"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)
Оценка 5

"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
5 кл
12.04.2018
"Луна -  спутник Земли" (5 класс, география)
Данная тема изучается в разделе "Планета Земля". Обучающиеся, совершая космическое путешествие, дают астрономическую характеристику естественному спутнику Земли, учатся определять фазы Луны, узнают о версии её происхождения, о влиянии спутника на земную природу и здоровье человека. Готовясь к изучению нового материала, дети выполняют опережающие задание.
5 класс. Луна.doc
Тема: Луна – спутник  Земли (5 класс)     Цели: 1. Дать астрономическую характеристику Луне; научить определять фазы Луны; рассмотреть влияние Луны на Землю. 2. Развивать наблюдательность, исследовательскую деятельность. 3. Воспитывать   материалистическое   мировоззрение,  интерес   к   изучению предмета. Оборудование:  учебные   плакаты   на   тему   «Вселенная»,   иллюстрации   фаз Луны,   глобус   Луны,   электролампа,   мячики   разного   размера,   фотографии Луны. Тип урока: изучение нового материала (космическое путешествие). Опережающие задание:  учащиеся готовят сообщения об  астрономической характеристике Луны и ее исследовании, о влиянии Луны на природу Земли и организм человека. Ход урока: Ι .Организационное начало урока ΙΙ .Актуализация опорных знаний Диктант (учащиеся дополняют вопрос или предложение учителя) 1.За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24ч или  1 сутки). 2.Земля имеет форму … (шара, геоида). 3.Сезонные изменения на определенных участках нашей планеты происходят потому, что … (ось Земли наклонена к плоскости ее орбиты). 4.После   22   декабря   световой   день   увеличивается   до   дня   …,   а   потом уменьшается. (22 июня) 5.Земля получила название «голубая планета» потому, что … (воды больше, чем суши). 6.Следствием вращения Земли вокруг своей оси является …  (смена дня и ночи). 7.Количество солнечного тепла света, поступающего на земную поверхность, зависит от … (угла падения солнечных лучей). 8.Земля вращается вокруг Солнца на … орбите. (Третьей) 9.Линия, которая делит Землю на северное и южное полушария называется … (экватором). 10.Модель Земли – это … (глобус). 11.Продолжительность   дня   и   ночи   бывает   одинаковой   …  (21   марта,   23 сентября). 12.Точки,   в   которых   земная   ось   пересекается   с   земной   поверхностью, называют … (полюсами). ΙΙΙ .Мотивация, сообщение темы и цели урока 1 Сегодня мы совершим космическое путешествие, и вы познакомитесь  еще с одним небесным телом. Послушайте о нем загадку.                                                 Украшал ночную синь                                                 Серебристый апельсин.                                                 А прошла неделька только,                                                 От него осталась долька. (Луна.) Каждый раз на ночном небе появляется таинственное небесное светило, имя которому – Луна. Знания о Луне достаточно важны, так как о влиянии Луны на природу Земли и организм человека говорят сейчас почти каждый день. ΙV.Сообщение темы и целей урока Луна – единственный природный спутник Земли. И на уроке вы узнаете о ее форме и размерах, поверхности, об образовании и фазах Луны, о влиянии Луны на земную поверхность. V.Изучение нового материала  Итак, мы отправляемся на Луну.  Станция №1. Какая она? (Астрономическая характеристика Луны)  Выступление астронома (сообщение учащегося) Луна – второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также она   является   первым   и   единственным   небесным   телом,   помимо   Земли,   на котором побывал человек. Форма Луны близка к шару. Расстояние от Земли до Луны – 384467км, поэтому она нам кажется маленькой, хотя её диаметр лишь  в 4  раза  меньше  диаметра  Земли.  Масса  Луны  меньше  массы  Земли приблизительно в 80 раз. Притяжение Луны примерно в 6 раз слабее, чем притяжение   Земли,   поэтому   там   нет   атмосферы,   молекулы   газов   легко преодолевают   её   малое   притяжение.   Из­за   отсутствия   атмосферы   перепад температур на Луне очень большой: от +130°С на освещенной поверхности до ­170°С – на неосвещенной. По этой же причине на Луне не слышно звуков и нет ветра. Солнечные лучи не рассеиваются в атмосфере, поэтому небо над Луной   всегда   черное.   На   Луне   есть   горы   и   равнины.   Вся   поверхность прокрыта кратерами – это удары метеоритов. Станция №2. Как она возникла? (Происхождение Луны) Послушайте, как отвечает на этот вопрос легенда. На Луне появилась жизнь на одну стадию раньше, чем на Земле. Но температура   новой   туманности,   из   которой   возникла   Земля,   была   очень высока. Благодаря этому поверхность Луны нагрелась до такой степени, что вся   вода   и   летучие   вещества   перешли   в   газообразное   состояние   и   новая планета, то есть Земля, стала притягивать их к себе. Так на Землю перешли вода и воздух Луны. Вот почему сейчас Луна представляет собой плотную массу, лишенную воздуха, облаков, воды, необитаемую и не приспособленную для существования каких­либо то ни было живых существ. 2 Легенда гласит «…Луна породила Землю и отдала все жизненные силы Земле   и   теперь   является   мертвым   небесным   телом.   Она   обречена   на протяжении   долгих   веков   преследовать   Землю.   Луна   мстит   Земле, пропитывая   ее   своими   губительными,   невидимыми   и   ядовитыми воздействиями,   излучаемыми   сокровенною   стороною   ее   природы.   Ибо   она мертва,   но   тело   еще   живо.   Поэтому   ее   излучения   одновременно благодетельны и вредоносны…». Ныне   установлен   возраст   Луны   –   3,1   ­   4,4   млрд.   лет.   То   есть   она образовалась   примерно   в   то   же   время,   что   и   Земля.   Это   произошло   на расстоянии   около   10   земных   радиусов   от   нашей   планеты.   В   то   же   время началось медленное удаление Луны от Земли, которое продолжается и сейчас со скоростью 4 см/год. Оно сопровождается уменьшением скорости вращения Земли вокруг своей оси. Станция №3. Почему она разная? (Движения Луны) Закройте   глаза   и   представьте   ночное   звездное   небо,   на   котором появилась Луна. Какую форму имеет Луна, которую вы представили?  (Круг, полукруг, тонкий серпик.) Форма видимой части Луны называется фазой. Но мы всегда видим одну и ту же сторону Луны. Почему? Демонстрация №1 «Вращение Луны» Луна вращается вокруг Земли и своей оси. 1. Положим лист бумаги со словом «Земля» на пол. 2. Прикрепим лист бумаги с изображением креста к стене. 3. Ученик идет вокруг «Земли», оставаясь лицом к кресту. Вывод: пока ученик ходил вокруг «Земли» и при этом оставался лицом к кресту,   висящему   на   стене,   различные   части   его   тела   оказывались повернутыми к «Земле». Когда ученик ходил вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то был постоянно обращен к ней только лицом. Ученику приходилось постоянно поворачивать тело по мере своего движения вокруг «Земли». И Луне   тоже,   поскольку   она   всегда   обращена   одной   и   той   стороной, приходиться постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Так как Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29,5 суток, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время. Так   как   изменяется   взаимное   расположение   Солнца,   Земли,   Луны изменяются фазы Луны.  1 фаза – новолуние;  2 фаза – растущая Луна;  3 фаза – полнолуние;  4 фаза – убывающая Луна. 3 Если месяц представляет собой букву «С», то Луна убывающая, а если «приложить к месяцу палец» и получиться буква «Р», то, следовательно, Луна растущая.               тареет                                                          ождается Иногда диск Луны мы видим темно­красным. Почему так бывает? Демонстрация №2. (Лунные и солнечные затмения) Между электролампой (Солнце) и небольшим мячом (Луна) размещают большой мяч (Земля). Что мы видим? (Тень от Земли падает на Луну.) Это лунное затмение, оно происходит во время полнолуния. Диск Луны в это время мы видим красным. Демонстрация №3 Между электролампой (Солнце) и большим мячом (Земля) размещают небольшой мяч (Луна). Что мы видим? (Луна заслонила собой Солнце.) Это солнечное затмение. В тех точках земной поверхность, где Луна полностью заслоняет Солнце, наблюдается полное солнечное затмение. А там, где Луна заслоняет Солнце лишь частично – частичное солнечное затмение. Станция   №4.   Как   она   влияет   на   нас?   (Влияние   Луны   на   природу Зем   ли    Выступление биолога (сообщение ученика)  и организм человека)  С фазами Луны связывают многие события и действия в разных сферах деятельности человека. Во время «растущей» Луны можно сажать растения, которые растут вверх помидоры, огурцы и др. В это время лучше начинать любые   дела,   делать   операции,   стричь   волосы,   если   вы   хотите,   чтобы   они хорошо росли. И, наоборот, на «убывающей» Луне сажают растения, которые идут «в корень» – картофель, морковь и др. В это время не стоит начинать важные дела, стараются не делать хирургических операций. При новой Луне у человека появляется  слабость, снижается творческая  активность, портится настроение. При полной Луне увеличивается трудоспособность, повышается возбудимость нервной системы, усиливается раздражительность. Выступление географа (сообщение ученика) Движение  Луны  влияет   на  перемещение   водных   масс  Земли.  Лунное притяжение является причиной приливов. Вместе с вращением Земли приливы перемещаются вдоль морей и океанов следом за Луной с востока на запад со скоростью 1800 км/год. В открытом море уровень воды повышается на 1­2 м, а вдоль побережья – на 4­5 м. Притяжение Луны дважды в сутки изменяет давление воздуха на несколько мм.рт.ст. и поднимает почву в среднем на  40 см. Станция №5. Как ее исследуют? (Исследование Луны) 4 Выступление астронома (сообщение ученика) С   давних   времен   с   воздействиями   полной   Луны   связывали   мифы, суеверия о вампирах, ведьмах, колдунах, оборотнях. Считалось, что полная Луна   пробуждает   в   человеке   все   низменные   чувства.   Лунные   затмения считались   дурным   предзнаменованием   событий   –   катастроф,   войн, наводнений.   Поэтому   люди   стремились   как   можно   больше   узнать   о   Луне, раскрыть ее тайны. Но интенсивное изучение Луны началось с появлением космической   техники.   Впервые   советские   автоматические   межпланетные станции   достигли   Луны   в   1959   году.   Одна   из   них   передала   на   Землю фотографии невидимой стороны Луны. А через 10 лет, в 1969году астронавты США (Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин) впервые высадились на   поверхность   Луны,   разместили   научные   приборы,   доставили   образцы лунного   грунта   (рис.   21.9,   с.114).   В   этом   же   году   впервые   была сфотографирована загадочная обратная сторона Луна. После полета корабля «Аполлон­11» на Луне побывало еще шесть экспедиций. Сейчас Луна изучена хорошо. Составлен ее глобус. VΙ.Закрепление учебного материала Разгадайте цепочку цифр. 1500000001275038400019611969 VΙΙ.Итог урока  Луна – естественный спутник Земли. Размеры Луны меньше размеров Земли, притяжение Луны слабее земного.  На Луне нет атмосферы. Форма видимой части Луны – фаза Луны – постоянно изменяется. Полная смена фаз происходит приблизительно за 29 суток.  Когда   Солнце,   Земля   и   Луна   оказываются   на   одной   прямой,   можно наблюдать солнечное и лунное затмения. VΙΙΙ.Домашнее задание  5

"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна -  спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна -  спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна -  спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна -  спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна - спутник Земли" (5 класс, география)

"Луна -  спутник Земли" (5 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018