Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
1.4. Суть понятий: «патриотизма» и «национализма» в социально-философском аспекте
Нравственное достоинство нации состоит в умении общаться с другими народами. Поведение большой нации в отношении малых, живущих на ее территории, входящих в ее состав, по мнению Д.С. Лихачева, должно быть таким же, как у сильного человека по отношению к слабому: предупредительным, уважительным, «социальным» в широком смысле. Тогда такая страна позволяет относиться к себе как к цивилизованной державе. История постоянно учит нас этому. Культурный изоляционизм еще никогда не приносил добра.
Рассмотрим суть понятия «патриотизм» в работах следующих авторов: А.А. Гусейнова, И.С. Кона, А.В. Петровского, И.Т. Фролова, Н.И. Жукова, Е.С. Рапацевича.
В переводе с греческого «патриотизм» означает «родина». По мнению И.С. Кона, это социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Он проявляется в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям. Как социально-психологическое чувство патриотизм зарождается в древности в форме привязанности к родным местам, своей общности, привычному укладу жизни.
В книге Д.С. Лихачева «Заметки и наблюдения» мы читаем, что для средневекового человека патриотизм – это восхищение собственной военной силой, силой своего народа. Побеждать врага – это значит овладевать большими территориями. Это говорило о нравственном достоинстве народа, его бесстрашии, решимости рисковать своей жизнью ради Отчизны. Д.С. Лихачев как исследователь древнерусской литературы пишет, что любовь к родине и к русскому народу позволила автору «Слова о полку Игореве» подглядеть и подслушать своим творческим воображением и беседу Игоря с Донцом, и пение дев на Дунае, и тревожные знамения природы, и радость русских городов и сел по поводу возвращения Игоря из плена, и даже злобный и торопливый разговор ханов Гзака и Кончака, гонящихся за Игорем. Именно она, любовь к родине, являлась его подлинной вдохновительницей. Она же, любовь к родине, высоко подняла его над пределами своего времени, сделала его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной художественной правды.
Обращаясь к философскому словарю под ред. И.Т. Фролова, мы отмечаем для себя, что с углублением социальных антагонизмов в содержании патриотизма складываются классовые компоненты. Это порождает сложную проблему взаимоотношений классового и общечеловеческого, классового и национального. Патриотизм – одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность.
Этой же точки зрения придерживается доктор психологических наук Е.С. Рапацевич. В «Современном словаре по педагогике» автор пишет, что проблема патриотизма приобрела особую актуальность в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции… Патриотизм нельзя противополагать интернационализму.)
Вот, например, что писал Д.С. Лихачев в «Заметках о русском»: «Судьба распределила между ними (народами) задачи: развить ту или другую сторону общего человека… только тогда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ, применительно к условиям своего материального состояния, исполнит свою задачу. Резких различий в народных задачах нет, потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий идеал, только оттененный местными красками».
По мнению А.В. Петровского межэтнические отношения играют чрезвычайно важную роль в развитии национальных интересов.
В социальной психологии и этнопсихологии выделяются 2 уровня межэтнических отношений – личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни – в области политики, труда, быта, семьи, дружеского неформального общения. Характер их может быть дружественным, нейтральным либо конфликтным.
Писатель Д.С. Лихачев приходит к выводу о том, что «народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа – хотя бы на тех, кто не признает национализма. В высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива. Активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели.
Национализм же – это подлейшее из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Великий народ со своей большой культурой, национальными традициями обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру.
Национализм – принцип политики и идеологии в национальном вопросе. Умеренный национализм предполагает национальное самосознание, в то время как чрезмерный национализм означает шовинизм, утверждение национальной исключительности, национального превосходства. Это определение принадлежит профессору Н.И. Жукову.
И.Т. Фролов, отражая характер взаимоотношений наций при капитализме, выделяет две формы национализма: великодержавный шовинизм господствующей нации, которому свойственно пренебрежительное отношение к другим нациям, и местный шовинизм угнетенной нации, отличающийся стремлением к национальной замкнутости и недоверием к другим нациям.
Подводя итог, мы склонны согласиться с определением этого понятия, данного Е.С. Рапацевичем: «Национализм – идеология, политика и социальная практика, сущностью которых является идея национальной исключительности, превосходства социокультурных ценностей своего народа и их принижение у других народов. Национализм на практике ведет к подозрительности и недоверию, национальной вражде, обособленности. Национализм проявляется в реальной жизни в многообразных формах: от открытого национализма, шовинизма и расизма до «мягких» форм национального самовосхваления, наукообразного обоснования особых заслуг и достоинств своего народа. Национализм придает национальным конфликтам особенно ожесточенный характер». Продолжая эту мысль, мы читаем у Д.С. Лихачева: когда писатель, художник становится националистом, это не просто плохо. Это ужасно и опасно. Все виды национализма антигуманны, страшны и порождают неконтролируемые последствия.
Если же мы обратимся к духовной традиции, философской мысли в историческом аспекте путей развития России, то отметим, что она противоположна, т.е. гуманистического типа. Интересные факты приведены в статье доктора экономических наук В.Т. Пуляева.
Вот некоторые из них.
XII век. Князь Владимир Мономах, обращаясь к детям своим, восклицает: «Что есть человек, как подумаешь о нем?» Он полагает, что мир сотворен «человека ради» «на снедь, на веселие». («Повесть временных лет»)
XVI век. Знаменитый писатель – книжник Феодосий, прославившийся своим новым учением, провозглашает равенство всех народов, всех вер. «Немцы, татары, русские – все суть едины у Господа.»
А каким страстным гуманизмом, какой неизбывной любовью к простому человеку пронизано творчество гениального А.Н. Радищева. Вслушаемся в его вдохновенные трепетные слова: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». («Путешествие из Петербурга в Москву»)
Вспомним В.Г. Белинского. В одном из своих писем он говорит о бессмысленности всего мирового строя, если в нем остается хоть одно страдающее существо. Точно так же думал и Ф.М. Достоевский. Факты можно приводить еще и еще. Однако достаточно и этих, чтобы причислить себя к традиции российского гуманизма.
Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются самые различные народы – по обычаям, традициям, характеру.
Как ученый, Д.С. Лихачев занимался древнерусской литературой. В ней, как подчеркивал он, наряду с русскими писателями выступили болгары (Киприан, Г. Цамблак), сербы (Пахомий Логофет, Аникита Лев Филолог), греки (Максим Грек), хорваты (Юрий Крижанич), поляки (Андрей Белобоцкий), мордвины (протопоп Аввакум и его противник – патриарх Никон), белорусы, украинцы… Все они включались в созидательный процесс развития русской литературы.
Мы все граждане своего народа, своей страны и граждане всего земного шара.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.