Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» 2.4. Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры. (Татаринцева Анна, 9 кл.)
Оценка 4.9

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» 2.4. Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры. (Татаринцева Анна, 9 кл.)

Оценка 4.9
Видео +2
docx
Междисциплинарный 5
9 кл—11 кл
28.07.2020
Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» 2.4. Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры.  (Татаринцева Анна, 9 кл.)
Вода, какой она бывает, меняет ли ее структуру молитва, в сказках живая и мертвая вода.
Кабанюк бабанова 10.docx

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»

2.4. Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры.  (Татаринцева Анна, 9 кл.)

Каждый человек, даже далекий от веры, слышал, что во многих религиях вода играла священную роль.

Вода святая — обыкновенная по составу, происхождению (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная) – чудесно приобретает освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим...». Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?

«Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода.

При вхождении в иудаизм человека «крестили», то есть окунали в специальную купель. Погружения в воду практиковали иудейские ессеи – аскетическое мессианское движение около христианского времени. К священным водам Нила в священные дни приходили египтяне, чтобы омыться и набрать воды. Индусы и сегодня миллионами стекаются к реке Ганг, чтобы окунуться в ее мутные страшно загрязненные разными стоками воды.

Религиоведы фантазируют, что эта «тяга к погружению» в воду, возможно, является следствием генетической памяти живых существ, помнящих, что все живое вышло из воды.

Психологи могут сказать, что в воду нас влечет подсознание, что это стремление к материнскому лону, околоплодной жидкости, в которой плавали мы 9 месяцев до рождения.

Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Соком жизни»  назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.

Почему? Однажды после завершения работы по теме «Семантика слова – семантика жизни» я листала  книгу для детей «Анатомия человека» и меня поразил рисунок. Я увидела картинку: ребенок в утробе матери в воде. Почему? Как ребенок живет в воде? В мире ничего нет случайного.  Значит, я должна разобраться в этом. Так я начала проект-исследование.

На уроках литературы, анализируя произведения классических поэтов и писателей, я обратила внимание, что вода описывается как образ какого-то таинственного живого героя. Меня всегда привлекали символы (культурные метафоры) в древнерусской культуре и литературе. В старинных мифах, преданиях, былинах реки почитались то ли богами, то ли мифическими богатырями (Нил в Египте, Ганг в Индии почитались священными), изображались в виде божеств.  Древние предания тесно связаны с реками, вблизи которых издавна селился народ. В русском фольклоре река Волга называется матушкой, Днепр батюшка (в украинском),  как живое существо, со своей волей и характером; она властительница и хранительница одновременно.

Поэтому  высказывание «зачерпнуть шеломом воду из реки» (в «Слове о полку Игореве») имело далеко идущий смысл: оно означало приобщение к силе реки и ее покорение, а также овладение тем пространством, которое находится за рекой.

Вода — это один из первоэлементов, стихия воды почиталась главной. Ведь землю можно обработать, от ветра укрыться, а водная стихия почти всегда сильнее человека, это самая грозная стихия (она сравнима лишь с огнем). Чтобы утихомирить бурю на море в древности, бросали в воду людей — приносили жертву, дабы умилостивить божество. «Легенда о Садко» сохранила для нас следы этого обычая, Итак, водная стихия считалась живой в прямом смысле этого слова и символом жизни. В сказках встречается мертвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь.

Реки считались дорогой в иной мир. Поэтому умерших пускали в ладьях по течению; такой обычай до сих пор существует в некоторых местностях в Индии. Поэтому, во времена Святого князя Владимира, свергнув деревянных идолов, которым киевляне раньше поклонялись, их сбросили в Днепр. Пришедшие в ветхость иконы не уничтожали, а пускали по воде.

Согласно Библии, рай окружают райские реки. В русских (и не только) народных сказаниях рай отделен огненной рекой, и грешник не может ее перейти (вспомните волшебные сказки). В древнегреческих мифах загробный мир отделен от нашего подземными реками. Очень часто тамошний мир виделся в океане. Таковы острова блаженных у греков.

В христианской литературе вода, река, озеро — символ жизни.  В Похвале князьям Борису и Глебу они названы потоком, текущим от колодца живоносной воды, которая исцеляет верующих. О княгине Ольге говорили, что она, как губка, впитывала в себя христианское учение.

Вода играет огромную роль в обрядах и таинствах православия. Воду освящают, а затем кропят ею людей, вещи, дома для ограждения их от нечисти. В воде крестят, т. к. прохождение через воду у многих народов, в том числе и нехристианских, рассматривается как прохождение через иной мир, где человек обретает новое состояние, мудрость и силу.

О воде можно многое узнать— такой это распространенный и емкий символ. Разумеется, в древности люди прекрасно были осведомлены о практических свойствах воды: водой утоляют жажду, моются, по воде иногда легче передвигаться, чем по земле... Но насколько же богаче были у них представления, чем у современного человека!

В «Слове» есть такое место: «когда половцы наступают, реки мутно текут». Мутная вода — это символ половецкого наступления, т. е. поражения русичей (вспомните, в сказках: мутнеет или подергивается кровью вода, оставленная в кринке героем, значит, с ним случилась беда).

Вспомним еще одно сравнение: бурное море изображает жизнь, полную волнений и невзгод. Мутные реки и бурное море — это символы; поражение русских и бедственная жизнь — явления, связанные с символами. В этих примерах водная стихия как бы связана с людьми — так и полагали в древности.

Природа страдала и радовалась вместе с людьми. Когда князь Игорь разбит, клонятся трава и деревья («никнет трава от жалости, а дерево с тоскою к земле приклонилось»), Ярославна обращается к природным стихиям (ветру, реке, солнцу) с призывом разделить ее горе.

Завершив работу над проектом, я поняла,  что узнала много о себе, о проблеме, над которой трудилась, много нового. Актуальность моего проекта-исследования состоит в том, что  вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. Главное то, что вода – величайшая ценность для всех жителей Земли и это Божий Дар, к которому мы привыкли и разрешаем себе относиться безответственно. Но Дар дается для добрых дел, если их не совершать, то можно его потерять.

Итогом любого проекта становится творческий продукт. Я с радостью представляю вам свой.

Тема исследования воды увлекла всю нашу семью, и моя младшая сестренка третьеклассница Настя, прочитав рассказ Инны Ищук «Радуга» (проза Приднестровья), нарисовала картину и подарила ее мне для проекта. Яркие краски лета и капельки дождя – это слова небес, обращенные к нам: «Любите этот мир, берегите его»

Листая сборники поэтов нашего края, я прочла строчки Л.Кабанюк и Л.Кудрявцевой,  Н. Самоний и В.Пилецкой, А.Лосевой и А.Блинова.

И получилась картина-пейзаж «На берегу Днестра».

Каждый из нас любит гулять по родной столице, а я еще и фотографировать, так началась галерея «Серебряные струи любимой столицы».

 Для старшеклассников нашей школы я разработала анкету о замечательных свойствах воды. Вот некоторые из ее вопросов:

ü    Согласны ли вы с выражением "Вода – это сок жизни"

ü    Знаете те ли вы какой подарок сделал И.К Айвазовский жителям Феодосии?

ü    Ваше мнение: Почему у различных народов и религий есть обряд погружения в воду?

ü    Известен ли вам обряд освящения дома?

ü    Знаете ли вы откуда пошло название Днестр?

Всем известны слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…»

Вода святая — обыкновенная по составу, происхождению (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная) – чудесно приобретает освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.


 

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» 2

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» 2

На уроках литературы, анализируя произведения классических поэтов и писателей, я обратила внимание, что вода описывается как образ какого-то таинственного живого героя

На уроках литературы, анализируя произведения классических поэтов и писателей, я обратила внимание, что вода описывается как образ какого-то таинственного живого героя

Вода играет огромную роль в обрядах и таинствах православия

Вода играет огромную роль в обрядах и таинствах православия

Листая сборники поэтов нашего края, я прочла строчки

Листая сборники поэтов нашего края, я прочла строчки
Скачать файл