лермонтов 2) А.С.Пушкин
3) П.П.Ершов 4) С.А.Есенин
А2. Укажи рассказ Л.Н.Толстого?
1) «Как мужик убрал камень» 2) «Мальчики»
3) «Телефон» 4) «Слон»
А3. Отметь чудо, которого не было в сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»?
1) Жар -птица
2) купание Ивана в кипятке
3) разговор с месяцем
4) кони с золотыми хвостами и алмазными копытами
В 1. Отметь правильное значение слова СЕДМИЦА
1) пятница 2) неделя
3) заря 4) весна
В 2. Укажи произведение, к которому подходит данная пословица.
Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр.
1) «Детство» 2) «Мальчики»
3) «Как мужик камень убрал» 4) «Ашик-Кериб»
С1. Укажи произведение, которое не принадлежит перу Л.Н.Толстого.
1) «Детство»
2) «Как мужик камень убрал»
3) «Дары Терека»
4) «Акула»
Чудесный мир классики. Вариант 2
А1. Укажи автора произведения «Дары Терека»?
1) М.Ю.Лермонтов 2) А.С.Пушкин
3) П.П.Ершов 4) С.А.Есенин
А2. Укажи рассказ А.П.Чехова?
1) «Как мужик убрал камень» 2) «Мальчики»
3) «Детство» 4) «Страшный рассказ»
А3. Отметь чудо, которого не было в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»?
1) разговор с солнцем
2) говорящее зеркало
3) разговор с месяцем
4) кони с золотыми хвостами и алмазными копытами
В 1. Отметь правильное значение слова ПЕРСТЫ
1) пальцы 2) кольца
3) руки 4) глаза
В 2. Укажи произведение, к которому подходит данная пословица.
Нет лучше дружка, чем родная матушка
1) «Детство» 2) «Мальчики»
3) «Как мужик камень убрал» 4) «Ашик-Кериб»
С1. Укажи произведение, которое не принадлежит перу А.С.Пушкина
1) «Сказка о рыбаке и рыбке»
2) «Как мужик камень убрал»
3) «Няне»
4) «Туча»
Проверочная работа по теме «Чудесный мир классики
1. Запиши имена и отчества писателей
Пушкин ___________________________________________________
Лермонтов ________________________________________________
Толстой __________________________________________________
Чехов _____________________________________________________
Ершов _____________________________________________________
2. Допиши имена героев сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик- Кериб»
Ашик - ______________________
Магуль - _____________________
Куршуд - _____________________
3. Запиши ответ на вопрос о детстве писателей одним словом
1) Как в детстве все называли М.Ю.Лермонтова?
________________________________________________________________
2) Чем особенно увлекался А.П.Чехов в гимназии?
__________________________________________________________________
3) Что сделали родители П.П.Ершова, чтобы сын выздоровел?
_____________________________________________________________________
4) Что сочинял А.С.Пушкин в 7-8 лет?
_____________________________________________________________________
5) Что каждый вечер перед сном делал Л.Н.Толстой?
_____________________________________________________________________
4. Узнай по описанию и запиши героев из рассказа А.П.Чехова «Мальчики»
1) Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся.
_______________________________________________________________________
2) Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!»
__________________________________________________________________
3) Господи боже мой, даже ножниц не дают ! – отвечал он плачущим голосом и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался.
_______________________________________________________________________
4) Рано утром в сочельник они тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
5. Отгадай загадки. Запиши название стихотворения со словом-отгадкой и его автора.
1) Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря.
__________________________________________________________________
2) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
___________________________________________________________________
3) Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на длинный лес,
Прохудился и исчез.
_______________________________________________________________________
Поэтическая тетрадь 1 Вариант 1
А1. Укажи автора стихотворения «Весенний дождь»?
1) Ф.И.Тютчев 2) А.А.Фет
3) А.Н.Плещеев 4) И.С.Никитин
А2. Укажи стихотворение И.А.Бунина.
1) «Листопад» 2) «Школьник»
3) «Бабочка» 4) «Где сладкий шёпот»
А3. Отметь, с чем сравнивает И.А.Бунин лес в стихотворении «Листопад»?
1) с замком 2) с теремом
3) с двором 4) с хоромами
В 1. Укажи, как называется поэтический приём, когда неживые предметы и явления наделяются человеческими качествами.
1) сравнение 2) метафора
3) олицетворение 4) эпитет
В 2. Узнай стихотворение по рифме.
Сказки – салазки. Стрелой – ледяной.
1) «В синем небе плывут облака»
2) «Где сладкий шёпот»
3) «В зимние сумерки»
4) «Еще земли печален вид»
С1. Укажи, кто из поэтов раздела «Поэтическая тетрадь» не писал стихи о весне?
1) Ф.И.Тютчев
2) Е.А.Баратынский
3) И.А.Бунин
4) А.А.Фет
Поэтическая тетрадь 1 Вариант 2
А1. Укажи автора стихотворения «Дети и птичка»?
1) Ф.И.Тютчев 2) А.А.Фет
3) А.Н.Плещеев 4) И.С.Никитин
А2. Укажи стихотворение Н.А.Некрасова.
1) «Листопад» 2) «Школьник»
3) «Бабочка» 4) «Где сладкий шёпот»
А3. Отметь, с чем сравнивает И.А.Бунин мотылька в стихотворении «Листопад»?
1) с лепестком 2) с цветком
3) с листиком 4) с лоскутком
В 1. Укажи, как называется поэтический приём, когда определение даёт художественную характеристику явлению или предмету.
1) сравнение 2) метафора
3) олицетворение 4) эпитет
В 2. Узнай стихотворение по рифме.
Полями – краями. Туман – румян.
1) «В синем небе плывут над полями»
2) «Где сладкий шёпот»
3) «В зимние сумерки»
4) «Еще земли печален вид»
С1. Укажи, кто из поэтов раздела «Поэтическая тетрадь» не писал стихи о весне?
1) Ф.И.Тютчев
2) Е.А.Баратынский
3) И.А.Бунин
4) А.А.Фет
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь №1.»
1. Запиши в таблицу тему и идею стихотворения
Название стихотворения |
Тема |
Идея |
«Дети и птичка»
|
|
|
«Школьник»
|
|
|
«Как неожиданно и ярко…»
|
|
|
«Листопад»
|
|
|
Темы: радуга после дождя, раздумье о школьнике, лес осенью, разговор детей с птичкой.
Идеи: расставание с птичкой согревает надежда на встречу, Россия богата умными людьми, в мире всё быстротечно, осенний лес похож на сказку.
2. Допиши сравнения И.С.Бунина из стихотворения «Листопад.
а) Лес, точно ____________________________________.
б) Ёлочки темнеют, как ___________________________
в) Просветы в небе, что ___________________________.
г) Паутины ткани, как ______________________________.
д) Мотылёк точно ________________________________.
3. Соедини название стихотворения с его автором.
Ф. И. Тютчев «Дети и птичка»
А.А.Фет «Весна, весна! как воздух чист!»
А.Н.Плещеев «Школьник»
И.С.Никитин «Бабочка»
Е.А Баратынский «Как неожиданно и ярко»
Н.А.Некрасов «В синем небе плывут над полями»
4. Соедини начало и конец пословиц о природе.
Осенний дождь мелко сеется, на дню погод восемь.
Лето идёт вприпрыжку, да долго тянется.
Весна красна цветами, осень дождлива, да сытна.
Весна да осень – а зима в развалку.
Весна красна, да голодна; а осень плодами.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
5. Допиши слова в стихотворение Н.А.Некрасова
В зимние сумерки нянины ______________
Саша любила. Поутру в _______________
Саша садилась, летела ________________,
Полная счастья, с горы _______________.
Няня кричит: «Не убейся, _____________!»
Саша, салазки свои ___________________,
Весело мчится. На полном _____________
Набок салазки - и Саша в ______________!
Выбьются косы, растреплется ___________ -
Снег отряхает, смеётся, __________________!
Не до ворчанья и няне __________________:
Любит она её смех _____________________...
Литературные сказки Вариант 1
А1. Укажи автора сказки «Городок в табакерке»
1) В.М.Гаршин 2) С.Т.Аксаков
3) В.В.Одоевский 4) П.П.Бажов
А 2. Укажи имя главной героини сказки «Серебряное копытце»
1) Машенька 2) Алёнка
3) Дарёнка 4) Настенька
А3. Отметь сказку, которую написал П.П.Бажов.
1) «Сказка о жабе и розе» 2) «Серебряное копытце»
3) «Аленький цветочек» 4) «Городок в табакерке»
В 1. Укажи, что не заказывали дочери своему отцу в сказке «Аленький цветочек»
1) золотой венец из самоцветов
2) украшение из хрусталя восточного
3) жемчужное ожерелье
4) цветочек аленький
В 2. Укажи правильное значение слова хризолит
1) цветок 2) самоцвет
3) первоцвет 4) украшение
С1. Отметь, кого не встретил Миша в своём путешествии по табакерке
1) колокольчиков 2) пружинку
3) валик 4) топорики
Литературные сказки Вариант 2
А1. Укажи автора сказки «Аленький цветочек»
1) В.М.Гаршин 2) С.Т.Аксаков
3) В.В.Одоевский 4) П.П.Бажов
А 2. Укажи имя главного героя сказки «Городок в табакерке»
1) Саша 2) Миша
3) Алёша 4) Паша
А3. Отметь сказку, которую написал В.М.Гаршин
1) «Сказка о жабе и розе» 2) «Серебряное копытце»
3) «Аленький цветочек» 4) «Городок в табакерке»
В 1. Укажи, что помогло младшей дочери навестить отца в сказке «Аленький цветочек»?
1) ковёр-самолёт
2) сапоги-скороходы
3) золотой перстень
4) волшебное слово
В 2. Укажи правильное значение слова голубчик
1) приступка для всхода на печь
2) ласковое обращение к мальчику
3) название птицы
4) предмет крестьянской посуды
С1. Укажи, чего не рассказывал дед Кокованя о Серебряном копытце
1) что у козлика рожки на пять веток
2) что у козлика лёгонькая голова
3) что у козлика длинная густая шерсть
4) что на правой передней ноге у козлика серебряное копытце
Проверочная работа по теме «Литературные сказки»
1. Соедини имя и отчество писателей с фамилиями
Владимир Фёдорович Гаршин
Павел Петрович Одоевский
Сергей Тимофеевич Бажов
Всеволод Михайлович Аксаков
2. Соедини фразу с её значением.
Паче зеницы ока поросший травой
Пригорок муравчатый слуги
Челядь дворовая беречь больше глаз
3. Вспомни произведение П.П.Бажова и расположи пункты плана в нужном порядке.
Серебряное копытце
Поход в лес
Сиротка Дарёнка
В лесу без деда
Новая жизнь
4. Запиши, к каким сказкам подходят эти пословицы.
а) В добре жить хорошо.
______________________________________________________________
б) Кто добро творит, тому Бог отплатит.
______________________________________________________________
в) Не стыдно не знать, стыдно не учиться
______________________________________________________________
г) На великое дело – великая помощь.
_______________________________________________________________
5. Узнай героя по описанию и запиши его.
А) Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой
_____________________________________________________________
Б) Она ни радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
___________________________________________________________________
В) Он садился на корточки перед толстым, окружённым мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям.
________________________________________________________________
Г) Ей приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет её. Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула.
__________________________________________________________________
Из какой сказки эти герои? Запиши название и автора.
____________________________________________________________
Делу время – потехе час Вариант 1
А1. Укажи произведение, которое принадлежит перу Е.Л.Шварца?
1) «Главные реки» 2) «Сказка о потерянном времени»
3) «Никакой горчицы я не ел» 4) «Что любит Мишка»
А2. Укажи автора рассказа «Что любит Мишка»
1) Е.Л.Шварц 2) В.Ю.Драгунский
3) В.В.Голявкин 4) М.М.Зощенко
А3. Укажи, кого не было из школьников в «Сказке о потерянном времени»
1) Пети Зубова 2) Маруси Поспеловой
3) Наденьки Соколовой 4) Миши Волкова
В 1. Укажи фамилию главного героя рассказов В.Ю.Драгунского
1) Кораблёв 2) Слонов
3) Горбушкин 4) Воробьёв
В 2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки»?
1) рассказы о животных 2) рассказы о природе
3) юмористические рассказы 4) рассказы о подвигах
С1. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца
1) Делу время – потехе час.
2) Один пашет, а семеро руками машут.
3) Откладывай безделье, но не откладывай дела .
4) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.
Делу время – потехе час Вариант 2
А1. Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В.Голявкина?
1) «Главные реки» 2) «Сказка о потерянном времени»
3) «Никакой горчицы я не ел» 4) «Что любит Мишка»
А2. Укажи автора рассказа «Главные реки»
1) Е.Л.Шварц 2) В.Ю.Драгунский
3) В.В.Голявкин 4) М.М.Зощенко
А3. Укажи, кого не было из школьников в «Сказке о потерянном времени»
1) Пети Зубова 2) Маруси Поспеловой
3) Наташи Воробьёвой 4) Васи Зайцева
В 1. Укажи фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского
1) Кораблёв 2) Слонов
3) Горбушкин 4) Воробьёв
В 2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Что не любит Мишка?»
1) рассказы о животных 2) рассказы о природе
3) юмористические рассказы 4) рассказы о подвигах
С1. Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой горчицы я не ел»
1) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
2) Если за день ничему не научился, зря прожил день.
3) Готовь сани с весны, а колёса с осени.
4) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Проверочная работа по теме «Делу время – потехе час»
1. Соедини фамилию автора с его произведением
Е.Л.Шварц «Никакой горчицы я не ел»
В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»
В.В.Голявкин «Главные реки»
2. Подумай о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении она играет важную роль. Запиши автора этого произведения.
а) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.
______________________________________________________________
б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.
______________________________________________________________
в) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.
______________________________________________________________
г) Этот предмет положил начало беседе, в которой учитель пения узнал, что любят Дениска и Мишка.
_______________________________________________________________
3. Допиши пословицы.
Скучен день до вечера, __________________________________.
Откладывай безделье, ____________________________________.
Не сиди сложа руки, _______________________________________.
Кто грамоте горазд, _______________________________________.
4. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел»
Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.
5. Вспомни и запиши рассказы В.Ю.Драгунского, с которыми ты познакомился раньше.
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Страна детства Вариант 1
А1. Укажи автора рассказа «Как я ловил человечков».
1) К.Г.Паустовский 2) В.Ю.Драгунский
3) М.М.Зощенко 4) Б.С.Житков
А2. Отметь рассказ М.М.Зощенко.
1) «Ёлка»
2) «Как я ловил человечков»
3) «Корзина с еловыми шишками»
4) «Главные реки»
А3. Укажи, какому композитору посвятил свое произведение К.Г.Паустовский?
1) П.И.Чайковскому 2) Эдварду Григу
3) В.А.Моцарту 4) Л.Бетховену
В 1. Отметь, каким был главный герой рассказа «Как я ловил человечков»?
1) жестоким 2) глупым
3) любознательным 4) жадным
В 2. Укажи правильное значение слова ботфорты.
1) военные брюки 2) высокие сапоги
3) инструмент сапожника 4) старые вещи
С1. Отметь, каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Э.Григ?
1) загулявших матросов
2) летящий снег
3) Золушку в заштопанном платье
4) вежливых посетителей концертов
Страна детства Вариант 2
А1. Укажи автора рассказа «Ёлка».
1) К.Г.Паустовский 2) В.Ю.Драгунский
3) М.М.Зощенко 4) Б.С.Житков
А2. Отметь рассказ Б.С.Житкова.
1) «Ёлка»
2) «Как я ловил человечков»
3) «Корзина с еловыми шишками»
4) «Главные реки»
А3. Укажи, как звали девочку, которой Э.Григ посвятил своё произведение?
1) Дагни Хагеруп 2) Дагни Педерсен
3) Магда Педерсен 4) Магда Хагеруп
В 1. Отметь, какими были главные герои рассказа «Ёлка»?
1) жестоким 2) глупым
3) любознательным 4) злыми
В 2. Укажи правильное значение слова симфоническая музыка.
1) музыка для оркестра 2) загадочная музыка
3) музыка в подарок 4) волшебная музыка
С1. Отметь, каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Э.Григ?
1) прачку из соседнего дома
2) нарядных посетителей концертов
3) Золушку в заштопанном платье
4) сверчка из трещины
Проверочная работа по теме «Страна детства»
1. Ответь коротко на вопросы К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
а) Где проводил осень Э.Григ?
______________________________________________________________
б) В какой стране родился Э.Григ?
______________________________________________________________
в) Сколько времени Э.Григ писал музыку для Дагни?
______________________________________________________________
г) Какую музыку Дагни впервые услышала на концерте?
_______________________________________________________________
д) Как называется пьеса, которую Э.Григ посвятил Дагни?
_______________________________________________________________
2. Вспомни произведение Б.С.Житкова и расположи пункты плана в нужном порядке.
Пароходик.
Болезнь.
Там живут человечки.
Что я наделал!
У бабушки.
Угощения для человечков.
3. Запиши, к какой группе рассказов можно отнести произведение М.М.Зощенко «Ёлка»?
______________________________________________________________
4. Вспомни, какие произведения писали авторы раздела «Страна детства». Соедини автора с названием его произведения.
Б.С.Житков «Растрёпанный воробей»
К.Г.Паустовский «Великие путешественники»
М.М.Зощенко «Про обезьянку»
5. Расшифруй слова и запиши их. Напиши, что их объединяет.
ЕГСН, КЧОРСВЕ, УШАКОЛЗ, АТРМОЫС, КАЧПРА, УФЕКТЛЬИ
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Природа и мы Вариант 1
А1. Отметь рассказ А.И.Куприна
1) «Барбос и Жулька»
2) «Выскочка»
3) «Кабан»
4) «Стрижонок Скрип»
А2. Укажи автора рассказа «Приёмыш»
1) А.И.Куприн 2) Е.И.Чарушин
3) Д.Н.Мамин-Сибиряк 4) В.П.Астафьев
А3. Определи лишнего героя
1) Тарас 2) Соболько
3) Вьюшка 4) Приёмыш
В 1. Узнай рассказ по ключевым словам
Лайка, косточки, сороки, расчёт, хвост
1) «Барбос и Жулька» 2) «Выскочка»
3) «Кабан» 4) «Стрижонок Скрип»
В 2. Объясни значение слова сайма
1) пологий берег 2) рыбацкая стоянка
3) речные водоросли 4) деревянная пристань
С1. Укажи, какая пословица не отражает главную мысль рассказа «Выскочка»
1) Как волки не хитрят, а всё ж заплатят шкурой за грабёж.
2) Когда с коварством к делу подходишь, будь на чеку.
3) Друг в беде – друг вдвойне.
4) Всё, что построено на хитрости – не прочно.
Природа и мы Вариант 1
А1. Отметь рассказ Е.И.Чарушина
1) «Барбос и Жулька»
2) «Выскочка»
3) «Кабан»
4) «Стрижонок Скрип»
А2. Укажи автора рассказа «Стрижонок Скрип»
1) А.И.Куприн 2) Е.И.Чарушин
3) Д.Н.Мамин-Сибиряк 4) В.П.Астафьев
А3. Определи лишнего героя
1) Барбос 2) Соболько
3) Тарас 4) Приёмыш
В 1. Узнай рассказ по ключевым словам
Зоосад, марал, шерсть, забор, акварель, парнишка.
1) «Барбос и Жулька» 2) «Выскочка»
3) «Кабан» 4) «Стрижонок Скрип»
В 2. Объясни значение слова яр
1) крутой берег 2) яркая вспышка
3) вид птиц 4) растение
С1. Укажи, какая пословица не отражает главную мысль рассказа «Барбос и Жулька»
1) Дружба заботой, да подмогой крепка.
2) Не бросай друга в несчастье.
3) Друг в беде – друг вдвойне.
4) Недостаток доверия вредит дружбе.
Проверочная работа по теме «Природа и мы»
. Соедини автора с названием его произведения.
Д.Н.Мамин - Сибиряк «Кабан»
А.И.Куприн «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
Е.И.Чарушин «Приёмыш»
В.П.Астафьев «Выскочка»
2. Запиши главных героев рассказа «Приёмыш».
__________________________________________________________________
3. Узнай героя по описанию.
А) Он осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом.
________________________________________________________________________
Б) Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасалось ни мыло, ни гребень, ни ножницы.
________________________________________________________________________
В) Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
______________________________________________________________
Г) У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали.
_________________________________________________________________________
4. Отгадай загадки о животных.
1) На овчарку он похож:
Что не зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
___________________________
2) Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
__________________________
3) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
_________________________
4) Веток хруст в лесу
То тут, то там,
Ищет жёлуди …
________________
5) Бивни-клыки толсты, велики.
Хват силён.
Кто же он?
______________________
5. Запиши в каком рассказе можно встретить этих животных? Кто автор рассказа?
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Поэтическая тетрадь 2 Вариант 1
А1. Укажи автора стихотворения «Лебёдушка»?
1) Н.М.Рубцов 2) С.А.Есенин
3) С.А Клычков 4) Б.Л.Пастернак
А2. Отметь стихотворение Д.Б.Кедрина
1) «Золотая осень» 2) «Сентябрь»
3) «Весна в лесу» 4) «Бабье лето»
А3. Укажи стихотворение, которое похоже на песню.
1) «Золотая осень» 2) «Лебёдушка»
3) «Весна в лесу» 4) «Бабье лето»
В 1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение С.А.Клычкова «Весна в лесу»?
1) грустным 2) тревожным
3) радостным 4) равнодушным
В 2. Определи верное толкование слова каталог.
1) список предметов 2) явление природы
3) вид транспорта 4) наука
С1. Укажи какие деревья не описывает Б.Л. Пастернак в стихотворении «Золотая осень»?
1) берёзы 2) липы
3) тополя 4) клёны
Поэтическая тетрадь 2 Вариант 2
А1. Укажи автора стихотворения «Сентябрь»?
1) Н.М.Рубцов 2) С.А.Есенин
3) С.А Клычков 4) Б.Л.Пастернак
А2. Отметь стихотворение С.А.Клычкова.
1) «Золотая осень» 2) «Сентябрь»
3) «Весна в лесу» 4) «Бабье лето»
А3. Укажи стихотворение, которое похоже на сказку.
1) «Золотая осень» 2) «Лебёдушка»
3) «Весна в лесу» 4) «Бабье лето»
В 1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение Л.Б.Кедрина «Бабье лето»?
1) грустным 2) тревожным
3) радостным 4) равнодушным
В 2. Определи верное толкование слова чертог
1) линия 2) дворец
3) скала 4) рассказ
С1. Укажи какие деревья не описывает Б.Л. Пастернак в стихотворении «Золотая осень»?
1) рябины 2) липы
3) берёзы 4) клёны
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»
1. Соедини название стихотворения с его автором.
С.А. Клычков «Золотая осень»
Б.Л.Пастернак «Бабье лето»
С.А. Есенин «Весна в лесу»
Д.Б. Кедрин «Сентябрь»
Н.М. Рубцов «Лебёдушка»
2. Соедини слово с его значением
Чертог глубокий овраг
Каталог дудка из дерева
свирелка список предметов
яр дворец
3. Узнай и запиши автора стихотворения.
А) Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья…
_____________________________________________________________________
Б) Соберутся зайцы грудой
Под капелью, под теплом…
______________________________________________________________________
В) Солнце! Что на свете слаще
После зябкого денька…
_______________________________________________________________________
Г) Радуюсь громкому лаю
Листьям, корове, грачу…
______________________________________________________________________
4. Отгадай загадки. Напиши отгадки.
1) Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.
_______________________
2) Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел"
__________________________
3) Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый …..
_______________________
В каком стихотворении встречаются эти животные? Запиши название и автора.
_________________________________________________________________
5. Запиши с какой интонацией надо читать данные стихи.
«Лебёдушка» _______________________________________
«Золотая осень» _______________________________________
«Весна в лесу» _______________________________________
«Бабье лето» __________________________________________
Родина Вариант 1
А1. Укажи автора стихотворения «Родина»
1) И.С.Никитин 2) С.Д.Дрожжин
3) А.В. Жигулин 4) Б.А.Слуцкий
А2. Отметь стихотворение А.В. Жигулина.
1) «Лошади в океане » 2) «Русь»
3) «Родине» 4) «О, Родина! В неярком блеске…»
А3. Узнай стихотворение по рифме
Вздор-простор. Небеса - леса.
1) «Лошади в океане » 2) «Русь»
3) «Родине» 4) «О, Родина! В неярком блеске…»
В 1. Укажи стихотворение, которое похоже на былину.
1) «Лошади в океане » 2) «Русь»
3) «Родине» 4) «О, Родина! В неярком блеске…»
В 2. Отметь, с каким чувством С.Д.Дрожжин говорит о своей Родине?
1) с радостью 2) с недоверием
3) с равнодушием 4) с гордостью
С1. Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина.
1) Своя земля и в горсти мила.
2) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
3) Всякому мила своя сторона.
4) И пылинка родной земли - золото
Родина Вариант 2
А1. Укажи автора стихотворения «Лошади в океане»
1) И.С.Никитин 2) С.Д.Дрожжин
3) А.В. Жигулин 4) Б.А.Слуцкий
А2. Отметь стихотворение С.Д.Дрожжина
1) «Лошади в океане » 2) «Русь»
3) «Родине» 4) «О, Родина! В неярком блеске…»
А3. Узнай стихотворение по рифме
Блеске – перелески. Люблю – ловлю.
1) «Лошади в океане » 2) «Русь»
3) «Родине» 4) «О, Родина! В неярком блеске…»
В 1. Укажи стихотворение, которое похоже на легенду.
1) «Лошади в океане » 2) «Русь»
3) «Родине» 4) «О, Родина! В неярком блеске…»
В 2. Отметь, с каким чувством И.С.Никитин говорит о своей Родине?
1) с радостью 2) с недоверием
3) с равнодушием 4) с гордостью
С1. Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения И.С.Никитина
1) Нет в мире краше Родины нашей.
2) Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3) Береги Родину как зеницу ока.
4) Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.
Проверочная работа по теме «Родина»
1. Соедини имя и отчество поэта с фамилией.
Иван Саввич Жигулин
Спиридон Дмитриевич Слуцкий
Анатолий Владимирович Никитин
Борис Абрамович Дрожжин
2. Узнай и запиши название стихотворения по двум строчкам.
А) Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны.
__________________________________________________
Б) «И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
_______________________________________________________
В) Плыл по океану рыжий остров
В море синем остров плыл гнедой.
_______________________________________________________
3. Запиши значение слов
Гнедой _____________________
Курган ______________________
4. Допиши пословицы о Родине.
Родина – мать, умей ________________________________.
Своя земля _______________________________________ .
Нет в мире краше __________________________________.
5. Отметь в каких строфах И.С.Никитин использует олицетворение.
1) И на гранях их,
Выше
тёмных туч,
Цепи
гор стоят
Великанами.
|
|
|
|
2) Гляну к северу —
Там,
в глуши пустынь,
Снег,
что белый пух,
Быстро
кружится;
|
|
|
|
3) Подымает грудь
Море
синее,
И
горами лёд
Ходит
по морю;
|
|
|
|
4) Под большим шатром
Голубых
небес —
Вижу
— даль степей
Зеленеется.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.