Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС
Оценка 4.8

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
биология
5 кл—11 кл
08.01.2019
Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС
Статья посвящена роли логического подхода в обучении биологии с целью формирования универсальных учебных действий в свете новых ФГОС. Обсуждается реализация действий педагога для развития логического мышления школьников; предлагаются примеры заданий с логическим подходом к решению; оценивается роль ассоциативного мышления в сравнении с логическим мышлением.
Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС.doc
Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС Учитель биологии МОУ СОШ имени А.С. Попова  городского округа Власиха Московской области Швыркин Сергей Николаевич Традиционная система обучения осталась в прошлом, теперь на смену ей пришла абсолютно новая система, диктуемая ФГОС – скажете вы. Но это отнюдь   не   так.   Мы   лишь   возвращаемся   к   испытанной   и   проверенной десятилетиями   схеме   обучения,   когда   каждый   обучающийся   – индивидуальная единица образовательной среды. Многие методы прошлого, зарекомендовав   себя   с  положительной   стороны,  вернулись   вновь   и   в  этом много положительных моментов.  Рассуждая о методиках образования, я не раз сталкивался в литературе с   логическим   подходом   к   обучению,   его   ценностями   и   возможностями. Многие   педагоги   недооценивают   логический   подход,   считая   его   слишком сложным или не способным обеспечить обучаемость и успеваемость. Но это не так. Логика – это естественное звено между вопросом и ответом. Самым интересным   является   в   логическом   подходе   то,   что   каждый   обучающийся может   быть   способным   найти   ответ,   порой,   даже   не   владея   достаточным количеством фактов и знаний по данному вопросу, теме. Логика помогает путём умозаключений, через определённые этапы, подойти к разгадке любого вопроса.  Обучение логическому мышлению – довольно трудная задача. Тяжело   Традиционно отучить   ребёнка   мыслить   стандартно,   стереотипами. используемые   методы   требуют   только   использования   полных   фактических знаний   для   исчерпывающего   ответа   на   вопрос.   Только   владея   всей информацией,   не   используя   логического   подхода,   возможно   добраться   до истины. Логический подход совсем не упрощает задачи при ответе на вопрос, порой для решения требуется преодолеть больше этапов за большее время. Но в этом и есть ценность метода. Затрачивая время, ребёнок на каждом новом 1 этапе, логическом витке мысли, открывает для себя новое, стимулируется процесс познания, стремление отыскать больше информации, проникнуться темой. Что же необходимо для реализации логического подхода в обучении? Во­первых, нестандартность подачи информации. Следует не выдавать всю   информацию   по   теме   залпом,   а   открывать   её   порционно,   акцентируя внимание обучающихся на особенно важных моментах. Это даст возможность ученикам делать собственные выводы по каждой новой порции информации и связывать эти части воедино. Во­вторых, просветительская деятельность учителя. В любом монологе или диалоге учителя с классом, важны примеры, интересные факты, подача информации с точки зрения использования получаемых знаний в повседневной жизни. Например, зачем нужно знать о метаболизме в клетке? Это не просто научный термин, а полезные для каждого человека знания, требующиеся ему для поддержания физиологических процессов собственного организма: диета, наращивание мышечной массы и т.п. В­третьих,   логические   задания   рефлексии.   Тренировка   логики начинается с подобных заданий. Здесь могут быть знакомые учителям задания на установление последовательности  процессов, знаков, действий, условий; вставка   пропущенных   слов,   терминов,   знаков   в   тексте,   формуле,   решении задачи; сопоставление; подбор нужных условий для осуществления учебного действия; подбор недостающего элемента изображения, схемы; дополнение незавершённой таблицы; вопросы с намёком на ответ. Рассмотрим примеры логических заданий из курса биологии. В   каком   порядке   следует   осуществить   действия   по   постановке эксперимента,   чтобы   определить   оптимальную   температуру прорастания семян фасоли? 2 В   данном   задании   могут   быть   даны   как   готовые   ответы,   так   и исключительно   общий   алгоритм   постановки   эксперимента   и   обязательные условия для его правильного осуществления. Задание побуждает учащегося использовать логику. Нельзя провести обработку результатов эксперимента, не поместив, например, семена фасоли в стаканчики с разными условиями, т.е. не получив самого результата. Кроме этого, задание учит детей работать по   заданному   алгоритму.   Задание   может   быть   модифицировано дополнительным   вопросом.   Например:  предложите   способ   определения 3 энергии   прорастания   семян   в   данном   эксперименте.   Учащиеся   сами подберут   методику,   необходимо   только   дать   понятие   термина   «энергия прорастания». Или такое задание: Даны последовательно рисунки яйцо, гусеница, бабочка.  Требуется дорисовать недостающий элемент. Это   задание   побуждает   ребёнка   не   только   вспомнить последовательность превращения насекомого, но и как выглядит куколка ­ недостающий элемент рисунка, чтобы его завершить.   Если   не   давать Задание   также   может   быть   модифицировано. последовательность рисунков стадий превращения насекомого, а предложить выбрать рисунки этих стадий из предложенного набора рисунков. При этом задание может звучать так: Перед   вами   набор   рисунков.   Рассмотрите   их   внимательно,   найдите смысловую   связь   между   некоторыми   из   них,   определите последовательность их размещения. 4 Задание абсолютно не говорит учащемуся ни о биологическом процессе, ни о каком­либо термине, т.е. не конкретизировано, безлико, и, тем не менее, оно имеет логический ответ. Другое задание: Дополните таблицу данными из текста параграфа ? Ядро Лизосома ?   строение Двумембранный органоид   шаровидной или эллиптической формы,   имеет   поры, внутри   расположено ядрышко и хромосомы в среде ядерного сока ?   Двумембранный органоид   линзовидной   Внутренняя формы. мембрана имеет выросты   –   тилакоиды с   расположенными   на них   стопками   гран.   Во внутренней среде присутствует собственный   Функции ? Осуществляет ферментативное разрушение органических полимеров, утилизацию устаревших структур и Фотосинтез накопление   первичного крахмала   5 генетический   аппарат и рибосомы. Ответьте   на   вопрос:   какие   структуры   клетки,   приведённые   в   таблице характерны только для растительной клетки и почему? При   формировании   логического   мышления   следует   уделять   внимание ассоциациям. Ассоциативное и логическое мышления – близкие процессы.  Например,   рассказывая   о   схеме   метаболизма   в   клетке,   можно   нарисовать небольшие значки, соответствующие процессам синтеза и распада. Например: синтез – фотосинтез (солнце и зелёный лист), поглощение энергии (стрелка вниз и знак напряжения) и др. Ассоциации   дают   возможность   учащимся   запомнить   незнакомый   им процесс или термин, опираясь на понятные и знакомые процессы, предметы, рисунки, слова. Недаром   существуют   даже   известные   поговорки   и   стихотворения, позволяющие   запомнить   правила,   исключения,   процессы,   явления   при изучении русского языка, физики, биологии и других предметов. Например: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Поговорка даёт возможность запомнить состав спектра света и последовательность цветов. Таким   образом,  логический   подход   в  обучении   даёт   возможность   не стагнации   познания,   а   его   развития,   побуждает   ребёнка   к   активному действию, способствует просветительской деятельности учителя, делает урок интересным и нестандартным. 6

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС

Логический подход при обучении биологии в свете ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019