Логопедическое занятие "Автоматизация звука «С» в словах и предложениях. Лексическая тема: Зимующие птицы"

  • Памятки
  • Работа в классе
  • Рабочие тетради
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лексическая тема: Зимующие пицы Цели: коррекционные: продолжать учить четко произносить «С» в слогах, словах и предложениях, уточнить артикуляцию звука «С», совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), развивать межполушарное взаимодействие, обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи), совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи), развивать высшие психические процессы;
Иконка файла материала конспект.docx
Лексическая тема: Зимующие пицы Цели: коррекционные: продолжать учить четко произносить «С» в слогах, словах и предложениях, уточнить артикуляцию звука «С», совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), развивать межполушарное взаимодействие, обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора  родственных слов (парадигматические связи), совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи), развивать высшие психические процессы; обучающие: совершенствовать навык составления рассказа; здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся; продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание. воспитательные: формировать положительную учебную мотивацию, воспитывать чувство эмпатии (сопереживания); воспитывать бережное отношение к природе. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Подготовительный этап 1. Мобилизирующий этап Речевка: Я ­ добрый, Я – умный, Я – сильный,Я все смогу! 2.Пальчиковая гимнастика. Птичка прилетела, Головкой повертела. Поклевала крошки Из моей ладошки. Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула. II. Основная часть I. Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задачи Прием: включение в игру. Отгадайте загадку: Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу И еще красней зимой ярко­красный галстук мой. (Cнегирь) ­ Что вы знаете о той птице? ­ Где она живет? ­ Когда прилетает к нам? ­ Произнесем. Какой звук слышим в начале слова? ­ Тема нашего занятия звук [C] и зимующие птицы. 2. Задача: развитие фонематического восприятия. 1. Дайте характеристику звуку «С» 2. Хлопните в ладоши, когда услышите Звук С – В, Ф, С, Ц, Ж, С, Ж. в слогах – СА, ШУ, ЩА, ЗЫ, СУ, АС, УЗ. в словах – сод, волк, маска, слон, фонарь, нос 3. Задача: развитие звукового анализа и синтеза. ­ А теперь добавьте к моему слову звук «С», какое слово получится? Тройка – (стройка), наряд – (снаряд), мех – (смех) – словарная работа 4. Динамическая пауза – гимнастика для глаз.Задача: снятие усталости и напряжения с глаз. Игра «Муха». Нашли на потолке муху. Проводим ее взглядом, посадим на правое колено, затем на левое  колено, поймаем ее в кулачок, послушаем ее С – С­ С. Отпустите . 5. Чистоговорки ­ Сейчас мы проговорим чистоговорки: СА –СА – СА – вот летит оса, СУ – СУ – СУ– не боюсь осу, ЕС – ЕС – ЕС ­ отправляемся мы в лес. 6 Путешествие в лес. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь ­ Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются  зимующими. ­ Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно) ­ Легко ли им найти корм там, где много снега? (В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много). ­ Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В нашей школе проходит операция: “Птицам – нашу заботу”. У нас такой обычай, как выпадет снежок Дощатый домик птичий Повесить на сучок. ­ Что это за домик дощатый? ­ Ребята, вы знаете что птички любит кушать? (крошки, зёрна, семечки). ­ А кто же прилетит к нашим кормушкам? Спинкой зеленовата, Животиком желтоватаЧерненькая шапочка И полоска шарфика.(Cиничка) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплые края не улетаю Здесь под крышей обитаю, Чик­чирик! Не робей! Я бывалый… (Воробей) Что за птица, Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У нее птенцы в гнезде? (Клест) Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (Свиристели) (Определяем место звука [С] в словах ) 8. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки» ­ Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова: Синица, снегирь, свиристели, клесты. 9. Динамическая пауза Задача: снятие усталости и напряжения. Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.) Ели — елки ­ елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.) Лежат на елях небеса, (Руки вверх.) На елках ­ птичьи голоса, (Руки в стороны.) Внизу на елочках — снега (Руки — вниз, присели.) 11. Составление предложений по картине­ Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать,  что на ней изображено. ­ Как называется домик с кормом для птиц? ­ Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? ­ Какие птицы прилетели к кормушке? ­ Сколько птиц прилетело? ­ Почему нужно помогать птицам зимой? 8. Обобщение. ­ Посмотрите на картину и назовите все слова, начинающиеся со звука «С». III. Заключительная часть Задача: подвести итог занятия. Пусть ваша забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях. Пусть пернатые  прилетают к нам. Здесь каждый день будет ждать свежий корм. А если увидите  закоченевшую птичку, ее можно обогреть в тепле, накормить и обязательно выпустить на  волю. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.Но помните: при развешивании кормушек надо соблюдать несложные правила. ­ Кормушки для птиц должны быть скромными, лучше не яркими. ­ При закреплении кормушек на деревья не обламывайте ветки, не повреждайте ствол. ­ Во время подкормки птиц не оставляйте газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные  банки и коробочки. ­ Постоянно следите, чтобы не было снега в кормушках. ­ Вовремя, желательно в один и тот же час, подсыпайте корм.ХОД ЗАНЯТИЯ Речевка: Я ­ добрый, Я – умный, Я – сильный, Я все смогу! 2.Пальчиковая гимнастика. Птичка прилетела, Головкой повертела. Поклевала крошки Из моей ладошки. Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула. II. Основная часть 1. Отгадайте загадку: Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу И еще красней зимойярко­красный галстук мой. (Cнегирь) ­ Что вы знаете о той птице? ­ Когда прилетает к нам? ­ Произнесем. Какой звук слышим в начале слова? ­ Тема нашего занятия звук [C] и зимующие птицы. 2. Дайте характеристику звуку «С» 3. Хлопните в ладоши, когда услышите Звук С – В, Ф, С, Ц, Ж, С, Ж. в слогах – СА, ШУ, ЩА, ЗЫ, СУ, АС, УЗ. в словах – сод, волк, маска, слон, фонарь, нос 4 . Задача: развитие звукового анализа и синтеза. ­ А теперь добавьте к моему слову звук «С», какое слово получится? Тройка – (стройка), наряд – (снаряд), мех – (смех) – словарная работа 5. Гимнастика для глаз. Игра «Муха». Нашли на потолке муху. Проводим ее взглядом, посадим на правое колено, затем на левое  колено, поймаем ее в кулачок, послушаем ее С – С­ С. Отпустите . 6. Чистоговорки ­ Сейчас мы проговорим чистоговорки: СА –СА – СА – вот летит оса, СУ – СУ – СУ– не боюсь осу, ЕС – ЕС – ЕС ­ отправляемся мы в лес. 7. Путешествие в лес. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь ­ Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются  зимующими. ­ Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)­ Легко ли им найти корм там, где много снега? (В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много). ­ Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В нашей школе проходит операция: “Птицам – нашу заботу”. У нас такой обычай, как выпадет снежок Дощатый домик птичий Повесить на сучок. ­ Что это за домик дощатый? ­ Ребята, вы знаете что птички любит кушать? (крошки, зёрна, семечки). ­ А кто же прилетит к нашим кормушкам? Загадки: Спинкой зеленовата, Животиком желтовата Черненькая шапочка И полоска шарфика.(Cиничка) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплые края не улетаю Здесь под крышей обитаю, Чик­чирик! Не робей! Я бывалый… (Воробей) Что за птица, Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У нее птенцы в гнезде? (Клест) Северные гостиКлюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (Свиристели) (Определяем место звука [С] в словах ) 8. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки» ­ Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова: Синица, снегирь, свиристели, клесты. 9. Физминутка Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.) Ели — елки ­ елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.) Лежат на елях небеса, (Руки вверх.) На елках ­ птичьи голоса, (Руки в стороны.) Внизу на елочках — снега (Руки — вниз, присели.) 10. Составление предложений по картине ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать,  что на ней изображено. ­ Как называется домик с кормом для птиц? ­ Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? ­ Какие птицы прилетели к кормушке? ­ Сколько птиц прилетело? ­ Почему нужно помогать птицам зимой? 11. Обобщение. ­ Посмотрите на картину и назовите все слова, начинающиеся со звука «С». III. Заключительная часть Пусть ваша забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях. Пусть пернатые  прилетают к нам. Здесь каждый день будет ждать свежий корм. А если увидите  закоченевшую птичку, ее можно обогреть в тепле, накормить и обязательно выпустить на  волю. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.