Нарушение зрения отрицательно сказывается на:
Нервно-психическом статусе детей;
Двигательной активности и ориентировке в пространстве;
Развитии познавательной деятельности;
Общем речевом развитии.
Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией:
Не понимают смысловую сторону слова;
Используют слова, усвоенные на чисто вербальной основе;
Накапливают в речи слова без конкретного содержания;
Проблемы со звукопроизношением встречаются в два раза чаще, чем у детей с нормой.
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения направлена на:
Коррекцию и развитие речи детей
Активизация познавательной деятельности
Вополнение сенсорной недостаточности
Работа состоит из:
Игры для развития зрительного восприятия
Игры для развития коммуникативно-речевых умений
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Посадка по окклюзии
Использование сохранных анализаторов
Наглядные пособия
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе:
Су-Джок терапия – опосредованное стимулирование систем соответствия головного мозга;
Кинезиология – «гимнастика мозга»;
Биоэнергопластика – совместные движения руки и артикуляционного аппарата.
Основные принципы адаптации наглядного материала для детей с нарушением зрения:
Иллюстративный материал максимально реальный и четкий;
Использовать оранжевый, красный и желтый цвета (плохо видят синий и фиолетовый цвета);
Не использовать картинки с блестящей поверхностью;
Использовать силуэтные рисунки;
Размер пособий – по остроте зрения.
В работе по коррекции и развитию речи детей с нарушением зрения учитель – логопед использует элементы психогимнастики и мимические упражнения для становления здорового психического состояния детей, для достижения положительной мотивации взаимодействия с окружающим миром. В ходе занятий учитель – логопед активно включает в процесс познания окружающего мира сохранные анализаторы, так как они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится по 3 – 5 минут перед занятиями, во время занятий. Для снятия утомления, для активизации внимания, повышения работоспособности у детей с нарушением зрения используются и упражнения с элементами релаксации.
Известно, что наиболее благоприятное воздействие на зрительные функции оказывает зелёный цвет. Он снижает зрительное напряжение, препятствует наступлению утомления, поэтому настенная учебная доска в логопедическом кабинете зелёного цвета. Для освещения рабочих мест детей используется естественное и искусственное освещение, дополнительное освещение учебной доски.
У детей с нарушенным зрением отмечается недостаточно развитая общая и мелкая моторика, нарушение координации пальцев руки. Поэтому учитель - логопед на своих занятиях использует пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, детские рисунки, отображающие реальность окружающего мира. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки к письму.
Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объема памяти.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.