Подгрупповое коррекционно-развивающее логопедическое занятие во 2 классе по теме: «Звук и буква Д».
Цель: Формирование навыка дифференцировать звук и букву Д.
Задачи:
1.учить различать звук [Д] ;
2.выделять звук [Д] в ряду других звуков, слогов, слов;
3.уточнить характеристику данного звука,
4.учить дифференцировать букву Д на письме;
5.развивать зрительное восприятие;
Оборудование: предметные картинки, карточки с письменным заданием для каждого ребёнка, разрезные картинки, «тактильные буквы».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь за парты.
2. Введение в тему занятия.
На доске висят картинки, на которых изображены дом, дерево, дятел.
Логопед: Назовите, что изображено на картинках на доске.
Ученики: Ответы
Выделение первого звука в словах: дом, дерево, дятел.
Логопед: Какой звук стоит первым в названиях этих слов?
Ученики: Звук [Д]
Логопед: Напишите эту букву в воздухе.
Ученики: выполняют инструкцию
Логопед: Ребята, вы догадались какая тема занятия?
Ученики: Ответы
Логопед: Правильно! Молодцы!
3. Собери картинку.
Логопед: Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем разрезная картинка, которую Вам необходимо собрать.
Ученики собирают разрезную картинку.
Логопед: Кого вы видите на картинке?
Логопед: Верно. Это Дюймовочка. Она сегодня пришла к нам на занятие и принесла много интересных заданий.
4. Уточнение артикуляции звуков [Б] .
Логопед: Дайте характеристику звуку [Д]? (это звонкий согласный. Т.к в произношении участвует голос и шум).
Ученики: ответы
Логопед: При произношении звука какую преграду встречается? (при звуке[д]язык, поднимается к твердому небу ).
Ученики: ответы
5. Характеристика букв Д.
Логопед: Напишите в воздухе букву Д.
Ученики: Выполняют задание
Логопед: Ребята, из каких элементов состоит буква Д?
Ученики: Ответы
6.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Буратино просит вас сделать артикуляционную гимнастику.
«Улыбка», «Трубочка»
Логопед: Вы большие молодцы! Справились все с этим заданием!
7. Игра «Узнай звук» (определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков).
Логопед: Топни ногами, когда услышишь звук [Д] среди других звуков:
Б,д,т,в,ч,ф,б,с,д,г,б,д
Логопед: Топни ногами , когда услышишь звук [Д] в слогах:
Да-би-та-то-до-ба-ди-да-та
Логопед : Топни ногами, когда услышишь звук [Д] в словах:
Арбуз-бабочка-дама-бетон-дыня-двор-мода-свет
Задание 8. Составь букву.
Логопед: У нас на столе лежат доски на резинках. Составьте букву Д, используя резинки. Молодцы! На столе расположены рисунки. Выберите те изображения, где есть буква Д.
Ученики: выполняют инструкцию.
Задание 9. Определить позицию звука в слове.
Логопед: Определи место звука [Д] в словах и распредели их по вагонам. В последний вагон самостоятельно придумай слова.
Суд,дверь, дед, дом,мода,чемодан,дятел,карандаш,код
В начале слова |
В середине слова |
В конце слова |
Придумай |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логопед: Сколько слов получилось в каждом вагоне? Ученики: ответы
Логопед: Молодцы! С заданием справились!
10. Соотнесение звука с буквой.
Логопед: Как на письме обозначим звук [Д]?
Ученики: буквой б.
Логопед: Д- это домик аккуратный,
С высокой крышей двускатной
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д –труба печная.
Логопед: Посмотрите на картинку. Это печатная и прописная буква Д. (плакаты с печатной и прописной буквами Д на доске).
Пишем букву Д:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
11.Физ.минутка
Логопед: Вы устали? Давайте встанем, проведем физическую минутку.
Мы шли, шли.
Следы нашли.
Наклонились, поднялись – дальше пошли.
На счёт раз - согнуться, разогнуться.
На счёт два – подтянуться.
На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
На счёт пять - тихо сесть.
12. Игра «Один-много».
Логопед: Дюймовочка предлагает поиграть в интересную игру. Я называю предмет в единственном числе, а вы называете во множественном числе.
Дом-дома
Дверь-двери и т.д
Логопед: Вы справились с этим нелегким заданием! Молодцы!
Задание 12. «Найди правильно написанные буквы»
Логопед: Найди правильно написанную букву д и обведи ее по контуру.
Логопед: Обведи букву д по контуру.
Логопед: Сколько букв д у тебя получилось?
Задание 13. «Исправь и подчеркни»
Логопед: Что не так с текстом? Исправь ошибки, спиши текст правильно. Подчеркни букву д – двумя чертами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14. «Встать подходящую букву»
Логопед: Вставьте подходящие буквы б или д в слова. Прочитайте.
Задание 15. Зрительная гимнастика.
Логопед: Ребята, следите глазами за направлением указки.
Ученики: выполняют инструкцию.
Логопед: Двигаем глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмуримся и посчитаем до десяти. Представим себе большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
Ученики: выполняют инструкцию.
Задание 16. «Найди спрятанные слова».
Логопед: Буратино подготовил для нас интересное задание. Но когда он собирался к нам, слова слились в одно большое. Нам нужно разделить эти слова.
деньдворборарбузсуддокладдверь
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 17. «Встать букву».
Логопед: Буратино принёс вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу словом из правого столбика и вставить букву д / б
__елка заготавливает припасы на зиму.
Мы переехали в новый __ом.
Про__авец про__ает вкусные ар__узы.
Сту__ент купил __утылку во__ы.
Сосе__и ремонтируют вхо__ную __верь.
Игра 18. Пальчиковая гимнастика (выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов).
Логопед: Разомнем наши пальцы.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнечный денёк!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!»
Задание 19. «Наложенные предметы»
Логопед: Назовите изображенные предметы. Заштрихуйте те рисунки, в которых есть буква б.
20. Итог занятия.
Логопед: Какую тему мы сегодня проходили?
- Как вы считаете, со всеми заданиями справились?
- Какие задания вызвали трудности?
- Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
Список используемых источников:
1. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006
2. Бурина Е.Д. Такие похожие буквы. - Санкт-Петербург:КАРО,2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.