Литературное чтение
Урок 34: Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч
Цель: знакомство с согласным звуком [ч*], буквами Ч,ч.
Задачи:
– сформировать представление о звуке [ч*] как о мягком согласном;
– развивать фонематический слух, мышление, память, внимание и речь.
– способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, слогового
чтения;
– воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Образовательные ресурсы: телевизор, компьютер, предметные картинки, сигналы, кассы, лента букв, учебник, тетрадь для печатания, сказочный герой Чебурашка, счётные палочки.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч*], буквами Ч, ч, развитие речи, памяти, мышления.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные) устанавливают, что звук [ ч* ] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча- чу; раскрывают значение многозначных слов.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.
УУД (метапредметные): регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч*].
Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования, работают в парах.
Основное содержание темы, понятия и термины. Согласный звук [ ч* ], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч; правописание ча- чу; многозначные слова.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Приветствие учащихся.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
И книжки, и тетрадки, и мысли – всё в порядке.
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Азбуку мы открываем и порядок проверяем:
Ручка, карандаш, тетрадь, чтоб учиться нам на пять,
Сигналы, учебник и закладка, всё на месте, всё в порядке!
– Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
А) Работа с лентой букв:
– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.
– Назовите буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука.
– Назовите буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
– Назовите буквы, которые обозначают два звука.
– Какие это буквы? Назовите их.
– Когда они обозначают два звука?
– Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки?
– Назовите буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки?
Б) Работа в парах.
Чтение слогов по слоговой таблице и оценивание работы сигналами.
В) Чтение слогов с доски хором и индивидуально.
3. Постановка темы и цели урока.
А) Сегодня к нам на урок пришёл Чебурашка.
Чебурашка приготовил для вас загадку.
За стеклянной дверцей бьётся чьё-то
сердце
Тик– так, тик– так. Тихо так, тихо так. (Часы.)
– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?
– Сформулируйте тему урока.
– Отталкиваясь от темы – сформулируйте цель и задачи урока.
4. Работа над новым материалом.
А) Развитие речевого аппарата.
Б) Характеристика звука после слого-звукового анализа слов мяч и ручка. (Используем звуковые модели.)
Артикуляция звука ч (губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы не смыкаются).
– Дайте характеристику этого звука. Вывод: (согласный, глухой, всегда мягкий).
В) Работа по электронному приложению, Слайд 1
– Найди шесть предметов, в которых встречается звук [ ч* ].
– Придумайте слова с новым звуком. Где слышим, какой он?
Г) Послушайте стихотворение и песню и назовите слова со звуком [ ч* ], (презентация, часть № 1).
Д) Физкультминутка с движениями под песню “Чунга-Чанга” (презентация, часть № 2).
– Кто услышал слова со звуком Ч*?
Е) Знакомство с буквой (найти букву в кассе, объяснить, почему их две, затем найти её на ленте букв).
– На что походит буква ч?
Первой букве в слове чтение – букве Ч моё почтение.
– Буква Ч сказала: “Есть!”
Отдала кому-то честь.
– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– Выложите букву Ч счётными палочками.
Ё) Работа по электронному приложению. Слайд 2
– Напечатайте в тетрадях по три буквы строчной и прописной.
Ж) Чтение слогов и предложений (работа по электронному приложению, Слайд 3).
З) Работа по учебнику с. 4–5.
– Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено?
– Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы (работа в парах).
– Прочитайте и отгадайте загадку, составьте звуковую модель слова – отгадки.
– Проверьте друг у друга.
– Покажите сигналами, у кого правильно, у кого нет.
– Удалось ли тебе выполнить работу самостоятельно или работа была выполнена с помощью товарища? Были ли в твоей работе недочёты или всё выполнено правильно?
– Найдите в тексте загадки букву ч.
– А сейчас прочитаем текст и выясним, какие бывают часы.
– Какие бывают часы? Беседа о часах с показом (презентация, часть № 3).
Вывод: часы бывают разные, но все они должны показывать точное время, чтобы не опоздать детям на уроки, взрослым на работу. Время нужно беречь, тогда будем много успевать сделать полезного.
Задание для работы в группах.
Первая группа приготовит рассказ о солнечных часах.
Вторая группа приготовит рассказ о цветочных часах.
Третья группа приготовит рассказ о песочных часах.
– А сейчас прочитайте текст самостоятельно и озаглавьте его.
– А сейчас найдите и прочитайте слова, в которых встречается новая буква.
– С какой буквой читали текст?
– Что запомнили о ней?
– Послушайте сказку, которую для вас приготовила буква ч.
– Однажды буквы Я, Ю, А, и У позвали играть в прятки букву ч. Они посчитались и выпало искать букве ч. Остальные побежали прятаться. Вот буква ч уже всё обошла, нашла А и У, а Я и Ю всё никак не найдёт. Обиженная пошла она домой. Проходит буква ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чём не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и с У.
– Прочитаем правило в учебнике на с. 5 (хором).
5. Закрепление знаний и способов действий.
А) – Прочитайте слова в столбиках.
– Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются?
– Как большой предмет превратить в маленький?
Б) Работа над многозначностью слова.
– Прочитайте стихотворение “Лисички”.
– О каких лисичках идёт речь?
– Какое ещё имеет значение слово “лисички”?
– Прочитайте текст “Ручки”.
– Перечислите значения слова “ручки”
– Чебурашка принёс нам иллюстрации, поможем ему соотнести их с нашим текстом в учебнике.
– Ребята, как вы думаете, почему к нам сегодня на урок приходил именно Чебурашка?
6. Рефлексивно-оценочный.
– По какой теме мы сегодня работали?
– Какие задачи мы сегодня поставили на уроке?
– Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы сегодня что– то исправить ? Что?
– Оцените свою работу.
Чебурашка отмечает учеников, которые аккуратно и красиво писали буквы, составляли модели; правильно читали слова и объясняли их лексическое значение, анализировали; дружно работали в паре, были активны на уроке.
7. Д/з читать с. 5–6, приготовить рассказ о часах по группам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.