В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Любовь милосердствует
Вспомнилась мне одна история, которую невозможно забыть, – ну, что,
скажите, заставляло шестилетнюю девочку втайне от родителей убегать по
ночам подкармливать попавшую под поезд собаку с перебитыми лапами,
лежащую под платформой (ктото, сжалившись, бросил её туда подыхать)…
Обеспеченный всем ребёнок, богатый дом, любые увлечения – только захоти,
своя собственная преданная собака – купили ей за огромные деньги, и вот
таскает какойто облезлой полумёртвой дворняге сырки, печенье, мясо из
холодильника, вещи свои на подстилку. Собака лизала ей руки, стараясь не выть
слишком громко… И на что ей, девчонке, пришлось пойти ради этой… Ради
этой любви!
Можно ли говорить о том, что девочка проявляет милосердие,
сострадание – проявляет ЛЮБОВЬ? Почему она выбрала такой странный
объект для своей любви, для деятельного сострадания? Опишите
внутренний мир девочки (можно от её лица):
1. Мой внутренний мир.
2. Моё отношение к Другому.
3. На что я могу пойти во имя Другого.
У девочки наверняка есть родители, которые очень любят свою доченьку.
Как, повашему, они поведут себя, узнав о поступке дочери? Что они ей
скажут? (Можно произнести нужные в момент разговора слова от лица
родителей.)
Престижный загородный дом на охраняемой территории, – пришлось
договариваться с охраной, а попросту, платить за молчание. Но чтобы платить,
надо, значит, както вытянуть у родителей деньги, то есть врать и врать каждый
раз про какиенибудь подарки подружкам или ещё о чёмто, а когда и это не
помогало, приходилось и воровать – знала ведь, где деньги лежат,
подсматривала.
Изменилось ли ваше отношение к девочке? Можно ли продолжать
называть её «любящей душой», а её любовь – искренней и чистой? А может,
это не любовь, а предательство – предательство по отношению к
родителям?Почему девочка выбрала такой путь оказания помощи живому
страдающему существу – воровства, обмана и в то же время безграничного
милосердия? Эти пути совместимы?
Каково душевное состояние девочки в это время?
Представьте, что родители узнали о том, как вела себя девочка – о её
обмане, кражах… Как они поведут себя после этого? Как и в чём проявится
их любовь к дочери?
Не говоря уже о том, каково это пробираться к платформе ночью, сидеть под
ней, сжимаясь от грохота товарняка… А почему, скажете, ночью? Почему
тайком? Да потому что знала же, что не пустят, не разрешат. Так в общем и
вышло: когда прознали, куда их чадо бегает по ночам, пришли в неописуемый
ужас: ребёнок ежедневно рисковал попасть под поезд, сам мог превратиться в
такую собаку! Послали прислугу на станцию. И нашли ту собаку и прибили её –
устранили, так сказать, саму причину…
Что вы думаете о таком проявлении родительской любви?
Предположите, какие последствия может иметь поступок родителей:
а) для ребёнка; б) для них самих.
А чем всё это кончилось? А кончилось тяжёлым нервным расстройством
девочки. Лежала, уйдя в себя, то вдруг плакала без причины… И ничем не могли
отвлечь, утешить её. Однажды в марте попросилась она на прогулку. Было много
солнца, свежий, пахнущий летом ветер… Потом крупозное воспаление лёгких –
скоротечное, как жизнь мотылька. И человечка не стало.
Я невольно задумывался над этой судьбой: что привело её в эту жизнь? Ради
чего это прожито? Неужели ради любви и милосердия к этой несчастной
бездомной собаке? Неужели…
Так мало прожито и так много дано.
А теперь давайте представим, что у этой истории не такой трагический
конец: девочка выздоровела после тяжёлой болезни, и вы можете сказать ей
несколько слов – очень важных для неё, для её дальнейшей жизни. Что вы
сейчас ей скажете? Вы сейчас можете обратиться к девочке, высказать ей
свои чувства, мысли… (Можете придумать девочке имя и обращаться к ней
по имени.)
(Новелла Максима Яковлева.)