Преемственность в работе воспитателей ДОУ и учителя – логопеда
в решении коррекционных задач школы
Гилязова Гульназ Графитовна
учитель – логопед высшей категории
Муниципального общеобразовательного
автономного учреждения
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Электронный адрес: gulnazgilyazova1978@mail.ru
Цель данной системы преемственности - развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни.
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.
Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно. Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе (М.М.Кольцова, 1978). Следует отметить, что в настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева. 1992). Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями.
Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб (Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, 1991; А.В. Ястребова, Л.Ф.Спирова, Т.П.Бессонова, 1997).
Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Готовность детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Переход
к начальному обучению обусловлен, прежде всего,
неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7
лет, поступающих в первый класс, имеют те или
иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют
пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья,
одним из которых являются дети с речевой
патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность,
повышена утомляемость, в результате чего они
испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных
систем. Все это резко снижает адаптационные
возможности организма, затрудняет
процесс и особенности функциональной адаптации детей в
школе.
Вот чем обосновано отношение
не просто к формированию готовности к обучению в школе, а к готовности
как результату деятельности. И главная задача состоит в том,
чтобы подготовить детей с общим недоразвитием речи и
перевести на новую образовательную ступень, в школу. Отсюда, заостряю ваше
внимание не на способах подготовки ребенка к школе, а на факторах
готовности как результату деятельности дошкольного учреждения к новой
начальной ступени общеобразовательной школы.
Опираясь на требования начальной школы, с
которыми дошкольники столкнутся в школе, взяты за основу
параметры готовности ребенка. Дошкольное
учреждение выпускает детей, которые самостоятельно:
- управляют своим поведением;
- знают границы дозволенного;
- выполняют требования взрослого;
- участвуют в различной деятельности;
- умеют правильно произносить все звуки родного языка;
- способны делать звуковой анализ слов;
- развита память, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие;
- развита зрительно-моторная и слухо-моторная координация.
Параметры готовности детей к обучению в
школе легко проверить с помощью различных методов
диагностики. Способы диагностирования
были определены параметрами данной готовности и состоят из
следующих тестов:
1. Умение ориентироваться в окружающем
мире, запас знаний, отношение к школе;
2. Исследование умственного и речевого развития;
3. Проверка памяти, особенностей мышления;
4. Образное представление;
5. Анализ образа;
6. Развитие движений (мелких и крупных);
7. Тест на развитость самооценки (самоконтроля);
8. Исследования аффективно-потребностной сферы.
Диагностика состояния устной речи с балльно-уровневой системой оценки Т.А. Фотековой – одна из современных диагностик, которая позволяет учителю-логопеду объективно оценить уровень речевого развития ребёнка на момент выпуска из логопедической группы (в том числе по параметру «готовность к обучению грамоте») и дать соответствующие рекомендации родителям и школьному логопеду.
Своевременно развивающая работа с детьми, имеющими НВ ОНР
по итогам диагностического обследования,
позволила предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении.
Таким образом, модель готовности выстроена, определены
ее параметры. Но с одной стороны речевые
нарушения (первичный дефект) полностью
исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас,
грамматический строй, связная речь. С другой стороны
допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении
письму и чтению и констатировать у ребенка
«второй дефект» - дисграфию и дислексию.
Только в тесном сотрудничестве
логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения
и школы подобных диагностических ошибок можно избежать.
Для этого необходимо осуществлять анализ
устной речи с позиций системного строения речевой
деятельности, учета принципа развития и
не допустить отставания в усвоении программного материала по
родному языку.
Анализ практики учителя-логопеда показывает,
что своевременная и адекватная структура речевой неполноценности, организация
коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне
устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде
нарушений чтения и письма.
Таким образом, только принцип системного подхода
к анализу нарушений речи дает возможность видеть как
первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия,
позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности
и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше
будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше
будет его результат.
Исходя из вышесказанного предлагаем:
Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.