Любовь-великий дар или проклятие? ( А. Куприн "Гранатовый браслет").
Оценка 4.9

Любовь-великий дар или проклятие? ( А. Куприн "Гранатовый браслет").

Оценка 4.9
doc
14.05.2022
Любовь-великий дар или проклятие? ( А. Куприн "Гранатовый браслет").
Любовь-великий дар или проклятие (А. Куприн . Гранатовый браслет)..doc

Тема: Любовь-великий дар или проклятие? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).

Цель: показать влияние любви на человека.

Задачи: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы Куприна; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа  провести анализ произведения, рассмотрев своеобразие художественных образов и композиционные особенности рассказа; совершенствовать навыки учащихся по анализу произведения, развивая умение выделять главные моменты  развитии действия; работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции , умения отстоять свою точку зрения, на примере главного героя воспитывать лучшие  качества характера.

                                              Ход урока.

1.     Оргмомент.(звучит романс «Гранатовый браслет»)

2.     Введение в учебную  деятельность.

            -Представьте себя стоящим на краю пропасти. Какие чувства, как вам кажется, будут преобладать в вашей душе?

          -На доске запись : «Думать-трудно, действовать-страшно». Какое чувство зашифровано в формуле?

          -Как внешне выглядит человек в минуты отчаяния?

         -Как он ведёт себя в такие минуты?

         -И в эту-то «смутную» эпоху и появляется такая чистая и искренняя книга-рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет», произведение о самом главном в жизни. Но что же является этим главным? Обратимся к вопросам и опорному рисунку.

1). Что даровано абсолютно каждому человеку? (жизнь и смерть).

2).Что помогает человеку ориентироваться в этом мире? (чувства).

3).Что помогает человеку найти себя в этом мире? (мысли).

4).Что определяет жизненный путь человека? (вера).

5).Что даёт человеку силы в этой жизни? (надежда).

          -Соедините цифры по порядку. Какая фигура получилась?(звезда).

           -Однако нужно помнить, что она никогда не засияет, если не поместить в её центре главное человеческое чувство. Какое? (любовь).

          -А какие чувства, по вашему мнению, сопутствуют настоящей любви? Какие качества личности она пробуждает? (радость, обожание, привязанность, влюблённость, страсть, мечты, нежность, зависть, ревность, ненависть…)

          -Чем объяснить такое разнообразие чувств?(многое зависит от формы, которую принимает любовь).

          -Рассказ «Гранатовый браслет»-произведение о самом главном , о любви, о  том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. Современники называли Куприна «писателем без выдумки», имея в виду, что он в своих произведениях , как правило, неотступно следовал за реальными  событиями , служившими основой повести или рассказа. Но иначе было с «Гранатовым браслетом». Товарищ  Куприна, поэт Ладинский, упрекнул однажды  писателя в том, что фабула «Гранатового браслета»   «неправдоподобна». На это Куприн ответил, что «правдоподобно лишь то, что примитивно». Разгорелась ссора, которая  чуть  было  не привела к дуэли. На самом же деле в основе этого произведения лежит реальная история, о которой нам расскажут наши «литературоведы».

3. Выступление учащихся с проектом «История создания рассказа «Гранатовый браслет». Прототипы главных героев».

4.Аналитическая беседа сопоставительного характера.

            -Как художественно изобразил Куприн реальную историю, услышанную им?(Куприн воплотил в произведении идеал прекрасной, всемогущей , но не взаимной любви, показал, что «маленький человек» способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая  заставила Веру задуматься о любви, о чувстве, заставила её переживать , сочувствовать, что она не делала раньше).

           -Какие социальные ( и только ли они?) причины отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви?( различное социальное положение-княгиня и мелкий чиновник (телеграфист ); Вера Николаевна замужем, поэтому не может ответить Желткову взаимностью, Вера выросла и воспитана в совершенно другом мире-светское общество порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей).

5.Анализ текста произведения.

           -Давайте вспомним, в какое время года происходит действие.

        («в середине августа…роняли жёлтые листья»).

           -Зачем Куприн вводит вначале такие два абсолютно разных пейзажа? (хочет показать контраст двух состояний).

           -А не кажется ли вам, что особый контраст есть и в образе Шеиной? Кем были её родители? (мать-англичанка, отец монгольских кровей. Два темперамента: азиатская страсть и английская сдержанность).

            -Вспомните, как относится Вера к морю? (Сначала оно её радовало, поражало , а потом Вера привыкала, и море даже надоедало ей. То есть и здесь мы видим контраст).

            -А что говорит Куприн об отношении  Веры к мужу?

            -Мы видим, что прежние любовные страсти улеглись, в семейных отношениях наступил полный штиль. Но куда же делся горячий темперамент , унаследованный Верой от отца?

             Неужели повседневный быт подавил его в Вериной натуре  и она стала неспособной к страстной любви?

             Попытаемся ответить на этот вопрос, вновь пережив события рассказа.

            Итак, что послужило поводом для встречи гостей в доме Шеиных? (Именины Веры).

           - Какие подарки она получила? (От  мужа-прекрасные серьги из жемчуга, от сестры-записную книжку-молитвенник ,тем самым молитва превращена в фарс).

         -Но Вере был сделан ещё подарок. Кто его сделал? Что подарил?

        -Подарок вручён лично? (Нет, передан через прислугу).

        -Почему не подарил лично? (Робел, благоговел перед Верой).

        - Что мы узнаём об отношении  этих  людей к Вере? (Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому её подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок только некоторое количество «презренного металла». А Желтков «препроводил в своём скромном верноподданическом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана  с его покойной матушкой).

          -Можете ли объяснить смысл названия произведения? (Браслет –словно замкнутое пространство, из которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере).

         - Так что же такое браслет? Зачитайте его описание. Что можете о нём сказать, зная историю взаимоотношений Веры и Желткова? (Это своеобразное описание жизни, в которой, конечно, есть место любви, но она чаще подобна «мелким, плохо отшлифованным» гранатикам. Пять же гранатов, окружающих странный зелёный камешек- и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зелёный цвет- цвет надежды, большие же гранаты- красные, как кровь, поскольку за всё великое , в том числе за великое чувство, надо платить).

         - При помощи незначительных деталей  мы всё больше понимаем, что семейная жизнь Шеиных скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж плохими людьми. Тем не менее говорит об их духовной ограниченности. Верина душа опустошена. Она недовольна тем, что Желтков нарушил правила приличия , и какая-то тревога уже закралась в её сердце. По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает с подачи генерала Аносова. Какую роль играет этот персонаж в произведении? Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной  симпатией автора? (Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться  искренней симпатией к герою и доверием  к его словам. Поэтому прозвучавшее  в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Именно ему представлена задача заставить Веру отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьёзно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Генерал символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный вывод : в природе истинная , святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера , но он продолжает верить в возвышенную  любовь и  передаёт уверенность Вере Николаевне).

               -Писатель ещё раз доказывает, что простой человек без званий и титулов способен на глубокое и искреннее чувство. Мы многое слышали о Желткове, но портретная характеристика героя появляется только в 10 главе. Чрезвычайно выразительны его мимика и жесты. Как описывает автор поведение Желткова во время разговора двух аристократов? («Худые, нервные  пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился , как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мёртвого».)

               - Так действительно говорят только в самую страшную минуту своей жизни.

6. Просмотр видеопроекта   «Письмо Желткова (прощальное)», в котором учащиеся сыграли эпизод из произведения.   

7. Беседа с классом.

            -Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он уже изначально «мёртвым» человеком? И почему он пишет это письмо? (Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь-не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он-«мёртвый» человек).

             -Случайно ли выражение лица покойного сравнивается с Пушкиным и Наполеоном? ( Куприн считает Желткова   не «маленьким человеком», а великим страдальцем . Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь).

            -Психологическая  кульминация-прощание Веры и Желткова. Какова судьба гранатового браслета? Что чувствует княгиня на этом последнем свидании? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет-символ святой любви-на икону. Губы мёртвого героя «улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну», и Вера поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё». Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера «поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже после самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя).

           -Так как же относиться к Желткову?Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать? (Глубина его чувств, способность к самопожертвованию заслуживает сочувствия и преклонения).

           -Герой покончил жизнь самоубийством из-за безответной любви. Может, глупо это? Может, правильнее взять девиз: если любишь, то надо бороться за любовь? А если нет взаимности, то надо заглушить в себе это чувство? Может, Желтков-слабый человек? (Самоубийство-не было выхода? Выход есть всегда (2 мнения)).

           -Да, Желтков не знал, что любовь сыграет с ним такую жестокую шутку, но чувству не прикажешь.

(песня «Я и не знал, что любовь может быть жестокой…»)

          - Какие впечатления у вас от последнего письма Желткова? (Для него любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье. Он благодарен ей, что она восемь лет была для него единственной радостью в жизни, единственным утешением, единственной мыслью).

          - В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo App assionato из  Второй сонаты Бетховена, сопряжённых с темой истинной любви и истинной жизни?  (Эпиграф нас настраивает  на то, чтобы слушать сонату Бетховена-величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается рассказ).

           -Музыка рассказывает Вере, чтО есть жизнь и чтО есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывает подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности. Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку-любовь, музыка и смерть. Куприн объединяет все три в финале рассказа.

                Какой видит Куприн настоящую любовь? ( Истинная любовь, по мнению Куприна, -основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних  чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире).

8. Заключительное слово учителя.

              - Сегодня  мы  совершили путешествие в волшебную страну любви и усвоили для себя, что существует действительно талант любить , и дан он не каждому, а избранным, людям , тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн –мастер в изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. Мы убедились, что любовь –прекрасное , облагораживающее  чувство:

                 В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

                 Когда бы на земле изгнали мы любовь,

                 Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

                 А кто не знал любви, то всё равно что не жил…

                                                                                         (Мольер)

9. Эмоциональное завершение урока ( учитель читает стихотворение о любви, связывающее чувства героев рассказа и старшеклассников).

10. Домашнее задание. Написать сочинение  : «Как бы я поступил (а) на месте Веры (Желткова)»,  «Любовь-великий дар или проклятие?» или письмо одному из героев произведения.


Тема: Любовь-великий дар или проклятие? (по рассказу

Тема: Любовь-великий дар или проклятие? (по рассказу

Чем объяснить такое разнообразие чувств?(многое зависит от формы, которую принимает любовь)

Чем объяснить такое разнообразие чувств?(многое зависит от формы, которую принимает любовь)

А не кажется ли вам, что особый контраст есть и в образе

А не кажется ли вам, что особый контраст есть и в образе

Зелёный цвет- цвет надежды, большие же гранаты- красные, как кровь, поскольку за всё великое , в том числе за великое чувство, надо платить)

Зелёный цвет- цвет надежды, большие же гранаты- красные, как кровь, поскольку за всё великое , в том числе за великое чувство, надо платить)

Просмотр видеопроекта «Письмо

Просмотр видеопроекта «Письмо

В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме

В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2022