Литературное чтение (обучение грамоте) Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Оценка 5

Литературное чтение (обучение грамоте) Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
28.12.2023
Литературное чтение (обучение грамоте) Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Интересный материал урока для изучения новой темы
откр. урок.docx

Класс: 1

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

– особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)

Уметь:

– отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.

Метапредметные

Личностные УУД:

·         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

·         ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,

·         осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

·         Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.

·         Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

·         уметь слушать и слышать учителя;

·         строить речевые высказывания в устной форме;

·         задавать вопросы;

·         использовать речь для регуляции своих действий;

·         умение формулировать собственное мнение и позицию.

Средства обучения : учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               -   1-

 

Ход урока

1.      Орг.момент.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

 

Встанем ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться

Все заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться

Так как мы ученики.

2.     Этап самоопределения к деятельности

Прочитаем хором  девиз нашего урока:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

В первом «Д» мы учимся.

Всё у нас получится. (Слайд)

3.      Актуализации знаний  

 

1.     Беседа.

- Назовите изученные гласные буквы.

- Какие гласные буквы мы называем «хитрыми»? Почему?

- Когда буквы Е и Я обозначают два звука?

- Какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука?

- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

 Игра

- А теперь давайте поиграем в игру «Друзья Тима и Тома»

. Я буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – машете руками на себя, а если твердый согласный , то от себя..

                              

                                     - 2-

 

 

Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло, ро, чи, ве, гу, ди.

 

2.     Фиксирование затруднения в деятельности

Слого-звуковой анализ слов «мел» и «мель»

-Что нарисовано у меня на доске? (схемы)

-Сравните эти схемы.

-Что вы можете рассказать о звуках первой схемы?

- Второй схемы?

- Что общего в этих схемах? (3 звука,1 слог-слияние, 1-ый звук согласный, мягкий, 2-ой звук гласный, 3-ий звук согласный, в словах по одному слогу)

 

з

с

 

з

з

-Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твёрдый)

-Можно ли догадаться по данным схемам какие  это слова  ? (нет)

А что надо для этого сделать? (подставить буквы)

Угадайте первое слово:

Белый камешек растаял-

На доске следы оставил. (мел)

Запишем это слово под  первой схемой.

 

з

с

 

мел

-Что нужно сделать, чтобы во втором случае  [л']  произносить мягко?(подставить букву, которая указывает на мягкость согласного звука)

- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово  по схеме?

(добавим букву ь)

Вот незадача я не знаю как выглядит эта буква, сказал Чебурашка.

- Может кто - то из вас , ребята, знает, как выглядит эта буква? Покажите.(показ на доске)

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)

-Теперь мы можем прочитать получившееся слово?

Какое слово получилось? (Получилось слово  мелЬ.)

Как же  мы обозначили мягкость согласного звука в слове мель?(при помощи Ь)

  Придумайте предложение со словом мел.   (Я пишу мелом на доске.)

Что обозначает слово «мель»?

Мель – мелководное место в реке, водоёме.

Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.

- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

                       -3-

 

4.     Постановка целей и определение темы урока.

 

Догадайтесь над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».

Поставим перед собой цели нашей работы:

  • познакомиться с новой буквой;
  • учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
  • узнать о роли ь в словах

 

Я волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник-отгадай,

Выше руку поднимай! (ь)

-Сколько  букв в слове мель ?  (4)

-А сколько звуков? (3)

-А почему букв больше, чем звуков?

(буква ь  звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)

-А для чего тогда нужен ь? (для обозначения мягкости согласных)

- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)

Это всем давно известно

Мягкий знак похож на кресло.

В нём Алёнушка сидит,

Учит с мамой алфавит.

Найдите буквы  Мягкий знак и раскрасьте их.

 

 

hello_html_m1dc3e38e.jpg

 

 

-Какая буква у вас получилась?

 

                                 -4-

 

ФИЗМИНУТКА.

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор, хорь.

2.Чтение буквосочетаний с мягким знаком

- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)

                                            

- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)

ль вь пь рь сь мь нь бь ть

- Сколько букв в каждом сочетании? (две)

- А звуков? (один)

- Звуков меньше чем букв?

- В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный перед ним нужно читать мягко)

 

Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

 

- Где мы можем добыть знания о новой букве ь? (В учебнике)

- Откроем учебник «Азбуку» на стр. 11

- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.

- Внимательно посмотрите на эту букву.

- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы)

- Молодцы! Вы сделали чудесное открытие!

 

3.     Самостоятельная работа (карточка)

 

 

                         -5-

hello_html_m6fa2f371.gif

 

Проверим какие картинки вы обвели

4.     Развитие речи (с.10).

 

https://grammarian.ru/textbook/abc/abc.files/image354.jpg

- Рассмотри картинку на с.10. Какое время года там изображено?

– Кто изображен? Чем заняты лось и заяц?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались, что это ночь?

- Назовите предметы, в названиях которых есть мягкий знак (лось, ель, пень, зверь)

Придумайте сказочную историю про лося.

                             Сказочная история про лося

       В лесу жил старый лось. Он был одиноким. Однажды он отправился гулять и встретил маленького зайчика. Заяц сказал, что ищет себе друзей. Лось предложил ему дружить. С тех пор зайчик и лось были неразлучными друзьями.

           Они каждый день гуляли в лесу и слушали пение птиц. По выходным они приглашали друг друга в гости и угощали вкусными блюдами.

5.     Отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (лось) слайд 

 

 

                                              -6-

https://img4.goodfon.ru/original/1600x1200/f/d4/los-golova-roga-les-zarosli-priroda.jpg

Что вы знаете о лосе?   Придумайте предложение о лосе, используя слова для справок: лес, лось, огромный ,живёт .Составим схему этого предложения.

https://volonter61.ru/800/600/https/cloud.prezentacii.org/18/10/84908/images/screen17.jpgслайд

Учитель: Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать должен научиться!

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

-Проведём небольшую разминку.

Выполним упражнения для развития речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика«Свеча»: сделаем глубокий вдох носом, выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя.

«Самовар»: сделаем глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями.

                        -7-

Артикуляционная разминка

Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков.

 

«Вкусная конфетка»: языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт.

 

«Зубная щётка»: языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт.

 

«Лошадка»: цокаем языком.

 

1. Работа с текстом

А)  Прочитайте  правильно слова:    слайд  

 

Нет  преград,     проносится,  сквозь   заросли,   насыпали,   питается

 

Б) Предположите  о чём будет этот текст?

 

1.Чтение вполголоса.

 

Прочитайте текст.

- Учимся читать, слушая свой голос.

- По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0eb9/000615b0-7de125cc/1/img7.jpg

 

-Подтвердились ли наши предположения

В) Словарная работа.       

-Какие слова вам были непонятны при чтении?

(Заросли, преграда, сквозь, пень)  Выписываю их на доску.

Физкультминутка для глаз

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем

1, 2, 3, 4, 5.

Открываем, поморгаем.

И читать мы  начинаем.

                                               -8-

2.Чтение вслух текста на (с. 11)

1)  Чтение текста вслух

2)  Вопросы по содержанию текста:

-О каком животном вы узнали из текста?

Что вы не знали о лосе , когда читали текст?

-Что вы узнали о лосе?

-Сколько предложений в этом тексте? (4) Прочитайте 1-ое, и т.д.

3.Акцентное вычитывание

Прочитайте 1 и 2 предложения.

(Для лося нет преград. Он как ветер проносится сквозь лесные заросли.)

-О чём вы узнали из этих двух предложений о лосе?

(Лоси очень быстрые, словно ветер. Для них не существует преград. Он ловко проносится сквозь лесные заросли, не испытывая сложностей)

-Найдите в тексте предложение в котором говорится о том, что любит лось.

(Питаются лоси зелёными листьями. Любят соль)

Прочитайте первое предложение. (Для лося нет преград)

4.Словарная работа

-Что значит для лося нет преград? Объясните.

Доска:  слайд

Словарь: преграда-

1)     То, что загораживает путь, доступ куда-нибудь, преграждает движение куда-нибудь.

2)     Помеха, препятствие, затруднение

-Какое значение слова преграда больше подходит к нашему предложению? (2)

Значит   нет преград -  нет препятствий, помех.

                               -9-

Прочитайте второе предложение. (Он как ветер проносится сквозь лесные заросли.)

-Что такое заросли? Кто может объяснить?

Словарь:

 заросли- густо разросшиеся частые кустарники , растущие на запущенных местах.

-Как вы понимаете выражение «Проносится как ветер» ? (Быстро пробегает, мчится)

(Из текста можно узнать, что лоси очень быстрые, словно ветер. Для него не существует никаких преград — он ловко проносится сквозь лесные заросли, не испытывая сложностей.)

Из данных слов выберите то, которым можно заменить слово сквозь.

Навылет, рядом,  возле, через, поверх

Зачем мальчики насыпали соль на пень?

5.Выделение главной мысли, озаглавливание текста.

-Какая главная мысль в этом тексте?

Лосям нужна соль. Дети идут в лес и кладут соль на пеньЛоси придут есть соль. Ребята, помогайте животным! ... 

Основная мысль этого текста: Нужно ухаживать за животными, кормить их.

Выберите заголовок к  этому тексту

Слайд     («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)

 

6.Придумайте концовку этого рассказа. (ответы детей)

7.Расставьте предложения в правильном порядке.

Мальчики насыпали соли на пень.

Для лося нет преград.

Лось питается зелёным листом, любит соль.

Он как ветер проносится сквозь лесные заросли.

 

                                      -10-

8.Найдите слова с ь знаком в тексте.

(сквозь, лось, соль, мальчики, пень)

Какую роль выполняет ь в этих словах?

9. Работа над пословицей

 

- Прочитаем пословицу вверху страницы

 (Красна птица опереньем, а человек – уменьем)

- Как вы понимаете эти слова? (На птицу любуются, когда она красива. Человека ценят за то, что он что-то умеет делать хорошо.)

-Назовите слова, в которых есть ь. (опереньем, уменьем) слайд

-Как вы думаете, ь выполняет в них такую же роль , как и в словах лось, рысь, мальчики?

- Наши мнения разделились.

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

 

6.     Этап рефлексии учебной деятельности

Быстро пролетел урок,

Подведём скорей итог!

– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- В чем секрет этой буквы?

Какие цели мы ставили в начале урока?

На свой день рождения буква мягкий знак приготовила праздничный салют из звёзд.

Вам нужно выбрать и прикрепить на доску одну звёздочку.

-  жёлтую звёздочку, если всё было понятно на уроке.

-  зелёную, если есть ещё вопросы.

-  красную, если было скучно на уроке

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. У вас всё получилось!

                                                

 

 

 

 

 

 

 

                              - 11-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Класс: 1 Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1 Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Ход урока 1. Орг.момент

Ход урока 1. Орг.момент

Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло, ро, чи, ве, гу, ди

Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло, ро, чи, ве, гу, ди

Постановка целей и определение темы урока

Постановка целей и определение темы урока

ФИЗМИНУТКА. - А теперь давайте отдохнём

ФИЗМИНУТКА. - А теперь давайте отдохнём

Проверим какие картинки вы обвели 3

Проверим какие картинки вы обвели 3

Что вы знаете о лосе? Придумайте предложение о лосе, используя слова для справок: лес, лось, огромный ,живёт

Что вы знаете о лосе? Придумайте предложение о лосе, используя слова для справок: лес, лось, огромный ,живёт

Артикуляционная разминка Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков

Артикуляционная разминка Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков

Чтение вслух текста на (с. 11) 1)

Чтение вслух текста на (с. 11) 1)

Прочитайте второе предложение

Прочитайте второе предложение

Найдите слова с ь знаком в тексте

Найдите слова с ь знаком в тексте

Литературное чтение (обучение грамоте) Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Литературное чтение (обучение грамоте) Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023