Лица и символы советской эпохи
Оценка 4.6

Лица и символы советской эпохи

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
7 кл—9 кл
17.04.2020
Лица и символы советской эпохи
Нпк Чистовик.docx

Государственное учреждение образования

«Суйковская средняя школа Витебского района»

 

 

 

 

 

Школьная научно-практическая конференция

 

 

 

История

 

 

 

ЛИЦА И СИМВОЛЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

 

 

Символ тройной одеколон

 

 

 

 

 

Свитина Диана Валерьевна,

учащаяся 11 класса

 

Научный руководитель:

Антоненко Светлана Иосифовна,

учитель истории

 

 

 

 

Суйково,2018

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1 Основная часть         …………………………………………………….

5

Глава 1.1 Страницы биографии  великих людей…………………………

5

Глава 1.2 Предметы советской эпохи……………………………………..

6

Глава 1. 3 Что мы знаем о символах советской эпохи

(опрос учащихся и педагогов)……………………………………………..

 

11

Заключение………………………………………………………………….

13

Список литературы…………………………………………………………

14

Приложение 1……………………………………………………………….

15

Приложение 2……………………………………………………………….

16

Приложение 3……………………………………………………………….

17

Приложение 4……………………………………………………………….

18

Приложение 5……………………………………………………………….

19

Приложение 6……………………………………………………………….

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

Советская эпоха — яркий и очень противоречивый период в жизни огромной страны. У каждого человека наверняка своё ощущение той эпохи. Для кого-то это годы спокойствия и глубокой уверенности в завтрашнем дне, это время, когда большую страну уважали во всём мире. Для других, быть может, это период страха, «железного занавеса», время, бесцельно потраченное на стояние в бесконечных очередях. И всё-таки было то, что объединяло всех. Разве кто-нибудь мог остаться равнодушным, когда из каждой радиоточки звучали сигналы первого спутника или когда Юрий Левитан сообщал о полёте Юрия Гагарина? Разве не наворачивались на глаза слёзы, когда олимпийский Мишка улетал в московское небо? И разве не переполнялась душа гордостью за страну, когда наши хоккеисты побеждали родоначальников хоккея канадцев на их же площадках или когда фигуристы под звуки советского гимна стояли на верхней ступени пьедестала почёта?

 Актуальность:

В 2017 году исполнилось 100 лет  со дня свершения Великой Октябрьской социалистической революции.  Годы советской эпохи были наполнены самыми разными событиями. Ученые запечатлели их в своих работах, стремясь донести до нас, нынешних, атмосферу минувшего времени. Ее, эту атмосферу, можно понять лучше, если  обратиться, например, к биографии великих людей и к истории вещей, ведь люди и вещи – понятия неразделимые. Слово «символ» покажется нам несколько высокопарным, если, например, речь пойдет о кукле-неваляшке, плавленом сырке «Дружба» или об одеколоне «Тройной». Ну не подходит для них это «высокое» определение. Тем не менее, хотим мы этого или нет, они — как отпечатки того или иного периода в истории нашей страны. Пусть не слишком серьезные, но без них не обойтись – не все же думать только о «высоких материях». Мы выбрала  эту тему, потому что события тех времён крайне неоднозначны и существует много мнений  о них. Соответственно, нам стало интересно разобраться в ней и показать наши  результаты другим.

Гипотеза: Предполагаем, что наши   современники недостаточно осведомлены о  выдающихся личностях и любопытных деталях, которые стали символами целой эпохи, ушедшей в прошлое…

Цель работы: Познакомиться с биографией ярких представителей прошлого века, символами советской эпохи.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с биографией исторических личностей, которые повлияли на ход советской истории.

2. Изучить материалы, содержащие  информацию о символах советской эпохи

  3. Провести опрос  среди старшеклассников и педагогов школы на знание  личностей и символов советской эпохи

Объект исследования: учащиеся 9,11 классов и педагоги ГУО «Суйковская средняя школа Витебского района»

Предмет исследования: лица и символы советской эпохи;

Методы исследования:

1.Изучение и анализ различной литературы по данной теме;

2.Анкетирование учащихся и преподавателей школы;

  3.Анализ полученных данных

 


 

Глава 1 Основная часть

 

Глава 1.1 Страницы биографии великих людей

 

Владимир Ильич Ульянов  (Приложение 1) (основной псевдоним Ленин родился 10 (22) апреля 1870 года, а умер 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) - российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР, первый председатель СНК СССР. Сфера основных работ - материалистическая философия, теория марксизма, критика капитализма и империализма, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.

Мнения и оценки исторической роли Владимира Ульянова (Ленина) отличаются крайней полярностью. Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Ленина, даже многие некоммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории.

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (Приложение 1) (родился 6 [18] декабря 1878 (по официальной версии 9 [21] декабря 1879), ГориТифлисская губерния, Российская империя - умер 5 марта 1953, Волынское, Кунцевский район. Московская область, РСФСР, СССР) - российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, Генералиссимус Советского Союза (1945). С конца 1920-х - начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин был лидером Советского государства.

Одержав верх во внутрипартийной борьбе за власть, завершившейся к концу 1920-х годов разгромом оппозиционных течений, Сталин взял курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления перехода в кратчайшие сроки от  традиционного аграрного общества к индустриальному путём всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и формирования в СССР целостной командно-административной системы.

В конце 1930-х годов в обстановке обострения внешнеполитической ситуации в Европе Сталин пошёл на сближение с нацистской Германией, достигнув договорённостей о разграничении сфер интересов, на основании которых после начала Второй мировой войны СССР присоединил к себе территории Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины, а также инициировал нападение на Финляндию.

Подвергшись в июне 1941 года нападению со стороны Германии, СССР под руководством Сталина как верховного главнокомандующего Вооружёнными силами понёс тяжёлые материальные и человеческие потери, присоединился к антигитлеровской коалиции и внёс решающий вклад в победу над нацизмом, что способствовало расширению сферы влияния СССР в Восточной Европе и Восточной Азии, формированию мировой социалистической системы, что, в свою очередь, привело к холодной войне и расколу мира на две противоборствующие системы. В послевоенные годы Сталин способствовал созданию в стране мощного военно-промышленного комплекса и превращению СССР в одну из двух мировых сверхдержав, обладающую ядерным оружием и ставшую соучредителем ООН, являющуюся постоянным членом Совета безопасности ООН с правом вето.

Правление Сталина характеризовалось наличием автократического режима личной власти, господством авторитарно-бюрократических методов управления, чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким контролем государства за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан, депортациями народов, массовой гибелью людей в результате голода 1932-1933 годов и разгула репрессий.

Изучив биографию этих великих людей, делаем вывод, что они оставили огромный  след в истории не только  СССР, но и всего мира.

 

Глава 1.2 Предметы советской эпохи

 

1.     Крейсер «Аврора» (Приложение 2)

 

Советская эпоха... Начало ей положил выстрел крейсера "Аврора" 7 ноября (25 октября) 1917 года, а концом стало подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991-го. Между этими событиями - 74 года, их-то мы и называем советской эпохой. И, как у всякой эпохи, у нее есть свои символы, начиная от самых грандиозных (таких как покорение целины или первый полет человека в космос) и заканчивая бытовыми, например, граненым стаканом или советским шампанским

Каждый моряк знает эту примету. Знали её и моряки «Авроры». Женщина на корабле - быть беде. Но эта женщина была настолько красива, что матросы не посмели ей отказать, не смогли прогнать её с корабля. Высокая, стройная, одетая в белоснежное платье, оттенившее её суровую бледность. «Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы. Именно эта женщина вечером 25 октября 1917 года взошла на «Аврору», и именно она в 21 час 40 минут отдала приказ произвести холостой выстрел. И моряки не посмели её ослушаться…Эта легенда живёт с тех пор, как командор Огнев произвёл из орудия «Авроры» тот самый выстрел, ставший не просто сигналом к штурму Зимнего дворца, а точкой отсчёта новой эпохи. Эпохи, коренным образом изменившей жизнь огромной страны. Историки, изучавшие октябрьские события 1917 года, утверждали, что таинственной незнакомкой могла быть известная революционерка и писательница Лариса Рейснер. Но в народе говорили, что красавица - на самом деле была «духом революции» и исчезла сразу же после выстрела.

 

2. Мавзолей Ленина (Приложение 2)

 

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин скончался на подмосковной даче в Горках. На следующий день профессор кафедры патологической анатомии Московского университета Алексей Иванович Абрикосов произвёл временное бальзамирование тела (через аорту была сделана инъекция смеси спирта, формальдегида и глицерина). «Два месяца в склепе пролежит?» - спросили Абрикосова на заседании ЦИК СССР. «Думаю, да. Если будет сухо и прохладно». На это же заседание был приглашён известный архитектор Алексей Викторович Щусев, которому и было поручено строительство временного склепа для гроба Ленина. Интересно, что до 1917 года Щусев строил церкви, причём преимущественно в Украине. Первой его самостоятельной работой был проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. По его проектам построены монастырский комплекс в Овруче, Троицкий собор Почаевской лавры, несколько других церквей. Среди других известных работ Щусева - Казанский вокзал Москвы, здание гостиницы «Москва», он принимал участие в разработке проекта послевоенного восстановления и реконструкции Крещатика. Но самой знаменитой его работой, конечно же, стал Мавзолей Ленина…

 

3.Скульптура «Рабочий и колхозница» (Приложение 3)

 

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), - восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, - вспоминала Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым». Выставка закончилась, отгремели фанфары, «Рабочий и колхозница» должны были возвращаться домой. Первоначально скульптуру планировали установить на Волге, на плотине в районе Рыбинска. Но после того как «Рабочим и колхозницей» восхищались в Париже, Рыбинск показался «недостойным» местом для скульптуры, и её решили установить в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВХВ). Вера Игнатьевна Мухина резко возражала против этого, считая, что постамент, который в три раза ниже выставочного павильона, уничтожает художественное восприятие скульптурной группы: «Фигуры ползут, а не летят». Автор мечтала увидеть своё творение на Воробьёвых горах, где оно, по её мнению, смотрелось бы в выигрышном ракурсе.

 

4. Детский лагерь « Артек» (Приложение 3)

 

«Знает каждый человек: с буквы А заглавной начинается „Артек“ -детский лагерь славный». Так писал об «Артеке» Самуил Маршак. Но в советское время «Артек» был не просто «детским лагерем славным» - это была витрина, которую очень любили показывать иностранцам, мол, «смотрите, как отдыхают наши дети, смотрите и завидуйте!». Здесь бывали президенты, премьер-министры, короли и королевы, космонавты, артисты и писатели. Если какой-нибудь важный иностранный гость оказывался в Крыму, то его обязательно везли в «Артек». «Артек» - явление уникальное, феномен которого трудно объяснить. Дети со всех концов СССР и из других стран ехали в Крым не просто отдохнуть и оздоровиться. В «Артеке» всегда присутствовал дух коллективизма (не толпы или стаи, а именно сплочённого коллектива), какая-то особая артековская атмосфера. А сотрудники «Артека» за короткую летнюю смену становились детям почти родными.

 

5. Автоматы с газировкой (Приложение 4)

 

Почетное место в списке самых известных символов эпохи СССР занимают “Автоматы с газировкой”. Газировка в Советское время была экзотикой, и никто не мог удержаться, чтобы не выпить несколько стаканов. Тем более, когда цена на неё составляла пару копеек. Мы не ошиблись, действительно стакан воды с автомата стоил пару копеек. Сейчас в это сложно поверить, но раньше это было нормой.

 

 

 

6. Продовольственный символ – плавленый сырок «Дружба» (Приложение 4)

 

Каких только памятников не существует на свете! Но такие, как этот, единственный в мире (!). В 2005 году возле завода по производству плавленых  сыров в г. Москве появилось мемориальное сооружение, взглянув на которое, трудно  было сдержать улыбку. На пеньке, обнявшись, сидят ворона и лисица. В бытность свою они, помнится, конфликтовали  по поводу того, кому достанется вожделенный сыр. И вот  басенные герои замирились: «сладкая парочка» лапами и крыльями держит… сырок  «Дружба». Выходит, на этот раз именно сыр не поссорил, а заставил подружиться на почве предпочтений бывших соперниц.

В 2004  году сырок «Дружба» отмечал свое 40-летие: именно столько времени он выпускается. А вообще-то первые брусочки этого  молочного лакомства появились в 1911 году. Автором рецептуры был щвейцарец Гербер. В массовое же производство плавленый сыр запустила компания «Крафт Фудс» (США).

 

7. Консервы «Килька в томате» (Приложение 5)

 

В народе их называли «братской могилой». И еще - «глазки». Дело в том, что, по ГОСТу, консервированию подлежала цельная рыбка, которая должна была занимать до 90% объема банки. Остальное - томат. ГОСТ соблюдался. И все – за 33 копейки! Прибавим кило картошки за 12 копеек, батон – и за полтинник получали отличный ужин.

 

8. Шоколад «Аленка» (Приложение 5)

 

Год рождения – 1966-й. Место рождения – фабрика «Красный октябрь». Образцово-показательный молочный  шоколад, трогательный шедевр дизайна. Миллионы граждан в одночасье полюбили милую девочку в платочке и пожелали назвать в ее честь своих дочерей. Не Еленой, не Аленой, а именно АЛЕНКОЙ! От засилья девочек с таким именем страну спасли запрет на внесение в документы имен в уменьшительно-ласкательной форме и стойкое мужество работников ЗАГСов.

Елена Геритас точно знает, что именно ее фото красуется с начала 60-х годов на этикетке самой любой  шоколадки "Аленка", однако такого мнения придерживаются не все. Кто же изображен на знаменитой шоколадке?

История создания такова. В начале 60-х годов прошлого века правительство СССР разработало новую продовольственную программу. В ней, наряду с прочим, уделялось особое внимание созданию нового детского шоколада.

Фабрика "Красный октябрь" приняла участие в разработке новинки. Был объявлен конкурс фотографий девочек, которые бы красовались на этикетке.  Фотокорреспондент "Красного октября" Александр Геритас прислал снимок своей дочери. Он и был выбран.Позже фото украшало первый номер журнала «Здоровье» за 1962 год, очень популярного в СССР и издающегося восьмисоттысячным тиражом. Про тот журнал уже все давно забыли, а вот шоколадка стала очень популярной. Если не сказать легендарной.

 

9. Игрушечный символ – кукла-неваляшка (Приложение 6)

 

«Мы милашки, куклы-неваляшки, куклы-неваляшки, яркие рубашки…» Наши мамы на праздниках с удовольствием распевали эту нехитрую песенку. Неваляшки – большеглазые, улыбчивые пластмассовые куколки - были тогда почти в каждой семье. Для девочек выпускались «девочковые» варианты, а для мальчиков - «Ванька-встанька». Принцип действия у обоих куколок одинаковый, в основу его положен физический принцип устойчивого равновесия. Падали и поднимались куколки с веселой, похожей на звонок колокольчика, мелодией. Это придавало  игрушке особую прелесть.

Ту неваляшку, которую мы знаем больше всего, придумали в научно-исследовательском институте игрушки в Сергиевом Посаде (наверное, это самый прекрасный институт в мире науки). «Милашку-неваляшку» изготавливали  путем горячего прессования из древесно-бумажной массы. Шло время, и массу эту заменила пластмасса. Позже в компанию к игрушечной девочке напросились крокодилы, собачки, мишки… Но все они одинаково радовали детишек своими милыми образами, и все так же весело звучали их песенки.

Таким образом, дети с раннего детства видели пример стойкости - одну из главных черт русского характера. «Мой характер не сломить, меня никак не положить, хоть старайся - расстарайся, никогда  тому не быть!»

 

10.Парфюмерный символ - «Тройной» одеколон (Приложение 6)

 

Мало кто, наверное, знает, что на фабрике «Новая заря» по специальному заказу для Леонида Ильича Брежнева делали … «Тройной» одеколон. Правда, делали его не таким, как для «трудового народа» а по старинной рецептуре, строго следуя ее требованиям. Флакон брежневского «Тройного» был больше, чем всем привычный пузырек, да и аромат был такой, как нужно, - с оттенками цитрусовых нот.

Но почему у этого парфюмерного изделия такое название? В начале прошлого века в России конкурировали две очень известные парфюмерные фирмы - «Товарищество Г. Брокара» и  «Товарищество Альфонса Ролле и К». «Альфонс» выпускал одеколон «Двойной». Возможно, Брокар в пику конкурентам  начал поставлять одеколон «Тройной». Чем же пахли одеколоны той давней поры? Хвоей,  лимоном, свежескошенной травой.

Это далеко неполный список ярких символов советской эпохи. История их создания и существования достаточно интересна и своеобразна. Данная информация даёт более полную картину жизни советского народа.

 

Глава 1. 3 Что мы знаем о символах советской эпохи (опрос учащихся и педагогов).

 

С целью исследования общественного мнения  учащихся 9, 11 классов и педагогов нашей школы  на знание исторических личностей и символов советской эпохи, был проведён опрос в форме письменных ответов на предложенную анкету

 

1

Чем знаменит  В.И. Ленин?

 

2

Что вы знаете об эпохе Сталина?

 

3

Ниже представлен список десяти самых известных символов СССР. Укажите три основных символа советской эпохи. Поясните своё мнение.

4

Крейсер «Аврора»

 

 

5

Мавзолей Ленина

 

 

6

Скульптура «Рабочий и колхозница»

 

7

Детский лагерь «Артек»

 

8

Автомат с газировкой

 

 

9

Плавленый сырок «Дружба»

 

10

Консервы «Килька в томате»

 

11

Шоколад «Аленка»

 

 

12

Кукла-неваляшка

 

 

13

«Тройной» одеколон

 

 

 

Из 10 педагогов школы, которым была предложена анкета, все дали правильную оценку деятельности великих людей советского периода.  Выбор трех основных символов был следующим:  «крейсер «Аврора»,  детский лагерь «Артек», мавзолей Ленина. Пояснения были следующими: «Крейсер «Аврора» - символ Октябрьской революции», детский лагерь «Артек»: «Самый знаменитый лагерь СССР», «Визитная карточка пионерской организации». О мавзолее Ленина писали следующее: «Место, где покоится тело гения, перевернувшего мир», «Москва. Красная площадь». В ходе опроса мы  выяснили, что из 12 опрошенных учащихся школы  все выпускники 11класса знают, какой след в истории оставил В.И.Ленин и И.В.  Сталин. Из 10 предложенных символов советской эпохи учащиеся 11 класса  больше выбирали «Куклу-неваляшку», шоколад «Аленка» и автомат с газировкой. Преобладали такие ответы: «Это была моя любимая игрушка в детстве», «Досталась по наследству от мамы», «Символизировала стойкость и непобедимость советского народа». О шоколаде писали так: «По рассказам мамы – настоящий шоколад», «Очень вкусная шоколадка».  Об автоматах с газировкой в анкетах мы прочитали следующее: «К сожалению, я не застала те времена, но знаю по рассказам родителей», « Автоматы с газировкой  были очень популярны в СССР» . Учащиеся  9 класса имеют очень отдаленное представление о  роли Ленина и Сталина в истории. В 9 классе  выбор пал на следующие  символы: шоколад «Аленка», одеколон «Тройной» и крейсер «Аврора». Пояснения своего выбора отсутствовали. Изучив и проанализировав анкеты педагогов и учащихся, мы пришли к выводу, что педагоги школы, независимо  от преподаваемого предмета, хорошо владеют информацией по предложенной тематике. Выпускники 11 класса  ориентируются в данной исторической эпохе, однако знания недостаточно глубокие. Учащимся 9 класса знаний по данному периоду истории не хватает.


 

Заключение

 

Для каждого советская эпоха осталась в памяти по-своему. Для кого-то это мороженое по 5 копеек. Для других это качественные детские игрушки. Для третьих это доступная медицина и образование. Вернуть те годы мы уже никогда не сможем. Многие забыли, что именно в то время познакомились наши дедушки и бабушки, родители. Что именно тогда вышла передача КВН. Именно тогда Советский Союз боялись и уважали во  всём  мире. Наша гипотеза подтвердилась частично. Эпоха советского времени представляет интерес для многих моих современников. Педагоги школы имеют достаточно полные знания о советском периоде истории. Выпускники 11класса в ходе опроса показали хорошие результаты. У учащихся 9 класса очень смутное представление о лицах и символах советской эпохи.

Приобретенный опыт может быть использован на уроках истории и во внеклассной работе с целью воспитания интереса к истории, расширению кругозора учащихся.

 


 

Список литературы

 

1. Боффа Д. История Советского Союза. Т1.М., 1994

2. Волкогонов Д.В. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. М., 1996

3. Волкогонов Д.В. В.И.Ленин Политический портрет. М., 1996

4. Всемирная история в иллюстрациях т.3. М., 1994

5. Хоскинг ДЖ. История Советского Союза 1917-1991. М., 1995

Приложение 1

 

 

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

 

CroppedStalin1943.jpg

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин)

 

Приложение 2

 

символ, ссср, эпоха, гражданин

Крейсер «Аврора»

 

 

символ, ссср, эпоха, гражданин

Мавзолей Ленина


 

Приложение 3

 

символ, ссср, эпоха, гражданин

Скульптура «Рабочий и колхозница»

 

символ, ссср, эпоха, гражданин

Детский лагерь « Артек»


 

Приложение 4

 

Автомат с газировкой

Автоматы с газировкой

 

Символ сырок дружба

Продовольственный символ – плавленый сырок «Дружба»


 

Приложение 5

 

 

Консервы «Килька в томате»

 

Шоколад «Аленка»


 

Приложение 6

 

Символ тройной одеколон

Игрушечный символ – кукла-неваляшка

 

Символ тройной одеколон

Парфюмерный символ — «Тройной» одеколон

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение образования «Суйковская средняя школа

Государственное учреждение образования «Суйковская средняя школа

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Советская эпоха — яркий и очень противоречивый период в жизни огромной страны

Введение Советская эпоха — яркий и очень противоречивый период в жизни огромной страны

Провести опрос среди старшеклассников и педагогов школы на знание личностей и символов советской эпохи

Провести опрос среди старшеклассников и педагогов школы на знание личностей и символов советской эпохи

Глава 1 Основная часть Глава 1

Глава 1 Основная часть Глава 1

Второй мировой войны СССР присоединил к себе территории

Второй мировой войны СССР присоединил к себе территории

Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы

Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы

Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым»

Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым»

Продовольственный символ – плавленый сырок «Дружба» (Приложение 4)

Продовольственный символ – плавленый сырок «Дружба» (Приложение 4)

Фабрика "Красный октябрь" приняла участие в разработке новинки

Фабрика "Красный октябрь" приняла участие в разработке новинки

Тройной». Чем же пахли одеколоны той давней поры?

Тройной». Чем же пахли одеколоны той давней поры?

Из 10 педагогов школы, которым была предложена анкета, все дали правильную оценку деятельности великих людей советского периода

Из 10 педагогов школы, которым была предложена анкета, все дали правильную оценку деятельности великих людей советского периода

Заключение Для каждого советская эпоха осталась в памяти по-своему

Заключение Для каждого советская эпоха осталась в памяти по-своему

Список литературы 1. Боффа

Список литературы 1. Боффа

Приложение 1 Владимир Ильич

Приложение 1 Владимир Ильич

Приложение 2 Крейсер «Аврора»

Приложение 2 Крейсер «Аврора»

Приложение 3 Скульптура «Рабочий и колхозница»

Приложение 3 Скульптура «Рабочий и колхозница»

Приложение 4 Автоматы с газировкой

Приложение 4 Автоматы с газировкой

Приложение 5 Консервы «Килька в томате»

Приложение 5 Консервы «Килька в томате»

Приложение 6 Игрушечный символ – кукла-неваляшка

Приложение 6 Игрушечный символ – кукла-неваляшка
Скачать файл