Мысленный эксперимент строится на основе чувственно-наглядного материала, создания образных картин, но логическое обобщение предшествующего опыта субъекта включается в эксперимент в качестве организующего начала. С его помощью происходит упорядочение чувственного материала, его осмысление и необходимый отбор. Мысленный эксперимент дает соответствующим образом переработанный наглядный, чувственный материал.
Мысленный эксперимент является мыслительным процессом, в котором чувственные и рациональные элементы находятся в диалектическом единстве и взаимопроникновении. Именно единство чувственного и логического, наглядного образа и научной абстракции составляет то необходимое условие, благодаря которому на основе мысленного эксперимента нередко совершаются важные научные открытия.
Логическая структура мысленного эксперимента
Мысленный эксперимент строится на основе чувственнонаглядного материала,
создания образных картин, но логическое обобщение предшествующего опыта субъекта
включается в эксперимент в качестве организующего начала. С его помощью происходит
упорядочение чувственного материала, его осмысление и необходимый отбор. Мысленный
эксперимент дает соответствующим образом переработанный наглядный, чувственный
материал.
Мысленный эксперимент является мыслительным процессом, в котором чувственные
и рациональные элементы находятся в диалектическом единстве и взаимопроникновении.
Именно единство чувственного и логического, наглядного образа и научной абстракции
составляет то необходимое условие, благодаря которому на основе мысленного
эксперимента нередко совершаются важные научные открытия.
Эвристическая ценность мысленного эксперимента заключается в том, что при
анализе чувственнонаглядного образа объекта исследования можно вскрыть в нем такие
стороны и свойства, такое содержание, которое еще не зафиксировано в понятийном
аппарате науки. С помощью наглядных образов можно совершать в голове идеальные
операции с предметами, не прибегая к действиям с самими предметами: делить их,
соединять между собой, выделять отдельные свойства, включать их в новые связи и так
далее.
Наглядные образы всегда неполно, приближенно отражают действительность. Эта
ограниченность ставит пределы познавательному значению оперирования этими образами и
обусловливает вероятностный характер выводов из мысленных экспериментов. Но пределы
эти, свою очередь, детерминируются уровнем теоретического и практического освоения
человеком исследуемой предметной области. Теория и практика обогащают смысловое,
семантическое содержание исходных образов, уточняют их.
В мысленном эксперименте необходимо в ряде случаев достигнуть максимальной
изоляции его элементов. Для чувственнонаглядных образов это почти не возможно
вследствие некоторой их неопределенности и расплывчатости. Поэтому логическая
структура эксперимента, словно сетка, накладывается на чувственные элементы, как бы
придавая им более четкие очертания. Логическая структура мысленного эксперимента
может и не осознаваться исследователем. Но она, несомненно, является тем фактором,
который синтезирует все элементы мысли в цельный творческий процесс.
Экспериментальный метод основан на единстве индукции и дедукции. Каждый
отдельный эксперимент это единичный факт, некоторый материальный процесс,
осуществляющийся всегда в конкретной форме. Результаты всей серии приведенных
экспериментов используются как посылки индуктивного умозаключения. Последнее
обобщает все единичные факты, экстраполирует данные этого обобщения на весь класс
однородных с ними явлений и дает возможность сформулировать некоторую обобщающую
закономерность. В то же время индукция обычно постоянно дополняется дедукцией.
Результаты серии экспериментов постоянно интерпретируются в ходе исследования на
основе уже установленных общих принципов теории. Сложность логической структуры
реального эксперимента состоит в том, что индукция и дедукция здесь переплетаются
между собой. Однако преобладающее значение имеет индукция.Мысленный эксперимент по своей логической структуре представляет собой
гипотетикодедуктивное построение, так как наряду с основными посылками, истинность
которых установлена экспериментально или теоретически, в ходе исследования вводятся
гипотетические посылки. Последние находят большее или меньшее подтверждение в
процессе завершения всех звеньев преобразования исходного материала, причем в этом
процессе принимают участие чувственнонаглядные, оценочные и тому подобные
компоненты. В отличие от обычного дедуктивного рассуждения в этом творческом акте
происходит не вычленение информации, в скрытом, не явном виде содержащейся в
посылках, а получается новое знание, которое не содержалось в исходных положениях,
использованных в мысленном эксперименте. Именно гипотетикодедуктивный характер
построения, т.е. введение в него гипотетических посылок с целью заполнения “белых
пятен”, стимулирует открытие новых свойств, сторон и отношений исследуемых объектов.
В структуре мысленного эксперимента можно выделить три основных элемента:
а) активную мысленную деятельность экспериментатора как познающего субъекта;
б) образ объекта исследования;
в) образ экспериментальных средств, с помощью которых реализуется связь
воображаемого субъекта познания с образом объекта исследования.
Степень схематизации системы связей и отношений объектов материальной
действительности в мысленном эксперименте такова, что субъект познания в нем
оказывается представленным неявно, а на первом плане остаются лишь образы объекта
исследования и экспериментальных средств.
Образ объекта исследования, формирующийся в процессе мысленного эксперимента,
выступает результатом не только непосредственного чувственного отражения, но и
абстрактного мышления. Благодаря этому характеристики объекта в мысленном образе
взаимосвязаны, что создает возможность замены конкретного объекта познания его
образом, а материального оперирования объектами и экспериментальными средствами
мысленным оперированием их образами. Благодаря цельности, конкретности и
относительной самостоятельности образа его можно соотносить и с такими объектами,
чьим непосредственным аналогом он не является. Оперируя таким самостоятельным
образом представлением, можно вскрыть некоторые общие свойства изучаемых
предметов, то есть при помощи одного получить знание о других объектах.
Следовательно, в мысленном эксперименте непосредственный образ объекта может
одновременно стать опосредованным образом других объектов, а его исследование дает
новую информацию. В этом случае образ является идеальной моделью объекта, а
мысленный эксперимент модельным.
Мысленный эксперимент есть целесообразная деятельность субъекта познания, а
целеполагание и воображение связаны между собой, первое с необходимостью
предполагает второе. Определить цель значит мысленно предвосхитить результат
деятельности, что невозможно без предвосхищения и самой этой деятельности. Это значит,
что субъект способен фиксировать не только настоящее и прошлое объекта, но и отражать
его в процессе изменения. Эта особенность целеполагания является одновременно и
особенностью воображения, используемой в мысленном эксперименте. О том, что образ
модель объекта исследования в мысленном эксперименте является образом воображения,
свидетельствует так же и то, что в мысленном эксперименте имеющийся опыт оказывается
преобразованным в соответствии с целями исследования. Источником воображения в
мысленном эксперименте являются объекты материального мира; образ объектаисследования (образ воображения) возникает не мгновенно, он формируется под влиянием
изменяющейся экспериментальной ситуации. Образмодель как образ воображения всегда
нагляден, но объект отражается не непосредственно: происходит отрыв от “ситуационной
связанности”.
Иными словами, в мысленном эксперименте обеспечивается модельная наглядность
образа исследования. Это значит, что последний является своеобразным сплавом
чувственности и мышления. Чувственность в данном случае играет роль материала, из
которого при ведущей роли мышления строятся образы.
Роль воображения в ходе мысленного эксперимента велика. Но мысленный эксперимент
включает в себя и чисто логические формы познания, которые выходят за пределы
воображения. Функции воображения определяются той ролью, которую оно играет в
процессе преобразования наглядной ситуации. Само это “преобразование наглядной
ситуации в ходе мысленного эксперимента, считает В.А.Штофф, включает в себя
следующие операции: 1) построение по определенным правилам мысленной модели
подлинного объекта изучения; 2) построение по таким же правилам идеализированных
условий, воздействующих на модель, включая создание идеализированных “приборов”,
“инструментов”; 3) сознательное и планомерное изменение и относительно свободное
комбинирование условий и их воздействия на модель; 4) сознательное и точное применение
на всех стадиях мысленного эксперимента объективных законов и использование фактов,
установленных в науке, благодаря чему исключается абсолютный произвол, необузданная и
необоснованная фантазия