Логопедические подходы к коррекции речи детей с трудностями в обучении
Оценка 4.7

Логопедические подходы к коррекции речи детей с трудностями в обучении

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
doc
дефектология +1
1 кл—4 кл
17.10.2023
Логопедические подходы к коррекции речи детей  с трудностями в обучении
Среди трудностей в школьном обучении на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, а как следствие, возникающие в связи с этим трудности в поведении.
Н.А.Кузнецова.doc

Логопедические подходы к коррекции речи детей

с трудностями в обучении

Кузнецова Надежда Алексеевна

учитель-логопед, учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад №24

Калининского района

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, а как следствие, возникающие в связи с этим трудности в поведении. Среди трудностей в школьном обучении на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.

 Причины появления недостатков в устной и письменной речи школьников многообразны. Наряду с первичными речевыми нарушениями (нарушения звукопроизношения, недоразвитие языкового анализа и синтеза) проявляются многочисленные соматические заболевания и особенности личностного развития.

Разбираться в этом многообразии приходиться логопеду, поскольку школьник, имеющий отклонения в формировании речи, с трудностями в усвоении программных требований курса русского языка, с несформированными процессами чтения и письма, прежде всего, направляются к нему.

Статистика показывает, что детей с трудностями в усвоении программы в классе не менее семи-восьми человек. Эти нарушения проявляются в том, как ребенок действует, как он говорит, как ведет себя дома и в школе, каким образом он решает жизненные проблемы или школьные задачи.

На диаграмме представлены основные симптомы, которые составляют суть большинства жалоб учителей и родителей в отношении детей с нарушенной способностью к школьному обучению.

Гиперактивность. Это избыточная активность, подвижность ребенка. Гиперактивность является самой яркой, заметной чертой, выделяющей его среди сверстников. В классе он барабанит по парте, что-то напевает или говорит, встает и ходит по классу в поисках ручки или карандаша, а возвращаясь к своему месту, непременно кого-нибудь заденет. К концу второго-третьего класса такие нарушения проходят, однако на смену им приходят трудности в учебе и соблюдении порядка.

Гипоактивность. Дети стараются вести себя тихо и незаметно, чтобы их не вызвали к доске, где их неспособность может броситься в глаза. При таком поведении дети успешно переходят из класса в класс, и нередко лишь в старших классах впервые обнаруживаются их трудности в обучении.

Отвлекаемость, неспособность к длительному сосредоточению. Часто дети совершенно не способны к концентрации внимания, они постоянно переходят от одного к другому, не заканчивая ничего из начатого. Они делают только часть домашнего задания и никогда не проверяют сделанного.

Трудность переключения, застревание, «персеверации». При всей своей невнимательности, эти дети иногда могут быть настолько увлечены каким-то занятием, что их трудно отвлечь. Это кажется парадоксальным до тех пор, пока мы не поймем, что ребенок наконец-то нашел занятие, которое у него получается, которое ему интересно и, занимаясь которым, он чувствует себя комфортно.

Нарушение памяти. Неспособность к длительному сосредоточению является причиной еще одного нарушения у детей с трудностями в обучении – слабой памяти. Они не запоминают сложной инструкции, состоящей из нескольких шагов. Нарушения памяти обладают одной загадочной особенностью – непостоянством. Иногда ребенок с легкостью запоминает все, что ему говорят, а на другой день все забывает. Такая неравномерность ошибочно принимается родителями за проявление лени и нежелания.

Нарушение логического (абстрактно - логического) мышления. Переход от конкретного к абстрактному типу мышления совершается у детей с ММД позже, чем обычно, и с большим трудом. Ребенок не сразу понимает то, что ему объясняют, и может неоднократно переспрашивать. Его часто стыдят в группе \ классе за непонятливость, поэтому со временем ребенок перестает переспрашивать, а как следствие, понимать, что нужно делать, и следовательно, усугубляет свое положение в классе.

Эмоциональная неустойчивость. Поведение любого ребенка с трудностями в обучении в школе характеризуется очевидной незрелостью – недостаточным контролем над своими эмоциями, неустойчивостью эмоционального состояния. Повышенная чувствительность, сенситивность ребенка. Еще одна характерная черта поведения – непостоянство. «Иногда его поведение напоминает переменчивую погоду – то ясно, то пасмурно» - говорят родители.

Для выявления особенностей психических процессов учащихся начальных классов учителям было предложено анкетирование. Основной целью анкетирования было выявление личностных особенностей каждого ученика, имеющего трудности в обучении.

п\п

ФИ ученика, класс

Психологические показатели

гиперактивность

гипоактивность

истощаемость внимания

отвлекаемость

трудности переключения

нарушение

памяти

нарушение

логического

мышления

эмоциональная неустойчивость

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте посмотрим, как сами родители объясняют такие особенности психофизических проявлений ребенка.

К первой группе относятся родители, которые предпочли тактику выжидания, надеясь, что ребенок «перерастет» свои недостатки, что они «пройдут с возрастом». Но единственно «из чего вырастал» ребенок – это из своих детских штанишек. Беспокойство родителей нарастает, они спрашивают себя, где же допущена ошибка, что они неправильно делали? Из различных популярных брошюр родители узнают, как много значит для ребенка стимуляция его развития дома; как важно для ребенка ощущать родительскую любовь и уважение. Они покупают одну «развивающую» игрушку за другой, водят в музеи и зоопарк – и все же он не в силах догнать своих сверстников в классе!

«Возможно это повреждение мозга» - говорит другая группа родителей. Ребенок перенес повреждение головного мозга, скорее всего во время родов. Вот почему он так плохо себя ведет и так плохо учится.

Другие родители утверждают, что дети никогда не имели бы трудности в обучении чтению и письму, если бы не те нововведения, которые произошли в школе за последние годы. «Ведь в наше время мы не слышали о таких нарушениях, как дислексия, как дисграфия!»- заявляют родители.

И еще одно мнение таково, что корень всех проблем ребенка имеет чисто психологическую природу. Родители считают, что будь они более «искусными» воспитателями, все проблемы исчезли бы сами собой. Популярные книги по воспитанию детей содержат перечисления ошибок, которые допускают родители: это и гиперопека и отвержение, авторитарность, недостаточная заинтересованность и многое другое. Но когда ребенок попадает в учебное заведение (дет.сад, школа), то родители склонны обвинять воспитателя, учителя, что у ребенка «эмоциональный блок», мол, вы не нашли к ребенку подход.

Время упорно движется вперед. День за днем, четверть за четвертью. Наступает время контрольных работ, когда каждый ребенок должен показать, что он усвоил за время обучения. Ребенок с трудностями в обучении получает соответствующие оценки.

Какие же причины этих нарушений, как работает человеческий мозг, как совершенствуется мыслительная деятельность в процессе обучения – все это сложные вопросы. Поэтому многие люди, которые пытаются помочь детям с трудностями в обучении, часто не могут правильно понять причину этих трудностей. Учителя пытаются изменить объем материала,  последовательность его изложения, или предлагают механическое прописывание одного  и того  же слова, но не обращают внимания на то, смог  ли ребенок понять, осмыслить предложенную информацию. Психологи  здесь видят некоторые эмоциональные нарушения, психологическую несовместимость с учителем, считая, что именно это и является причиной неуспеваемости, но никак не следствием ее. Поскольку такие дети часто не обнаруживают никаких физически проявляющихся симптомов, признаков каких-либо заболеваний, врачи считают эту проблему чисто образовательной, школьной и не уделяют достаточно времени изучению, обследованию таких детей.

Современная точка зрения врачей такова, что причиной «специфически нарушенной способности к обучению» (Гарольд Б.Леви) является легкое нарушение в работе мозга ребенка, которое произошло во время родов. Такое поражение получило название «минимальной мозговой дисфункции». Трудности при обучении в школе – это только один из симптомов. Наблюдая внимательно за ребенком, можно заметить и другие симптомы. Из них важнейшими являются два: ребенок с трудом контролирует свою активность и поведение в целом.

При соответствующем возрасту психофизическом развитии дети начинают сидеть в возрасте от 6 до 8 месяцев, стоять – в возрасте от 11 до 14 месяцев и ходить – в возрасте от 12-18 месяцев. Одновременно ребенок начинает использовать окружающие его предметы, ощупывая их, захватывая ручками, поднося к лицу или засовывая в рот. При этом ребенок постепенно осознает, что предметы бывают разной тяжести, разного вкуса, температуры и т.д. По мере нарастания активности, он все чаще использует  речь, начиная с простого гуления с целью привлечения внимания взрослых, до развития способности выражать свои мысли и ощущения короткими фразами, формирующимися к двум – двум с половиной годам.

Как навыки, так и сроки их формирования во многом определяются врожденными психофизическими механизмами. Успешное завершение одной стадии развития служит основанием для вхождения в следующую стадию и так далее. Каждое новое умение служит для овладения следующими умениями.  Однако условия внешней среды могут ускорить или замедлить  процесс их формирования. Большое значение имеет «обогащенная» среда, предоставляющая ребенку много возможностей для развития его «исследовательской» деятельности.

Но еще большую роль в этом процессе играет общение, которое возникает между ребенком и родителями. Готовность матери участвовать в диалоге, стимулирует ребенка к расширению словарного запаса. При благоприятном течении этого процесса развитие ребенка успешно продолжается до возраста шести лет, когда он достигает известной степени зрелости. Особенно важно то, что к шести годам ребенок достигает и известной степени самоконтроля: при заинтересованности деятельностью дети могут сосредотачиваться на изучении предмета, на манипуляциях с ним, на анализе действий, результатах деятельности.

Обладая определенными умениями и навыками, ребенок  готов к обучению в школе, он достигает, как мы говорим, «школьной зрелости». Т.е. к шести – семи годам, с точки зрения медицины, головной мозг ребенка достигает своего окончательного развития.

Достижение определенной возрастной зрелости является врожденным свойством каждого ребенка. Если ребенок к семи годам не овладел основными учебными навыками,  это может служить сигналом, что где-то могло произойти нарушение формирования условных связей,  возникшее при родах или внутриутробно. Причинами могут быть наследственные заболевания; болезни и травмы, перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые могут повлиять на формирование нервной системы; сенсорные, материнские депривации способные замедлить или даже ограничить темп развития ребенка.

Специфические нарушения способности к обучению проявляются в дислексии, дисграфии и дизорфографии.

  При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками, обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением» (Р.И.Лалаева).

Поскольку чтение является эффективным способом получения знаний, нарушение чтения часто влечет за собой отставание и по другим предметам, да и в общем развитии. Дислексия является далеко не редким расстройством. Некоторые ученые считают, что не менее 30% шестиклассников читают «на два класса» хуже, т.е. на уровне 4-го класса. К сожалению, при нынешнем состоянии дел в школе, мы часто обнаруживаем таких детей именно в шестом классе, т.е. когда отставание достигло уровня двух классов; это значит, что ребенок уже 5-6 лет испытывает затруднения, не получая должной помощи.

Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками при письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин (от социально-психологических до органических патологий).

Часто оказывается так: ребенок в состоянии связно изложить, что же он хотел написать, но письменно изложить мысль затрудняется. Так как в современной школе знания ребенка проверяются в основном с помощью письменных работ, дисграфия является серьезной проблемой для школьника.

В настоящее время дизорфография наименее изученная категория нарушений письма. Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применение их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.

Логопеды считают, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы.  Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, сразу не может обнаружить ошибку и исправить ее. Иначе говоря, «правила знает, а применять не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе.

В настоящее время все ученые сходятся на том, что наиболее эффективная помощь может быть оказана в опоре на сильные стороны ребенка. Иными словами, нужно использовать его способности, а не исправлять его слабости. А чтобы представить себе проблему в целом, надо изучить всю историю развития ребенка (анамнез ребенка) и обучения. При этом дислексия, дисграфия не являются единственным симптомом. Наблюдается и общая дезорганизация деятельности, поведения и мышления; истощаемость внимания, отвлекаемость и незрелость личности в целом – вот то, что лежит в основе его школьной неуспеваемости.

Вечный русский вопрос: что делать? Если мы хотим оказать ребенку ту помощь, в которой он так нуждается, мы должны объединить усилия педагогов, родителей, врача, психолога и логопеда, создать своеобразную команду, вооружив эту команду соответствующими методами и знаниями. А руководствоваться надо концепцией: Осмысление, Изучение, Коррекция, которая должна помочь тем, кто хочет лучше понять ребенка и его проблемы.

 «Осмысление» означает, что необходимо принять факт существования такого расстройства, как нарушенная способность к обучению, при первично сохранном интеллекте. «Изучение» направлено на медицинскую и педагогическую диагностику причин возникновения школьной неуспеваемости. «Коррекция» - это оказание помощи детям, с использованием методов и приемов, направленных на повышение успеваемости и самооценки.

В этой группе учитель является главным действующим лицом, являясь связующим звеном между школой \ дет.садом (как системой образования) и ребенком. Решением возникшей проблемы видится в обращении внимания педагогов на некоторые подходы к работе.

1. Ранее распознавание проблемы. Чем раньше будет выявлен ученик с проблемами в обучении, тем больше вероятность достижения успеха в обучении и коррекции. Прежде всего, необходимо обращать внимание на неспособность продолжительного сосредоточения на задании, на быструю отвлекаемость, на неумение  удерживать  инструкцию, моторную неловкость, особенно тонких дифференцированных движений рук, на эмоциональную неустойчивость.

2. Взаимодействие с родителями. Говоря с родителями о проблемах в обучении ребенка, следует опираться на его положительные, сильные стороны личности. Помимо общей концепции родитель должен выстроить в нутрии себя следующую концепцию взаимоотношений с ребенком: Ребенок нуждается в том, чтобы его любили таким, какой он есть («Принятие»), ему необходимо чувствовать себя включенным в семью («Включение»), он нуждается в заботе и помощи со стороны родителей («Помощь»).

3. Взаимодействие со специалистами. Психолог имеет возможность с помощью расшифровки тестов подсказать учителю, в чем он видит особенности психических процессов (внимание, память, мышление) конкретного ребенка. Психологическая диагностика позволяет нам многое понять о причинах неспособности к обучению в школе.

Само положение врача определяет круг его обязанностей в «спасательной команде». По латыни слово «доктор» означает – учитель; врач должен быть осведомлен в данной проблеме, интересоваться результатами современных научно-исследовательских работ, перенимать опыт ведущих специалистов в данной области.

Перед логопедом стоят основные задачи в диагностике нарушений  устной и письменной речи, в выявлении первопричины данных нарушений, подбор методов и приемов коррекционной работы.

Внимательный учитель, профессиональный логопед, квалифицированный врач и заинтересованные родители могут составить такую команду, которая, действуя согласованно и целенаправленно, может помочь ребенку справиться с трудностями в обучении, помочь ему раскрыть свои возможности.

 Давайте же верить, что люди поймут природу затруднений детей с трудностями в обучении и оценят их сильные стороны и смогут помочь им.


Логопедические подходы к коррекции речи детей с трудностями в обучении

Логопедические подходы к коррекции речи детей с трудностями в обучении

Гиперактивность. Это избыточная активность, подвижность ребенка

Гиперактивность. Это избыточная активность, подвижность ребенка

Нарушение памяти. Неспособность к длительному сосредоточению является причиной еще одного нарушения у детей с трудностями в обучении – слабой памяти

Нарушение памяти. Неспособность к длительному сосредоточению является причиной еще одного нарушения у детей с трудностями в обучении – слабой памяти

Беспокойство родителей нарастает, они спрашивают себя, где же допущена ошибка, что они неправильно делали?

Беспокойство родителей нарастает, они спрашивают себя, где же допущена ошибка, что они неправильно делали?

Психологи здесь видят некоторые эмоциональные нарушения, психологическую несовместимость с учителем, считая, что именно это и является причиной неуспеваемости, но никак не следствием ее

Психологи здесь видят некоторые эмоциональные нарушения, психологическую несовместимость с учителем, считая, что именно это и является причиной неуспеваемости, но никак не следствием ее

Но еще большую роль в этом процессе играет общение, которое возникает между ребенком и родителями

Но еще большую роль в этом процессе играет общение, которое возникает между ребенком и родителями

К сожалению, при нынешнем состоянии дел в школе, мы часто обнаруживаем таких детей именно в шестом классе, т

К сожалению, при нынешнем состоянии дел в школе, мы часто обнаруживаем таких детей именно в шестом классе, т

А чтобы представить себе проблему в целом, надо изучить всю историю развития ребенка (анамнез ребенка) и обучения

А чтобы представить себе проблему в целом, надо изучить всю историю развития ребенка (анамнез ребенка) и обучения

Взаимодействие с родителями. Говоря с родителями о проблемах в обучении ребенка, следует опираться на его положительные, сильные стороны личности

Взаимодействие с родителями. Говоря с родителями о проблемах в обучении ребенка, следует опираться на его положительные, сильные стороны личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023