Проектная деятельность способствует тесному контакту участников коррекционно-воспитательного процесса, созданию благоприятного эмоционального фона, активизации педагогического потенциала родителей, формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом, а так же детей и родителей. Проектный метод доказал свою эффективность в работе по профилактике дисграфии и дислексии с дошкольниками.
Логопедический проект.doc
Использование проектного метода в логопедической практике.
Пунько Алла Юльевна МДОУ «Детский сад № 6 «Буратино» г. Мегион ХМАО – Югра, учительлогопед
Применяемая логопедами система коррекционной работы по профилактике дисграфии
и дислексии с дошкольниками приносит хорошие результаты. Но многолетняя практика и
поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что
использование интегрированных методов обучения с целенаправленным привлечением родителей и
воспитателей к закреплению у детей полученных знаний, умений и навыков позволяет значительно
разнообразить организационные формы, методические приемы работы с детьми и добиться
положительного результата в коррекционной работе. Это можно осуществить при использовании
проектного метода, который также дает возможность ребенку экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, позволяя тем самым успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного
обучения.
В ходе проекта вся деятельность детей и взрослых строится на принципах
сотрудничества и содружества. Проектная деятельность способствует более тесному
контакту участников коррекционновоспитательного процесса, созданию благоприятного
эмоционального фона, активизации педагогического потенциала родителей, формированию
оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом, а так же детей и родителей.
Это позволяет перейти от учебнодисциплинарной к личностноориентированной модели
обучения.
Успешная реализация предлагаемого проекта показала положительную динамику в
развитии у детей зрительнопространственного анализа и синтеза, в умении запоминать
зрительный образ букв, в развитии фонематических процессов. Это объясняется тем, что
продуктивная деятельность детей строилась по принципам коррекционной работы, основным
из которых был принцип опоры на сохранные анализаторы и их взаимодействие.
Установление ассоциативных связей между центрами речи, моторной и зрительной зонами
коры головного мозга привело к совершенствованию механизма запоминания детьми образа
букв.
Мы считаем, что данный проект будет интересен
всем специалистам,
осуществляющим коррекционную работу в дошкольных образовательных учреждениях. Логопедический проект «Скоро в школу мы пойдем»
(межгрупповой, творческий, средней продолжительности)
Участники проекта: детилогопаты подготовительных к школе групп, учителя
логопеды, воспитатели подготовительных групп, родители воспитанников, музыкальные
руководители.
Цель: профилактика нарушений чтения и письма.
Задачи:
Уточнять графический образ букв; понятия «звук», «буква».
Продолжать учить характеризовать звуки в словах по артикуляционно
аккустическим признакам: глухостизвонкости, твердостимягкости и др., подбирать
слова с определенным звуком.
Развивать творческие способности детей при составлении связного
развернутого высказывания.
Развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение,
фантазию, коммуникативные навыки.
Воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданию книги.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
развитие буквенного гнозиса, функций фонематического анализа и синтеза;
развитие познавательной активности, коммуникативных навыков;
творческое самовыражение воспитанников;
повышение опыта рефлексии (самооценки);
повышение уровня мотивации и готовности к школьному обучению;
установление положительного эмоционального контакта между участниками
проекта через совместную деятельность.
Этапы реализации проекта
1 этап целеполагание.
2 этап организационный.
3 этап основной. 4 этап – заключительный.
5 этап – презентация проекта
1 этап. Целеполагание.
Развитие речи у дошкольников является необходимым условием полноценного
формирования личности и успешного начала школьного обучения. Известно, что наибольший
процент детей в возрасте 5—7 лет страдает различными речевыми нарушениями. Наиболее
часто встречающимся нарушением является общее недоразвитие речи. У таких детей присутствуют
в той или иной степени выраженные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики,
фонематических процессов, связной речи и слоговой структуры слова. Для детей с ОНР, наряду с
речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия,
низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и
продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отстава
ние в развитии нагляднообразного мышления, ориентировки в пространстве, трудности в
овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место
недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении
грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи
детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С,
Ефименкова Л.Н., МастюковаЕ.М.). И именно дошкольное детство рассматривается как
сензитивный период развития речи и психики в целом. Поэтому одной из важнейших задач
коррекционного обучения дошкольников с ОНР является подготовка к обучению грамоте,
построенная на основных принципах работы по формированию речи у дошкольников с
отклонениями в развитии: патогенетическом принципе; принципе комплексности; принципе
опоры на сохранные анализаторы и на их взаимодействие.
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито
мышление, ориентировка в пространстве, фонематический слух и восприятие, а также
зрительный анализ. Способности анализировать графические изображения — вычленять
составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ
— известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и
экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества
для успешного начала школьного обучения.
Недостаточное развитие функций фонематической системы, устной речи, зрительного
анализа у учащихся начальной школы является причиной специфических ошибок при чтении
и письме. Поэтому одна из важнейших задач коррекционновоспитательной работы детского
сада и семьи — организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста таким
образом, чтобы обеспечить полноценную подготовку к школе, предупредить появление
дисграфии и дислексии. Содержание деятельности участников
проекта «Скоро в школу мы пойдем» по этапам
Этап Деятельность логопеда Деятельность
воспитателей
Деятельность
детей
Деятельность
родителей
1.
2.
3.
4.
Определить цель и
задачи проектной
деятельности
Подобрать
методическую
литературу,
иллюстративный
материал по теме.
Составить
перспективный план
мероприятий.
Ввести в проблему
детей
Расширить и уточнить
знания детей о звуках
речи и буквах русского
языка.
Организовать
деятельность детей над
проектом (поиск
решений, продуктивная
деятельность).
Оформить книгу
«Азбука».
Сбор материалов для
книги «Сказки о
буквах».
Обобщить
полученные знания
Оформить книгу
«Сказки о буквах».
Обсудить задачи и
содержание
проектной
деятельности.
Подобрать
материал для
изобразительной и
продуктивной
деятельности детей.
Вхождение и
личностное
осознание
проблемы.
Определение
задач и способов
решения
проблемной
ситуации.
Обсудить
задачи и
содержание
проектной
деятельности.
(на
родительском
собрании)
Расширить
представления
детей о мире книг, о
первопечатниках.
Организовать
деятельность детей
в оформлении
планет звуков.
Провести
экскурсию в
библиотеку,
книжный магазин.
Практическая и
продуктивная
деятельность
детей
направленная на
получение
результатов.
Участие в
мастерклассе:
«Все о звуках и
буквах»
Изготовление
букв для
«Азбуки» из
различных
материалов
совместно с
детьми.
Участие в
логопедическом
досуге «Страна
Звукобуквия»
Участие в
Оказание
помощи детям
в оформлении
сказок о
буквах. 5.
Презентация проекта на празднике «Путешествие в АБВГДейку»
оформлении книги
сказок о буквах.
Этап
2
Дата
проведения
Январь 4 н.
Март 1 н
Март 2 н
Март 2 н.
Март 2 н
3
Март 3 н.
Март 4 н.
Апрель 1 н
Апрель 2 н
Апрель 3 н
Апрель 23 н
Апрель 4 н.
Апрель 4 н.
Май 1 н.
Май 1 н.
Перспективный план мероприятий к проекту
Форма проведения
Родительское собрание «Предупреждение
дисграфии, дислексии у детей с ОНР»
Собеседование с воспитателями по
реализации проекта.
Чтение произведений Р.Киплинга «Как был
придуман алфавит». Беседа по
прочитанному.
Игровая ситуация «Волшебная «Азбука» в
занятии по перспективному плану.
Беседа с детьми «Путешествие в мир
книги». Экскурсия в библиотеку.
Мастер – класс для родителей
«Все о звуках и буквах»
Оформление книги «Азбука»
Интегрированное занятие «Буква Р»
Занятие «Звук и буква Ш»
Занятие «Звук и буква Ч»
Запись составленных детьми сказок о
буквах на индивидуальных занятиях.
Занятие «Планеты звуков»
Совместная деятельность воспитателей и
детей по оформлению «планет звуков»
Оформление книги сказок о буквах.
Занятиедосуг «Страна Звукобуквия»
Ответственный
за проведение
логопеды
логопеды и
воспитатели
воспитатели
логопеды
воспитатели
логопеды
логопеды
логопеды
логопеды
логопеды
логопеды
логопеды
воспитатели
логопеды
логопеды и
воспитатели
4
5
Май 3 н.
Презентация проекта в форме развлечения
«Путешествие в АБВГДейку»
муз. руководитель
логопеды
муз. руководитель
Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдем"
Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдем"
Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдем"
Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдем"
Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдем"
Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.