Сценарий литературного вечера «Нагайбакский район – Земля талантов»
ВЕД 1. Добрый день дорогие друзья! ВЕД 2. Мы рады вновь видеть Вас в нашем зале! Сегодня необыкновенный день. Сегодня мы проводим вечер поэзии «Нагайбакский район –Земля талантов»
ВЕД 1. Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.
ВЕД 2. Поэтому не случайно, поэзия – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная. Но есть люди, для которых поэзия, творчество – это жизнь.
ВЕД1: Нагайбакский район самобытен, уникален и неповторим так же, как и каждый уголок нашей Родины. Он богат лесами, речушками несущими свои чистые воды жителям.
ВЕД2: Это удивительный край, богатый разнообразными событиями. И прежде всего людьми, прославившими свою малую Родину.
ВЕД 1: Большинство из них разъехались – разлетелись, как разлетаются повзрослевшие птенцы из родительского гнезда.
Но именно сюда шлют они письма, возвращаются и в радости, и в горе, здесь остались их самые тёплые воспоминания о детстве и юности. И здесь, как в большой дружной семье, их помнят и гордятся ими. А гордиться есть чем.
ВЕД. 2 Много талантливых людей взрастила Нагайбакская земля! Но сегодня мы уделим особое внимание тем, кто наделён талантом дарить читателям поэтические и прозаические строки.
ВЕД 1. А начнём мы наше знакомство с творчества Минеева Петра Михайловича.
Пусть останутся с нами
Те места, где нам жить.
За полями лесами
Ни о чем не тужить.
Облака моей боли
Не пройдут стороной.
И не надо мне доли,
Горькой доли иной.
«Я родился в предвоенном 1940 году в селе Фершампенуаз в крестьянской семье Минеева Михаила Егоровича и Анны Андреевны. Жили не впроголодь, по тем временам, но не бедно. Отец был заядлым рыбаком и охотником: часто брал меня с собой, учил выполнять любую крестьянскую работу. Больше всего я любил работать в пору сенокоса на поле, в лесу. В школе учился хорошо, но не без труда. Мне везло на хороших учителей. Писал иногда свои детские стихи, посвящая их своих школьным товарищам и девочкам. Окончив школу, поступил на физмат Магнитогорского пединститута и в 1964 году окончил его. После госэкзаменов на третий день нас призвали на службу в Советскую Армию, которую я вместе с нашими выпускниками отслужил на Дальнем Востоке.
Работал в школе и в техникуме г.Кемерово. В 1969 году меня втянули в аспирантуру Кемеровского пединститута по специальности «Оптика и молекулярная спектроскопия». Где окончил институт по специальности «Конструирование и технология радиоаппаратуры». В связи с «перестройкой» пришлось уехать на Родину. Здесь предстояло пережить все прелести демократических «реформ». К счастью, судьба привела меня в литературный клуб «Радуга», которым руководит член Союза писателей России Савченков Виталий Александрович». (Из книги «Земная жизнь»)
Участие в клубе «Радуга» позволило Минееву Петру Михайловичу все свои творческие поэтические и прозаические произведения собрать в отдельные сборники, а потом и выпустить их на суд читателей, напечатав их в издательствах Магнитогорска и Челябинска.
1. Минеев П.М Земная жизнь: Стихи. Челябинск,2003.
2. Минеев П.М. Родничок: Рассказы, очерки. Челябинск, 2004
3. Минеев П.М. Времена года: Стихотворения. Челябинск, 2006
Его последний сборник стихов под названием «Времена года» охватывает его творческую поэтическую деятельность 2005-2006 годов.
Творчество Минеева П.М. необычайно лирично, стихи его подчеркивают особенности характера автора – доброту, беззаветную любовь к своей Родине, большую трудоспособность , живой интерес ко всему, что происходит вокруг него, особенно к людям, проживающим рядом с ним.
В данный момент параллельно со стихами он делает огромную работу – составляет топонимический словарь нашего района. Вот небольшой отрывок из предисловия этого сборника: «…На карте одного маленького района обозначен ряд географических названий рек, озер, гор и сел. Что означают они и как они возникли?» Это большой исследовательский труд, который необходим не только как географический труд, это – наша история, наша память.
ВЕД. 2. Большое место в творчестве поэта занимают стихи о любви к природе, отчему дому, родному краю. Ими он утверждает, что в природе заключено всё прекрасное, и чем ближе к ней человек, тем богаче он душевно.
Мы славим Урал, славим Родину нашу Озера, леса и поля Цвети-расцветай с каждым годом все краше, Урал – золотая земля!
А что значит любить свой край, вы сейчас узнаете из стихотворений еще одного поэта. Савченков Виталий Александрович
Савченков Виталий Александрович фото1 –портрет) родился 9.02. 1947, в деревне Думаничи Стодолищенского района Смоленской области, поэт, член СП России (1994), корреспондент пресс-службы Оренбургского казачьего войска (1992). Окончил исторический факультет Челябинского педагогического института (1971).
В годы воинской службы на Дальнем Востоке (1971-1972) активно печатался в армейских изданиях.
Работал: пастухом, трактористом, директором и учителем 8-летней школы с. Казановка Варненского района Челябинской области (1972 - 1975), директором средней школы пос. Черноборка Чесменского района Челябинской области (1982 - 1985), корреспондентом газеты Чесменского района "Степные зори"(1983- 1984).
С 1985 г. живет в с. Париж Нагайбакского района Челябинской области. Работал учителем истории в Парижской средней школе ( 1985 - 1993).
С 1993 на пенсии за выслугу лет. С1997 г. руководит литературным объединением "Радуга", созданным при центральной районной библиотеке с. Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Издает рукописный журнал "Светунец". Савченков В. А. - автор трех поэтических сборников. Первый сборник стихов "Грустит проселок" вышла в ЮУКИ (1990). Сборник "Целовал меня ручей" (1999,2) выпустило Магнитогорское изда-тельство "Маги". Сборник стихов "Лунные тропы" издан Челябинским издательством "Околица" (1994). Соч.:
"Грустит проселок": Стихи. Ч., 1990
"Целовал меня ручей"(фото2 –книга): Стихотворения. М., 1992
"Лунные тропы": Стихи, Ч., 1994
"Красные грачи": Стихи. Ч., 1989
"Гроздья рябины": Стихи. М., 1984
"Русская тетрадь": Поэты Урала. Ч., 1994
Полусонно Земля
Поднимает глаза к небесам.
Низвергается мир,
Что в душе создавался веками.
Только тысячи лет,
Неподвластен векам и ветрам,
На великом распутье
Белеет наш сказочный камень.
Пыль дорог – через русла
Ушедших из памяти рек.
Гром небесный колес –
По пшенице и бранному полю.
- Что ты ищешь в пути
От истоков своих человек?
- Я ищу свою долю.
Ищу свою светлую долю.
* * * *
Еще длина дорога до села,
Но за рекой, где острова лесные,
Я вижу золотые купола
И вспоминаю времена былые.
Едва в первопрестольной запоют
Колокола о предстоящей нови,
В губернии отцы поклоны бьют,
В уездах – расшибают лбы до крови.
Земля моя, припомни старину,
На все века
В делах любви и веры
Дай сердцу высь, а мысли – глубину
И сохрани святое чувство меры.
* * *
Я в глубинки живу, в деревне.
С детства страдное поле знаю
Под лесной листвой деревьев
Шепот дождика понимаю.
На рассвете промчатся кони,
Зашумят над пшеницей сосны,
И беру я росу в ладони,
И в ладонях играет солнце.
От своей деревенской доли
Не стремлюсь в бытие городское,
Потому что нельзя без боли
Оторвать от живого живое.
* * * *
Целовал меня ручей
У степного перевала.
Над рекою высь ночей
Звезды под ноги бросала.
В каждом доме для меня
Есть ломоть ржаного хлеба,
Потому и счастлив я
Под высоким чистым небом.
ВЕД. 1 Любовью к родному краю пронизано творчество ещё одного земляка - Бердников Виктор – поэт, график
Это был интересный, приятный в общении человек. Он активно сотрудничал с районной газетой «Всходы» - писал заметки, стихи, рисовал гравюры. Тяга к творчеству появилась у Виктора Алексеевича ещё в школьные годы. Тема его стихов разнообразна, но преобладает тема природы, родного края. За долгие годы своего творчества у него накопилось большое количество не только замечательных стихотворений и рассказов, но и живописных гравюр, многие из которых были нарисованы непосредственно с натуры. Кроме всего названного он увлекался ещё и музыкой. Еще, будучи студентом Магнитогорского педагогического института, Виктор Алексеевич участвовал в студенческом театре эстрадных миниатюр, духовом оркестре, умел играть на многих музыкальных инструментах. Виктор Алексеевич был не только талантливым художником и поэтом. Он запомнился своим преподавательским мастерством. Надолго остались в памяти, проведенные им уроки, увлекательные рассказы по истории. Именно этот человек способствовал тому, что изучение истории стало для меня любимым занятием. 24 марта 2005 года при трагических обстоятельствах ушёл из жизни бывший учитель истории Зареченской школы Бердников Виктор
Алексеевич.
Вед. 2 Сегодня с одним из рассказов Бердникова, мы вас хотим познакомить.
ЗНАХАРЬ.
Четвёртую неделю дул ветер. Он несколько раз менял своё направление, и от этого казалось, что снег, который скапливается за зиму к февралю, весь перевёрнут и пересыпан. Непогодь мне здорово мешала хотя бы тем, что я никак не мог выбраться из дома на предмет поездки в соседнее село, стоящее верстах в 12. Приятель, живущий там, давно ждал меня, я это знал. Да и рюкзак, в котором был разный «шурум-бурум», так и стоял в сенях на лавке,
всякий раз напоминал мне о том, что я обязан его доставить туда, где - то ждут.
Кто он приятель-то мой? 0б этом чуть позже, а вот сегодня воскресенье, погода устоялась, солнце сверкающее, да такая тишь, что чиркни спичку, так и сгорит, не потухнув. Я еще раз перебрал рюкзак, было и что добавить, а это три номера журнала «Пчеловодство», несколько осьмушек махорки для садовоогородного пользования и бутылку водки не пития ради, а лекарства для. Дело в том, что мой приятель человек достойного возраста седоглавый, знающий цену людскому мнению, уважаемый на всю округу пчеловод-
практик, а более того - он народный знахарь.
Я охотно верю в то, что настои трав, коими он пользует нуждающихся, чрезвычайно целебны, если они - срецептированы грамотно и умело. Я соглашусь, например, и с защищающей силой амулета, верю в лечебную силу слова, если мне об этом кто-то скажет. Но пока можно заговорить кровотечение из раны да еще у животного, не касаясь его, не поливая и не брызгая ничем. Неужели лечит просто слово, которое тоже не всегда уловишь или поймешь? Не будь я свидетелем случившегося, не морочил бы я твою голову, уважаемый читатель.
Ну, так слушай. Прямо за селом лет теперь уж 25 тому назад старый вышедший на пенсию агроном разбил сад гектаров на шесть. Понятное дело, польза от него несомненная, но не в этом суть. В позапрошлом году забрела лосиха с теленком сеголетком. Видимо зверь пришел ночью, а потом долго ходил по саду в поясках выхода, но всюду натыкался на высокую, крупной проволоки, сетку. Вот здесь-то лосиху среди бела дня и увидели люди. Неосторожность, крики, лишняя суматоха напугали зверя. Лосиха металась по саду, пока в отчаянии и решилась на прыжок через высоко торчащие, кем гвоздям, края оградительной сетки. Не смог зверь преодолеть заграждение. Здесь и случилась беда. Лосиха брюхом легла на шипы. Подоспевшие мужики — хорошо, что хоть догадались, с обратной стороны столкнуть ее в сад. Тяжело было смотреть на раненного зверя. Лосиха силилась встать, но задние ноги не слушались, кроме того, они были так глубоко поранены, что казалось, будто мякоть вывернулась из порезов. На мышце левой ноги рана была столь страшная и глубокая, что кровь пульсирующей струйкой выталкивалась из нее. Теленок же, не понимая всей трагедии, стоял в стороне особенно, опасаясь
человека. Народ, работающий в саду, стал сбегаться сюда напогляди. «Что ж вы как дикошарые», помочь ведь надо животному,— услышал я. Это был мой дед. «У меня в ходке веревка, принеси»,— сказал он, властно глядя
в мою сторону...
Спотыкаясь, я бросился к телеге. Через минуту мы с дедом и еще трое мужиков вязали передние ноги лосихе. Дед ежесекундно предупреждал об опасности удара копытом. Когда умелая усмирила лосиху, дед потребовал, чтобы все отошли подальше, «будь тут»,— сказал он мне. А таинство уже происходило. Все, что он делал, я понимал,— то так надо. Я помог развернуть голову лосихи, деду что-то не понравилось, и он довольно резко потребовал от меня подтянуть ее вот сюда. «Стой тут»,— сказал он мне опять и, присев, шевеля губами, начал медленно приближаться к зверю. Мне нужно было выбирать конец веревки, и дед подавал знаки правой рукой из-за спины. Я увидел его лицо с боку. Такого напряжения лица мне не приходилось видать. Жилы на лбу и на висках были словно вылеплены и скрючены. Я заметил, как от самого уха по виску и до шеи двигалась жилка, и седые волосы шевелились, в тот ем. Я успел уловить не- сколько слов, только и вето, но они ни мне, ни тебе, читатель, ни о чем не скажут. Но когда дед над лосихой опустился на колени, вот тогда обратил внимание на ее кровоточащую рану. Кровь не шла. Дед плавными параллельными движениями ладони делал какие-то круговые пасы, но я посчитал, что он отводит от раны мух, которые впрямь чуя кровь,
вились, впиваясь в кровоточащую плоть. Глаза лосихи были прикрыты длинными, пожалуй, даже красивыми ресницами. Во всем состоянии зверя угадывалась, какая - то успокоенность и, как мне показалось, в выжидании чего-то надежного, обязательного, Когда же дед похвалил мне выпустить веревку, я успел взглянуть ему, а глаза. Этого мне было достаточно, чтобы увидеть •ею необыкновенность происходящего с его лицом. Оно освобожда-
лось от усилий и напряжения, входило в обыденное свое состояние, принимая завсегдашнее выражение. Я понял — все прошло. Я был близким свидетелем таинства. Сам процесс так и остался для меня тайной за семью печатями. А мерь был спокоен. Веки, с длинными ресницами, изредка вздрагивали.
С чем хотите то связывайте, но финал поразил меня окончательно. Вдруг у лосихи выкатилась крупная слеза, чуть задержавшаяся около глазницы, и мягко упала в траву. А дед как будто ждал этого момента. «Ну, вот и хорошо, ну вот и все, «Слава тебе, Господи»,— часто повторял, он и рукой из-за спины показывая мне, чтобы удалялся... Лосиху выходили. Она вместе с теленком остаток лета прожила в отдельном помещении на скотном дворе и оздоровившая, профессионально была высажена егерями в лес. А в то февральское солнечное воскресенье мне очевидно повезло. Я уютно доехал на попутной легковушке где-то в двенадцатом часу дня мы сели пить чай, завариваемый по-дедовски.
Мой хозяин на тот раз увлеченно рассказывал о глупости насекомых желающих полакомиться. А я вспоминал прочитанное и услышанное про колдунов и знахарей, лечащих от сглазу, заговаривающих грыжу, отливающих
от испуга, снимающих с души тяжелейшую тоску. Передо мной степенно, не суетясь, в очередной раз складывал в заварной чайник то щепотью, то на кончике ножа, веяное разнотравное снадобье народный знахарь. «Кто ты, загадочная и добрейшая душа? — думал я.— Как ты чувствуешь себя, принимая к сердцу чужую, боль или тяжелый недуг, кто ты, умеющий вывести страждущего из ущербности? Где источник твоих знаний, в чем твоя сила, Знахарь?
ВЕД.1 Переживания и чувства талантливых людей отразились в их литературных строках. Они о любви, новых встречах и открытиях, о сожалениях и разлуке, осмыслении добра и зла и , конечно же , о Родине.
Особой любовью любит поэт людей, с которыми сталкивают его жизненные пути –дороги. Для каждого из них открыто его сердце, каждому готов прийти на помощь.
ВЕД.2 Его лирические герои не похожи на других, он имеет своё видение окружающего мира, своё отношение к происходящим событиям.
Вед. 1 К вашему вниманию можно смело добавить еще одну фамилию скромной талантливой женщины Елены Васильевны Мещеряковой.
«По профессии – бухгалтер, по призванию – поэт». Так о себе пишет в стихах Елена Васильевна Мещерякова(фото 1-портрет). Родилась и долгое время жила в Фершампенуазе. Профессия далека от поэзии, но стихи сами просятся на бумагу, она садится и пишет. Иногда на заказ, по настроению, но всегда обязательно по вдохновению. Стихи часто печатались на страницах газеты «Всходы».
В 1973 году было опубликовано первое стихотворение юной поэтессы. По ее словам, оно было отредактировано до неузнаваемости, однако желание писать это не отбило. После 1979 года наступил десятилетний перерыв. Затем снова начали рождаться стихи. «И как вечер настает, мысль покоя не дает…» - пишет в стихах Е.В.Мещерякова. Стихи она пишет в основном на русском, но есть стихи и на нагайбакском языке.
У Елены Васильевны, черные , блестящие глаза, открытая улыбка, заразительный смех. Она понимает и ценит юмор, оптимистично смотрит на жизнь, какие бы удары не преподносила судьба. Ей интересно все, что происходит вокруг.
Без эмоций жить я не могу,
Шумно веселюсь и тихо плачу.
Верю в чудо, верю в доброту,
В счастье верю, верю и в удачу.
Для стихов Елены Васильевны характерно изображение общественных ценностей: добра и зла, любви к матери, ближнему, отчему дому. Каждый найдет в стихах Елены Васильевны пищу для ума и сердца.
Хочу вернуться в детство,
Побыть с отцом и с мамой.
Но почему нам жизни
Отпущено так мало?
Мне было двадцать восемь,
Когда отца не стало.
Но почему же вместе,
Мы прожили так мало?
Это – лирическая исповедь нашей современницы, разговор по душам с читателем, о бережном отношении к ближнему, о быстротечности времени. Простота и лиричность строк ее стихов подкупают своей искренностью и доверием к своему слушателю.
Поэзия Елены Васильевны – это и яркий образец любви к малой Родине: к нашему району, деревенькам, рекам, а главное - к людям, труженикам.
Совсем не тот, Наполеонов,
А свой такой родной Париж.
На удивленье всем французам
По-нагайбакски говоришь.
Готов помочь в большом и в малом
И не ведя добру свой счет.
Твоим, Париж, рукам натруженным.
Сегодня слава и почет.
Елена Васильевна пишет и сатирические стихи, где обличаются невежество, бездушие и лень. Для творчества Елены Васильевны характерны посвящения: родным, близким, коллегам, учителям, библитотекарям, великим поэтам С.Есенину, А.С.Пушкину, Н.Тряпкину, людям посетившим в разное время наш район – И Плешивцеву, В.Толкуновой и др.
Стихи Елены Васильевны помимо газеты «Всходы» печатаются часто в областных литературно-публицистических сборниках: «Новый век», «Лира» и т.д. Издан первый сборник ее стихотворений «Каждый день»(фото2 –«Каждый день»).
1 Особой любовью любит поэт людей, с которыми сталкивают его жизненные пути –дороги. Для каждого из них открыто его сердце, каждому готов прийти на помощь.
ВЕД.2 Его лирические герои не похожи на других, он имеет своё видение окружающего мира, своё отношение к происходящим событиям и ведёт себя не только как хозяин природы, сколько как её заботливый, любящий сын.
ВЕД.1 Вдовина Светлана Ивановна местный поэт, летописец.
Родилась Светлана Ивановна(фото1 –портрет) в селе Кассель Нагайбакского района в крестьянской семье Ишмаметьевых – Ивана Флегонтьевича и Евдокии Михайдовны (Мукаевой). Окончила школу, поступила в 1966 году в Троицкий сельскохозяйственный техникум. Получила профессию агроном- полевод в 1970 году. Очень серьезно и со знанием дела выполняла свою главную работу – работу агронома, об этом говорят ее статьи на производственные темы. Первый писательский опыт появился в 18 лет. Это были очерковые записи о родных, окружающих ее людях, но по-настоящему пришло желание писать гораздо позже, уже когда появилась внучка Маша.
В 1999 году появился первый рукописный вариант нагайбакских сказок на русском языке. Внучка Маша с удовольствием разукрашивала иллюстрации к сказкам, выполненные Светланой Ивановной.
В 1997-98 гг. по настоянию Анастасии Константиновны Питеевой (Маметьевой) начала собирать нагайбакский фольклор.
«В 2001 году Елена Васильевна Мещерякова – местная поэтесса настояла на том, чтобы я вступила в литературный кружок «Радуга» при районной библиотеке, где я познакомилась с Виталием Александровичем Савченков, Петром Михайловичем Минеевым, Марией Арсеньевной Сычкиной. При встречах мы читаем свои новые сочинения, делимся своими впечатлениями, где-то критикуем. Выслушиваем краткую, но иногда очень жесткую критику своих старших товарищей по творческому труду. Иногда, правда, обидишься на критику, как это бывает у людей творческих, но в конечном итоге понимаешь, что они были правы и их советы очень необходимы. Если честно, то к писательскому труду меня тянули за уши. Никогда в жизни, даже в самых безумных мечтах, у меня не было места грезам о выпуске книги. (фото2 –подборка книг и журналов)Не думала печататься в газетах и журналах, кроме как на производственные агрохимические темы. Я всегда жду очередных встреч в литературном объединении, они стали духовной потребностью. Нашим руководителем объединения является Виталий Александрович Савченков. Это очень мягкий, внимательный товарищ по письму, в своей критике он очень деликатен, понимает, как трудно нам одновременно работать на производстве и при этом писать. Незабываемы встречи с нашим творческим вдохновителем Годиной Николаем Ивановичем (руководитель областного «Дома творчества). Его характер очень отличается от характера В.А.Савченкова. Он очень прямой, где-то даже жесткий, но понимаешь со временем, что такая критика также необходима, она подстегивает, заставляет более корректным и требовательным к своим произведениям.
10 декабря 2002 года впервые в районной газете «Всходы» были напечатаны ее детские стихи, под ее девичьей фамилией – Ишмаметьева. К лету 2003 года под редакцией А.Н.Араповой, в компьютерном наборе О.В.Павловой, под руководством Р.И.Тришкиной была сверстана книжечка «Сказки для внучки Машеньки». На сегодняшний день она имеет несколько лллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллизданных книг: «О завтрашнем пусть ишак беспокоится», «Бабушка, расскажи мне…»(фото3 –«Бабушка расскажи,…»), публикации в областных литературно-художественных и публицистических сборниках: «Строки», «Этот день», в журналах «Новый век», «Лира». Готовится к изданию ее последняя книга «Соты памяти народной» (рабочее название книги), которая представляет ценный краеведческий материал по истории Нагайбакского района.
Вед. 1 О современных поэтах нашей малой родины известно не очень много, хотя они живут среди нас. Казалось бы, обычные люди.… Но в суете постоянных забот они не перестают удивляться красоте родной земли, видеть то, что для многих из нас стало привычным и незаметным. Они учат нас гордиться своей малой родиной, ведут нас к мысли о том, что таланты рождаются, живут и создают гениальные произведения не только в столицах, но и в самых отдалённых уголках нашей страны.
ВЕД.2 Наш вечер подходит к концу. Сколько замечательных произведений мы сегодня услышали, сколько новых имён открыли! Мы убедились, что в нашем крае живут удивительные люди, которые творят, чувствуют, сочиняют. Талантливые земляки – ещё одна серьёзная причина любить любить свой край, свою малую родину, свое родное село.
Вместе До новых встреч .
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.