Логопедическая ритмика, как средство коррекции двигательных и
речевых нарушений.
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии,
средством воздействия в комплексе методик и учебных дисциплин.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова,
музыки и движения.
Второе понимание логопедической ритмики обуславливает включение её в
любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей
с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Логопедическая ритмика обогащает знания педагогов методиками
коррекционной работы, а также помогает в решении логопедических задач,
содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому
воспитанию обучающихся с речевой патологией.
Способствует она и:
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и
речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению
ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е.
умению перевоплощаться, проявлять художественно – творческие
способности;
3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма,
обучению правилам в различных видах деятельности.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и
структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью работы.
Конечно же учитываются возрастные и личностные особенности
обучающегося, состояние его двигательной системы, характер и степень
нарушения речевых и неречевых процессов, пространственного праксиса,
слухового и зрительного восприятия , внимания, памяти .
В начале коррекционного обучения проводится обследование состояния
психомоторных и сенсорных функций у школьников, имеющих речевые
нарушения.
В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.
По утверждению Г.А. Волковой, у лиц с речевым нарушением, могут иметь
место парциальные двигательные расстройства, частичные отклонения в
гнозисе, праксисе, в оптико – пространственных представлениях.
Логоритмическое (помимо логопедического) обследование позволяет
уточнить, углубить картину психомоторного и сенсорного состояния лиц с нарушениями речи.
И проводится оно при помощи ряда методик:
1. Исследования психомоторных функций:
1) исследование двигательной памяти, переключаемости, движений,
самоконтроле при выполнении двигательных проб.
2)Исследование произвольного торможения движений.
3) Исследование переключаемости движений.
4) Исследование пространственной организации движений.
5) Исследование произвольной моторики пальцев рук.
6) Исследование возможности произвольного формирования определённых
мимических поз.
7) Исследование темпа движений.
2.Методика исследования сенсорных функций:
1) Исследование слухового внимания.
2) Исследование музыкального слуха.
3) Исследование ритмического чувства.
Таким образом при работе с обучающимися, имеющими различные степени
системных речевых нарушений, необходимо соблюдать требования к
подбору упражнений и речевому материалу, в зависимости от характера
нарушения движений и речи.
Логопедическая ритмика для обучающихся с системным недоразвитием речи
должна включать тренировку двигательных умений с полным усвоением
каждого движения и плавным переходом на движения с речью, специальные
упражнения с разнообразной сменой темпа и ритма, на чёткое и точное
проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе «
движение + речь».
В своей работе частично использовала рекомендации Н. А. Фоминой, Г.А .
Зайцевой « Сказочный театр физической культуры» , где все занятия
проводятся в форме физкультурных, в музыкальном ритме сказок.
Конечно же моторное развитие обучающихся моей подгруппы неоднородно .
мною были выработаны требования к выполнению движений по некоторым
разделам логоритмических занятий для детей с несформированной моторной
сферой и речевым диагнозом « 3й уровень СНР» и для детей с
относительно сформированной моторной сферой и речевым диагнозом «
СНР 1 й степени» Требования к выполнению движений
выполнение упражнений обучающимися
1 уровень СНР
Чётко, точно выполнять
движения руками,
головой, координируя
их с движениями ног
Эмоционально
передавать характер
упражнения
Пропевать звуки и
звукосочетания,
координируя их с
движениями частей
тела.
Координировать
речевые и общие
движения. Образно
передавать характер.
Соразмерять
произнесение слогов с
движением рук , точно
повторять заданный
слоговой ряд.
Быстро и эмоционально
передавать мяч соседу
или ведущему,
координировать момент
броска с началом слова.
Упражнения
На различные виды
ходьбы
На различные виды
дыхания
Для развития силы и
тембра голоса
Фонематической
ритмики
На автоматизацию
звуков в слогах
На автоматизацию
звуков в словах
На динамическую
координацию
На положения стоя
Для речевых,
3 уровень СНР
Выполнять движения,
не выходя из колонны,
соблюдать интервалы
при движении
Выполнять правильно
вдох и выдох,
соразмерять движения
рук и туловища с
ритмом дыхания
Длительно, протяжно и
слитно пропевать звуки.
Чётко артикулировать
гласные звуки
Чётко проговаривать
слоги, меняя
динамические оттенки
Уметь называть предмет
по заданной теме с
передачей мяча соседу;
грамматически точно
изменять слово, бросать
мяч ведущему.
Координировать слова с
основными
положениями рук, ног,
головы.
Выполнять движения в
соответствии с
музыкой.
Точно, красиво, плавно
выполнять движения по
тексту без слов,
шёпотом.
Точно, чётко выполнять
мелкие по амплитуде
движения , согласуя их
с основными
Уметь сочетать речевые Чётко и точно упражнения с
упражнениями развития
движений
Координировать
движения рук, ног,
головы с движениями
туловища и речевыми
упражнениями.
выполнять каждое
упражнение.
Чётко выдерживать
каждую позу сидя или
лёжа, выполнять
синхронно.
мимических, тонких
движений
Музыка создаёт основу для эмоционального контакта между людьми и,
следовательно, является прекрасным средством педагогического
воздействия на эмоциональное и психическое развитие.
Характер музыки способствует коррекции эмоционального состояния детей.
В процессе же пения развивается слуховое восприятие, дыхание, голос,
речь. Поэтому роли с детьми проговариваются, пропеваются под
соответствующую музыку.
Можно сказать, что при правильной организации и проведении
коррекционной педагогической работы, учитывая ряд имеющихся
психофизических нарушений, при рациональном подходе и взаимодействии
специалистов, школьники развиваются без личностных отклонений.
Контакты с социумом, со сверстниками, с детьми, имеющими аналогичные
или другие проблемы здоровья способствуют успешной дальнейшей
адаптации в социальной среде ( обществе), предотвращают ощущения
собственной исключительности, неполноценности. Поэтому работу в данном
направлении буду продолжать, углублять и даже расширять.
Логопедическая ритмика, как средство коррекции двигательных и речевых нарушений.
Логопедическая ритмика, как средство коррекции двигательных и речевых нарушений.
Логопедическая ритмика, как средство коррекции двигательных и речевых нарушений.
Логопедическая ритмика, как средство коррекции двигательных и речевых нарушений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.