Логопедический брейн-ринг для учащихся 1 классов
Звучит музыка, дети заранее разделены на команды по 6 человек в каждой, по обе стороны класса сидят зрители и болельщики.
Слово логопеда: Добрый день, участники логопедической игры «Брейн-ринг». Нашу игру я хотела бы начать вот с такого стихотворения:
«Слушай хорошенько, -
Кукле
я сказала. –
Полно наряжаться!
Это
- баловство.
Ты уже большою
Девочкою
стала,
А ещё не знаешь
Ровно ничего».
«Здравствуйте, - при встрече
Взрослым
говорят,
За подарки, помощь
Всех
благодарят.
Старикам в трамвае
Место
уступают.
Вежливые дети
Все
так поступают.
Будь и ты такою,
И
тебя тотчас
Попрошу зачислить
В первый класс».
С.Капутикян
Но вы уже зачислены в первый класс давно, уже много знаете и многое умеете. А все ли вы вежливы, все достойны учиться в первом классе? (Ответы детей) Но чтобы в этом окончательно убедиться – я предлагаю начать нашу игру.
Объясняю правила игры. Игра «Брейн-ринг» состоит из пяти раундов. На выполнение задания каждого раунда командам дается 2 минуты. Если вы справитесь с заданием раньше отведенного времени – поднимите вместе руки вверх. Правильные ответы дают команде по 1баллу, например, если в задании требуется выполнить задание с тремя словами, то верный ответ – это 3балла. Во время выполнения командами заданий, болельщикам будут предложены вопросы, правильные ответы на которые принесут командам дополнительные баллы, по одному баллу за каждый правильный ответ. Правила для команд: вы должны совещаться в команде, помогать друг другу, каждый раз выбирать члена команды, который будет давать ответы на задания. Правила игры всем понятны? (Ответы детей)
Разрешите представить членов жюри. (Членами жюри являются учителя начальных классов)
Первый раунд. «Что получилось?»
Задача: упражнять детей в повторении и запоминании целых слов.
Оборудование: листы с изображением слов, которые должны получиться.
Описание.
Я каждой команде раздаю по 6 листов, на которых написаны слова с опущенным первым звуком. Ваша задача вставить (вписать) нужный звук. Время пошло.
1 команда: (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон, (ш)кола.
2 команда: (п)арта, (р)учка, (з)има, (м)агазин, (л)ожка, (л)ампа.
За каждое правильное слово 1 балл.
Логопед: пока команды выполняют задания, предлагаю отгадать загадки болельщикам. Если знаете ответ – поднимите руку вверх, жюри попрошу внимательно следить за тем, кто первым поднял руку из соперников.
1. Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... (точку)
2. Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
3. Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
4. Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
5. Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... (красной строкой)
6. Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... (гласные)
Логопед: команды готовы. Прошу вслух произнести ответы и сдать членам жюри листы с выполненными заданиями.
Второй раунд. «Из одного слова - много слов»
Задача: научить детей составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.
Описание. Играющие должны составить из букв, входящих в одно длинное слово, которое я вам сейчас скажу, как можно больше других слов. Составленные слова должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква должна повторяться столько, сколько в исходном слове. Побеждает та команда, которая составила большее количество слов. Готовы? Время пошло!
1 команда: домохозяйка (дом, мох, ком, хозяйка, коза)
2 команда: гастроном (астроном, рот, роса, трон, рост)
Логопед: а мы продолжаем играть с болельщиками. Ответьте на вопросы:
1. Как в сказках лиса обычно называла волка? (кум)
2. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
3. Второе название скатерти? (Самобранка.)
4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
5. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа.)
б. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)
7. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя.)
8. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала.)
9. Какие цветы собирала падчерица в сказке «двенадцать месяцев»? (Подснежники.)
10. Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина.)
11. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа с джином.)
Третий раунд. «Назови ласково»
Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших предметов.
Описание. Логопед показывает картинку и произносит название большого предмета (птицы, животного), а играющих просит назвать этот предмет (птицу, животного) с уменьшительно-ласкательным значением. Например, стол - столик, стул - стульчик, цыпленок - цыпленочек. Напоминаю, что за каждое правильно произнесенное слово команда получает 1 балл.
1 команда: медведи (медвежата), книга (книжечка), тетрадь (тетрадочка), пальто (пальтишко), ягоды (ягодки), письмо (письмецо)
2 команда: дома (домики), капуста (капусточка), лиса (лисичка), петух (петушок), воробей (воробушек), дерево (деревцо)
Жюри подводит итог данного раунда.
Четвертый раунд. «Распутай слова»
Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.
Описание. Логопед раскладывает перед учащимися картинки и слова, в которых переставлены слоги, дети должны найти соответствующую картинку и назвать слово правильно.
1 команда: ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, ко-мо-ло -молоко, ма-на-ши -машина, сын-ко-ка – косынка.
2 команда: па-та-ло - лопата, ро-ва-ко - корова, ка-даш-ран –карандаш, су-по-да, во-на-ро – ворона.
Логопед: а для присутствующих болельщиков следующее задание: закончи фразу, назвав подходящее по смыслу животное. Пример: Колючий, как ... (еж).
1.Голоден, как... (волк).
2.Хитёр, как… (лиса).
3.Труслив, как … (заяц).
4.Изворотлив, как… (уж).
5.Надут, как… (индюк).
6.Нем, как ... (рыба).
7.Грязный, как ... (свинья).
8.Упрям, как ... (осел).
9.Болтлив, как ... (сорока).
Пятый раунд. «Выложи слово, которое услышишь»
Задача: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей.
Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль.
Описание. Логопед предлагает участникам команды выложить из имеющихся на столах счетных палочек, спичек или фасоли слова. Слова произносятся по одному для каждой команды, после выложенного слова логопед произносит следующее.
1 команда: лак, сад, кот.
2 команда: рак, мох, рот.
За каждое правильно выложенное слово команда получает по 1 баллу.
Логопед: итак, пока жюри подводит итог игры «Брейн-ринг», предлагаю болельщикам и членам команды ответить на следующие вопросы, но уже без дополнительных баллов, поэтому можно отвечать хором, без поднятой руки.
1. Художник из цветочного города? (Тюбик.)
2. Медведь, обучающий Маугли Закону джунглей? (Балу)
3. Веселый человечек-луковка? (Чиполлино.)
4. Лиса — спутница кота Базилио? (Алиса.)
5. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш.)
6. Прозвище дяди Стёпы? (Каланча.)
7. Герой русской Народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.)
8. Содержимое Страшилы? (Солома.)
9. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.)
10. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три.)
11. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан
Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте Беда).
Логопед: внимание, жюри готовы подвести итог и объявить результаты игры. (Слово для членов жюри)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.