М.А.Булгаков. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.
Оценка 5

М.А.Булгаков. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

Оценка 5
docx
17.05.2021
М.А.Булгаков. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.
М. Булгаков.docx

М.А.Булгаков. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

Цели: закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Оборудование: повесть М.Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце», распечатки с фрагментами из повести, костюмы для инсценировки

Методы и приёмы: I. По источникам знаний

Словесныеустные (рассказ, беседа, объяснение)

с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)

Наглядные: Презентация, фрагменты х/ф

Практические:Анализ повести через «погружение в текст»

II.  По характеру познавательной деятельности учащихся

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Проблемное изложение

Частично-поисковый

Ход урока.

1.     Рефлексивная установка на восприятие.

Чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

      Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать?  

(Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть).

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор  пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

2.     Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Обратимся к теме нашего урока.

Жестокий опыт или рождение новой жизни?

 (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем  мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  •  продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Беседа по жизни и творчеству Булгакова:

- Где и когда родился писатель?

- Где прошло его детство? Какое он получил образование?

- Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?

-Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или  с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

3. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».  Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно  не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович  Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

 «Собачье сердце»- шедевр  булгаковской сатиры.

  Сатира Булгакова - умная и зрячая».  

                                                                                В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.  

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

 Вспомним, что такое сатира. 

 Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

 (Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие  между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

Фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой.

Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

«Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры.

Написана в 1925г., опубликована – 1987.

Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)

– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.

Композиция – 8 глав и эпилог.

- «Какие герои в повести являются главными?» (профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)

5. Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается  картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? 

Индивидуальное сообщение

(Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального     питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства»,  где варят щи «из вонючей солонины». В этой Москве живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная  «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей:

голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом  «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены  «жилтоварищества».

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)

Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление)

Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение  к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5, с.196)

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.  

б) просмотр видеофильма

 Это отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко считается самой удачной версией книги.

-Какой главный мотив лежит в основе? ( В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо).
Учитель : Как вы считаете, какие проблемы волнует автора « Собачьего сердца в первую очередь? (Булгакова волнует тема ответственности науки, да и не только науки. За результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента оказались неожиданными и трагичны ми. Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу.)
Учитель: Как вы думаете, из этого насильственного вмешательства в природу, какая следует проблема? ( Разрушительная сила качества и невежества. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания « нового человека»)
Учитель: Как Булгакову удается показать абсурдность этой идеи?( С помощью фантастического сюжета).
Учитель: Кто из героев повести, ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?( Профессор Преображенский. Он скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, мешает людям каждому заниматься своим делом. И также решительно выступает против всякого насилия. Ласка - вот единственный способ, который возможен и необходим в обращении с живыми существами – разумными и неразумными).
Учитель: Мыс вами пришли к мнению, что профессор Преображенский скептически относится к революционному процессу. Но, оказывается, что этот консерватор-профессор, категорически отвергающий революционную теорию и практику переустройства мира. Вдруг сам оказывается в роли революционера. Новый строй стремится из старого « человеческого материала» сотворить нового человека. Ф.Ф. идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще и высокой культуры и нравственности из собаки.
Учитель : Какой результат этого эксперимента?( Со стороны Шарикова мы наблюдаем стойкое и возрастающее сопротивление.)
-Приведите пример из текста. Как реагирует Шариков на попытки привить ему элементарные культурные навыки?
«..Все у вас как на параде.. салфетку – туда , галстук – сюда, да « извините», да « пожалуйста- мерси», а так по –настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».
Учитель: Шариков с каждым днем становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Он испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова « как труженика».
Учитель: Как вы считаете, почему по логике Швондера, Шариков - труженик?( Потому что ничего не имеет, нет собственности).
-Как Шариков вслед за Швондером упрекает профессора, вспомните?
(«…один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет»).
Учитель: Шариков не понимает, что все это стоит денег, а деньги нужно зарабатывать, что и делает профессор Преображенский, принимая в день несколько десятков человек.

Принцип Шарикова прост : зачем работать, если можно « взять и поделить». Вот она, обработка шариковского первобытного сознания. Швондер тоже своего рода Шариков, только « выведенный другим путем. Таким же миллионам людей внушали: чтобы стать хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий, любой пролетарий обречен быть таковым в силу своего происхождения. Это и вызывает взрыв возмущения у Преображенского и Борменталя.
Учитель: А сейчас расскажите, как Шариков с помощью Швондера становится сознательным участником революционного процесса?
(Через 2 недели после того, как сошла с него собачья шкура и ходить он стал на 2 ногах, этот участник уже располагает документом, удостоверяющим его личность. Еще через неделю – другую Шариков – служащий. И не рядовой - заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.)

Учитель: Между тем натура у него те же, что и была,- собачье - уголовная. Чего стоит одно его сообщение о своей работе « по специальности»: « Вчера котов душили- душили». Впрочем, Полиграф Полиграфыч котами уже не довольствуется… В скором времени он показывает профессору кукиш, а по адресу опасного Борменталя револьвер.
-Как в « Собачьем сердце» показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру, знания?
(Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать). 
Учитель: В чем, на ваш взгляд, вина Швондера по отношению к Шарикову?
(Председатель домкома Швондер подобен сказочному гному, и возможности у него тоже сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать « интеллигенцией». Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора.)
Учитель: В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы?
(Булгаков в мире своего героя, профессора Преображенского, показывает мучительные размышления над результатами произведенной им операции. Он пришел к выводу, что Шариков – насилие над природой).
Учитель : Найдите в тексте и зачитайте размышления профессора по этому поводу. («Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить кого угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!.. Человечество само заботится об этом ив эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. ..Мое открытие, черти б его съели,.. стоит ровно один ломанный грош…)
Учитель: -А что вы думаете о клонировании?
-Когда происходит превращение Шарика в « человека» ( под рождество).
-Когда обратное превращение? ( Весной, в марте).
Обратите внимание на символичность этих дат.
(Это похоже на пародию: « рождение» Шарикова совпадает с рождеством, «воскрешение» пса Шарика – с весною, возможно, с пасхой).
Учитель: Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек? (Нет, превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же рискованная и безуспешная операция, какую проделала революция, вырвав человека из звериного быта, из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Это против природы. Не случайно слухи об операции профессора Преображенского ассоциируются в сознании обывателя со «светопреставлением»).
Учитель: Как вы считаете, есть ли вина Преображенского ( не как хирурга!) в сознании Шарикова?
(Да, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве).
Учитель: Традиции каких писателей прослеживаются в повести Булгакова наиболее явно?
(Булгаков в сатирической повести « Собачье сердце» следует традициям своих любимых писателей – Гоголя, Чехова. Об этом говорят общие мотивы, приемы, обряды).
Учитель : Ради чего написана повесть?
(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?).
Учитель: Как вы думаете, актуальна ли повесть в наши дни?
(Да, вопрос о клонировании остается открытым. Но можно ли устраниться от хода истории? Как воспитывать чувство уважения к личности, чувство собственного достоинства, осознанное отношение к происходящему. Очевидно, что это возможно только при постепенном, эволюционном развитии общества).

5.     Характеристика образа главного героя.

 а) Работа с блок-схемой.

 Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека? (Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. 

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет,  холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

   Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами.

Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…

Посмотрите, как оно ведёт себя за столом.

б) Отрывок видео (поведение за столом)

Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

( Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)

в) Инсценирование.

 Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)

Б: Ну-с, что же мы с вами  предпримем  сегодня  вечером?  

Ш: (моргая глазами)   В цирк пойдем, лучше всего.

  Ф.Ф.: Каждый  день   в   цирк -это довольно скучно, по-моему. Я  бы  на  вашем

месте хоть раз в театр сходил.

Ш:В театр я не  пойду.  Разговаривают,  разговаривают... Контрреволюция одна.

Б: Вы  бы  почитали  что-нибудь…

Ф.Ф.:  Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...

  Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее...  Переписку Энгельса с этим... Как его - дьявола - с Каутским. Не согласен я.

  Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?

  Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...

  Б.: Вы   и   способ   знаете?  

  Ш.: Да какой  тут  способ,  дело не  хитрое. А то что же: один в семи  комнатах  заселился, штанов у него сорок  пар,  а  другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

  Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы  еще  только  формирующееся, слабое в умственном  отношении   существо,   все   ваши  поступки  чисто звериные,  и  вы  в  присутствии двух людей  с  университетским образованием   позволяете  себе   подавать  какие-то  советы  космического масштаба и космической же глупости о том,  как  все поделить... А в то  же

время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

 Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер – председатель домкома. Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)

(просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте)

Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми  трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

6. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение.

Прочтите приведённые отрывки.

1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"

2. «- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе».

   3. «  -Что такое эта ваша разруха?  Старуха  с  клюкой?  Ведьма,  которая выбила все

стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете  под  этим  словом?  Это  вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну  у себя в квартире петь  хором, у меня  настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться  мимо унитаза и то  же самое  будут  делать Зина и  Дарья  Петровна, в  уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не  в  клозетах,  а  в головах. Значит, когда эти  баритоны  кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый  из них  должен лупить себя по затылку! И  вот, когда он вылупит из себя всякие  галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, -  разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится  к  лучшему  в нашем доме, да  и  во  всяком другом доме, до  тех  пор, пока  не  усмирят этих певцов!  Лишь только  они  прекратят  свои  концерты,  положение  само  собой изменится к лучшему».

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

(Это слова профессора Преображенского.)

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского. Кажется, что его устами говорит сам автор.)

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя  фамилию Преображенский?

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена- продолжена.

Речь Профессора Преображенского яркая,  афористичная.  Вот некоторые его реплики.
«На человека и на животное можно действовать только внушением". Или еще: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено".

Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему  тишина была «ужаснейшая»?

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Выходит, профессор противоречит сам себе? 

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению,  но она всё расставила на свои места.)

И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

(гл.8, около 3 стр до конца главы)

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать  спиноз,  когда  любая  баба может его родить  когда  угодно.  Ведь  родила  же   в  Холмогорах  мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество  само заботится об этом и  в  эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из  массы  всякой  мрази,  создает десятками выдающихся гениев, украшающих  земной  шар».

Обратимся к теме  нашего урока:

Так кто  же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает:  « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он  всячески  старается натравить его на меня,

не  соображая,  что  если  кто-нибудь в свою  очередь  натравит Шарикова на самого  Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

     (К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру). 

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательноПо сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

(Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)

Контрольные вопросы по повести М. Булгакова

«Собачье сердце»

Назовите имя донора для Шарика? (Клим Чугункин)

Каков его социальный статус? (игра в трактире на балалайке, алкоголик)

Каким направлением в медицине занимается профессор Преображенский?

(омоложение организма)

Назовите имя и отчество профессора Преображенского. (Филипп Филиппович)

Кто является ассистентом профессора? (доктор Борметаль)

Какие органы пересадил профессор Преображенский собаке? (гипофиз и семенные

Назовите постоянных обитателей квартиры профессора Преображенского.

(профессор, Зинаида Петровна, Дарья)

Какой пост занимал Швондер? (домком)

Назовите имя Шарикова, выбранное им для себя. (Полиграф Полиграфович)

10 Сколько комнат занимал профессор Преображенский? (7)

11 Какое было первое слово, произнесённое Шариковым-человеком? (абырвалг)

12 Какую должность получил Шариков? (заведующий подотделом очистки города

Москвы от бродячих животных)

13 Где, по мнению профессора Преображенского, происходит разруха? (в головах)

14 Что произошло с Шариковым в конце повести? (превратили в собаку)

Количество правильных ответов

12-14 ответов - «5»

10-11 ответов - «4»

8-9 ответов – «3»

7 и менее – «2»

7. Итог урока.

В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»? (подведение итога всего вышесказанного)

Подсказка для учителя:

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч? 
           Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться в бюрократической системе. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. 
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других. 
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!.. 
       Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

 

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не  значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Человеческое сердце – это символ того, что  «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это  слова А. П.Чехова, и я с ними полностью согласна!

    Отметки за урок.

     Д/З  Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

– Написать мини-сочинение по темам (по выбору учащихся):

·         Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце»

·         Над чем заставила меня задуматься повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»

·         Смешон или страшен Шариков?


 

Скачано с www.znanio.ru

М.А.Булгаков. История создания и судьба повести

М.А.Булгаков. История создания и судьба повести

Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть )

Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть )

Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры

Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры

Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального питания служащих

Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального питания служащих

Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу

Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу

Это и вызывает взрыв возмущения у

Это и вызывает взрыв возмущения у

Учитель : Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек? (Нет, превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та…

Учитель : Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек? (Нет, превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та…

Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…

Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…

И свои переживания по этому поводу

И свои переживания по этому поводу

Кому из героев принадлежат данные высказывания? (Это слова профессора

Кому из героев принадлежат данные высказывания? (Это слова профессора

Шариков для него более грозная опасность, чем для меня

Шариков для него более грозная опасность, чем для меня

Где, по мнению профессора Преображенского, происходит разруха? (в головах) 14

Где, по мнению профессора Преображенского, происходит разруха? (в головах) 14

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021