В гостях у Агнии Барто.
Цель:
· Вызвать интерес к чтению произведений Агнии Барто;
· Расширять словарный запа;
· Развивать умение слушать и слышать, внимание, мышление, речь детей;
· Воспитывать чувство коллективизма.
Ход праздника:
Ведущий: Есть в списке детских писателей имена, мимо которых пройти невозможно. Завораживает всегда ещё магия цифр – 111 лет.
17 февраля 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения замечательной детской писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были маленькими и не знали ещё ни одной буквы, вы уже слушали и запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Барто про игрушки. Это её перу принадлежит первая и главная нравственная заповедь:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Даже если бы она больше ничего не написала, благодаря этим четырём строчкам, Барто уже имела право навсегда войти в детскую литературу, причём не только в историю, но и в постоянный круг чтения.
Давайте вспомним маленькие, но очень любимые всеми стихи из сборника «Игрушки»:
Лошадка
Я люблю свою
лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Зайка
Зайку
бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Бычок
Идет бычок,
качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Мячик
Наша Таня
громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Грузовик
Нет,
напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Слон
Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Самолёт
Самолёт
построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Ведущий: Давайте узнаем побольше о жизни этой замечательной писательницы. Послушаем биографию Агнии Барто.
Дети рассказывают биографию А. Барто.
1 ученик: Агния Барто родилась 17 февраля в 1906 году в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. Стихи начала писать ещё в начальных классах. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище. Но стихи «победили», и Агния Львовна стала писательницей.
2 ученик: В 1925 году были опубликованы книжки стихов для детей: «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка».
Большую роль в литературном творчестве А. Барто сыграла её встреча с Владимиром Маяковским. Поэт говорил об огромной роли в воспитании будущих граждан страны. А. Барто выпустила сборники стихов: «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939).
3 ученик: В 1937 году Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она увидела, что такое фашизм (заседания шли в осаждённом пылающем Мадриде). Во время Великой Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и в Свердловске (Екатеринбурге), писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
4 ученик: В последние годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и др. странах.
В 1940-1950 г. вышли новые сборники; «Первоклассница», «Звенигород», «Весёлые стихи», «Стихи детям». В эти же годы работала над сценариями детских фильмов: «Подкидыш», «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».
5 ученик: в 1958 году написала большой цикл сатирических стихов для детей «Лёшенька, Лёшенька», «Дедушкина внучка» и др.
В 1969 году вышла документальная книга «Найти человека», в 1976 году – книга «Записки детского поэта».
Умерла Агния Барто 1 апреля 1981 года в Москве.
Ведущий: Сегодня мы постараемся «перелистать» страницы её книг, посмотрим, знаете ли вы их. За правильные ответы будут выдаваться жетоны.
Ведущий: А. Барто очень много стихов написала о детях: мальчишках и девчонках. Назовите стихи, в которых есть имена мальчиков и девочек.
(«Володя…Вовка…Вова», «Всё из-за этой Любы», «Жил на свете Ванечка», «Жадный Егор», «Катя», «Как Вова взрослым стал», «Любочка», «Машенька», «Леночка с букетом», «Лялечка», «Милочка- копилочка», «Мы с Тамарой», «Настенька», «Петя утомлён», «Петя родился», «Про ленивого Федота», «Ярославна» и др.
Ведущий: Агния Львовна Барто была человеком беспокойным. Особенно волновало её то, как живут дети. Совсем маленькие. Постарше. Она очень любила детей. Она понимала детей. Не ссорятся ли по пустякам? Не растут ли эгоистами – людьми, которые только о себе думают? Помогают ли старшим? Любят ли читать, чтобы как можно больше узнать об окружающем мире? Учатся ли отличать добро от зла? Не боятся ли постоять за правду? Понимала, о чём они думают, о чём мечтают, какие вопросы задают самим себе.
Дети рассказывают стихи:
«Я расту»
А
я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул - но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино,
Когда светло, когда темно,
Расту, расту я все равно.
Идет борьба за чистоту,
Я подметаю и расту.
Сажусь я с книжкой на тахту,
Читаю книжку и расту.
Стоим мы с папой на мосту,
Он не растет, а я расту.
Отметку ставят мне не ту,
Я чуть не плачу, но расту.
Расту и в дождик, и в мороз,
Уже я маму перерос!
«Если б я была дельфином»
Если б я была дельфином
И людей спасать могла!..
Ветер лодку опрокинул:
Нет ни лодки, ни весла...
Все сильней бушует ветер,
Налетает на причал,
Он сорвал рыбачьи сети,
Он все море раскачал...
Если б я была дельфином,
Я была бы гибкой, длинной,
Я бы мчалась как стрела,
Рыбака бы я спасла.
В грозном море черно-синем
Гибель ждет его вот-вот,
Но раздался свист дельфиний —
Друг на выручку плывет.
У дельфина тайн немало:
Как он слышит без ушей?
Как сзывает по сигналам
Годовалых малышей?
Он от всей души резвится,
Ловко скачет по волнам.
Как сумел он так развиться?!
Непонятно это нам.
Ненадолго, хоть на месяц,
Я хочу дельфином стать.
Все увижу, все замечу,
Стану школьницей опять.
«Сильное кино».
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Ведущий: Всем вам исполнилось 7 лет, а кому-то уже 8. Ваши родители, глядя на вас, спрашивают: «Что случилось?». Ответа нет. Молчите, молчите, а потом признаетесь.
Дети рассказывают стихи:
«Признание»
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам...—
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
«Так на так».
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: — Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своем остались.
Ведущий: Агния Львовна писала не только про детей, но и о животных, о растениях. В её произведениях представители животного и растительного мира, как люди, думают, мечтают и их нужно тоже любить, защищать, беречь.
Дети рассказывают стихи:
«Мы не заметили жука»
Мы
не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Раскроем раму!
«В дождь»
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурные ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня.
«Посторонняя кошка»
Мы до сих пор не поняли:
О чем же вышел спор?
К нам кошка посторонняя
Вчера пришла во двор.
А мамы из окошек
Бранят нас из-за кошек:
— Не подходи к ней близко,
Тебя царапнет киска!
— Тут ходят кошки разные...
А вдруг они заразные?
И пошло, как говорится,
Расшумелся весь подъезд,
А у мам такие лица,
Будто к нам пришла тигрица
И вот-вот кого-то съест!
Кричит с балкона бабушка,
Старушка в темной шали:
— Ну чем, скажи, пожалуйста,
Вам кошки помешали?
— Но мы ее не гоним прочь! —
Тут все затараторили.—
Пускай сидит хоть день и ночь
На нашей территории.
Вы нас неверно поняли,
Ей не желаем зла...
Но кошка посторонняя
Обиделась, ушла.
Ведущий: Во время Великой Отечественной войны и после неё Агния Львовна писала очерки, статьи и, конечно же, стихи об этих трудных военных годах жизни всего живого.
Старый великан
Старый дуб-великан,
Чуть не в три обхвата,
Ты тянулся к облакам,
Зеленел когда-то.
Старый дуб-великан,
Ты бедняга просто!
Нету веток по бокам,
Только чёрный остов.
Ураган тебя не снёс,
Буря не свалила.
Может быть, в одну из гроз
Молния спалила?
Нет, взобравшись на откос,
Ты, могуч и строен,
Боевую службу нёс
И погиб, как воин
Партизаны на привал
Шли к тебе с разведки.
Ты собой прикрывал.
Наклоняя ветки.
Зеленеть бы до сих пор,
Зеленеть тебе бы,
Но в ветвях скрывал дозор
Ты под самым небом.
И глядел дозорный
Будто с вышки горной.
Старый дуб-великан,
Чуть не в три обхвата,
Ты, спасая партизан,
Ранен был когда-то.
Летним утром ранним
Был смертельно ранен.
Ведущий: Барто писала не только стихи, но и рассказы. Вот послушайте один из них.
Размышления перед сном.
Оказывается, наша бабушка тоже была маленькая! Что мама была маленькая, это я знал. Ну, что бабушка, этого я не думал!
Наверное, тогда все люди были маленькие и ничего у них не было… Радио у них не было! А как же они тогда первомайский парад передавали?
И метро у них тоже не было. Они приходят на площадь Маяковского, хотят сесть в метро, а его совсем нет!
А теперь все люди выросли и всё построили… И папа мой вырос, но ещё и сейчас растёт. Про него даже в газете писали, что он растёт прямо на работе.
Кроссворд-тест по стихотворному циклу А. Барто «Игрушки».
По горизонтали:
1. Не утонет в речке: нож, бак, мяч?
2. За мальчиком с корабликом скачут: зайцы, лягушки, кенгуру?
3. Игрушка, верхом на которой можно поехать в гости: лягушка, пингвин, лошадка?
4. В грузовике не привык кататься: бык, кот, лев?
5. Под дождём до ниточки промок: бычок, мишка, зайка?
В выделенных клетках: игрушка, которую уронили на пол.
Дополнительные вопросы:
1. Кого девочка пасёт в саду: телёнка, поросёнка, козлёнка?
2. Какой игрушке оторвали лапу: зайке, мишке, кошке?
3. Кто не хотел спать: бычок, мишка, слон?
4. Что ребята построят сами: кораблик, самолёт, машину?
Ведущий: И опять стихи о школьниках. Учитель набирает номер телефона для разговора с родителями, а он всё время занят. Почему?
Дети рассказывают стихи:
«Почему телефон занят»
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
— Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
— Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!...
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
— А по ботанике леса,
Луга или болото?
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки...
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке —
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
«Болтунья»
Что
болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Ведущий: Многие ребята, к сожалению, грубы друг с другом, с родителями, учителями, с окружающими. В школе они ведут себя хорошо, а дома их не узнать.
Ученица (в нарядном платье): Стихотворение
«Любочка»
Синенькая
юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Ведущий: Даже не верится, что такая красивая девочка может быть такой грубой.
А. Барто не любила ябед и нытиков.
Ученица: Стихотворение
«Сонечка».
Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит...
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Ведущий: Вот какая Сонечка-капризуля. Трудно будет такой девочке найти друзей.
Ребята, всем известно, что мужчины должны ценить, уважать, беречь женщин, помогать им, потому что мужчины сильнее и мужественнее. А как бывает в детстве, мальчики притворяются слабыми и совсем не похожи на рыцарей. Вот про таких «рыцарей» мы сейчас посмотрим сценку.
«Рыцари»
В коридоре, в классе ли
Всюду парты красили,
Тёрли краску, тёрли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки!
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Ведущий: Я уверена, что в нашем классе нет таких рыцарей. Мне очень стыдно за мальчиков из стихотворения.
А вот сейчас давайте посмотрим сценку-клоунаду, которую тоже написала А. Барто, про двух клоунов.
Клоунада «А, здравствуйте…»
(Перед закрытым занавесом встречаются два клоуна.)
Первый: А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
Второй: Что вылил? Я ничего не вылил…
Первый: Да не вылил! Я говорю – вы ли , не вы ли?
Второй: А, выли? Кто? (смотрит на зрителей) Они выли? А зачем они выли?
Первый: Да нет же… Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?
Второй: Нет, я не выл!
Первый: Ну, и они не выли!
Второй: Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
Первый: нет, не я один, а мы…
Второй: Кто это – мы?
Первый: (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
Второй: Кто вымытые?
Первый: Да нет. Я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
Второй: Все вымытые? (зрителям) Это они немытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
Первый: Что променяли?
Второй: Я говорю – не про меня ли?
Первый: Ах, не променяли! А что не променяли?
Второй: Я же про себя говорю – не про меня ли?
Первый: Ах, вас не променяли?
Второй: Нет, нам никак не разобраться. Занавес может открываться!..
Ведущий: Были написаны и другие клоунады: «Чинить, паять!», «Зритель слушает да ест».
А. Л. Барто написала много песен: «Вежливый вальс», «Песенка птиц», «Песенка про Петю», «Болтунья», «Вспомним игры школьные», «Песенка о дружбе».
Давайте исполним весёлую песню «Любитель-рыболов», стихи которой тоже написала А. Барто.
Дети исполняют песню «Любитель-рыболов».
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов.
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
Припев: Тра – ля – ля,
Тра – ля – ля – ля
Тра – ля – ля – ля.
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
Припев: Тра – ля – ля,
Тра – ля – ля – ля
Тра – ля – ля – ля.
Песенка чудесная –
И радость в ней и грусть.
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Припев: Тра – ля – ля,
Тра – ля – ля – ля
Тра – ля – ля – ля.
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается..
Тра – ля!
Ведущий: Будучи уже знаменитым поэтом и общественным деятелем, лауреатом Ленинской премии, Агния Барто постоянно была окружена детьми, понимала заботы своих читателей, радовалась и огорчалась вместе с ними. Именно так были написаны стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, как их автор.
Ведущий: Очень много нового и интересного мы узнали о творчестве писательницы – Агнии Барто. А теперь давайте ответим на вопросы викторины.
Викторина.
- Когда день рождения А. Л. Барто? (17 февраля 1906г.)
- Какие сборники стихов написала А. Л. Барто? («Игрушки», «Я расту», «За цветами в зимний лес», «Труден бой с самим собой», «Братишки», «Снегирь», «Первоклассница», «Звенигород», «Весёлые стихи» и др.)
- В какой газете работала корреспондентом во время Великой Отечественной войны? («Комсомольская правда»)
- В каких жанрах писала свои произведения? (Стихи, рассказы, очерки, пьесы, клоунады.)
Итог: Подсчёт жетонов. Награждение грамотами победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.