РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Развивайте дар слова».

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей учащихся на основе работы с текстами различных стилей и жанров.
Иконка файла материала РП по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34» города Кирова

 

Приложение к ООП ООО

МБОУ СОШ №34 г. Кирова

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 «Развивайте дар слова».

Срок реализации 1 год

7 «А» класс

2021\2022 учебный год

 

 

 

Составитель:

Тутынина М.В., 

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №34 г. Кирова

 

 

 

 

 

г. Киров 2021

 

Содержание

Введение.................................................................. ……………………………..….. 3

1. Планируемые результаты освоения курса по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Развивайте дар слова»…………..………………..….….4

2.Содержание разделов программы внеурочной деятельности

«Развивайте дар слова»………………………………………………………….…..…6

3. Тематическое планирование………………………………………………...............7

Приложение

4.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности…………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом ООО на основе авторской программы Т.А. Ладыженской «Теория и практика сочинений разных жанров», - Москва: Просвещение, 1990.

     Курс «Развивайте дар слова» направлен на развитие интеллектуально - творческого потенциала личности через систему развивающих заданий. Методы и приемы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие познавательной и творческой активности.

     Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
     Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с различными видами сочинений, овладение элементарными навыками построения текста – всё это позволит учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 

Цель данного курса:

 

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся на основе работы с текстами различных стилей и жанров.

 

 

Основные задачи курса:

       развить языковую культуру и сформировать навыки и умения устной и письменной речи;

       освоить работу с текстами различных стилей и жанров;

       воспитать бережное отношение к русскому языку и его лингвистическим возможностям

       сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения курса по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Развивайте дар слова».

 

      По окончании 7 класса обучающийся научится:

·        использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

·        использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

·        соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

·        предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

·        понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в форме изложения, сочинения, плана, тезисов (в устной и письменной форме), отзывов и т.п.;

 

           Семиклассник получит возможность научиться:

·        выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

·        участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

·        использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

·        соблюдать в практике устного и письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

·        создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, аннотация, конспект);

·        создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

·        различать и анализировать тексты разных жанров,

·        оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

·        исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

 

2.      Содержание разделов программы внеурочной деятельности

«Развивайте дар слова»

 

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ № 34 г. Кирова.

 

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Вводный инструктаж по правилам поведения в МБОУ СОШ №34. Правила работы при проведении занятия внеурочной деятельности. Цель и задачи образовательной программы. Режим работы.

Форма проведения занятий: инструктаж, тематическое занятие.

Воспитательные задачи: освоение социальных норм, правил поведения в сообществе участников внеурочного занятия.

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, колонки.

 

Раздел 2. Текст как единица лингвистики

Смысловые составляющие текста. Тема, основная мысль и проблема текста. Эпиграф как способ выражения основной мысли текста. Заголовок текста и способы его выражения.

Виды текстов. Дневник как способ сохранения информации. Конспект как вид текста. Репортаж и его виды. Интервью и его виды. Аннотация как вид текста. Отзыв как вид текста. Путевые заметки. Портретный очерк. Сравнительная характеристика как вид текста. Заметка в газету. Статья газету. Особенности газетной статьи как жанра. Жанровые особенности рассказа. Фельетон как вид юмористического рассказа. Устное публичное выступление и его виды.

Средства выразительности речи. Виды средств выразительности речи. Поиск примеров СВР в текстах различных стилей и жанров.

Стили речи. Стили речи. Признаки стилей речи. Публицистический стиль и его речевые возможности.

Форма проведения занятий: тематическое занятие, практическая работа, работа с текстами различных стилей и жанров

Воспитательные задачи: формирование осознанного, уважительного  отношения к русскому языку как носителю духовной культуры русского мира, воспитание патриотизма и гражданственности.

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, колонки; распечатки.

 

 

Раздел 3. Практические занятия по созданию и редактированию текстов различных стилей и жанров и их представление перед публикой.

Написание конспекта. Практические занятия: создание текстов репортажа, интервью, портретного очерка, сравнительной характеристики двух литературных персонажей, заметки и статьи в газету, рассказа и юмористического рассказа, фельетона, устного публичного выступления. Редактирование рукописи. Рекомендации по правке текста. Подготовка сборника работ учащихся. Выступления учащихся с представлением их работ.

Библиография. Правила оформления библиографического списка. Понятие «библиографии». Примеры библиографических списков. Составление списка литературы на заданную тему. Правила оформления библиографического списка.

Форма проведения занятий: тематическое занятие, практическая работа, сообщение, подготовка и редактирование рукописи, защита проекта, конференция, выпуск сборника работ учащихся, проектная деятельность.

Воспитательные задачи: формирование осознанного, уважительного отношения к русскому языку как носителю духовной культуры русского мира, воспитание патриотизма и гражданственности.

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, колонки; распечатки, сборник «Развивайте дар слова».

 

Подведение итогов работы за учебный год. Рефлексия по итогам выполнения программы внеурочной деятельности. Отзывы о работе. Написание отзыва.

 

 

3.     Тематическое планирование

№ п.п.

Название темы

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Средства выразительности речи

1

3.

Смысловые составляющие  текста

3

4.

Виды текстов

15

5.

Стили речи

1

6.

Библиография. Правила оформления библиографического списка

1

7.

Практические занятия по созданию и редактированию текстов различных стилей и жанров и их представление перед публикой

11

8.

Подведение итогов работы за учебный год

1

 

Итого:

34 час

 

 

 

 

 

Приложение

 

4.     Календарно-тематическое планирование

П.п

Тема занятия

Кол-во часов

1.      

Введение в курс программы внеурочной деятельности «Развивайте дар слова»

1

2.      

Средства выразительности речи, их классификация

1

3.      

Тема, основная мысль и проблема текста

1

4.      

Эпиграф как способ выражения основной мысли текста

1

5.      

Заголовок  текста и способы его выражения

1

6.      

Дневник как способ сохранения информации

1

7.      

Конспект как вид текста

1

8.      

Написание конспекта

1

9.      

Репортаж  и его виды

1

10.  

Практическое занятие: создание репортажа

1

11.  

Интервью  и его виды

1

12.  

Практическое занятие: создание интервью

1

13.  

Редактирование рукописи. Рекомендации по правке текста

1

14.  

Аннотация как вид текста

1

15.  

Отзыв как вид текста

1

16.  

Путевые заметки

1

17.  

Портретный очерк

1

18.  

Практическое занятие: создание портретного очерка

1

19.  

Сравнительная характеристика как вид текста

1

20.  

Практическое занятие: создание сравнительной характеристики двух литературных персонажей

1

21.  

Библиография. Правила оформления библиографического списка

1

22.  

Стили речи. Публицистический стиль и его речевые возможности.

1

23.  

Заметка в газету. Написание заметки

1

24.  

Статья  газету. Особенности газетной статьи как жанра

1

25.  

Жанровые особенности  рассказа

1

26.  

Художественные особенности юмористического рассказа

1

27.  

Фельетон как вид юмористического рассказа

1

28.  

Устное публичное выступление и его виды

1

29.  

Подготовка сборника работ учащихся

1

30.  

Подготовка сборника работ учащихся

1

31.  

Выступления учащихся с представлением их работ

1

32.  

Выступления учащихся с представлением их работ

1

33.  

Выступления учащихся с представлением их работ

1

34.  

Подведение итогов работы за учебный год

1

 

 

 

Источники информации

1.     «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»: пособие для учащихся \ Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд. испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176с. – илл.


 

2.     Скачано с www.znanio.ru