Литературное чтение.Стихи А. Пушкина Комбинированный урок.
Оценка 4.9

Литературное чтение.Стихи А. Пушкина Комбинированный урок.

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
чтение +1
2 кл
16.01.2024
Литературное чтение.Стихи А. Пушкина Комбинированный урок.
Познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворения; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, развивать умение делать выводы.
конспект открытого урока чтения стихи Пушкина..docx

19.10.2023 г.                       Литературное чтение.                     2 класс.

              Тема: Стихи А. Пушкина Комбинированный урок.

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворения; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, развивать умение делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (олицетворение).

                                          Ход урока.

I.                  Организационный момент.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- О чем эти строки?

- К теме природы обращались и обращаются теперь в своем творчестве  многие художники, музыканты и поэты.

-О каком времени года говорится в этой загадке?

Загадка:

Пусто в поле

Дождь идёт.

Ветерок срывает листья

С севера туман ползёт

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть касаясь сосен

Догадайся, милый друг,

Что за время года? (осень)

- какие слова загадки помогли вам безошибочно определить время года?

-сравните описание осени в загадке и состояние живой и неживой природы сегодня?

-Какое время года за окном?

- У каждого человека свое любимое время года. За что можно любить осень?

-Любите вы посмотреть на сказочный осенний лес в разноцветном уборе? Или побегать по пестрому осеннему ковру из шуршащих под ногами листьев?

 

-У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Но  у одного из них  Осень-  самое плодотворное время года в творчестве.

 

- Скажите, кому принадлежат эти строки?

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Итак, мы начинаем…..

(Слайд 3)  На слайде изображен дом, в котором родился Пушкин А.С. с надписью даты рождения. Звучит первый крик (плачь) ребенка.

(Слайд 4)   Именно в этот день в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны появился на свет маленький кудрявый мальчишка Александр

( Слайд5)  Воспитанием Саши занималась его бабушка Мария Алексеевна. Она прививала ему любовь к родному русскому языку

(Слайд 6) А так же о нем заботилась простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки – его няня Арина Родионовна.

 

Разыгрывание сценки.

Звучит колыбельная песня. Выходит девочка (в роли няни), держит в руках ребенка, кладет его в кроватку, качает. Затем садится возле детской кроватки, берет спицы  и нитки, начинает вязать. Рассказывает…

Няня: У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, а по цепям ходит кот: вверх идет – сказки  сказывает, вниз идет – песни поет…

Остается сидеть, вязать, качать маленького ребенка( Александра Пушкина) в кроватке.

Учитель : а когда Пушкин стал взрослым, то написал такие строки:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

Чтение отрывка наизусть.

 

(Слайд 8)Арина Родионовна – няня Пушкина,  знала очень много сказок, историй и очень хорошо их рассказывала. Эти сказки маленький Саша любил слушать подолгу.

Учитель:Так он вспоминал о няне после… (став взрослым)

 

( Ученик в роли  Пушкина выходит к няне, садится рядом с ней. В это время кроватки рядом с няней уже нет.  Рассказывает стихотворение, глядя на Арину Родионовну.)

Я ждал тебя в вечерней тишине,

Являлась ты веселою старушкой.

И надо мной сидела  в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

 

III. Речевая разминка

— Научитесь читать стихотворение скороговоркой.

Белые шапки

На белых березах.

Белый зайчишка

На белом снегу.

Белый узор

На ветвях от мороза.

По белому лесу

На лыжах бегу.

— Как бы вы озаглавили его? (Например, «Зима».)

IV. Постановка целей урока

— Кто из вас любит это время года?

— А чем оно вам нравится?

Конечно, вам нравятся зимние развлечения: катание на санках, коньках, игры в снежки, в хоккей и т. п. Но зима еще и очень красива. И это время года многих художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество.

Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.С. Пушкина, прочитаем два отрывка, посвященных зиме, из романа «Евгений Онегин».

V. Работа по теме урока.

 

1.     Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель. Родился более 200 лет назад в Москве.

Семья Пушкина принадлежала к дворянскому роду.

Семья Пушкиных была большая.  У Саши Пушкина была сестра Оля и брат Лев.

Александра Пушкина воспитывал француз- гувернёр и поэтому Пушкин прекрасно знал французский язык.

 

2.     Маленький Саша Пушкин рано научился читать. И уже в детстве начал сочинять стихи.

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну и посвятил ей стихи.

3.     Подруга дней моих суровых, 
Голубка дряхлая моя, 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 
И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках. 

          Глядишь в забытые вороты 
На черный, отдаленный путь: 
Тоска, предчувствия, заботы 
Теснят твою всечасно грудь...

4.     Благодаря ей маленький Пушкин очень полюбил русскую речь.

Александр Пушкин 6 лет учился в Царскосельском лицее.  Всю жизнь он занимался творчеством. Им было написано много стихов и сказок.

- Творчество А.С.Пушкина многообразно. Это и поэмы и драматические произведения, и стихи. И даже сказки. Какие сказки  Пушкина вы знаете?

1.  Сказке о рыбаке и рыбке

2. Сказка о попе  и работнике его Балде

3. сказка о золотом петушке

4. сказка о мертвой царевне и семи богатырях

5. Сказка о царе Салтане

 

Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя...»

 

Учитель: Но все-таки самое большое количество произведений у Пушкина – это стихи. Большинство стихов Пушкина о природе. Он очень любил  русскую природу. А любить природу – значит любить свою родину.

- А вы любите свою Родину?

- А что для вас родина?

- Как называется государство в котором мы живём?

- Назовите столицу нашего государства.

- А что называется нашей малой родиной?

- Назовите столицу малой родины.

- Есть много пословиц о Родине.

Посмотрите на экран.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. ( человека не могут родить 2 женщины, только одна. как у человека может быть только одна мать, так и родина у него может быть только одна.)

В своих стихах поэт  описывает все времена года. Много прекрасных  стихов  об осени. Не менее красиво А.С.Пушкин описывает и зиму.

1) слушание стихотворения в записи

- Послушайте его стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…»

Понравилось стихотворение

2) Чтение  и анализ стихотворения.

-Какова тема этого стихотворения?

Описание зимнего пейзажа. А.С. Пушкин передал смену времен года: приход зимы.

-Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы.

 

Пушкин относился к природе, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. Для описания зимы он использует образные выражения. Качества человека переносятся на явления природы: поэт оживляет природу, сравнивает ее с человеком.

 

А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, живом существе: называет её волшебницей, Матушкой. Она пришла, легла, сровняла, проказничает». Это олицетворение.

-Очень часто поэты используют этот приём для создания своих стихов.

-Итак, как называется литературный приём, когда  неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.

-Какими словами передает А.С. Пушкин холод наступившей зимы?

«Север … дохнул, завыл» - они служат для того, чтобы показать, что зима обрекает все живое на холод, на неподвижность.

-Как поэт описывает зиму?

«И вот сама идет волшебница зима» - зима-волшебница, потому что она удивительна, очаровательна, совершает чудеса. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками. 

- Почему можно назвать лес сказочным, волшебным?

(Зимний лес сказочный, волшебный, потому что он заснеженный, притихший.)

-Объясните выражение «блеснул мороз» - в солнечный морозный день все озарено желтыми лучами солнца – снег ослепительно блестит на солнце, искрится блестками. Появляется ощущение чистоты и яркости зимних красок.

-Какое настроение создает это стихотворение?

«И рады мы проказам матушки зимы» - поэт говорит о радости видеть блеск белого снега на полях, о предвкушении удовольствия от прогулки по заснеженному лесу и о других зимних забавах. Автор, ласково называя зиму «матушкой», приветствует ее приход.

Работа над выяснением идеи произведения

-Какова главная мысль стихотворения?

(Чудесен, сказочен русский лес зимой.)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

-Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл –

Как читать –  холодно, тревожно, с нарастающей громкостью

и вот сама

Идет волшебница зима

Читать торжественно.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою…

Как читать – медленный темп, умеренная громкость.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Как читать – радость, ликование.

-Сейчас прочитайте стихотворение с выражением.

3) Словарная работа.

 

- Когда вы слушали стихотворение, вы наверно обратили внимание, что в тексте есть непонятные для вас слова. Давайте прочитаем эти слова.

На доске: (кадры презентации)

Брега-берега (старая форма слова).

Пелена- покров, покрывало.

Недвижная река – неподвижная река.

Клок – комок, клубок, небольшое количество

Проказы – шалости, проделки, озорство.

2) Чтение по цепочке.

-Какие картины представлялись вам во время чтения.

Пушкин нарисовал очень трогательную картину зимы при помощи художественного слова. А вот как изобразил приход зимы Фредерик Шопен. Слушание музыкального произведения .

 

- Какие картины зимы возникли в вашем воображении во время прослушивания музыки?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

                                                    VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

— Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.

— Выполним словарную работу.

Кибитка — 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище.

Сидит на облучке — на сиденье для кучера.

Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Кушак — пояс, обычно широкий, матерчатый.

— Как воспринимает зиму поэт? Прочитайте строки, которые подтверждают ваше мнение.

— Как вы поняли выражение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь...»? (Наступила зима. Крестьянин на санях едет по зимней дороге, радуясь этому.)

— А выражение «Себя в коня преобразив...»? (Мальчик, играет роль коня, везя на салазках Жучку.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— Что у вас получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Стихи какого поэта вы изучали на уроке?

— С каким литературным приемом познакомились? (С приемом олицетворения.)

— Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул, завыл; зима идет, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла. )

Домашнее задание

Выучить любое из двух стихотворений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Литературное чтение. 2 класс

Литературное чтение. 2 класс

Любите вы посмотреть на сказочный осенний лес в разноцветном уборе?

Любите вы посмотреть на сказочный осенний лес в разноцветном уборе?

Мой юный слух напевами пленила

Мой юный слух напевами пленила

Глядишь в забытые вороты На черный, отдаленный путь:

Глядишь в забытые вороты На черный, отдаленный путь:

Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы

Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы

Читать торжественно. Пришла, рассыпалась; клоками

Читать торжественно. Пришла, рассыпалась; клоками

Как вы поняли выражение «Зима!

Как вы поняли выражение «Зима!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2024