Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» им. А.Назарова
Открытый урок в 10 «Б» классе по теме
«Логарифмическая функция,
её график и свойства»
Урок по технологии системно- деятельностного подхода.
Гамидова Земфира Зейналовна – учитель математики МБОУ«СОШ№2»
высшей квалификационной категории.
21.12.2021г. г. Каспийск
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
Образовательные:
• ввести понятие логарифмической функции;
• помочь учащимся целостно представить её основные свойства, график;
• закрепить полученные знания на примерах решения задач.
Развивающие:
• содействовать развитию наглядно-образного мышления;
• создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету;
• развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
• формировать учебно-познавательные действия.
Воспитательные:
• создать условия успешности ученика на уроке;
• воспитывать культуру умственного труда;
• обеспечить гуманистический характер обучения.
УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М. В. Ткачёва и др.
Планируемые результаты:
Предметные результаты - овладение базовым понятийным аппаратом, представление о понятии функция, ее графика и свойств, умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально- графических представлений описывать свойства.
Метапредметные результаты - представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающем мире, умение понимать и использовать математические средства наглядности-графики, умение выдвигать гипотезы при решении учебной задачи, понимать необходимость их проверки, умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Личностные результаты- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, уметь планировать процесс и результат учебной математической деятельности, способность к восприятию задач, решений, суждений.
1.Организационный момент.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Для сегодняшнего урока девизом я выбрала слова Омар Хайама:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне сделать самому, и я пойму»
Но добавить наш девиз хотелось бы ещё одними словами «Чтоб знания усваивались хорошо, надо их поглащать с аппетитом»
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
2.Актуализация знаний: Поэтому с помощью актуализации знаний мы разогреем свой аппетит.
-вычислите (слайд 3)
-сравните (слайд 4)
- решите уравнения (слайд 5) 3x=27, 2x=16, 2x=5;
для решения третьего уравнения метод решения показательных уравнений не подходит,
поэтому была необходимость введения нового понятия – понятие логарифма, поэтому
решением данного уравнения х=
- Краткая историческая справка о первом упоминании логарифмов и о их создателе ДжонеНепере. (слайд 6,7)
Возникновение проблемной ситуации: найти функцию взаимно обратную y=ax
3.Постановка учебной задачи.
А теперь перейдём к нашей теме урока и вспомним цель урока: изучить новую функцию. О чём мы ведем разговор, когда рассматриваем какую-либо функцию? Ученики рассказывают алгоритм изучения функции: определить функциональную зависимость формулой, её график и свойства.
4.Открытие нового знания.
(слайд 10) Определение функции: Функцию, заданной формулой, где а>0, a
1 называют логарифмической функцией с
основанием а.
Задание : Построить графики двух функций у = и у =
.
1) К доске вызывается два ученика, которые строят графики на доске.
х |
1/4 |
1/2 |
1 |
2 |
4 |
8 |
|
х |
1/4 |
1/2 |
1 |
2 |
4 |
8 |
у |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
у |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Т. о. график логарифмической функции в общем виде выглядит так (слайд 9)
2) Вызываются по очереди ещё два ученика, которые на доске записывают основные свойства функций, опираясь на построенные графики. (слайды 10,11)
Вывод: при рассмотрении свойств логарифмической функции, как
и у показательной, нужно рассматривать два случая при а 1 и 0
а
1. Т. е. логарифмическая и
показательная функции являются взаимно обратными (слайд 12)
Таким образом сегодня мы познакомились с новой функцией, узнали её свойства. И у многих очень часто возникает вопрос: «А находит ли применение эта функция в окружающем нас мире?! А может это просто прихоть математиков?!» Наверно нет! Ведь всякое явление можно описать с помощью функции. Давайте убедимся, что и логарифмическая функция находит своё применение. Учитель предлагает ознакомиться с дополнительной информацией (выступление ученика)
5.Первичное закрепление.
а) Учащиеся в тетрадь записывают логарифмические функции (слайд 13).
б) Учащиеся в тетради записывают область определения заданной функции (слайд 14)
в) Найдите (устно) график функции (слайд 15)
г) Определите(устно) какие из следующих функций будут возрастающими какие убывающими ( слайд 16.)
д) Используя свойства логарифмической функции, сравнить в тетради (слайд 17) проверка (слайд18)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием деятельности (5мин).
При проверке каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новый «инструмент». Необходимо создать ситуацию успеха подбором заданий обязательного уровня.
Самостоятельная работа на тему «Логарифмическая функция»
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1.Выясните, является ли функция
возрастающей или убывающей |
1.Выясните, является ли функция
возрастающей или убывающей: |
2.Сравните: |
2.Сравните: |
3.Найдите область определения функции: |
3.Найдите область определения функции: |
Решение обсуждают по вариантам.
7.Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности своей и всего класса на уроке.
Учитель осуществляет процедуру внешней оценки, объявляет и комментирует выставленные отметки
Предлагает оценить полноту решения учебной проблемы и определить направления дальнейшего изучения данной темы. (дополнительные источники, сайты в Интернете)
Посмотрите внимательно на те цели, которые мы с вами поставили для сегодняшнего урока:
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Моё настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
|
полезен / бесполезен |
|
интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется |
лёгким / трудным |
|
интересно / не интересно |
8. Домашнее задание.
Найти дополнительную информацию о логарифмической функции
на «5» №333(2,4),334(3,4),335
на «4» №331(2,3),332(2,4),333(2,4)
на « 3» №325(1,2),327(4,6),328(4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.