Логоритмические упражнения и их использование
Зеленкова А.В., учитель - логопед
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников
Дыхательно – артикуляционный тренинг
«Ветер, ветер...» Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Поющий мяч» Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
«Что - где?» Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей; Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Шейка, Мягкие поглаживания по щекам; Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке
«Гречневая кукла» Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова - ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами, туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки: Например: «Вот какие мы большие Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!». «Ножки мыли? - Мыли! - Ручки мыли? - Мыли! - Щечки мыли? - Мыли! - Все помыли! И теперь Пальчиковая игра «Капуста»
мы чистые, зайчики пушистые!»
Хором.
Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх-вниз. Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. Огородная семейка, В танец, в танец поскорей-ка.
Речевые игры и ролевые стихи
«Повстречались» Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».
«Озвучиваем сказки» Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Болото! Его не обойти?» Дети: «Его не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» («чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки). Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…(дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Река! Ее не обойти?» Дети: «Не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» Дети: (языком) «Буль–буль-буль!»Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Лес! Страшный лес». Дети: «У-у-у». Педагог: «Дремучий лес». Дети: «Ш-ш-ш».
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям).
Игро-гимнастика
«У ребят порядок строгий…» Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я!» После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.
Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.
Игро-ритмика
«Солнышко и дождик» Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича , «Дождик» музыка А.Александрова Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. в) в вокальных импровизациях Педагог: «Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть!» Под 1 часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: «По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел!» Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Эмоционально-волевой тренинг
«Звери лесные» Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
«Здравствуй» Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
Креативный тренинг
«Шляпы» Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.
Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей. Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!»Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
Упражнение на релаксацию
Устали овощи, сели отдыхать.Отдувается капуста: «Ах! Ах!»Обмахивать лицо ладошками.Морковка: «Эх! Эх!»Хлопать по коленям.Горох: «О-хо-хох!»Легко ударять пальчиками по коленям.Огурец: «Ух! Ух!»Хлопать в ладоши.
Список использованной литературы:
1. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития. 2007.
2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985
3. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией ( Методические разработки к проведению коррекционных занятий). - СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.
4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.
5. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
6. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: »ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.:»ТС СФЕРА»2003
8. Кныш В.А. ,Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ»,2009.
9. Лопухина И.С. Логопеди - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.:» Дельта» 2004.
10. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.: »ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.