Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"
Оценка 4.8

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
Детсад
18.03.2018
Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"
Данный проект рассчитан на один год. Он является профилактикой речевого нарушения у детей раннего возраста, помогает прогнозировать и предупреждать нарушения речи. Использование активизирующих бесед, игр и упражнений (мимическая, пальчиковая, артикуляционная гимнастики), а также проведение режимных моментов, основной образовательной деятельности с использованием устного народного творчества приводит к достижению желательных результатов.Логопедический проект по прогнозированию и предупреждению речевых нарушений у детей 2-3 лет
Проект раннего развития.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Гармония» пгт.Забайкальск, Забайкальского края ПРИНЯТО На заседании педагогического совета  МДОУ д/с №4 «Гармония» Протокол №1 от «__» сентября 2017 года УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ  д/с №4 «Гармония» пгг.Забайкальск ___________  Гаджиева Э.А. «___» сентября 2017 г  Логопедический проект  раннего развития детей 2­3 лет  «Потешка­помощница»       Составитель учитель­логопед  Осипова Р.А. Название проекта:  «  Потешка­ помощница  »   пгт.Забайкальск, 2017г. Вид проекта: долгосрочный, речевой, познавательный Название учреждения: МДОУ  Детский сад №4 «Гармония» Участники проекта: учитель­логопед ДОУ, дети раннего дошкольного  возраста ­ группа «Умки» , педагоги группы, родители Сроки реализации проекта:  сентябрь­май 2017­ 2018 уч. года Актуальность проекта:          В последние годы одним из приоритетных  направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.   Известно, что в настоящее время увеличивается количество детей, имеющих задержку   речевого   развития.   В   качестве   причин   данного   нарушения   речи можно назвать:    наследственную предрасположенность,   двуязычие в семье,   различные заболевания,  травмы, инфекции в перинатальном (внутриутробном), натальном или раннем неонатальном периодах развития ребёнка,  педагогическая запущенность   и другие.         В   результате остро встаёт проблема развития навыков общения, выбора таких   логопедических   технологий,   которые   позволили   бы   не   только предупредить,   но   и   преодолеть   задержку   речевого   развития   у   детей дошкольного возраста.       Использование активизирующих бесед, игр и упражнений с обращением к устному народному творчеству делает процесс логопедического воздействия для ребёнка незаметным и приводит к достижению нужных результатов. В малом   фольклоре   заложены   неисчерпаемые   возможности   для   развития речевых навыков и пробуждения речевой активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки,   песенки,   овладевает   новым   запасом   слов,   приобщается   к   ритму родной речи.       В  общении и взаимодействии малыши сами пробуют выполнять увиденное и   услышанное,   учатся   видеть   и   называть,   слышать   и   воспроизводить 2 услышанное,   а   это   способствует   образованию   связи   между   словами, зрительным образом и развитию интеллекта. Цель проекта: Создание и реализация системы работы по раннему прогнозу  и предупреждению речевых нарушений у детей раннего дошкольного  возраста , с помощью использования малых форм русского фольклора. Задачи проекта:  Профилактика   речевого   недоразвития   у детей   раннего   дошкольного возраста:   Адаптация детей «группы   риска» раннего   возраста   к   условиям, являющимся   наиболее   благоприятными   для   его   речевого   развития, через создание в группе сфер для развития артикуляционной и мелкой моторики.  Педагогическое   просвещение   родителей,   привлечение   их   к коррекционной работе с детьми раннего возраста. Предполагаемый результат:   Уменьшение   числа детей с   проблемами   в   речевом   развитии   в дошкольном возрасте.  Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.  Дети  спокойнее себя  чувствуют в присутствии других детей и взрослых, получат радость от  совместных игр.  Формирование осознанного отношения родителей к личностному  развитию детей раннего возраста. Приобретение родителями навыков  проведения развивающих игр в домашних условиях.  Сохранение и укрепление физического и психического развития детей.  Проявление   у   детей   интереса   к   фольклору   (слушать,   рассматривать иллюстрации).  Скоординированная и точная двигательная активность детей.   Обогащение пассивного и активного словаря.   Повышение речевой активности с более четким произнесением звуков.   Развитие памяти, фонематического внимания и слуха детей. Продукты проектной деятельности:  Создание в группе сферы развития мелкой и артикуляционной  моторики у детей раннего возраста.  Изготовление картотеки  игр­потешек для всех режимных моментов.  Разработка занятий с детьми раннего возраста.  Презентация проекта.   Фотоотчёт о ходе реализации проекта.   Этапы проекта: 3 1 этап – подготовительный 1. Определение тем, цели, задач к проведению занятий. 2. Подбор фольклорного материала. 3. Подбор иллюстраций к потешкам. 4. Подбор дидактических игрушек. 5. Приобретение   зеркал   массажных   шариков   «Су­джок»   на   каждого ребёнка. 6. Подбор словесных игр. 7. Подбор пальчиковых игр с использованием потешек. 8. Изготовление картотеки потешек для всех режимных моментов. 2 этап – основной 1. Организация работы учителя­логопеда с детьми 2­3 лет первой младшей группы «Умки». 2. Проведение диагностических мероприятий с этими детьми. 3. Проведение игровых занятий с использованием потешек, иллюстраций к потешкам. 4. Проведение   консультаций   с   педагогами   первой   младшей   группы «Умки» по  закреплению сюжетов потешек в играх. 5. Проведение творческих, игровых занятий с родителями детей группы «Умки». 6. Проведение родительских собраний. 3 этап – итоговый 1. Проведение открытого занятия. 2. Презентация проекта для педагогов. 3. Мониторинг речевого развития.                Схема реализации проекта. Коррекционно­развивающая работа учителя­логопеда. Принципы работы учителя­логопеда с детьми:   принцип   гуманно­личностного   отношения   к   ребенку,  что   позволяет обеспечить   развивающее   обучение   дошкольников,   формирование базовых   основ   культуры   личности   детей,   всестороннее   развитие 4 интеллектуально­волевых   качеств,   дает   возможность   сформировать   у детей все психические процессы;  принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;   онтогенетический   принцип,   учитывающий   закономерности   развития детской речи в норме;   принцип   индивидуализации,   учета   возможностей,   особенностей развития и потребностей каждого ребенка;   принцип   признания   каждого   ребенка   полноправным   участником образовательного процесса;   принцип   поддержки   детской   инициативы   и   формирования познавательных интересов каждого ребенка;   принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;   принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;   принцип постепенности подачи учебного материала;   принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;   принцип обеспечения активной языковой практики;  принцип единства диагностики и коррекции.   Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Психологические особенности детей 2­3 лет. Мышление Речь Произвольность   познавательных процессов Физиологическая чувствительность Объект познания Способ познания Условия успешности Формы общения Отношения со сверстниками Отношения со взрослыми Наличие конфликтов Наглядно­действенное Словосочетаниями, понимает глаголы Внимание и память непроизвольные   к   их окружающие     чувствительность Высокая физическому дискомфорту Непосредственно предметы, их внутреннее устройство Манипулирование   предметами, разбирание Разнообразие развивающей сферы Ситуативно­личностное Мало интересен Источник защиты, ласки и помощи Со взрослыми (« Я – сам») 5 Эмоции Игровая деятельность   модальности, Сильной переходы Предметно­манипулятивная, «рядом»   резкие   игра Кризис трехлетнего возраста       В течение первых 3­х лет жизни ребёнок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3­м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается   действовать   человеческими   способами,   у   него   складывается определенное отношение к себе.           Трёхлетний   возраст   характеризуют   как   «трудный».   Его   «трудность» состоит   в   том,   что,   начиная   отделять   себя   от   близких   взрослых,   ребёнок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своём, проявляют не меньше упрямство.            «Кризис 3­х лет» ­ определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года.               Первым   свидетельством   начала   кризиса   может   служить   появление негативизма, т.е. когда ребёнок перестаёт беспрекословно выполнять просьбы взрослых.   С   одной   стороны,   попытки   отделить   своё   «Я»   и   формирование своих   собственных   желаний  –  тенденция  прогрессивная.  Но  с  другой,  при объективном   отсутствии   умения   высказать   своё   мнение,   малыш   выбирает наиболее   доступный   способ:   противопоставление   себя   взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.       Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребёнка становится важна его успешность или неуспешность в делах   и   играх,   он   начинает   остро   и   бурно   реагировать   на   оценки,   учится самостоятельно   оценивать   результаты   своей   деятельности.   Он   становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребёнок начинает претендовать на   равноправие   со   взрослым.   Огромное   желание   получить   положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.             Это   следствие   ошибок   взрослых.   Во­первых,   если   малыш   начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных   успехов.   Во­вторых,   не   следует   «раскручивать»   маленького фантазёра, стараться уличить во лжи, во что бы то ни стало.      Посткризисное развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта: 6 а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированно   указывал   на   недостатки   и   промахи,   умел   поддержать   и похвалить   за   старание   и   инициативность,   то   ребёнок   научится   гордиться собой и своими успехами;     б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за   своеволие,  стремился   подловить   на   обмане,  то   скорее   всего,  у   ребёнка рвазовьётся   желание   противостояния   взрослому,   победить   его   и   ответно добиться своего.    укореняются, становятся чертами характера.   Организация диагностических мероприятий в первой младшей группе.         Во   втором   случае   гневливость,   раздражительность   и   упрямство 1. Наблюдение логопеда за речевым развитием детей во время игры, в  режимные моменты, в совместной деятельности с взрослым. При наблюдении отмечаются: ­ понимание обращенной речи; ­ коммуникативные навыки; ­ состояние словаря;  ­ навыки связного высказывания; ­ особенности произносительной стороны речи. 2.   Углублённое логопедическое обследование всех детей перед переводом их во вторую младшую группу детского сада.            Система диагностики детей 3­х лет должна отвечать следующим  требованиям:  лаконичность и доступность заданий (возможность использования как  для экспресс­обследования, так и более углубленного изучения)  (Приложение 1);  наличие нормативных показателей для выявления отклонений и  определения степени их выраженности;  учет индивидуальных особенностей развития ребёнка.        Все динамические наблюдения за развитием детской речи заносятся в  дневник наблюдений. Он заводится на каждого вновь поступающего ребёнка  (группа раннего возраста). Заполнение начинается со сведений родителей о  раннем развитии, об особенностях речи и общения ребёнка. Записи по  результатам наблюдений  производятся не реже двух раз в месяц, а при  необходимости и чаще. Каждая запись содержит следующие сведения:  время наблюдения;  цель наблюдения;  условия проведения наблюдения;  результат (какие факты выявлены). 7 Длительные отсутствия ребёнка в детском саду также фиксируются в  дневнике.          В конце первого полугодия и в конце года на основе наблюдений и в  соответствии с нормативными показателями делаются выводы о состоянии  речевого развития малыша. При этом отмечаются:  состояние словаря;  связанность и четкость высказывания;  особенности произносительной стороны речи (наличие дефектно  формирующихся звуков, состояние послоговых перестроек) В дневниках детей с ЗРР фиксируются:  план индивидуальной работы по развитию речи (составляется на три  месяца для уточнения и корректирования общего плана);  взаимодействие со специалистами (психологом, музыкальным  руководителем, воспитателями) по формированию психологической  базы речи;  консультации для родителей. В результате диагностических мероприятий создаётся четкая картина  развития речи каждого ребенка. Организация работы с детьми 2­3 лет с использованием малых форм русского фольклора № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Цель и задачи комплекса занятий ­ Используя малые формы русского фольклора, подготовить органы АА к звукопроизношению. ­ Создавать условия для пробуждения и стимулирования речевой активности детей. ­Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворять потребность общения. ­ Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса, темп, дикцию. ­ Учить воспроизводить текст по подражанию и простейшему образцу. ­ Развивать мелкую моторику пальцев План   распределения   тем комплекса занятий Название потешки «Ладушки­ ладушки…» Месяц  Неделя сентябрь 3­4 «Сорока­ ворона…» «Огуречик, огуречик..» «Солнышко вёдрышко… «Водичка, водичка…» «Идёт коза рогатая.» «Киска, брысь!» октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь 1­2 3­4 1­2 3­4 1­2 3­4 8 январь 1­2 «По февраль рук, мимические движения, экспрессивные жесты, эмоциональные состояния детей. ­ Формировать элементарный игровой опыт, ­Формировать различные психические процессы и состояния. ­ Развивать внимание к речи взрослого, выполнять действия вместе со словами потешки. ­ Развивать непроизвольное запоминание произведения, помогающее  усвоению и грамматическому оформлению словосочетаний и предложений. ­ Формировать монологическую и диалогическую речь. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Как на нашем на лугу» «Петушок, петушок…» «Зайчишка­ трусишка» дорожке Маша шла» «Я купила кошке…» «Тень­тень­ потетень» «Люли­люли прилетели гули» «Сидит белка на тележке» «Наша­то хозяюшка» «Кисонька­ мурысонька …» январь февраль март март апрель 3­4 1­2 3­4 1­2 3­4 1­2 апрель 3­4 май май 1­2 3­4 Результат проекта:  Дети  безболезненно проходят адаптацию к детскому саду.  Заинтересованно рассматривают иллюстрации.  Слушают и проговаривают потешки за взрослыми, активнее участвуют в  играх – занятиях по развитию речи.  Понимают речь, не сопровождаемую показом.  Речь детей становится более внятной и понятной.  максимально рано выявлены дети с задержкой речевого развития.  Сокращение   разрыва   между   моментом   выявления   первичного нарушения и началом логопедического воздействия.  используя малые формы русского фольклора, подготовлены органы АА к звукопроизношению, развиты физиологическое и речевое дыхание, сила голоса,   темп,   дикция,   мелкая   моторика   пальцев   рук,   мимика   и жестикуляция. 9 Используемая литература: 1. Забаровская Ю.И.. Шаг за шагом. Программа коррекционно­развивающей  работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов  ДОУ.­ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012. ­192с. 2. Киселен Л.В., Данилина Т.Д.. «Проектный метод в деятельности ДОУ». –  Волгоград: Учитель, 2014.­60с.. 3. Кириллова Е.В.. «Развитие фонематического восприятия у детей раннего  возраста». – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с. 4. Методы   обследования   речи   детей:   Пособие   по   диагностике   речевых нарушений/ под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 4­е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.. 5. Научно­методические журналы «Логопед». 2005, № 2,4 6. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые  секреты успешной работы. .­ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. ­192с. №  п/п 1 2 3 4 5 6  7 Смета для реализации проекта: Наименование Кол­во Цена  (руб.) Индивидуальное зеркало Массажный  резиновый мячик  Массажный шарик Су­Джок» Иллюстрации к потешкам Тетрадь 18 листов Пирамидки  Звучащие игрушки (кот, собака, петушок,  мышка, лягушка) Итого: 25 шт. 25 шт. 25 шт. 1 набор 30 шт. 2 шт 5 шт. 2500 1000 1000 500 250 500 1500 7250 10

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"

Логопедический проект раннего развития детей 2-3 лет "Помощница-потешка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018