МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное
учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Тумаева О.В. Протокол № __1___ от «01» сентября 2024 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № _1___ от «01» сентября 2024 г. |
УТВЕРЖДЕНО.. Директор школы: ___________ Распопина Н.А. Приказ № 147 от «01» сентября 2024 г. |
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Речевая практика»
(для 3 класса)
с. Волочаевка, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.. 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств обучающихся;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе определяет следующие задачи:
− помощь обучающимся в обобщении имеющегося у них речевого опыта;
− улучшение качественных характеристик устной речи, таких как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
− обогащение словаря предметной лексикой и этикетными выражениями;
− совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
− воспитание чуткого отношения к живой природе.
Обучение речевой практике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№ п/п |
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Контрольные работы |
1 |
Аудирование |
6 |
|
2 |
Дикция и выразительность речи |
24 |
1 |
3 |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания |
30 |
2 |
4 |
Культура общения |
8 |
2 |
Итого: |
68 |
5 |
Личностные:
- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
− участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится
№ |
Тема предмета |
Кол-во
|
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся |
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
||||
Снова в школу! – 3 часа |
|||||
1 |
Это моя школа Речевое общение со старшими и с друзьями |
1 |
Введение в ситуацию (рассматривание картинок по теме «Школа», обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Конструирование диалогов-приветствий из данных реплик Тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой) Составление рассказов на основе иллюстрации к стихотворению А. Шибаева «Винегрет» |
Выражают свои просьбы, используют вежливые слова, пользуются правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми Составляют рассказы на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя |
Правильно выражают свои просьбы, умеют здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используют соответствующие выражения Составляют рассказы на основе иллюстраций |
2 |
Это моя школа Правила речевого общения |
1 |
Актуализация правил приветствия (конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов) Проигрывание диалогов-приветствий на основе образцов учебника и личного опыта Дифференциация обращений к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений и др.) Начало составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Играют в игры, соблюдая правила Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов Составляют рассказы на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя |
Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игру, соблюдая правила Участвуют в диалоге Составляют рассказы на основе иллюстраций |
3 |
Это моя школа Правила речевого общения |
1 |
|||
Мы собрались поиграть. Мои друзья – 3 часа |
|||||
4 |
Мы собрались поиграть
|
1 |
Введение в ситуацию рассматривание картинок по теме «Мы собрались поиграть Обсуждение ситуации, изображённой на иллюстрации Конструирование диалога-конфликта с использованием карточек Проигрывание диалога с имитацией интонации, мимики и жестов, характерных для аналогичных жизненных ситуаций Редактирование содержания диалога после обсуждения вопроса о том, как избежать конфликта в споре Проигрывание составленных диалогов Разучивание считалок, декламирование с чётким проговариванием последнего слова в строфе |
Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал Обсуждают ситуацию с помощью учителя Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Принимают участие в проигрывании составленных диалогов с помощью учителя
|
Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Обсуждают ситуацию Используют этикетные речевые выражения; основные правила культуры речевого общения Участвуют в проигрывании составленных диалогов |
5 |
Мы собрались поиграть
|
1 |
Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик; тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта) Актуализация опыта участия обучающихся в играх с правилами (беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору обучающихся) Разучивание считалок Составление предложений с опорными словами Составление рассказа о правилах игры «Рыбаки» Коллективное составление рассказа о правилах игры, знакомой всем ученикам |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Принимают участие в проигрывании диалога Принимают участие в разучивание считалок Составляют предложения с опорными словами с помощью учителя Участвуют в коллективном составлении рассказа о правилах игры Проговаривают считалки, договаривая отдельные слова |
Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Участвуют в проигрывании диалога, в редактирование диалога Разучивают считалки Составляют предложения с опорными словами Коллективно составляют рассказ о правилах игры Проговаривают считалки |
6 |
Мы собрались поиграть Общение с друзьями |
1 |
Актуализация опыта участия в играх обучающихся с правилами (беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору обучающихся) Разучивание считалок Игры с правилами: уточнение правил обучающимися, организация в классе игр малой подвижности Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план) Составление «Копилки игр» Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Играют в игры, соблюдая правила Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов Воспроизводят считалки Участвуют в коллективном составлении рассказа по иллюстрации с помощью наводящих вопросов учителя |
Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игру, соблюдая правила Участвуют в диалоге Разучивают считалки Коллективно составляют рассказ о правилах игры по иллюстрации Составляют «Копилку игр» |
В библиотеке – 3 часа |
|||||
7 |
В библиотеке |
1 |
Введение в ситуацию (рассматривание картинок по теме «Библиотека», обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта) Актуализация у обучающихся имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке Конструирование возможных диалогов с библиотекарем Экскурсия в школьную библиотеку Рассказывание сказок с опорой на иллюстрированные книги, полученные в библиотеке Игра «Прятки со сказкой» Отгадывание загадок по сказке (водящий загадывает сказку, известную всем игрокам, игроки задают ему вопросы, чтобы узнать, какую сказку он загадал) |
Знакомятся с правилами поведения в библиотеке, слушают библиотекарей, благодарят их Составляют сказки на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя Принимают участие в игре «Прятки со скакалкой» |
Соблюдают правила поведения в библиотеке, ищут книги, предложенные учителем, слушают библиотекарей, благодарят их, составляют сказку, ориентируются в библиотеке Играют в игру «Прятки со скакалкой» |
8 |
В библиотеке |
1 |
Составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила Уточнение представлений обучающихся о графике и особенностях работы библиотеки в их школе Знакомство со специальным словом — формуляр. Демонстрация формуляра самого активного читателя из данного класса Ролевая игра «В библиотеке» Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Знакомятся
с правилами поведения в библиотеке, слушают библиотекарей, благодарят их,
составляют сказку, ориентируются в библиотеке |
Соблюдают правила поведения в библиотеке, слушают библиотекарей, благодарят их, играют в игры Составляют памятку «Секреты вежливого общения»
|
9 |
В библиотеке |
1 |
|||
Сказки про Машу – 3 часа |
|||||
10 |
Сказки про Машу
|
1 |
Актуализация сказки «Маша и медведь» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки Беседа по картинкам в учебнике Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки Инсценирование отрывков из сказки |
Слушают сказку Умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют предложения по картинкам с помощью учителя Принимают участие в инсценировке отрывка из сказки |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Составляют предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Инсценируют сказку |
11 |
Сказки про Машу
|
1 |
Актуализация сказки «Три медведя» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки Составление пар слов, по-разному называющих героев сказки Составление предложений по сюжету сказки Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки и слова Игра «Живые загадки» Инсценирование отрывков из сказки |
Умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации Принимают участие в игре, в инсценировке сказки |
Отвечают на вопросы по содержанию сказки Играют в игру «Живые загадки» Инсценируют сказку |
12 |
Сказки про Машу |
1 |
|||
Отправляюсь в магазин – 3 часа |
|||||
13 |
Отправляюсь в магазин
|
1 |
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся о покупках в супермаркете (работа с предметными картинками: отдел—товар) Введение в словарь обучающихся названия крупного магазина «супермаркет» (или «гипермаркет») Выделение названий отделов, перечисление товаров, которые можно приобрести в каждом из них Конструирование возможных диалогов с продавцом Рисование возможных вывесок-картинок для различных отделов в магазинах Коллективное отгадывание названий нарисованных детьми вывесок |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Принимают участие в рисовании вывесок-картинок для различных отделов в магазинах Отгадывают название нарисованных вывесок Конструируют возможные диалоги с продавцом с помощью наводящих вопросов |
Пользуются словами этикета в различных ситуациях общения Рисуют вывески-картинки для различных отделов в магазинах Отгадывают название нарисованных вывесок Конструируют возможные диалоги с продавцом |
14 |
Отправляюсь в магазин |
1 |
Моделирование диалогов различной сложности между продавцом и покупателем с использованием реплик на карточках Проигрывание диалогов с привлечением внимания обучающихся к важности чёткого, достаточно громкого произнесения реплик при общении с продавцом в магазине Ролевая игра «В магазине» (осуществление покупок в различных отделах по заранее составленному списку) Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в проигрывании диалогов, в ролевых играх Участвуют в составлении памятки «Секреты вежливого общения» |
Пользуются словами этикета в различных ситуациях общения Проигрывают диалоги, играют в ролевую игру «В магазине» Составляют памятку «Секреты вежливого общения» |
15 |
Отправляюсь в магазин |
1 |
|||
Телефонный разговор - 3часа |
|||||
16 |
Телефонный разговор |
1 |
Введение в ситуацию (рассматривание картинок по теме «Телефонный разговор», обсуждение проблемного вопроса) Актуализация имеющихся знаний по теме Составление «Правил общения по телефону» Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон» Чтение по ролям диалогов героев сказки с опорой на фрагменты текста, заранее подготовленные учителем (записанные на карточках) Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия, благодарности, прощания Ролевые игры «Телефонный разговор» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка Пользуются правилами речевого общения Принимают участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями |
Пользуются словами этикета в различных ситуациях общения Участвуют в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка Применяют правила речевого общения Читают диалоги по ролям, играют в ролевые игры |
17 |
Телефонный разговор |
1 |
|||
18 |
Телефонный разговор Правила речевого общения |
1 |
|||
Я - зритель – 3 часа |
|||||
19 |
Я - зритель. Речевое общение с малознакомыми людьми |
1 |
Рассматривание картинки по теме «Театр», «Кинотеатр», чтение стихотворения к речевой ситуации Установление по вопросам учителя проблемы, изображённой на рисунке Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме. Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы) Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком Составление «Правил вежливого зрителя» |
Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Отвечают на вопросы Моделируют и проигрывают диалоги с помощью учителя Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, пользуются правилами этикета |
Участвуют в ролевых играх Отвечают на вопросы Моделируют и проигрывают диалоги Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, пользуются правилами этикета |
20 |
Я - зритель. Правила речевого общения |
1 |
Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме «Театр» Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы) Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком Составление «Правил вежливого зрителя»
|
Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Моделируют и проигрывают диалоги с помощью учителя Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, пользуются правилами этикета Принимают участие в составлении правил |
Участвуют в ролевых играх Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, пользуются правилами этикета Моделируют и проигрывают диалоги Составляют правила |
21 |
Я - зритель
|
1 |
Ролевая игра «Кинотеатр» Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре с работниками кинотеатра (кассир, гардеробщик, продавец в буфете) или зрителями, пришедшими на сеанс Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Моделируют и проигрывают диалоги с помощью учителя Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, пользуются правилами этикета Принимают участие в составлении правил |
Участвуют в ролевых играх Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, пользуются правилами этикета Моделируют и проигрывают диалоги Составляют правила
|
22 |
Какая сегодня погода? Погода и мы |
1 |
Рассматривание серии картинок, чтение стихотворения во введении к речевой ситуации Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени Установление по вопросам учителя причинно-следственной связи между картинками Сравнение использованных на картинках символов со знакомыми обучающимся условными обозначениями Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения |
Рассматривают серии картинок, читают стихотворения во введении к речевой ситуации Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в конструировании предложений по теме с опорой на условные обозначения и помощью учителя |
Рассматривают серии картинок, читают стихотворения во введении к речевой ситуации Выбирают правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации Конструируют предложения по теме с опорой на условные обозначения |
23 |
Погода и мы |
1 |
Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени Обсуждение полученной обучающимися информации о прогнозе погоды на ближайшие дни. Выяснение источников информации, сравнение её содержания. Сообщение доступной обучающимся информации о том, как составляется прогноз погоды. Прослушивание аудиозаписей, видеофрагментов с прогнозами погоды, просмотр информационных колонок из газет, содержащих прогнозы погоды Ролевая игра «Прогноз погоды» |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Прослушивают аудиозаписи, видеофрагменты с прогнозами погоды, просматривают информационные колонки из газет, содержащих прогнозы погоды Принимают участие в ролевой игре «Прогноз погоды» в соответствии с речевыми возможностями
|
Выбирают правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации Прослушивают аудиозаписи, видеофрагменты с прогнозами погоды, просматривают информационные колонки из газет, содержащие прогнозы погоды Играют в ролевую игру «Прогноз погоды»
|
24 |
Погода и мы |
1 |
|||
Снегурочка – 3 часа |
|||||
25 |
Сказка «Снегурочка» |
1 |
Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Беседа по картинкам в учебнике Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбор слов для связи эпизодов сказки: жили-были, решили, зажили, однажды, стали Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки |
Слушают сказку Умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбирают слова для связи эпизодов с помощью учителя |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Составляют распространенные предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбирают подходящие слова для связи эпизодов |
26 |
Сказка «Снегурочка» |
1 |
Просмотр иллюстраций к сказке «Снегурочка» на презентации Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.) Составление предложений, с которых начинается каждый эпизод сказки, с использованием подобранных на предыдущем уроке слов Театрализованное представление отрывков из сказки с использованием элементов костюмов или фигур героев |
Просматривают иллюстрацию к сказке «Снегурочка» Повторяют содержание сказки отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации |
Просматривают иллюстрацию к сказке «Снегурочка» Пересказывают содержание сказки, отвечают на вопросы Составляют распространенные предложения по картинкам Отвечают на вопросы по содержанию сказки. Инсценируют сказку |
27 |
Сказка «Снегурочка» |
1 |
|||
Весёлый праздник – 3 часа |
|||||
28 |
Весёлый праздник |
1 |
Беседа по теме речевой ситуации «Новогодние праздники» с обращением к личному опыту детей Рассматривание и сравнение картинок на развороте Коллективное составление рассказов по картинкам Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений, которые могут быть предложены в гостях |
Рассматривают и сравнивают картинки Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал и с помощью наводящих вопросов учителя Обсуждают и проигрывают возможные конкурсы и развлечения |
Рассматривают и сравнивают картинки Отвечают на вопросы учителя по их содержанию Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Обсуждают и проигрывают возможные конкурсы и развлечения |
29 |
Весёлый праздник |
1 |
Конструирование диалогов: обсуждение рисунков, подготовленных обучающимися дома Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»: обсуждение сюжета (хозяин (хозяева) праздника, меню праздничного чаепития, развлечения для гостей и т. д.) Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник Ролевая игра «Приём гостей»: встреча гостей, общение за праздничным столом, рассказы за столом (о фильме, игре), пожелания хозяину дома. Проигрывание конкурсов и развлечений на детском празднике (угадай картинку, морская цепь и др.) |
Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Конструируют диалоги с помощью учителя Подготавливают письменные приглашения к празднику по образцу Принимают участие в играх, соблюдая правила Проигрывают возможные конкурсы и развлечения |
Разучивают и рассказывают стихотворения Конструируют диалоги Подготавливают письменные приглашения к празднику Принимают участие в играх, соблюдая правила Проигрывают возможные конкурсы и развлечения |
30 |
Весёлый праздник |
1 |
|||
Мир природы – 3 часа |
|||||
31 |
Мы друзья или враги природы |
1 |
Обращение к личному опыту школьников Беседа о домашних животных, которые живут у детей или их близких Предварительное обсуждение замыслов рассказов, рисунков, которые будут выполняться дома |
Принимают участие в беседе Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал Принимают посильное участие в обсуждении замыслов рассказов, рисунков |
Принимают участие в беседе Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Участвуют в обсуждении замыслов рассказов, рисунков |
32 |
Мы друзья или враги природы |
1 |
Представление обучающимися творческих работ, подготовленных совместно с родителями Обсуждение возможных последствий невнимательного отношения человека к своим питомцам Составление правил ухода за домашним животным Игра «Вспомни меня», «Расскажи мою историю» |
Умеют рассказать о своей работе в соответствии с речевыми возможностями Участвуют в играх «Вспомни меня», «Расскажи мою историю» Составляют правила ухода за домашним животным с помощью учителя |
Умеют воспроизводить составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Играют в игры «Вспомни меня», «Расскажи мою историю» Составляют правила ухода за домашним животным |
33 |
Мы друзья или враги природы |
1 |
|||
Играем в сказку – 3 часа |
|||||
34 |
Сказка «Морозко» |
1 |
Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Беседа по картинкам в учебнике Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбор слов для связи эпизодов сказки: жили-были, решили, зажили, однажды, стали Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки |
Слушают сказку Отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Рассказывают сказку с опорой на картинки и с помощью учителя Участвуют в коллективном рассказывании сказки в соответствии со своими речевыми возможностями |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Составляют распространенные предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбирают подходящие слова для связи эпизодов Участвуют в коллективном рассказывании сказки |
35 |
Сказка «Морозко» |
1 |
Просмотр иллюстраций к сказке «Морозко» на презентации Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.) Составление предложений, с которых начинается каждый эпизод сказки, с использованием подобранных на предыдущем уроке слов Театрализованное представление отрывков из сказки с использованием элементов костюмов или фигур героев |
Просматривают иллюстрацию к сказке «Морозко» Повторяют содержание сказки. отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации Принимают участие в театрализованном представлении в соответствии с речевыми возможностями |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Просматривают иллюстрацию к сказке «Морозко» Пересказывают содержание сказки, отвечают на вопросы Составляют распространенные предложения по картинкам Отвечают на вопросы по содержанию сказки Инсценируют сказку |
36 |
Сказка «Морозко» |
1 |
|||
Это я! – 3 часа |
|||||
37 |
Кто я? |
1 |
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.) Составление рассказов-описаний о себе и товарищах Конструирование и проигрывание диалогов по теме Продолжение работы по составлению памятки «Секреты вежливого общения» |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Принимают участие в составлении рассказов-описаний в соответствии с речевыми возможностями Конструируют и проигрывают диалоги по теме с помощью учителя Принимают участие в составлении памятки |
Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций, конструируют и проигрывают диалоги Составляют рассказы-описания Конструируют и проигрывают диалоги по теме Составляют памятку
|
38 |
Кто я? |
1 |
|||
39 |
Кто я? |
1 |
|||
Играем в сказку – 3 часа |
|||||
40 |
Сказка «Гуси-лебеди» |
1 |
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Беседа по картинкам в учебнике Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбор слов для связи эпизодов сказки: жили-были, решили, зажили, однажды, стали Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки |
Слушают сказку Отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Рассказывают сказку с опорой на картинки и с помощью учителя Участвуют в коллективном рассказывании сказки в соответствии и со своими речевыми возможностями |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Составляют распространенные предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбирают подходящие слова для связи эпизодов Участвуют в коллективном рассказывании сказки |
41 |
Сказка «Гуси-лебеди» |
1 |
Просмотр иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» на презентации Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.) Составление предложений, с которых начинается каждый эпизод сказки, с использованием подобранных на предыдущем уроке слов Театрализованное представление отрывков из сказки с использованием элементов костюмов или фигур героев |
Просматривают иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди» Повторяют содержание сказки отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Составляют простые предложения по картинкам Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации Принимают участие в театрализованном представлении в соответствии с речевыми возможностями |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Просматривают иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди» Пересказывают содержание сказки, отвечают на вопросы Составляют распространенные предложения по картинкам Отвечают на вопросы по содержанию сказки Инсценируют сказку |
42 |
Сказка «Гуси-лебеди» |
1 |
|||
Поздравления (место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) – 4 часа |
|||||
43 |
Поздравляем защитников Отечества |
1 |
Введение в ситуацию: праздник Защитника Отечества (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем) Составление поздравлений Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки |
Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Произносят поздравления с праздниками, используя различную интонацию и помощь учителя Конструируют и проигрывают диалоги по теме с помощью учителя Создают поздравительные открытки по образцу Принимают участие в играх, соблюдая правила |
Разучивают и рассказывают стихотворения Произносят поздравления с праздниками, используя различную интонацию Конструируют и проигрывают диалоги по теме Создают поздравительные открытки, подписывают имя адресата Принимают участие в играх, соблюдая правила |
44 |
Поздравляем защитников Отечества |
1 |
|||
45 |
Поздравляем с 8 марта! |
1 |
Введение в ситуацию: праздник 8 Марта (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание поздравительных открыток Подпись имени адресата открытки |
Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Произносят поздравления с праздниками, используя различную интонацию и помощь учителя Конструируют и проигрывают диалоги по теме с помощью учителя Создают поздравительные открытки по образцу Принимают участие в играх, соблюдая правила |
Разучивают и рассказывают стихотворения. Произносят поздравления с праздниками, используя различную интонацию Конструируют и проигрывают диалоги по теме Создают поздравительные открытки, подписывают имя адресата Принимают участие в играх, соблюдая правила |
46 |
Поздравляем с 8 марта! |
1 |
Мои друзья – 4 часа |
|||||
47 |
Вместе нам не скучно |
1 |
Определение темы ситуаций Составление предложений с опорой на иллюстративный материал Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта Проигрывание составленных диалогов Разучивание считалок, декламирование с чётким проговариванием последнего слова в строфе |
Определяют тему ситуации с помощью наводящих вопросов учителя. Составляют простые предложения с опорой на иллюстративный материал Участвуют в проигрывании диалогов Отвечают
на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал |
Определяют тему ситуации Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Составляют распространенные предложения с опорой на иллюстративный материал, на схемы и слова Проигрывают диалоги Составление предложений с опорой Произносят считалки |
48 |
Вместе нам не скучно |
1 |
|||
49 |
Вместе нам не скучно |
1 |
Конструирование возможных диалогов Передавать различные чувства тоном голоса Коллективное составление рассказа о правилах игры, знакомой всем ученикам Игра с правилами по выбору обучающихся Использование считалочки для определения водящего Составление «Копилки игр» Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал Составляют рассказа о правилах игры с помощью учителя и наводящих вопросов Договаривают считалки Конструируют диалоги с помощью учителя, принимают участие в играх Принимают участие в составлении считалки |
Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Составляют рассказ о правилах игры Конструируют диалоги, играют в игры Произносят считалки Составляют памятку |
50 |
Вместе нам не скучно |
1 |
|||
Я за порогом дома – 3 часа |
|||||
51 |
Я – пешеход |
1 |
Актуализация знаний обучающихся по теме Повторение и знакомство с правилами дорожного движения Составление предложений по теме «Я – пешеход» Моделирование ситуаций и возможных диалогов (идем по тротуару, переходим дорогу, ждём автобус) |
Знакомятся и повторяют правила ПДД Составляют предложения по теме «Я – пешеход» с помощью учителя и наводящих вопросов Моделируют ситуации и возможные диалоги с помощью наводящих вопросов |
Знакомятся с дорожными знаками и видами переходов, рисуют знаки Составляют предложения по теме «Я – пешеход» Моделируют ситуации и возможные диалоги |
52 |
Я – пешеход |
1 |
|||
53 |
Я – пешеход |
1 |
|||
Мои друзья – 3 часа |
|||||
54 |
Вместе после уроков |
1 |
Актуализация опыта обучающихся общения с друзьями вне школы (беседа на основе личного опыта) Игры с правилами: уточнение правил обучающимися, организация в классе игр малой подвижности Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план) Составление «Копилки игр» Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал Составляют рассказы по теме ситуации с помощью учителя Принимают участие в играх «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов» в соответствии с речевыми возможностями Принимают участие в составлении копилки игр |
Составляют рассказы по теме ситуации и воспроизводят их с опорой на иллюстративный материал Играют в игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов» Составляют копилку игр |
55 |
Вместе после уроков |
1 |
|||
56 |
|
1 |
|||
Я за порогом дома – 3 часа |
|||||
57 |
На приёме у врача |
1 |
Введение в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта) Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приёме у врача Конструирование возможных диалогов в регистратуре Конструирование возможных диалогов с врачом Ролевая игра «На приёме у врача» Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения» |
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Принимают участие в играх «На приёме у врача» в соответствии с речевыми возможностями |
Активно
участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций
|
58 |
На приёме у врача |
1 |
|||
59 |
На приёме у врача |
1 |
|||
Играем в сказку – 3 часа |
|||||
60 |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
1 |
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Беседа по картинкам в учебнике Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбор слов для связи эпизодов сказки: жили-были, решили, зажили, однажды, стали Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки |
Слушают сказку Отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Рассказывают сказку с опорой на картинки и с помощью учителя Участвуют в коллективном рассказывании сказки в соответствии и со своими речевыми возможностями |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки. Составляют распространенные предложения по картинкам с использованием текстовых синонимов Подбирают подходящие слова для связи эпизодов Участвуют в коллективном рассказывании сказки |
61 |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
1 |
Просмотр иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят» на презентации Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.) Составление предложений, с которых начинается каждый эпизод сказки, с использованием подобранных на предыдущем уроке слов Театрализованное представление отрывков из сказки с использованием элементов костюмов или фигур героев |
Просматривают иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят» Повторяют содержание сказки, отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал Составляют простые предложения по картинкам Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации Принимают участие в театрализованном представлении в соответствии с речевыми возможностями |
Понимают содержание сказки, прочитанной артистами в аудиозаписи Отвечают на вопросы по содержанию сказки Просматривают иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят» Пересказывают содержание сказки отвечают на вопросы Составляют распространенные предложения по картинкам Отвечают на вопросы по содержанию сказки Инсценируют сказку |
62 |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
1 |
|||
Я дома – 3часа |
|||||
63 |
Мой дом Моя семья
|
1 |
Введение в ситуацию (рассматривание картинок по теме «Мой дом. Моя семья») Беседа с привлечением личного опыта обучающихся, ответы на вопросы на основе иллюстраций Рассказ о членах семьи Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника Ролевая игра «Приём гостей» Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов |
Рассматривают картинки по теме Отвечают на вопросы учителя, опираясь на иллюстративный материал Участвуют в коллективной беседе Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения с помощью учителя Принимают участие в игре «Приём гостей» в соответствии с речевыми возможностями Составляют рассказ по теме с опорой на сюжетные картинки |
Рассматривают картинки по теме Отвечают на вопросы учителя Участвуют в коллективной беседе Рассказывают о членах своей семьи Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Играют в игру «Приём гостей» Составляют рассказ по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов |
64 |
Мой дом Моя семья |
1 |
|||
65 |
Мой дом Моя семья |
1 |
Учимся понимать животных – 2 часа |
|||||
66 |
В зоопарке у зверей |
1 |
Просмотр мультфильма «Где обедал воробей» Актуализация личного опыта посещения зоопарка Рассматривание картинок на развороте Свободные высказывания обучающихся в ответ на поставленные вопросы Представление обучающимися творческих работ, подготовленных вместе с родителями «Рассказ о животном» |
Просматривают мультфильм Рассматривают картинки Отвечают на вопросы односложно Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения в соответствии со своими речевыми возможностями Представляют творческую работу, выполненную дома |
Просматривают мультфильм Рассматривают картинки Отвечают на вопросы распространенным предложением Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Представляют творческую работу, выполненную дома |
67 |
В зоопарке у зверей |
1 |
|||
Поздравляем с Днём Победы! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 1 час |
|||||
68 |
Подготовка к составлению описания внешности человека |
1 |
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!» Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным) Поздравление с праздником |
Прослушивают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне Отвечают на вопросы по теме с использованием иллюстраций Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Участвуют в коллективных поздравлениях в соответствии с речевыми возможностями Выполняют коллективное панно «Поздравляем с днем Победы!» |
Прослушивают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне Отвечают на вопросы по теме с использованием иллюстраций Разучивают и рассказывают стихотворения Конструируют устные поздравления с Днём Победы различным адресатам Выполняют коллективное панно «Поздравляем с днем Победы!» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.