Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМК ОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК ____________Л.М Иванова |
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш ____________ Т.Э Фадеева |
Методическая разработка теоретического занятия
логарифмы
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2021
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная разработка предназначена для изучения темы «Логарифмы» обучающимися 1 курсов СПО. Урок построен с применением методов проблемного обучения. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.
Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Показательная функция», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Формы деятельности
1.2. Технологическая карта
2. Информационный блок
2.1. План лекции
2.2. Глоссарий
3. Контролирующий блок
Данная методическая разработка по теме «Логарифмы» является уроком изучения
нового материала. Структура урока: постановка цели и задач урока; повторение
умений и навыков, являющихся опорой для восприятия новой темы; проведение
проверочных упражнений, устная работа; изучение логарифма. Упражнения на
закрепление данного алгоритма; тренировочные упражнения по образу и подобию в
виде самостоятельной работы; самоконтроль обучающихся.
Методическая разработка урока математики «Логарифмы» с применением
технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроках
математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие
и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление,
развивает внимание, сообразительность.
Данная разработка предназначена для изучения данной темы обучающимися 1 курсов СПО. Материал будет полезен учителям математики, преподающих математику в старших классах. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Показательная функция», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.
Тема занятия |
Логарифмы. |
||||||
Учебная дисциплина |
БД.04 Математика |
||||||
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
Курс |
I |
||||||
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения Технология развивающего обучения
|
||||||
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
Образовательная |
Формирование умений решать логарифмические выражения. Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме «Логарифм». Систематизирование знания о логарифме числа. |
Выяснить значение логарифмов в природе и технике. Повторить знания, полученные на предыдущих занятиях по теме «Показательная функция»; Познакомить с понятием логарифма; Установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным. Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке материал «Логарифмы». |
|||||
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать
навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и
самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную
математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях
и умениях при выполнении разных видов работ. |
|||||
Планируемый результат |
Уметь |
Находить логарифм по основанию а числа, представленного в виде степени с основанием а, записывать числа в виде логарифма с основанием а. Упрощать выражения пользуясь основными логарифмическими тождествами, а также логарифмировать выражения по указанному основанию. Устанавливать связи преемственности в изучении нового материала с изученным.
|
|||||
Знать |
Определение логарифм по основанию, а числа, представленного в виде степени с основанием а. Значение логарифмов в природе и технике. Понятие логарифма положительного числа; |
||||||
Формирование компетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
||||||
Межпредметные связи |
Входящие |
История |
Логарифмы. |
||||
Выходящие |
Геометрия |
|
|||||
|
|
||||||
|
|
||||||
Внутрипредметные |
Алгебра, геометрия |
||||||
|
|||||||
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
Список литературы |
Основная |
1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455. 2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с. |
|||||
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
4. Актуализация знаний - 30 мин. |
||||
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения . Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
5. Первичное усвоение новых знаний - 10 мин. |
||||
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
6. Первичная проверка понимания - 10 мин. |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
7. Первичное закрепление - 5 мин. |
||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин |
||||
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия), 5 мин |
||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
1. |
Объяснение темы Логарифмы. |
1 |
|
1.1 Основные определения. |
2 |
|
1.2 Основное логарифмическое тождество. |
2 |
2. |
Закрепление нового материала. |
|
|
2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
3 |
|
2.2 Решение примеров устно № 266. |
|
3. |
Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№267-276) |
3 |
4. |
Домашнее задание № 267-276 (четные пункты). |
3 |
2.2 Текст лекции
1. Теоретический материал. Объяснение темы Логарифмы.
При
решении простейших показательных уравнений не всегда можно найти точный ответ.
Например, уравнение имеет корень
5, т. к.
значит
,
В уравнении
число 5 не
является степенью 2, значит предыдущий способ решения не подходит. Нам
известно, что уравнение имеет единственный корень. Посмотрим это на графике.
Абсцисса точки пересечения – единственное решение данного уравнения. Это число и называют логарифмом 5 по основанию 2.
Дадим определение логарифма.
1.1 Основные определения.
Логарифмом положительного
числа по
основанию
,
называется
показатель степени, в которую надо возвести
чтобы
получить
.
Т.
е. логарифм числа по основанию
,
есть некоторое
число
такое, что
.
Пример 1.
, т. к. выполнены
все условия определения:
1)
216 > 0; 2) 6 > 0, 6 ≠ 1; 3) .
Пример 2.
, т. к. выполнены
все условия определения:
1) ; 2) 2 > 0, 2
≠ 1; 3)
.
Это действие называется логарифмированием.
1.2 Основное логарифмическое тождество.
Логарифмирование – это действие нахождения логарифма числа.
Существует
краткая запись определения логарифма:
так называемое основное логарифмическое тождество. Его используют при вычислениях.
Пример 3.
(Читают: 4 в
степени логарифм 5 по основанию 4 равен 5)
Пример 4.
(Читают:
одна треть в степени логарифм 6 по основанию одна треть равен 6)
Решим несколько задач с использованием определения логарифма.
2. Закрепление нового материала.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
№
1. Вычислите: .
Решение:
Чтобы выполнить это задание нам понадобятся следующие определения и свойства:
1.
2. ;
3. .
Представим в виде
степени с рациональным показателем:
. Далее
воспользуемся свойством нахождения логарифма степени:
. Вспоминаем
таблицу квадратов:
, значит
,
. Ответ:
.
Задача
1. Вычислить .
Решение.
Пусть тогда по
определению логарифма
Приведем
левую и правую части к одному основанию. 27 = 33, 81 = 34,
значит
. Отсюда
следует, что
Задача 2. Вычислить .
Решение.
Для вычисления воспользуемся свойствами степеней: 1) , 2)
и основным
логарифмическим тождеством:
.
.
Для решения более сложных задач потребуется знание свойств логарифмов. Рассмотрим их.
2.1 Решение примеров устно № 266.
3.Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№267-276)
4.Домашнее задание № 267-276 (четные пункты). Подведение итогов.
Термин |
Значение |
Монотонно возрастающая. |
Это функция на промежутке <a; b>, если (чем больше аргумент, тем больше значение функции).
|
Показательная функция. |
Это функция вида
|
Монотонно убывающая. |
Это
функция на промежутке <a;
b>, если
|
3. Контролирующий блок
Самостоятельная работа по теме: «Вычисление логарифмов»
№ 1
1. Вычислите логарифм:
Самостоятельная работа по теме: «Вычисление логарифмов»
№ 2
1. Вычислите логарифм:
Самостоятельная работа по теме: «Вычисление логарифмов»
№ 3
1. Вычислите логарифм:
Самостоятельная работа по теме: «Вычисление логарифмов»
№ 4
1. Вычислите логарифм:
Самостоятельная работа по теме: «Вычисление логарифмов»
№ 5
1. Вычислите логарифм:
Вариант 1
1. Вычислите:
2.Решите
уравнение:
1) (3x-6)=
(2x-3)
2) lg (-6)= lg (8+5x)
3) -11x+27)=2
4) log x- 4
5)
3.Решите
неравенство:
1)
2)-2)
3)
4)
5)lg x
Вариант 2
1. Вычислите:
2.Решите
уравнение
1)
2)
3)
4) log x-
5)
3.Решите
неравенство
1)
2)
3)
4)
5)lg (3x-4)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.