Литературное чтение на родном русском 2 класс
Оценка 4.6

Литературное чтение на родном русском 2 класс

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
1 кл—2 кл
30.04.2023
Литературное чтение на родном русском 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности
лит чт на род яз 2 класс.docx

Пояснительная записка

     Рабочая  программа по литературному чтению на родном (русском) языке для обучающихся  2 класса разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,  от 29.12.2012г.требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; с  требованиями Примерной основной  программы НОО по литературному чтению на родном (русском) языке (протокол федерального учебно-методического объединения по НОО от 08.04.2015г. №1/15). Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО МБОУ ШР «СОШ №2», (приказ № 241-ш от 28.08. 2020г.) Положения о рабочей программе по математике в 2 классе, с учетом программ, включенных в  структуру, учебного плана школы на 2022 – 2023 учебный год.

     Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основе рабочей программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей.  

Задачи :

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

           В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

В соответствии с учебным планом начального общего образования на изучение предмета «Литературное чтение на родном русском языке» отводится 67.5ч: из них в 1 классе – 16,5 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по17 ч (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса

                                                        2 класс

Личностные результаты.

У учащихсябудут сформированы:

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • ценности многонационального российского общества;
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации;
  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретут опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умения оценивать свое отношение к учебе;
  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивоеотношение к произведениямискусства, явлениямприроды)

Метапредметныерезультаты.

Регулятивные УУД.

Учащиеся приобретут опыт:

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные УУД

Учащиесянаучатся:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством учителя).

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться:

  • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
  • аргументироватьсобственнуюпозицию;
  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Предметные результаты.

Речевая и читательская деятельность

Учащиесянаучатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • объяснятьдействияперсонажей;
  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
  • сравниватьгероевразныхпроизведений;
  • ставитьвопросы к тексту.

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческаядеятельность

Учащиесянаучатся:

  • создавать рассказ по циклу картинок;
  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
  • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
  • участвовать в инсценировке  литературных произведений.

Литературоведческаяпропедевтика

Учащиесянаучатся:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
  • находить сравнения в тексте произведения;
  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
  • Содержание предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
  •  
  •       В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
  • 1. Круг чтения.
  • 2. Работа с текстом и книгой.
  •       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
  •      При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
  •         Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
  • Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
  • Работа с текстом и книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-
  • сборников.
  • 2 класс
  • Круг чтения
  • «Россия - наша Родина» В. Степанов «Что мы Родиной зовём»; К. Паустовский «Моя Россия»;
  • «Фольклор нашего народа»  Календарные народные праздники и обряды; «Мир фольклора – мир народной мудрости»; «Мир пословиц и поговорок»; «Загадки и народные приметы о временах года»;
  • «О братьях наших меньших» Г.А. Скребицкий. Пушок.;  К.Д. Ушинский. Чужое яичко; Н.И. Сладков. Топик и Катя; А.Л. Барто. Бедняга крот; Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку»).
  • «Времена года» В. Бианки. Как животные к холодам готовятся; Г. Х. Андерсен. Снеговик; А. Блок.Весенний дождь./Загадки про весну; И. С. Соколов-Микитов. Бурундук.
  • Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада»; И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок); В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное»;
  • Народные песни, сказки, пословицы:
  • Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»;
  • Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
  • Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
  • Работа с текстом и книгой
  • Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение. Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию. Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей. Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка. Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия. Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи. Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт. Формирование умений определять главную мысль произведения. Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.  Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений. Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками. Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов. Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
  • Развитие воображения, речевой творческой деятельности
  • Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет. Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям. Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками. Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
  • Литературоведческая пропедевтика
  • Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы). Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью. Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма). Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Кол-во часов

Раздел 1. «Россия - наша Родина»  

4  часа

Раздел 2. «Фольклор нашего народа»

9 часов

Раздел 3. «О братьях наших меньших»

10 часов

 Раздел 4. «Времена года»  

11 часов

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

Тема

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

 

2

Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…»

 

3

К. Паустовский «Моя Россия»

 

4

Красота родного края в произведениях русской литературы

 

5

Календарные народные праздники и обряды.

 

6

Произведения устного народного творчества об осени.

 

7

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

 

8

Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

 

9

Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

 

10

«Мир пословиц и поговорок»

 

11

«Загадки и народные приметы о временах года»

 

12

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова.

 

13

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

 

14

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Заячья избушка».

 

15

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»

 

16

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «У страха глаза велики».

 

17

Русская народная сказка «Лиса и журавль».                  

 

18

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

19

Г.А. Скребицкий. Пушок.

 

20

К.Д. Ушинский. Чужое яичко

 

21

Н.И. Сладков. Топик и Катя.

 

22

А.Л. Барто. Бедняга крот.

 

23

Е.И. Чарушин. Рябчонок.

 

24

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

 

25

Кустодиев. Масленица.Устное сочинение по картине.

 

26

Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли…

 

27

Рассказ о празднике. Загадки зимы.

 

28

Весна в произведениях И. Никитина. А. Плещеева. ,И.Шмелева. Т. Белозерова.

 

29

Стихи русских поэтов о весне.

 

30

В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.

 

31

Г.Х.Андерсен.Снеговик.

 

32

И. С. Соколов-Микитов. Бурундук.

 

33

А.Блок. Весенний дождь./Загадки про весну

 

34

Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?»

 

Согласовано                                                       


 

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с законом

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с законом

В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей

В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей

Метапредметныерезультаты. Регулятивные

Метапредметныерезультаты. Регулятивные

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться: обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию; аргументироватьсобственнуюпозицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться: обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию; аргументироватьсобственнуюпозицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться: читать по ролям художественное произведение; сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям; создавать рассказ на заданную тему по личным…

Учащиесяполучатвозможностьнаучиться: читать по ролям художественное произведение; сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям; создавать рассказ на заданную тему по личным…

Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи)

Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи)

Самостоятельное чтение . М. Пришвин «Последние цветы»;

Самостоятельное чтение . М. Пришвин «Последние цветы»;

Формирование умений определять главную мысль произведения

Формирование умений определять главную мысль произведения

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023