"Любовная лирика А.А.Фета"
Оценка 4.7

"Любовная лирика А.А.Фета"

Оценка 4.7
doc
18.04.2020
"Любовная лирика А.А.Фета"
Урок Фет.doc

Класс:  10

Тема: «Любовная лирика А.Фета»

Тип урока: урок на основе фрагментов блочно-модульной технологии, технологии «дебаты», НЛП-технологии, фрагментов проблемного обучения, ИКТ.

Цели урока:

1. Обучающая цель:

дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением; подготовка к ЕГЭ, работа с литературоведческими терминами, научить   учащихся чувствовать и понимать  художественное слово  пробудить интерес к лирической поэзии; объединить представления старшеклассников об основных особенностях лирической поэзии; формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции.

2. Развивающая цель:

 развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать; показать, что поэзия –  «сгусток»  человеческого чувства, отражение самых сильных и  сокровенных человеческих переживаний,  расширение представлений о восприятии цвета,  развитие способности чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание. 

3. Воспитывающая цель:

 формирование любви к природе среднерусской полосы, формировать  культуру восприятия лирического стиха, обогащение эстетической культуры учащихся.

 Задачи

1. Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации).

2. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран, проектор, романсы на стихи А.Фета,  выставка книг А.Фета, портрет поэта, карточки со стихами и заданиями, карточки исследователей.

 

 

Ход урока

 

1.     Орг. момент (определение темы и цели урока).

Психолог. Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются интуитивно, неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои собственные глубины и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием, понять которое можно, только прочувствовав цвет.

Учитель. И сегодня мы еще раз войдем в особый мир — мир поэзии, сотканный из таких ощущений, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу поэта. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.

Психолог. Сядьте поудобней, приготовьтесь к уроку. Давайте вместе послушаем музыку. Закройте глаза. Почувствуйте настроение музыкального отрывка, представьте его цветовую гамму.

— Какие цвета вы увидели?

— Ваши цветовые ассоциации?

Сделаем предположение, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как незаметно для нас цвет приобретает смысловое содержание.

 

Слово учителя:

Любовь бредет по дорожке

Вечер рассыпал росою
Звёздные мокрые крошки…
Нищенкой грязной, босою
Любовь бредёт по дорожке.
Не зная ни дома, ни хлеба,
Боясь попросить подаянья,
Бредёт между сердцем и небом
И молит у них покаянья.
У неба, чтоб в лютую стужу
Домом согреть заплутавших,
У сердца, за всех, кто не нужен,
За слабых, от жизни уставших.
Молить уже сил не осталось,
Идти уже некуда боле…
Она вам нигде не встречалась
В своей безнадежной юдоли? 
 

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? Да, разговор пойдет о самом прекрасном чувстве на земле – о любви. Любви посвящали поэты и писатели свои произведения. Да и нет на Земле такого человека, который не испытал бы ее. Вспомните, пожалуйста, отрывки стихов любых авторов о любви. (Ученики читают по 2-4 строчки А.Пушкина, А.Блока, А.Асадова и других).

Определить направление нашей работы поможет тема: « Загадки поэтического текста ».  Мы сегодня  мы будем говорить о любви, узнаем  интереснейшую историю о соответствии  буквы и цвета, слова и цвета, анализируя, будем учиться чувствовать поэтический текст.

Таинственное чувство не дает уснуть поэту, художнику, музыканту. Так рождаются  великолепные произведения искусства. Сделаем предположение, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как незаметно для нас цвет приобретает смысловое содержание.

А поможет нам в этом великий поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Сейчас наш класс превращается в творческую лабораторию юных цветоведов, лингвистов, психологов, которым предстоит разгадать загадку психологического восприятия цветовых образов поэта. Ведь понимая других, мы лучше понимаем себя.

И для начала зададим тон нашему исследованию. Прислушайтесь к себе и постарайтесь ответить на вопрос: какого цвета ваше настроение? Запишите в карточке исследователя на первой строчке свою ассоциацию. В конце исследования мы обязательно вернемся к этому.

 

 

 

2. Основная часть

Музы А.А.Фета

Учитель: А.А. Фет  так же, как и Тютчев воспевает  это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь – это объединяющее  людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека.  Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении  «Шепот, робкое дыханье..»  мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано  состояние упоения счастьем.

Чтение стихотворения

Шепот сердца, робкое  дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках  пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И  лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: О Марии Лазич: В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Весной 1845 года Афанасий Фет служил в Херсонской губернии. Здесь Фет познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Старшая была 1850 г. замужем, и ухаживания полкового адъютанта за женщиной, искренне любящей своего мужа, ни к чему не привели. Не имея надежд на сближение, вскоре его симпатии перешли к её сестре, сердце которой также было отдано другому – вскоре она окончательно объявила о помолвке со своим женихом. Как оказалось, девушка с детства знала и ценила его лирику. В воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая «стройная брюнетка» с «необычайной роскошью черных, с сизым отливом волос». В память о былых чувствах Фет написал стих. 

Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате.  До самой смерти поэт помнил о  ней.
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта –  это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения. В стихотворении «Нет, я не изменил…» звучат печаль и воспоминания о прошлом:

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.)

Или:

Чтение стихотворения

Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением  мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем  избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был  рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей, –
Как не цвести  всевидящему маю
При отблеске  родном твоих очей!
Очей  тех нет – и  мне не страшны  гробы,
Завидно  мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!

Учитель: Любовь Фета – это  костер, как и поэзия – пламя, в котором  сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым  он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он  пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант. Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

Чтение стихотворения:

Долго снились мне вопли рыданий твоих, —
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.

Учитель: Фет долгое время был одинок, и лишь  в 1857 г. женился на дочери богатейшего московского чаеторговца и в то же время сестре его литературного единомышленника и почитателя В. П. Боткина – Марии Петровне Боткиной. О том, что это был брак отнюдь не по сердечному влечению, красноречиво свидетельствует рассказ брата Л. Н. Толстого, Сергея Николаевича. Как-то, когда он был нездоров, Фет пришел навестить его; "они дружески разговорились, и Сергей Николаевич, будучи всегда очень откровенен и искренен, вдруг спросил его: "Афанасий Афанасьевич, зачем вы женились на Марии Петровне?" Фет покраснел, низко поклонился и молча ушел. Сергей Николаевич с ужасом впоследствии рассказывал об этом".
Однажды, находясь в гостях  в усадьбе Л.Н.Толстого,  Фет встретил М.А.Кузминскую. Ее прекрасный голос  очаровал поэта, после этой встречи появилось стихотворение «Сияла ночь…», ставшее романсом.
Фет писал, что по-настоящему любил два раза. Г. П. Блок выдвигает гипотезу, что второй любовью, относящейся уже к совсем позднему периоду жизни Фета, была А. Л. Бржеская, подруга Лазич.
Природное и человеческое в слиянии дают гармонию, чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простым радостям бытия. Этому подтверждением является стихотворение «На заре ты ее не буди», ставшее впоследствии известным романсом.

Подача нового материала в форме дискуссии с элементами проблемной ситуации и исследовательской деятельности.

a) История создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь»

Ученица (в роли  Т.А. Кузминской)

Уже стемнело, и лунный майский свет ложится полосами на полутемную гостиную. Соловьи,  как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того как я пела, голос мой по  обыкновению, креп, страх пропадал, и я  пела Глинку, Даргомыжского и «крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне  и попросил повторить. Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него  музыка  действует так же сильно, как красивая природа, и слова  выигрывают в пении:

- Ученик (в роли Фета)

Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а  вышло сильно…

- Ученица (в роли Т.А. Кузминской)

Было 2 часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за  чайным круглым столом, вошел Фет, подошел молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.

-Ученик (в роли А.А. Фета)

Это вам в память  вчерашнего эдемского вечера.

-Ученица (в роли Т.А. Кузминской)

Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.

Итак, все готово к нашему исследованию. Перед вами на столах лежат  карточки со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета «Сияла ночь». (Читает хорошо подготовленный ученик).

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

б) Работа с классом 

Надеюсь, что вам понравился текст. Вспомните, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик:    Основными признаками текста являются  тематическое и композиционное единство всех его частей, наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может  состоять из одного абзаца, а может быть  статьей, книгой.

Музыкальная пауза (мелодия инструментальной музыки).

 А вы знаете, что названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо? Вот их полные имена:

Do – Dominus – Господь; Re – rerum – материя; Mi – miraculum – чудо; Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь; Si – siderae – небеса.

Закройте глаза, постарайтесь представить себе главных героев, понять и прочувствовать их душевный трепет, страдания…

Работают с карточками по группам.

- Определите тему стихотворения. Докажите строчками из стихотворения.

- Обратите внимание на 1 строфу. Что вы можете сказать? Какое выразительное средство использовал поэт?

Учащиеся: аллитерация – это повторение  согласных звуков. Сонорные  согласные р, л в русском языке самые звучные. Повтор этих согласных говорит о том, что душа поэта ликует, он восхищен  бархатом ночи, мягким золотом  лунного света, игрой  на рояле. Звуки рояля волнующие, а струны дрожащие.

- Какая стилистическая  фигура используется во второй строфе? С какой целью?

Учащиеся:

Здесь используется синтаксический параллелизм. Цель этой фигуры очевидна: голос, внешность, талант молодой женщины глубоко волнуют поэта, ему хочется быть с ней рядом,  любоваться ею. Его душа параллельно ее душе испытывает наслаждения от прекрасной музыки, которая рождает в сердце любовь.

Учитель: Что использует Фет в 4 строке второй строфы?

Ученик:  тебя любить, обнять и плакать  над тобой – это однородные члены, смысловой ряд по эмоциональности нарастает, как и волнение в душе поэта.

Учитель:  Какое выразительное средство встречается в третьей строфе? Определите ее функцию

Ученик: ш т х с п ч х

              т т ш н ч т с с ш

              т т х х ч х

               ч т т с ч т ф

Автор здесь использует аллитерацию, но теперь она основана только  на глухих согласных, связанных с содержанием, потому что Фет ссылается на то, что прошло много лет.

 Учитель: Каков синтаксис 3 строфы? Можно ли здесь говорить о повторе?

Ученик: Да, это анафора.

Учитель: Какие приёмы создания образа преобладают в 4 строке 3 строфы? Фонетические или синтаксические?

Ученик: Синтаксические.

Учитель: Как связаны между собой третья и четвертая строфы?

Ученик: 3 и 4 строфы - это одно предложение. В начале 3 строфы Фет загрустил о многих годах, которые были прожиты, но теперь он вновь видит перед собой идеал женщины и поет ей гимн любви.

Учитель: Какую рифму использует Фет? 

Ученик: Лежали  А

               Без огней    Б

               Дрожали   А

               Твоей         Б      (перекрестная)

Учитель: определите стихотворный размер

Ученик: это шестистопный ямб.

Учитель: ямб – это сильный, энергичный размер. Этот размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень глубокую, с живыми переходами речь. Это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в  разных местах, как в живой, эмоциональной речи. В результате рассказ о сильном чувстве действительно  исполнен жизни.

Готовясь к этому уроку, группа ребят познакомилась с книгами известных ученых-лингвистов, психологов, врачей такими как: Г.С.Гриневич, В.Журавлев, Э.Мулдашев, О.Мирошниченко и др.

Вот что о наших звуках говорит физика:  «Все звуки делятся на шумы и тоны. Звуки с периодическими колебания
ми - тоны, с непериодичными - шумы. В речи тоновые зву-
ки образуются с помощью голосовых связок, шумовые - с
помощью препятствий. Гласные - это тоновые звуки, сонор-
ные согласные - тоновые с примесью шума, глухие соглас-
ные - шумовые. Области усиления энергии в спектре звука
называется формантами.
                                                         

Спектр гласных отличается значительно большим ypoв-
нем энергии, а на спектрограмме согласного уровень энер-|
гии несравнимо ниже. На спектрограмме гласного видны
форманты - полосы усиления энергии, а у согласных нет
формант, спектральные составляющие представлены в ха-
отическом беспорядке». [60].
                         \

Итак, гласные звуки - это энергия. Чем больше гласных в языке, тем больше энергетика языка, энергетика народа. Для сравнения: в древнерусском языке было 19 гласных букв, сейчас 10, даже 9, потому что уничтожают букву Ё, её не печатают. А           всё выглядит обычно, как будто бы всё происходит само собой, якобы без всякого вмешательства извне. Вспомните известный закон И.А. Бодуэна де Куртене о том, что якобы количество гласных в славянских языках сокращается, вернее, их роль ослабевает, а роль согласных возрастает. И именно только в славянских языках!

За 300 лет мы лишились 9 гласных букв! Причем, как нам гово­рят, гласные звуки исчезают сами по себе. Исчезли Юсы, (сами!) произошло падение глухих... Но то, что мы видим в рефор­мах графики 1709 года, 1735 года и 1917 года, вряд ли можно назвать естественным процессом. Это было чисто силовое ре­шение, даже с помощью штыков. Причем, в других языках не бывает никаких реформ. Реформы только у нас, и даже в языке. Англичане пишут, как они говорят: Манчестер, а читают Ливер­пуль. И ничего! Но об этом дальше.

Давно было известно, что наши гласные звуки имеют цвет. В
настоящее время новейшие исследования, выполненные по кос-­
мической программе, подтвердили правильность наших предпо-­
ложений. Этой проблеме была посвящена интересная работа В.
Журавлева «Звук и смысл» (М., 1991). Каждому гласному звуку
соответствует свой цвет, потому что цвет - это тоже волны, виб­-
рации, только световые, ибо в природе цвета как такого не суще­-
ствует. Каждый гласный звук имеет, кроме этого, еще психологи­-
ческую характеристику: зеленый - успокаивает, красный - акти­-
визирует и т.д. Это выяснено экспериментальным путем. Каждый
гласный звук влияет на наши внутренние органы (медицинский
аспект), так как каждый орган, будь то сердце, печень, почки, ра­-
ботают тоже на определенной частоте, и эти частоты совпадают
с частотами того или иного гласного звука.    

Вообще гласные - это самые важные, самые энергетически насыщенные звуки речи; это тот каркас, на котором держится здание слова и вся речь в целом. И с точки зрения звукотерапии, пропевание гласных - это лучший способ приобщиться к воздей­ствию спящей в нас мощной энергии. Поэтому не случайно наи­более важные индийские и буддийские мантры содержат все глас­ные звуки: «Ом мани падме хум».

«А» - соответствует красный цвет; это сила, энергия, звук рождения и смерти. «А» стимулирует сенсорные центры, возбуж­дает симпатическую нервную систему, повышает тонус. «А» воз­действует на систему 3-х обогревателей: сердце, печень, тол­стый кишечник, [красный].

 

«О» - звук глубокой гармонии, равновесия, ему соответствует жёлтый цвет. Воздействует на печень [жёлтый].

«У» - воздействует положительно на психику, стабилизирует эмоции, помогает от бессонницы. Зеленый цвет.

«Е» (й+э) - нежно-зеленый, светло-зеленый воздействует на организм на уровне клеток, способствует регенерации клеток.

 

«Э» - оранжевый цвет; его психологическая характеристика
 - экстравагантность и эксцентричность.

                                                                                 

«И» - звук разума. Синий. Улучшает работу головного мозга.

 

«Я» (й+а) - энергия направлена на себя, на внутренние силы
организма. Цвет розово-красный воздействует на иммунную
систему.

                                                                                

«Ю» - звук молодости, юность, свежесть, обновление, цвет
бирюзовый. Действует на почки и кожу.

                                                                                

«Ы» - самый темный и загадочный звук. С ним связано наше прошлое. Этому звуку соответствует темно-бурый, коричневый цвет.

 

Получив сведения по фоносемантике, металингвистике, суггестивной лингвистике мы сделали компьютерный анализ стихотворения, используя гласные звуки:

1.     Подсчитали количество гласных звуков в каждой строфе.

2.     Сравнили полученные данные.

3.     По полученным данным определили «цветового лидера».

4.     Вывод.

Компьютерная программа должна была выделить все гласные звуки в каждой отдельно взятой строфе. Ударные звуки мы удвоили. Получили следующие результаты:

1 строфа:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

А

15

красный

О

14

жёлтый

У

5

зеленый

Е(й+э)

10

нежно-зеленый

Э

-----------

---------

И

9

синий

Я(й+а)

4

розово-красный

ю

1

бирюзовый

ы

5

коричневый

Вывод: из подсчета мы видим, что преобладают три цвета: красный, желтый, нежно-зеленый.

Буквы  А являются возбуждающими, поскольку соответствуют возбуждающим цветам;
- буквы Е являются жизнеутверждающими, поскольку соответствуют цвету восходящего солнца;
- буквы О и Ё являются успокаивающими, поскольку соответствуют цвету воды и неба.

Таким образом, хоть стихотворение и писалось ночью, мы видим, что поэт пребывал в хорошем настроении.

 

2 строфа

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в госиой без
огней.

А

 

красный

О

 

жёлтый

У

 

зеленый

Е (й+э)

 

нежно-зеленый

Э

 

---------

И

 

синий

Я (й+а)

 

розово-красный

ю

 

бирюзовый

ы

 

коричневый

 

Вывод:   этой сияющей,  волшебной ночью он видит, слушает прекрасную

              молодую       женщину, которая заставляет    его    волноваться, он     

              чувствует влюбленность в данный момент. Но красный цвет – цвет любви – плавно переходит в желтый – цвет разлуки.

 

 

 

3 строфа

 

 

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

 

А

 

красный

О

 

жёлтый

У

 

зеленый

Е (й+э)

 

нежно-зеленый

Э

 

---------

И

 

синий

Я (й+а)

 

розово-красный

ю

 

бирюзовый

ы

 

коричневый

 

 

Вывод:   поэт по-прежнему видит ночь, но он опьянен любовью, присутствием любимой женщины.  Он счастлив.

 

4 строфа

 

 

 

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 

 

 

А

 

красный

О

 

жёлтый

У

 

зеленый

Е (й+э)

 

нежно-зеленый

Э

 

---------

И

 

синий

Я (й+а)

 

розово-красный

ю

 

бирюзовый

ы

 

Коричневый (черный)

 

Вывод:  4 строфа  похожа на первую по своей цветовой гамме. Уже светает – ночь закончилась. Произведение написано.

 

 

Вывод в целом по исследованию:  если мы сложим полученные данные, то сможем понять загадку этого стихотворения, над которой «ломал» голову Л.Н.Толстой: «Почему будучи женатым, Фет хотел обнять Татьяну?»  Лидерами станут желтый, черный, голубой. Зная это, можно сделать вывод, что Фет писал не о том, как он хочет обнять Татьяну, а говорит о высокой и чистой любви, неземной, идеальной, к которой он всегда так стремился.

 

Выставление оценок.

 

Домашнее задание.   Выполнить анализ стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыхание…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.А.Фет

 

 

 

 

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 

Задания: ( по вариантам, группам)

Определите тему стихотворения. Докажите строчками из стихотворения.

 1 вар.  Обратите внимание на 1 строфу. Что вы можете сказать? Какое выразительное средство использовал поэт?

  2 вар. Какая стилистическая  фигура используется во второй строфе? С какой целью? Что использует Фет в 4 строке второй строфы?

  3 вар. Какое выразительное средство встречается в третьей строфе? Определите ее функцию. Каков синтаксис 3 строфы? Можно ли здесь говорить о повторе? Какие приёмы создания образа преобладают в 4 строке 3 строфы? Фонетические или синтаксические?

   4 вар. Как связаны между собой третья и четвертая строфы?

Какую рифму использует Фет? 

Определите стихотворный размер.

Карточка исследователя

Фамилия_________________________________________________

Имя______________________________________________________

Класс_____________________________________________________

 

Какого цвета ваше настроение? Запишите ответ-ассоциацию.

 

Запишите ответы на вопросы карточки своего варианта

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что нового для себя вы узнали?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую оценку вы себе поставили бы за урок?___________________

 

Какого цвета сейчас ваше настроение? Запишите ответ-ассоциацию.

 

 


Класс: 10 Тема: «Любовная лирика

Класс: 10 Тема: «Любовная лирика

Ход урока 1. Орг. момент (определение темы и цели урока)

Ход урока 1. Орг. момент (определение темы и цели урока)

Вечер рассыпал росою Звёздные мокрые крошки…

Вечер рассыпал росою Звёздные мокрые крошки…

Основная часть Музы А.А.Фета

Основная часть Музы А.А.Фета

Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения

Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения

Чуть в глазах я заметил две капельки слез;

Чуть в глазах я заметил две капельки слез;

Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно… -

Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно… -

Надеюсь, что вам понравился текст

Надеюсь, что вам понравился текст

Ученик: тебя любить , обнять и плакать над тобой – это однородные члены, смысловой ряд по эмоциональности нарастает, как и волнение в душе поэта

Ученик: тебя любить , обнять и плакать над тобой – это однородные члены, смысловой ряд по эмоциональности нарастает, как и волнение в душе поэта

Учитель: ямб – это сильный, энергичный размер

Учитель: ямб – это сильный, энергичный размер

Вообще гласные - это самые важные, самые энергетически насыщенные звуки речи; это тот каркас, на котором держится здание слова и вся речь в целом

Вообще гласные - это самые важные, самые энергетически насыщенные звуки речи; это тот каркас, на котором держится здание слова и вся речь в целом

Си я ла н о чь. Лун о й был п о лон с а д

Си я ла н о чь. Лун о й был п о лон с а д

Вывод: этой сияющей, волшебной ночью он видит, слушает прекрасную молодую женщину, которая заставляет его волноваться, он чувствует влюбленность в данный момент

Вывод: этой сияющей, волшебной ночью он видит, слушает прекрасную молодую женщину, которая заставляет его волноваться, он чувствует влюбленность в данный момент

Е (й+э) нежно-зеленый

Е (й+э) нежно-зеленый

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что нового для себя вы узнали?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового для себя вы узнали?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020