Логопедическое занятие с младшими школьниками с ОВЗ
3 класс
Тема : « Словообразование.Суффиксы профессий»
(суффиксы –ист-.-тель-)
Цель: обучающиеся научатся образовывать слова - названия профессий при помощи суффиксов, выделять и обозначать суффикс как часть слова; получат возможность научиться составлять небольшой текст о профессиях.
Задачи:
1.Актуализировать субъективный опыт учащихся по теме «Словообразование»
2.Обеспечить развитие у обучающихся умений применять знания в разнообразных ситуациях с учётом их развития.
3.Обеспечить понимание учащимися цели занятия, научить применять полученные знания на практике.
4.Развивать коммуникативные компетенции через формирование социально-экономических навыков.
5. Воспитывать уважение к труду, культуру поведения.
Ресурсы: компьютер, презентация занятия с использованием ИКТ, индивидуальные поурочные разноуровневые карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради, картинный план занятия.
Речевой материал: отработка умения строить ответ развёрнутыми предложениями, используя обороты речи «Я думаю…», « Моё мнение…
Этапы Задачи |
Деятельность логопеда |
Деятельность учащегося |
|
1.Организационный этап. Психологически подготовить учащихся к общению на занятии
|
Организует начало деятельности обучающихся Приветствие логопеда, доброжелательный настрой. Развитие внимания, мышления, навыков правильного написания безударных гласных в корне слова (проводится на каждом занятии в течение года) |
Назвать проверочное слово, устное задание : П…чтальон-(почта), П…сатель-(пишет) |
|
II. Актуализация субъективного опыта учащихся Слайд 1 Обеспечить включение учеников совместную деятельность по определению цели учебного занятия
Слайд2 |
1.Скажите, что за странное дерево на слайде? Что в нём необычного? 2. В индивидуальной поурочной карточке впишите недостающую часть определения:
|
Корень дерева - это корень слова, ветки - суффиксы и приставки. Отвечают устно. Учащиеся вписывают недостающее в определении звено «Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов». |
|
Проблемная ситуация
|
Ученик: Наталья Фёдоровна, суффиксы – это целая наука, а мне другое надо знать: У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Я хочу узнать больше о профессиях |
||
Слайд 3 Обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия |
Хорошо, давай поговорим о профессиях. Но как же мне записать тему урока? Чему мы научимся сегодня на занятии? Сегодня на занятии мы научимся находить суффиксы профессий в словах и образовывать новые слова при помощи суффиксов. Что же мы называем профессией? |
Ученики предлагают: « Тему надо записать так: «Суффиксы профессий».
Предлагают варианты цели занятия |
|
Этап изучения нового материала Слайд 4 Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: построение алгоритма деятельности
Слайд 5,6 Обеспечить мотивацию учащихся
|
Как вы понимаете выражение - «Профессия - источник существования»? Начинайте ответ словами: « Я думаю…»
На Руси основными профессиями были: Пекарь, Плотник, Ткач, а ещё Кузнец, Косарь, Гончар. В наше время существует множество профессий. Назовите их |
Читают: Профессия - это основное
занятие человека, его трудовая деятельность.
Ученики отвечают: «Я думаю, что …»
Называют профессии
|
|
Гимнастика для глаз Слайд 7
Слайд 8 Содействовать усвоению учащимися алгоритма деятельности для осмысления и запоминания изучаемого материала
|
Объявляет упражнения
Отгадайте загадки, назовите профессии: «Громко прозвенел звонок, в классе начался урок. Знает школьник и родитель — Проведет урок»…. «Учит вежливости нас, Почитает вслух рассказ. Не учитель, не писатель, наш любимый …»
Запишите в индивидуальной карточке слова «воспитатель», «учитель». Определите основу, корень и суффикс в словах. Молодцы, правильно определили.
После чего в слове стоит суффикс? Для чего нужен суффикс в слове? Правильно. Как же можно образовывать слова с помощью корня суффикса? Верно, соединять корень и суффикс. Например: Футбол + ист =? |
Повторяют упражнения за логопедом
Ученики отгадывают загадки -учитель -воспитатель
Определяют и обозначают графически основу, корень и суффикс в слове
Суффикс стоит после корня Суффикс необходим для образования новых слов
Ответы учащихся : «К корню присоединить суффикс»
Футболист
|
|
Весёлая разминка «Тётя Весельчак» Обеспечить отдых учащихся в зависимости от утомления |
Весёлая разминка под музыку со словами и движениями пальцев, кистей рук, тела, танцевальные движения |
Выполняют движения
|
|
Слайд 9 Игра с мячом
Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
Слайд11 |
А теперь образуйте названия профессий с помощью суффикса – «тель». Называет вид деятельности профессии: Пишет рассказы, романы Водит машину, автобус- Испытывает самолёты Строит здания Спасает людей Оценка деятельности учащихся: «Вы всё делаете хорошо». Запишите названия двух профессий с суффиксом «тель». Выделите суффикс.
Прочитайте названия профессий на слайде.Назовите суффикс |
Ловят мяч и устно образуют слова: · Писатель · Водитель · Испытатель · Строитель · Спасатель
Работают в индивидуальной поурочной карточке
Слайд «Спортивные профессии».Читают , называют суффикс«ист» |
|
Слайд 12 Обеспечить развитие у обучающихся умений самостоятельно применять полученные ранее знания в разнообразных ситуациях
Минутка весёлого отдыха Обеспечить отдых, настроить на дальнейшую работу
Этап обощения и систематизации знаний Слайд 13 Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности в разнообразных ситуациях |
Мне передал почтальон зашифрованное письмо. Это карточки сос словами-профессиями. Составьте одно слово, по известному вам способу.Запишите в индивидуальную карточку, выделите суффикс. Составьте устно предложение с одним словом. Картинки: «слон.волк,арбуз.рыба.щётка,игла,кошка»=сварщик
Давайте отдохнём. Я называю профессию, а вы показываете действия человека этой профессии Молодцы, было весело!
Работа в парах. Развитие коммуникативных навыков общения. Задание:подбери профессию к деятельности, выдели суффикс.
|
Составляют по одному слову,записывают,выделяют основу и суффикс.
• Водитель • Танцор • Рыбак • Футболист • Баскетболист
Работают парами в индивидуальных поурочных карточках
|
|
Играет на баяне |
|
Управляет самолётом |
|
Сваривает металлические конструкции |
|
Слова для контроля: лётчик, баянист,сварщик
|
Прочитайте, что у вас получилось? Добавьте в определение роль суффикса в слове: «Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня … Молодцы,вы очень хорошо работали. Дополнительнойе задание Составь слово из первых звуков:слон,пантера, аист, собака,индюк, барсук, ослик. |
Отвечают, добавляют в определение «служит для образования новых слов».
Учащиеся составляют слово, записывают в поурочную карточку буквы, получается слово «СПАСИБО» |
Этап рефлексии Инициировать рефлексию учащихся по своей деятельности. эмоциональному состоянию, взаимодействию с одноклассниками. |
Чему мы сегодня научились? Что мы делали для этого на занятии? Назовите ключевые слова занятия
|
Ответы учащихся |
Составление картинного плана занятия: |
Развитие репродуктивного мышления- Воспроизведение информации по образцу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.