Лексическая тема: Зимующие пицы
Цели:
коррекционные:
продолжать учить четко произносить «С» в слогах, словах и предложениях,
уточнить артикуляцию звука «С»,
совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
развивать межполушарное взаимодействие,
обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи),
совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
развивать высшие психические процессы;
Лексическая тема: Зимующие пицы
Цели:
коррекционные:
продолжать учить четко произносить «С» в слогах, словах и предложениях,
уточнить артикуляцию звука «С»,
совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
развивать межполушарное взаимодействие,
обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора
родственных слов (парадигматические связи),
совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
развивать высшие психические процессы;
обучающие:
совершенствовать навык составления рассказа;
здоровьесберегающие:
содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание.
воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию,
воспитывать чувство эмпатии (сопереживания);
воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Подготовительный этап
1. Мобилизирующий этап
Речевка: Я добрый,
Я – умный,
Я – сильный,Я все смогу!
2.Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула.
II. Основная часть
I. Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задачи
Прием: включение в игру.
Отгадайте загадку:
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
яркокрасный галстук мой. (Cнегирь)
Что вы знаете о той птице?
Где она живет?
Когда прилетает к нам?
Произнесем. Какой звук слышим в начале слова?
Тема нашего занятия звук [C] и зимующие птицы.
2. Задача: развитие фонематического восприятия.
1. Дайте характеристику звуку «С»
2. Хлопните в ладоши, когда услышите
Звук С – В, Ф, С, Ц, Ж, С, Ж.
в слогах – СА, ШУ, ЩА, ЗЫ, СУ, АС, УЗ.
в словах – сод, волк, маска, слон, фонарь, нос
3. Задача: развитие звукового анализа и синтеза.
А теперь добавьте к моему слову звук «С», какое слово получится?
Тройка – (стройка), наряд – (снаряд), мех – (смех) – словарная работа
4. Динамическая пауза – гимнастика для глаз.Задача: снятие усталости и напряжения с глаз.
Игра «Муха».
Нашли на потолке муху. Проводим ее взглядом, посадим на правое колено, затем на левое
колено, поймаем ее в кулачок, послушаем ее С – С С. Отпустите .
5. Чистоговорки
Сейчас мы проговорим чистоговорки:
СА –СА – СА – вот летит оса,
СУ – СУ – СУ– не боюсь осу,
ЕС – ЕС – ЕС отправляемся мы в лес.
6 Путешествие в лес.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются
зимующими.
Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)
Легко ли им найти корм там, где много снега?
(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).
Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода.
В нашей школе проходит операция: “Птицам – нашу заботу”.
У нас такой обычай,
как выпадет снежок
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок.
Что это за домик дощатый?
Ребята, вы знаете что птички любит кушать? (крошки, зёрна, семечки).
А кто же прилетит к нашим кормушкам?
Спинкой зеленовата,
Животиком желтоватаЧерненькая шапочка
И полоска шарфика.(Cиничка)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплые края не улетаю
Здесь под крышей обитаю,
Чикчирик! Не робей!
Я бывалый… (Воробей)
Что за птица,
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
(Определяем место звука [С] в словах )
8. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, свиристели, клесты.
9. Динамическая пауза
Задача: снятие усталости и напряжения.
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — снега (Руки — вниз, присели.)
11. Составление предложений по картине Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать,
что на ней изображено.
Как называется домик с кормом для птиц?
Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Какие птицы прилетели к кормушке?
Сколько птиц прилетело?
Почему нужно помогать птицам зимой?
8. Обобщение.
Посмотрите на картину и назовите все слова, начинающиеся со звука «С».
III. Заключительная часть
Задача: подвести итог занятия.
Пусть ваша забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях. Пусть пернатые
прилетают к нам. Здесь каждый день будет ждать свежий корм. А если увидите
закоченевшую птичку, ее можно обогреть в тепле, накормить и обязательно выпустить на
волю.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Но помните: при развешивании кормушек надо соблюдать несложные правила.
Кормушки для птиц должны быть скромными, лучше не яркими.
При закреплении кормушек на деревья не обламывайте ветки, не повреждайте ствол.
Во время подкормки птиц не оставляйте газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные
банки и коробочки.
Постоянно следите, чтобы не было снега в кормушках.
Вовремя, желательно в один и тот же час, подсыпайте корм.ХОД ЗАНЯТИЯ
Речевка: Я добрый,
Я – умный,
Я – сильный,
Я все смогу!
2.Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула.
II. Основная часть
1. Отгадайте загадку:
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимойяркокрасный галстук мой. (Cнегирь)
Что вы знаете о той птице?
Когда прилетает к нам?
Произнесем. Какой звук слышим в начале слова?
Тема нашего занятия звук [C] и зимующие птицы.
2. Дайте характеристику звуку «С»
3. Хлопните в ладоши, когда услышите
Звук С – В, Ф, С, Ц, Ж, С, Ж.
в слогах – СА, ШУ, ЩА, ЗЫ, СУ, АС, УЗ.
в словах – сод, волк, маска, слон, фонарь, нос
4 . Задача: развитие звукового анализа и синтеза.
А теперь добавьте к моему слову звук «С», какое слово получится?
Тройка – (стройка), наряд – (снаряд), мех – (смех) – словарная работа
5. Гимнастика для глаз.
Игра «Муха».
Нашли на потолке муху. Проводим ее взглядом, посадим на правое колено, затем на левое
колено, поймаем ее в кулачок, послушаем ее С – С С. Отпустите .
6. Чистоговорки
Сейчас мы проговорим чистоговорки:
СА –СА – СА – вот летит оса,
СУ – СУ – СУ– не боюсь осу,
ЕС – ЕС – ЕС отправляемся мы в лес.
7. Путешествие в лес.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются
зимующими.
Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно) Легко ли им найти корм там, где много снега?
(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).
Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода.
В нашей школе проходит операция: “Птицам – нашу заботу”.
У нас такой обычай,
как выпадет снежок
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок.
Что это за домик дощатый?
Ребята, вы знаете что птички любит кушать? (крошки, зёрна, семечки).
А кто же прилетит к нашим кормушкам?
Загадки:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Cиничка)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплые края не улетаю
Здесь под крышей обитаю,
Чикчирик! Не робей!
Я бывалый… (Воробей)
Что за птица,
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест)
Северные гостиКлюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
(Определяем место звука [С] в словах )
8. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, свиристели, клесты.
9. Физминутка
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — снега (Руки — вниз, присели.)
10. Составление предложений по картине
Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать,
что на ней изображено.
Как называется домик с кормом для птиц?
Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Какие птицы прилетели к кормушке?
Сколько птиц прилетело?
Почему нужно помогать птицам зимой?
11. Обобщение.
Посмотрите на картину и назовите все слова, начинающиеся со звука «С».
III. Заключительная часть
Пусть ваша забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях. Пусть пернатые
прилетают к нам. Здесь каждый день будет ждать свежий корм. А если увидите
закоченевшую птичку, ее можно обогреть в тепле, накормить и обязательно выпустить на
волю.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.