Литературный бал

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Бал лит.героев.docx
Сценарий проведения литературного бала Оформление зала: занавес сцены украшен большими бантами и заголовком: “Бал…Бал… Бал…”. На сцене 3 канделябра с зажжёнными свечами (в начале Бала их зажигает  камергер). Музыка, на сцене появляются Граф Ростов и графиня Ростова Он: Приветствуем вас: дамы, господа! В гостеприимном нашем доме, в этом зале! Знакомые, соседи и друзья, Мы рады вам, и в гости очень ждали! Она: Ах, как чудесно видеть всех вас снова! Улыбки ваши, искорки в глазах. Весь Свет и к нам… ах право слово Как будто на душу бальзам! Он: Зима в разгаре, день чудесный, И жизнь кипит, волнуясь и бурля. Тому сегодня бал наш подтвержденье, Мы счастливы принять вас у себя! Она: Надеемся, что будет вам уютно, Комфортно, весело и непременно так! А если этот бал для вас дебютный, Вы не тушуйтесь, не стесняйтесь – это знак! Он: Ах, балы! Атмосфера праздника и лёгкой влюблённости, танец, мерцание  свеч, движение веера, случайно брошенный взгляд .... Она: Давайте же знакомиться с гостями! Посмотрите, сколько известных  людей сегодня посетили наш бал! Он: Александр Сергеевич Пушкин и его жена Наталья Николаевна  (выходят  на сцену, раскланиваются, Дама делает реверанс). Как настроение? Не прочтёте ли несколько строк из последнего?... А.С: Всему своё время, мой друг! У нас ещё будет возможность обсудить моё  творчество! Она: А это что за счастливая пара? Он: Полковник Бурмин! Бурмин: Честь имею! (раскланиваются) Он: Окажите любезность, представьте меня вашей даме! Бурмин: Мария ГавриловнаОн: Онегин, добрый мой приятель!... Она: шёпотом на ухо. ­ Ужель та самая Татьяна???? Он: Да, это они! Евгений Онегин и Татьяна Ларина (раскланиваются) Она: Оказали честь присутствовать на бале Евгений Васильевич Базаров и  Анна Сергеевна Одинцова (раскланиваются, усаживаются). Он: Князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, графиня Наташа Ростова  (раскланиваются) Он: Пусть музыка развеет все сомненья, Мы здесь не для того чтобы грустить. Пусть торжествует чудо настроенье! Мы начинаем! Так тому и быть! Она: И вот оно начала бала, Когда сквозь времени порез,  Колонна пар затрепетала, С балкона грянул Полонез! (Пары выстраиваются в ряд и танцуют) Он: Давайте поблагодарим аплодисментами наш пары и попросим их  устроиться на сцене. Она: Знаете, мне кажется, что своя история может быть не только у  государства, но и у каждого человека... Он: Ты абсолютно права! Тем более это касается литературных героев. И  особенно эти истории интересны, если их расскажут они сами. Она: Думаю, наши гости не откажут нам в удовольствии и поделятся своими  рассказами о себе...   Он: (волнуясь) Я вижу, Онегин и Татьяна уже готовы рассказать нам свою  историю, но поймём ли мы их? А вдруг они будут говорить по­французски??? Она: Ну, вот сейчас и узнаем «Евгений Онегин» А. Пушкин Татьяна читает письмо к Онегину (выходит на середину сцены) Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю разВ деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... Онегин: Случайно вас когда­то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило... Несчастной жертвой Ленской пал... Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! Онегин встает на одно колено. Татьяна: Довольно; встаньте. Я должна Вам объясниться откровенно. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь? И нынче — боже! — стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь... Но васЯ не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно, Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой... Онегин: Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я... Татьяна: А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена. Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Она: Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. Он: В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен! Она: В разгаре бал. У юных дам Волненье в лицах. Тут и там Кружатся пары. Вальса тур. Пардон, мадмуазель, бонжур… Вы не устали? Боже, нет! Скользит начищенный паркет – Кадриль, мазурка, шум и смех, Веселья дух в глазах у всех. Он: И вновь мы с вами, дорогие гости!Бал – хлопотное дело вам скажу! Здесь проследи, там помоги, коль просят, Везде успей… Она: Похож ты на ханжу! Он: Прошу прощения, нам хлопоты приятны! Гостям мы правда рады всякий раз… А чтоб вы насладились в полной мере Пусть музыка вам вновь ласкает слух. В изысканной, как принято манере И чтоб услышать рядом сердца стук… Она: Как романтично… право же романсы Всегда в чести среди столь юных дам. По этому оставим реверансы И чудное мгновенье дарим вам! Романс «Не уходи, побудь со мною» (видео, романс в исполнении А. Герман) Он: Любовь! Да есть любовь! И не прав тот, кто не верит в это чудо! Она: И на всех языках мира признания в любви звучат одинаково красиво! Он: Господа! Слыхали новость! Пушкин женится! Она: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров! Но кто же она? Он: Мадемуазель Натали, самая младшая из 3­х сестер Гончаровых. Она: Брак для поэта – это такая проза! Он: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая  красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт  России. Она: Я слышала… Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей, Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг… Он: Куда бы ты не поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье… Но встретясь с ней, смущенный ты Вдруг остановишься невольно… Перед святыней Красоты…  Дует Пушкина и ГончаровойПУШКИН. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной,  нежной Натали, произошла зимним вечером на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но Вяземский – уговорил… Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.А из особняка доносились  звуки музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и  кавалеров. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное  предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что ­ то говорил мне и  показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском  обществе. И вдруг какая ­ то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее ­ в  прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в  окружении многочисленной родни и знакомых ... Я шагнул навстречу своей  судьбе. (Тур вальса Пушкина и Натали) ПУШКИН. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом  ничего сравнить нельзя на свете ­ а душу твою люблю еще более твоего лица... НАТАЛИ. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как  здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе... Кроме тебя, в  моей жизни мне утешения нет... ПУШКИН. Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое  существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы  любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы ­ одно заблуждение и  безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье,  которым я не успел насладиться. Рано или поздно, мне, однако, придется все  бросить и пасть к вашим ногам, Натали. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем средь медленных трудов Одной картины я желал быть зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель ­ она с величием, он с разумом в очах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец Она: Ах, как прекрасна юности пора! И первая любовь и первые потери… Он: Безумства первые, и ночи вдруг без сна, И крылья за спиною в самом деле!Тур вальса Базарова и Одинцовой. «Отцы и дети» И.С. Тургенев О.: Как же это вы ехать собираетесь, а обещание ваше? Б.­ Какое­с? О.­ Вы забыли? Вы хотели дать мне несколько уроков химии. Б. ­Что делать­с! Отец меня ждет; нельзя мне больше мешкать.  О.­ А помните: вы меня уверяли, что книга не может заменить... я забыла, как вы выразились, но вы знаете, что я хочу сказать... помните? Б.­ Что делать­с!  О. ­ Зачем ехать?  Б.­ А зачем оставаться?  О.­ Как зачем? Разве вам у меня не весело. Или вы думаете, что об вас здесь  жалеть не будут? Б.­ Я в этом убежден. О.­ Напрасно вы это думаете. Впрочем, я вам не верю. Вы не могли сказать  это серьезно. Евгений Васильевич, что же вы молчите? Б.­ Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне  подавно. О.­ Это почему? Б. ­ Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею. О.­ Вы напрашиваетесь на любезность, Евгений Васильевич. Б.­ Это не в моих привычках. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона  жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите. О. ­ Послушайте, я давно хотела спросить: какой цели вы хотите достигнуть,  куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы? Б.­ Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь. О. ­ Перестаньте! А знаете ли, Евгений Васильевич, что я умела бы понять  вас: я сама была бедна и самолюбива, как вы; я прошла, может быть, через  такие же испытания, как и вы. Б.­ Все это прекрасно, Анна Сергеевна, но вы меня извините... я вообще не  привык высказываться, и между вами и мною такое расстояние... О.­ Вы нас всех презираете. Б.­ Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете. О.­ Как хотите, а мне все­таки что­то говорит, что мы сошлись недаром, что  мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша  напряженность, сдержанность исчезнет наконец? Б.­ А вы заметили во мне сдержанность... как вы еще выразились...  напряженность? О.­ Да. Б. ­ И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать,  что во мне происходит?О.­ Да (с испугом) Б.­ И вы не рассердитесь? О. ­ Нет. Б.­ Нет? Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы  добились. О. ­ Евгений Васильич… (Базаров рванулся к ней.) Вы меня не поняли. Я  виновата. Или? Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить,  спокойствие все­таки лучше всего на свете. Дуэт «Я тебя никогда не забуду» (Видео. Романс в исполнении Н. Караценцева) Он: Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час Его пел голос неизвестный, И песня чудная лилась. Она: Да, то был вальс прелестный, томный, Да, то был дивный вальс. Он: Теперь зима, и те же ели, Покрыты сумраком стоят,  А за окном шумят метели,  И звуки вальса вновь звучат! (Легкая мелодия вальса фоном, в зале темно ,освещена только Наташа Ростова  пятном, на сцене проекция дворца, парадных лестниц). Пред входом на сцену: Наташа Ростова (взволнованно, под музыку):  Осталось совсем немного…Я чувствую, как наш экипаж замедляет ход, и  камердинер распахивает дверь. О боже, какая впереди длинная лестница!  Неужели у меня хватит сил подняться по ней и войти внутрь этого солидного  дома? Боже, я так волнуюсь… Ведь это мой первый выход в свет…А потом  меня ждут захватывающие танцы. Я так этого жду! (Вперед выходят Пьер Безухов и Андрей Болконский.) Безухов: Князь! Болконский! (Болконский поворачивается к нему.) Болконский: Граф Безухов! Мое почтение! Безухов: Князь, Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже – Ростова  молодая. Пригласите ее! Болконский: Где? (крутит головой) (Пьер кивает головой в сторону Наташи. Болконский раскланивается с Безуховым и подходит к графине Ростовой.)  Болконский: Мое почтение, графиня Ростова (целует ей ручку). Графиня: Князь, позвольте Вас познакомить с моей дочерью ­ Наташей Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, если графиня помнит меня (кланяется, берет Наташу за руку). Прошу Вас на тур вальса. (Вальсирующие танцуют. /Звучит “Вальс Наташи” из к/ф “Война и мир”/.Он: Оказывается, на балах тоже выяснялись отношения.   Она: А я думала только  признания в любви! Хотя нет. Взгляните сюда; вон те двое, будто смущаются друг друга, хотя, кажется, молодой офицер вот­вот  упадёт к её ногам и откроет сердце. Исполняется сцена из повести «Метель». Бурмин: Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она, И  должен ли свидеться с нею когда­нибудь! Мария Гавриловна:  Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; но  продолжайте, сделайте милость. Бурмин: В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк.  Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее  закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и  ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное  беспокойство овладело мною; казалось, кто­то меня так и толкал. Между тем  метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в  самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены; ямщик  проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать  туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была  отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди.  «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать.  «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто­то, — невеста в обмороке;  поп не знает, что делать; мы уже готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь. «Слава богу, — сказала  горничная, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили».  Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» —  «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли.  Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я  стал подле нее; священник торопился; трое мужчин и горничная  поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали.  «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала  без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся,  вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал:  «Пошел!» Начинает звучать музыка Г .Свиридова «Метель». Сцена продолжается. Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною  вашею женою? Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с  которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так  что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко .Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете  меня? (Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...)  Громко музыка. Она: Как я рада, что всё так хорошо кончается. Он: Поэты, дамы, фраки. Бал  Сегодня нас сюда собрал. Горят здесь яркие огни, И мы с тобою не одни. Она: Ах, этот бал забыть нельзя! Вокруг меня – мои друзья, С рассветом – яркий фейерверк, Карета подана. Был век… Он: Дамы и господа! Мы от души благодарим всех участников и гостей сегодняшнего бала. Надеемся, что вы, окунувшись в прошлое, ощутили дух того времени. Мы рады были видеть вас! До новой встречи на литературном балу! (Звучит фоновая музыка). Фонография 1. 2. 3. 4. 5. Гайдн “Менуэт” в исполнении скрипачей – учениц 9­го класса. Бах И.­С. “Менуэт”. Глинка М.И. “Вальс­фантазия”. Хачатурян А.И. Вальс из сюиты “Маскарад”. Прокофьев С. “Вальс Наташи” из “Войны и мира”. 6. Штраус “Вальс”. 7. 8. Колмановский Э., Евтушенко Е. “Вальс о вальсе” в исп. К.И. Шульженко. Вивальди. 9. Шопен “Полонез”.