Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34» города Кирова
Приложение к ООП ООО
МБОУ СОШ №34 г. Кирова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Развивайте дар слова».
Срок реализации 1 год
7 «А» класс
2021\2022 учебный год
Составитель:
Тутынина М.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №34 г. Кирова
г. Киров 2021
Содержание
Введение.................................................................. ……………………………..….. 3
1. Планируемые результаты освоения курса по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Развивайте дар слова»…………..………………..….….4
2.Содержание разделов программы внеурочной деятельности
«Развивайте дар слова»………………………………………………………….…..…6
3. Тематическое планирование………………………………………………...............7
Приложение
4.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности…………...8
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом ООО на основе авторской программы Т.А. Ладыженской «Теория и практика сочинений разных жанров», - Москва: Просвещение, 1990.
Курс «Развивайте дар слова» направлен на развитие интеллектуально - творческого потенциала личности через систему развивающих заданий. Методы и приемы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие познавательной и творческой активности.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать
простор воображению.
Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка,
тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной
самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные
виды памяти и мышление. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с различными
видами сочинений, овладение элементарными навыками построения текста – всё это позволит
учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данного курса:
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся на основе работы с текстами различных стилей и жанров.
Основные задачи курса:
− развить языковую культуру и сформировать навыки и умения устной и письменной речи;
− освоить работу с текстами различных стилей и жанров;
− воспитать бережное отношение к русскому языку и его лингвистическим возможностям
− сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
1. Планируемые результаты освоения курса по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Развивайте дар слова».
По окончании 7 класса обучающийся научится:
· использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
· использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
· соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
· предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
· понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в форме изложения, сочинения, плана, тезисов (в устной и письменной форме), отзывов и т.п.;
Семиклассник получит возможность научиться:
· выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
· участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
· использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
· соблюдать в практике устного и письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
· создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, аннотация, конспект);
· создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
· различать и анализировать тексты разных жанров,
· оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
· исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
2. Содержание разделов программы внеурочной деятельности
«Развивайте дар слова»
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ № 34 г. Кирова.
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Вводный инструктаж по правилам поведения в МБОУ СОШ №34. Правила работы при проведении занятия внеурочной деятельности. Цель и задачи образовательной программы. Режим работы.
Форма проведения занятий: инструктаж, тематическое занятие.
Воспитательные задачи: освоение социальных норм, правил поведения в сообществе участников внеурочного занятия.
Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, колонки.
Раздел 2. Текст как единица лингвистики
Смысловые составляющие текста. Тема, основная мысль и проблема текста. Эпиграф как способ выражения основной мысли текста. Заголовок текста и способы его выражения.
Виды текстов. Дневник как способ сохранения информации. Конспект как вид текста. Репортаж и его виды. Интервью и его виды. Аннотация как вид текста. Отзыв как вид текста. Путевые заметки. Портретный очерк. Сравнительная характеристика как вид текста. Заметка в газету. Статья газету. Особенности газетной статьи как жанра. Жанровые особенности рассказа. Фельетон как вид юмористического рассказа. Устное публичное выступление и его виды.
Средства выразительности речи. Виды средств выразительности речи. Поиск примеров СВР в текстах различных стилей и жанров.
Стили речи. Стили речи. Признаки стилей речи. Публицистический стиль и его речевые возможности.
Форма проведения занятий: тематическое занятие, практическая работа, работа с текстами различных стилей и жанров
Воспитательные задачи: формирование осознанного, уважительного отношения к русскому языку как носителю духовной культуры русского мира, воспитание патриотизма и гражданственности.
Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, колонки; распечатки.
Раздел 3. Практические занятия по созданию и редактированию текстов различных стилей и жанров и их представление перед публикой.
Написание конспекта. Практические занятия: создание текстов репортажа, интервью, портретного очерка, сравнительной характеристики двух литературных персонажей, заметки и статьи в газету, рассказа и юмористического рассказа, фельетона, устного публичного выступления. Редактирование рукописи. Рекомендации по правке текста. Подготовка сборника работ учащихся. Выступления учащихся с представлением их работ.
Библиография. Правила оформления библиографического списка. Понятие «библиографии». Примеры библиографических списков. Составление списка литературы на заданную тему. Правила оформления библиографического списка.
Форма проведения занятий: тематическое занятие, практическая работа, сообщение, подготовка и редактирование рукописи, защита проекта, конференция, выпуск сборника работ учащихся, проектная деятельность.
Воспитательные задачи: формирование осознанного, уважительного отношения к русскому языку как носителю духовной культуры русского мира, воспитание патриотизма и гражданственности.
Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, колонки; распечатки, сборник «Развивайте дар слова».
Подведение итогов работы за учебный год. Рефлексия по итогам выполнения программы внеурочной деятельности. Отзывы о работе. Написание отзыва.
3. Тематическое планирование
№ п.п. |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
2. |
Средства выразительности речи |
1 |
3. |
Смысловые составляющие текста |
3 |
4. |
Виды текстов |
15 |
5. |
Стили речи |
1 |
6. |
Библиография. Правила оформления библиографического списка |
1 |
7. |
Практические занятия по созданию и редактированию текстов различных стилей и жанров и их представление перед публикой |
11 |
8. |
Подведение итогов работы за учебный год |
1 |
|
Итого: |
34 час |
Приложение
4. Календарно-тематическое планирование
№ П.п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Введение в курс программы внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» |
1 |
2. |
Средства выразительности речи, их классификация |
1 |
3. |
Тема, основная мысль и проблема текста |
1 |
4. |
Эпиграф как способ выражения основной мысли текста |
1 |
5. |
Заголовок текста и способы его выражения |
1 |
6. |
Дневник как способ сохранения информации |
1 |
7. |
Конспект как вид текста |
1 |
8. |
Написание конспекта |
1 |
9. |
Репортаж и его виды |
1 |
10. |
Практическое занятие: создание репортажа |
1 |
11. |
Интервью и его виды |
1 |
12. |
Практическое занятие: создание интервью |
1 |
13. |
Редактирование рукописи. Рекомендации по правке текста |
1 |
14. |
Аннотация как вид текста |
1 |
15. |
Отзыв как вид текста |
1 |
16. |
Путевые заметки |
1 |
17. |
Портретный очерк |
1 |
18. |
Практическое занятие: создание портретного очерка |
1 |
19. |
Сравнительная характеристика как вид текста |
1 |
20. |
Практическое занятие: создание сравнительной характеристики двух литературных персонажей |
1 |
21. |
Библиография. Правила оформления библиографического списка |
1 |
22. |
Стили речи. Публицистический стиль и его речевые возможности. |
1 |
23. |
Заметка в газету. Написание заметки |
1 |
24. |
Статья газету. Особенности газетной статьи как жанра |
1 |
25. |
Жанровые особенности рассказа |
1 |
26. |
Художественные особенности юмористического рассказа |
1 |
27. |
Фельетон как вид юмористического рассказа |
1 |
28. |
Устное публичное выступление и его виды |
1 |
29. |
Подготовка сборника работ учащихся |
1 |
30. |
Подготовка сборника работ учащихся |
1 |
31. |
Выступления учащихся с представлением их работ |
1 |
32. |
Выступления учащихся с представлением их работ |
1 |
33. |
Выступления учащихся с представлением их работ |
1 |
34. |
Подведение итогов работы за учебный год |
1 |
Источники информации
1. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»: пособие для учащихся \ Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд. испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176с. – илл.
2. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.