Рабочая программа внеурочной деятельности "От простого к сложному. Литература.11 класс"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "От простого к сложному. Литература.11 класс"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература
11 кл
02.10.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности "От простого к сложному. Литература.11 класс"
Рабочая программа. От простого к сложному. Литератураю 11 класс.doc

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«От простого к сложному.

Литература»

Срок реализации:1 год

Направленность: гуманитарная

Возраст учащихся: 11класс

Объём:34 часов

 

 

 

 

Автор-составитель:

Еремина И. В.

должность

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения курса

     Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

      Метапредметные результаты

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

     Предметные результаты:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

11 класс

1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

2. Древнерусская литература    

Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью. 

3. Литература русского Просвещения XVIII века      

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.

«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.

Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.

Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии. 

4. Литература первой половины XIX века       

Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.

А.С.Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ  дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман.  Исторические произведения. Понятие «маленького человека».        

М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова.  Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.    Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое   отступление как средство художественной выразительности.

5. Литература второй половины   XIX века       

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. 

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних   людей»».

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова. 

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

Ф. М. Достоевский.  М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. 

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

6. Литература  XX века      

Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические  мотивы в произведениях писателя.

Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.        

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

А.А.Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в  поэзии, характеристика времени его создания.

В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.

Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина.  Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.        

М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького.  Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.        

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля,  А.Фадеева. Поиски героя времени.       

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие  утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из  «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре  «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина. 

Литература о Великой Отечественной войне      

А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.  Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева. 

Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века      

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности  народного образа.

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

 

Основные виды деятельности учащихся:

         индивидуальная работа

       самостоятельная работа;

       работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

 работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное    оформление информации;

 выделение фактов, определение проблемы;

 работа с текстом и его анализ;

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

 Введение

1

2

 Фольклор и древнерусская литература

1

3

 Литература русского Просвещения XVIII века

4

4

 Литература первой половины XIX века

8

5

 Литература второй половины XIX века

                        9

6

 Литература  XX века

11

ИТОГО

34

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемая

Планируемая

 

Введение. Содержание ЕГЭ по литературе (1ч)

1

 

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе.

Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

1

 

 

 

Древнерусская литература (1ч)

2

«Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие  клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами  фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как  страны с феодальной раздробленностью.

1

 

 

Литература русского Просвещения XVIII века (4ч)   

3

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века.

1

 

 

4

Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.

1

 

 

5

Н.М.Карамзин  и А.Н.Радищев  как  основоположники двух направлений в русской литературе.

1

 

 

6

Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

1

 

 

Литература первой половины XIX (8ч)

7

Элегия и баллада как жанр поэзии   В. А. Жуковского.

1

 

 

8

А. С. Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

1

 

 

9

А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский  роман. 

1

 

 

10

Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

1

 

 

11

М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова.  Поэтическая преемственность.

1

 

 

12

Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова.    Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова.

1

 

 

13

Н. В.  Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги).

1

 

 

14

Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

1

 

 

 Литература второй половины XIX века (9ч)     

15

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. 

1

 

 

16

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

1

 

 

17

Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних  людей»».

1

 

 

18

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова. 

1

 

 

19

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и  новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1

 

 

20

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

1

 

 

21

Ф.М. Достоевский. .М.Бахтин  о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. 

1

 

 

22

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания  героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

1

 

 

23

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

1

 

 

Литература XX века (10ч)     

24

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм  как поэтические стили.

1

 

 

25

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

1

 

 

26

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева.

1

 

 

27

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов.

1

 

 

28

Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина

1

 

 

29

Литература о Великой Отечественной войне.               

1

 

 

30

Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева.

1

 

 

31

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

1

 

 

32

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова.

1

 

 

33

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

1

 

 

34

Итоговое занятие. Разбор тестовых заданий ЕГЭ

1

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

Список литературы

"ЕГЭ литература: универсальный справочник" Л. Скубачевской и др.

 "ЕГЭ литература. Неделя за неделей. Пошаговая подготовка" Л. Скубачевская

 "Литература ЕГЭ. Новый полный справочник школьника" М. Б. Ладыгин

 "ЕГЭ литература. Алгоритм написания сочинений" Е. В. Михайлова

 "Литература. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы" (Помощь абитуриенту) З. Н. Потапурченко

 "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX–XX ВЕКОВ. Конспективное изложение программных тем"  Т.И.Вознесенская, И.К.Сушилина, Т.А.Щепакова.

 


Рабочая программа внеурочной деятельности «От простого к сложному

Рабочая программа внеурочной деятельности «От простого к сложному

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения курса

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения курса

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс 1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс 1

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя

Литература о Великой Отечественной войне

Литература о Великой Отечественной войне

Дата проведения

Дата проведения

Литература второй половины XIX века (9ч) 15

Литература второй половины XIX века (9ч) 15

Тема деревни в прозе В.Распутина,

Тема деревни в прозе В.Распутина,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024