Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМК ОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК ____________Л.М Иванова |
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш ____________ Т.Э Фадеева |
Методическая разработка теоретического занятия
логарифмическая функция,
свойства и график.
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2021
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная разработка предназначена для изучения темы «Логарифмическая функция, свойства и график» обучающимися 1 курсов СПО. Урок построен с применением методов проблемного обучения. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.
Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Показательная функция», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Формы деятельности
1.2. Технологическая карта
2. Информационный блок
2.1. План лекции
2.2 Текст лекции
2.3. Глоссарий
3. Контролирующий блок
Методическая разработка занятия на тему «Логарифмическая функция, свойства и график» из раздела «Корни, степени и логарифмы» составлена на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.
Цель изучения данной темы узнать понятие логарифмической функции, изучить её основные свойства, научиться строить график логарифмической функции и научиться видеть логарифмическую спираль в окружающем нас мире.
Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка модуля занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Логарифмическая функция. Свойства и график» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания: определения функций, их свойства и графики, преобразования графиков, непрерывные и периодические функции, обратные функции и их графики, логарифмические функции.
Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении модуля занятий по теме «Логарифмическая функция, свойства и график». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.
Тема занятия |
Логарифмы. |
||||||
Учебная дисциплина |
БД.04 Математика |
||||||
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
Курс |
I |
||||||
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения Технология развивающего обучения
|
||||||
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
Образовательная |
Сформирование представлений у учащихся о логарифмической функции и ее графике. Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме «Логарифмическая функция, свойства и график. Систематизирование знания о логарифме числа. |
Выяснить значение логарифмов в природе и технике. Повторить знания, полученные на предыдущих занятиях по теме «Логарифмы»; Познакомить с логарифмической функцией; Установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным. Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке материал «Логарифмическая функция, свойства и график». |
|||||
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать
навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и
самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную
математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях
и умениях при выполнении разных видов работ. |
|||||
Планируемый результат |
Уметь |
Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие построения логарифмической функции; упрощать выражения пользуясь основными логарифмическими тождествами, а также логарифмировать выражения по указанному основанию. Устанавливать связи преемственности в изучении нового материала с изученным. Строить график логарифмической функции. |
|||||
Знать |
Определение логарифм по основанию, а числа, представленного в виде степени с основанием а. Значение логарифмов в природе и технике. Свойства логарифмической функции; Понятие логарифма положительного числа; |
||||||
Формирование компетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
||||||
Межпредметные связи |
Входящие |
Алгебра |
Математический анализ. |
||||
Выходящие |
Логарифмы |
Логарифмическая функция. |
|||||
|
|
||||||
|
|
||||||
Внутрипредметные |
Алгебра, геометрия |
||||||
|
|||||||
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
Список литературы |
Основная |
1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455. 2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с. |
|||||
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
4. Актуализация знаний - 30 мин. |
||||
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения . Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
5. Первичное усвоение новых знаний - 10 мин. |
||||
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
6. Первичная проверка понимания - 10 мин. |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
7. Первичное закрепление - 5 мин. |
||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин |
||||
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия), 5 мин |
||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
1. |
Объяснение темы Логарифмическая функция, свойства и график. |
1 |
|
1.1 Основные определения. |
2 |
|
1.2 Свойства логарифмической функции и график. |
2 |
2. |
Закрепление нового материала. |
|
|
2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
3 |
|
2.2 Решение примеров устно № 318. |
|
3. |
Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№319-328) |
3 |
4. |
Домашнее задание № 319-328 (четные пункты). |
3 |
2.2 Текст лекции
1. Теоретический материал. Объяснение темы Логарифмическая функция, свойства и график.
В математике и других науках достаточно часто встречаются функции, содержащие логарифм. Сегодня мы с вами поговорим о понятии логарифмической функции, нарисуем график функции, изучим его свойства.
Проводится в форме фронтальной работы с классом.
1. Какую последнюю функцию мы изучали? Схематично изобразить на доске.
2. Дайте определение показательной функции.
3. Что является корнем показательного уравнения?
4. Дайте определение логарифма?
5. Назовите свойства логарифмов?
6. Назовите основное логарифмическое тождество?
Студенты открывают тетради и показывают решенные упражнения. Задают вопросы, которые возникли при выполнении домашнего задания.
Опр: Функцию вида у = log a x , где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1 называют логарифмической функцией.
Свойства логарифмической функции:
Опираясь на определение логарифма и вид графиков, выявим свойства логарифмической функции:
1) Область определения: D(x) € (0,+∞), т.к. по определению логарифма х>0.
2)
Область значений функции: .
3)
Логарифм единицы равен нулю, логарифм основания равен единице: ,
.
4)
Функция , a >
1 возрастает в промежутке
(рис. 1).
5)
Функция , 0<a
<1 убывают в промежутке
(рис.
1).
6)
Промежутки знакопостоянства: принимает положительные значения:
a) Если ; x >1.
б)
Если , и при 0<x<1 .
Принимает
отрицательные значения ;
а) a >1, и при 0<x <1.
б)0 <a <1, x >1.
Примечание 2: График любой логарифмической функции всегда проходит через точку (1; 0).
Открывайте тетради, записывайте сегодняшнее число и тему урока «Логарифмическая функция, ее свойства и график».
Определение: Логарифмической функцией называется функция вида
, где
– заданное
число,
.
Рассмотрим построение графика данной функции на конкретном примере.
Как же будет выглядеть график такой функции?
Итак,
давайте построим графики функций (здесь
) и
(здесь
).
Для этого, как обычно, найдём сначала координаты некоторых точек графика и заполним таблицу значений функций.
Отметим эти точки на координатной плоскости и соединим их.
Получившиеся
кривые являются графиками функций и
.
Заметим,
что значение равное 0 логарифмическая функция принимает в
точке 1. Это следует из того, что при
любом
, так как
.
Ось
О является вертикальной
асимптотой графика функции
.
При
решении уравнений часто используется следующая теорема: если , где
,
,
,
, то
.
Доказательство. Предположим, что
, например
.
Если , то из
неравенства
следует,
что
;
если , то из неравенства
следует,
что
.
В
обоих случаях получилось противоречие с условием .
Следовательно,
.
Что и требовалось доказать.
Построим
графики функций и
.
|
|
|
|
Примечание
1: Логарифмическая функция является
обратной по отношению к показательной функции
, где .
Поэтому их графики симметричны относительно биссектрисы I и III координатных
углов (рис. 1).
2.1 Решение примеров устно № 318.
Решение задачи
3.Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№319-328)
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
Решение задачи
4.Домашнее задание № 319-328 (четные пункты). Подведение итогов.
Сегодня мы с вами хорошо поработали на уроке! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Новый вид функции - логарифмическая функция)
Сформулируйте определение логарифмической функции.
(Функцию y = logax, (a > 0, a ≠ 1) называют логарифмической функцией)
Молодцы! Верно! Назовите свойства логарифмической функции.
(область определения функции, множество значений функции, монотонность, знакопостоянства)
Контроль усвоенного на уроке материала.
Выясним, насколько хорошо вы усвоили тему «Логарифмическая функция. Свойства и график». Для этого напишем проверочную работу (Приложение 1). Работа состоит из четырех заданий, которые необходимо решить, применяя свойства логарифмической функции. На выполнение проверочной работы вам дается 10 минут.
Термин |
Значение |
Логарифмическая функция. |
Функция вида у = log a x, где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1. |
3. Контролирующий блок
Вариант 1.
Вариант 2.
Критерии оценки:
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится за любые 2, верно, выполненных примера.
Отметка «4» (хорошо) ставится при верном выполнении любых 3 примеров.
Отметка «5» (отлично) ставится за все 4 верно выполненных примеров.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.