19.10.2023 г. Литературное чтение. 2 класс.
Тема: Стихи А. Пушкина Комбинированный урок.
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворения; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, развивать умение делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (олицетворение).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
- О чем эти строки?
- К теме природы обращались и обращаются теперь в своем творчестве многие художники, музыканты и поэты.
-О каком времени года говорится в этой загадке?
Загадка:
Пусто в поле
Дождь идёт.
Ветерок срывает листья
С севера туман ползёт
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть касаясь сосен
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (осень)
- какие слова загадки помогли вам безошибочно определить время года?
-сравните описание осени в загадке и состояние живой и неживой природы сегодня?
-Какое время года за окном?
- У каждого человека свое любимое время года. За что можно любить осень?
-Любите вы посмотреть на сказочный осенний лес в разноцветном уборе? Или побегать по пестрому осеннему ковру из шуршащих под ногами листьев?
-У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Но у одного из них Осень- самое плодотворное время года в творчестве.
- Скажите, кому принадлежат эти строки?
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Итак, мы начинаем…..
(Слайд 3) На слайде изображен дом, в котором родился Пушкин А.С. с надписью даты рождения. Звучит первый крик (плачь) ребенка.
(Слайд 4) Именно в этот день в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны появился на свет маленький кудрявый мальчишка Александр
( Слайд5) Воспитанием Саши занималась его бабушка Мария Алексеевна. Она прививала ему любовь к родному русскому языку
(Слайд 6) А так же о нем заботилась простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки – его няня Арина Родионовна.
Разыгрывание сценки.
Звучит колыбельная песня. Выходит девочка (в роли няни), держит в руках ребенка, кладет его в кроватку, качает. Затем садится возле детской кроватки, берет спицы и нитки, начинает вязать. Рассказывает…
Няня: У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, а по цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…
Остается сидеть, вязать, качать маленького ребенка( Александра Пушкина) в кроватке.
Учитель : а когда Пушкин стал взрослым, то написал такие строки:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
Чтение отрывка наизусть.
(Слайд 8)Арина Родионовна – няня Пушкина, знала очень много сказок, историй и очень хорошо их рассказывала. Эти сказки маленький Саша любил слушать подолгу.
Учитель:Так он вспоминал о няне после… (став взрослым)
( Ученик в роли Пушкина выходит к няне, садится рядом с ней. В это время кроватки рядом с няней уже нет. Рассказывает стихотворение, глядя на Арину Родионовну.)
Я ждал тебя в вечерней тишине,
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
III. Речевая разминка
— Научитесь читать стихотворение скороговоркой.
Белые шапки
На белых березах.
Белый зайчишка
На белом снегу.
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому лесу
На лыжах бегу.
— Как бы вы озаглавили его? (Например, «Зима».)
IV. Постановка целей урока
— Кто из вас любит это время года?
— А чем оно вам нравится?
Конечно, вам нравятся зимние развлечения: катание на санках, коньках, игры в снежки, в хоккей и т. п. Но зима еще и очень красива. И это время года многих художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество.
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.С. Пушкина, прочитаем два отрывка, посвященных зиме, из романа «Евгений Онегин».
V. Работа по теме урока.
1. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель. Родился более 200 лет назад в Москве.
Семья Пушкина принадлежала к дворянскому роду.
Семья Пушкиных была большая. У Саши Пушкина была сестра Оля и брат Лев.
Александра Пушкина воспитывал француз- гувернёр и поэтому Пушкин прекрасно знал французский язык.
2. Маленький Саша Пушкин рано научился читать. И уже в детстве начал сочинять стихи.
Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну и посвятил ей стихи.
3.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
4. Благодаря ей маленький Пушкин очень полюбил русскую речь.
Александр Пушкин 6 лет учился в Царскосельском лицее. Всю жизнь он занимался творчеством. Им было написано много стихов и сказок.
- Творчество А.С.Пушкина многообразно. Это и поэмы и драматические произведения, и стихи. И даже сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?
1. Сказке о рыбаке и рыбке
2. Сказка о попе и работнике его Балде
3. сказка о золотом петушке
4. сказка о мертвой царевне и семи богатырях
5. Сказка о царе Салтане
Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя...»
Учитель: Но все-таки самое большое количество произведений у Пушкина – это стихи. Большинство стихов Пушкина о природе. Он очень любил русскую природу. А любить природу – значит любить свою родину.
- А вы любите свою Родину?
- А что для вас родина?
- Как называется государство в котором мы живём?
- Назовите столицу нашего государства.
- А что называется нашей малой родиной?
- Назовите столицу малой родины.
- Есть много пословиц о Родине.
Посмотрите на экран.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. ( человека не могут родить 2 женщины, только одна. как у человека может быть только одна мать, так и родина у него может быть только одна.)
В своих стихах поэт описывает все времена года. Много прекрасных стихов об осени. Не менее красиво А.С.Пушкин описывает и зиму.
1) слушание стихотворения в записи
- Послушайте его стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…»
Понравилось стихотворение
2) Чтение и анализ стихотворения.
-Какова тема этого стихотворения?
Описание зимнего пейзажа. А.С. Пушкин передал смену времен года: приход зимы.
-Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы.
Пушкин относился к природе, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. Для описания зимы он использует образные выражения. Качества человека переносятся на явления природы: поэт оживляет природу, сравнивает ее с человеком.
А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, живом существе: называет её волшебницей, Матушкой. Она пришла, легла, сровняла, проказничает». Это олицетворение.
-Очень часто поэты используют этот приём для создания своих стихов.
-Итак, как называется литературный приём, когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.
-Какими словами передает А.С. Пушкин холод наступившей зимы?
«Север … дохнул, завыл» - они служат для того, чтобы показать, что зима обрекает все живое на холод, на неподвижность.
-Как поэт описывает зиму?
«И вот сама идет волшебница зима» - зима-волшебница, потому что она удивительна, очаровательна, совершает чудеса. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками.
- Почему можно назвать лес сказочным, волшебным?
(Зимний лес сказочный, волшебный, потому что он заснеженный, притихший.)
-Объясните выражение «блеснул мороз» - в солнечный морозный день все озарено желтыми лучами солнца – снег ослепительно блестит на солнце, искрится блестками. Появляется ощущение чистоты и яркости зимних красок.
-Какое настроение создает это стихотворение?
«И рады мы проказам матушки зимы» - поэт говорит о радости видеть блеск белого снега на полях, о предвкушении удовольствия от прогулки по заснеженному лесу и о других зимних забавах. Автор, ласково называя зиму «матушкой», приветствует ее приход.
Работа над выяснением идеи произведения
-Какова главная мысль стихотворения?
(Чудесен, сказочен русский лес зимой.)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения
-Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл –
Как читать – холодно, тревожно, с нарастающей громкостью
и вот сама
Идет волшебница зима
Читать торжественно.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою…
Как читать – медленный темп, умеренная громкость.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Как читать – радость, ликование.
-Сейчас прочитайте стихотворение с выражением.
3) Словарная работа.
- Когда вы слушали стихотворение, вы наверно обратили внимание, что в тексте есть непонятные для вас слова. Давайте прочитаем эти слова.
На доске: (кадры презентации)
Брега-берега (старая форма слова).
Пелена- покров, покрывало.
Недвижная река – неподвижная река.
Клок – комок, клубок, небольшое количество
Проказы – шалости, проделки, озорство.
2) Чтение по цепочке.
-Какие картины представлялись вам во время чтения.
Пушкин нарисовал очень трогательную картину зимы при помощи художественного слова. А вот как изобразил приход зимы Фредерик Шопен. Слушание музыкального произведения .
- Какие картины зимы возникли в вашем воображении во время прослушивания музыки?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»
— Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
— Выполним словарную работу.
Кибитка — 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище.
Сидит на облучке — на сиденье для кучера.
Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.
Кушак — пояс, обычно широкий, матерчатый.
— Как воспринимает зиму поэт? Прочитайте строки, которые подтверждают ваше мнение.
— Как вы поняли выражение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь...»? (Наступила зима. Крестьянин на санях едет по зимней дороге, радуясь этому.)
— А выражение «Себя в коня преобразив...»? (Мальчик, играет роль коня, везя на салазках Жучку.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— Что у вас получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Стихи какого поэта вы изучали на уроке?
— С каким литературным приемом познакомились? (С приемом олицетворения.)
— Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул, завыл; зима идет, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла. )
Домашнее задание
Выучить любое из двух стихотворений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.