Махатма Ганди и гандизм в Индии
1) Причины подъема национально-освободительного движения, готовность принятия идеологии гандизма
Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.
Основные принципы: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха); идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс; борьба с кастовым неравенством. организованное неподчинение дискриминационным законам колониального режима в Южной Африке.
Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни, сокращение экспорта важнейших товаров и сырья сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.) вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей что ударило по интересам сельских производителей. Помещики и торговцы возмещая потери сильнее эксплуатировали крестьян, рост задолженности в два раза. Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-ростовщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы. Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась. Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918—1919 и 1920—1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.
Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев).
Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни. Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства.На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков. Реформа Монтегю – Челмсфорда про выборы по куриям в правительство внес раскол в национальное движение, реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Успешное проведение нескольких кампаний гражданского несотрудничества в Африке, выступления в печати, особенно в издававшемся Ганди журнале «Индиэн опиниэн» («Мнение Индии»), в поддержку национального движения на родине делали его имя все более известным и популярным и в самой Индии. После возвращения на родину Ганди при поддержке гуджаратской буржуазии основал в 1915 т. в Ахмадабаде центр по распространению идей сатьяграхи — «Сатьяграха-ашрам», а затем успешно провел три камлании ненасильственного несотрудничества: в 1915 г. в княжестве Раджкот—за отмену некоторых таможенных пошлин; в 1917 т. — за реформу системы вербовки кули для работы вне Индии; в конце 1917 — начале 1918 г. в Бихаре — против системы эксплуатации крестьян английскими плантаторами. Эти кампании имели значительный пропагандистский эффект и выдвинули Ганди на аванс-цену политической жизни Индия.
2) Политические силы Индии и их отношение к гандизму
В ИНК середины 20-х гг. выделяются две основные группы, получившие название «противники перемен» и «сторонники перемен». Первые (Ганди, Раджагополачари, Раджендра Прасад и др.) выступили за проведение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями во всех сферах общественно-политической жизни, включая бойкот законодательных органов.
Вторые (Мотилал Неру, Ч.P.Дас), не отрицая значимости методов ненасильственного не сотрудничества, были против бойкота законодательных органов и продолжали считать конституционную борьбу за увеличение в них индийского представительства наиболее значимой формой национально-освободительного движения.
В 1923 г. «сторонники перемен» провозгласили создание Свараджистской партии, свараджисты решили не покидать Конгресс, а вести борьбу внутри него за принятие своей программы.
В 1924 г. был заключен «Пакт Ганди ‒ Дас», согласно которому Свараджистская партия уполномочивалась осуществлять свою деятельность в законодательных органах от имени Конгресса и в качестве его составной части. В 1924 ‒ 1928 гг. Ганди уходит от непосредственной политической деятельности и сосредоточивается на осуществлении «конструктивной программы» через посредство созданной им Всеиндийской ассоциации ручных ткачей.
Распад коммунистической партии на КПИ и Национальную коммунистическую партию Индии.
ИНК к середине 20-х гг. оформилось левонационалистическое течение, который требовали активизации и радикализации Конгресса. Лидерами и идеологами левого крыла в ИНК стали Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос.
В 1927 г. состоялся Мадрасский съезд ИНК, на котором Дж. Неру и С.Ч. Бос были избраны генеральными секретарями Конгресса Съезд принял историческую резолюцию о главной цели национально-освободительного движения в Индии ‒ достижении полной независимости. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.
В том же году в Дели состоялась конференция Мусульманской Лиги, на которой обсуждались пути ее возможного сближения с ИНК. Мусульманские лидеры проявили готовность к принятию предложенного Конгрессом принципа совместных выборов и отказу от куриальной системы в случае предоставления им определенных гарантий.
Со второй половины 20-х гг. изменяется также концепция колониальной политики Великобритании в Индии в связи с приходом к власти в метрополии лейбористов, потеснивших консерваторов и либералов.
В 1928 г. была создана Комиссия Саймона для выработки рекомендаций относительно будущего конституционного устройства Индии.
Предложения Комиссии содержали определенные уступки, касающиеся расширения состава избирателей, а также обязательств британского правительства в плане предоставления Индии статуса доминиона (без указания сроков). Предложения не приняли индийские власти, и они создали свою комиссию и опубликовали доклад, которые предусматривал предоставление Индии статуса доминиона, в котором выборные органы осуществляли бы внутреннюю политику, включая контроль над бюджетом при сохранении контроля британского правительства над внешней политикой и обороной английская комиссия, не приняла во внимания доклад индийской комиссии.
Таким образом, конституционная деятельность свараджистов, руководивших Конгрессом с 1924 г., не увенчалась ожидавшимися результатами.
3) Ганди и история складывания взглядов
На взгляды М.К.Ганди повлияли как религиозно - этические учения, так и отдельные выдающиеся личности, в том числе его современники. М.К.Ганди испытал на себе влияние следующих религиозно-этических учений: индуизма, буддизма, джайнизма, ислама, христианства, зороастризма, сикхизма, религиозного учения парсов. Он прочитал религиозно - философскую часть «Махабхараты» - эпического памятника древней Индии под названием «Бхагаватгита». Изучил упанишады - философские сочинения Древней Индии. Исследователи считают, что «Бхагаватгита» была основным священным текстом, повлиявшим на взгляды М.К.Ганди.
Значительное воздействие на М.К.Ганди оказала теософия. Это учение, объединяющее мистицизм различных восточных религий и неортодоксального христианства. М.К.Ганди был знаком с основоположницей общества теософов Еленой Блаватской и одной из его руководительниц Анни Безант. На взгляды М.К.Ганди повлияли и отдельные личности, их мировоззрение. В частности, индийские проповедники и реформаторы XVII- ХIХ в.в. такие, как Нанак, Кабир, Рамакришна.
Трех своих современников: индийца Райчандбхая, Л.Н.Толстого и англичанина Д. Раскина (Рёскина) - М.К.Ганди считал своими учителями. Поэт-мистик Райчандбхай помог М.К.Ганди понять истинную сущность индуизма. Публицист и теоретик искусства Д.Раскин и, в частности, его работа «У последней черты» содействовала М.К.Ганди в определении принципов всеобщего блага - сарвадойи и необходимости для каждого зарабатывать на жизнь трудом, прежде всего физическим. М.К.Ганди были близки этические и социальные убеждения Л.Н.Толстого. Он переписывался с Л.Н.Толстым, распространил в Южной Африке среди индийцев его письмо под названием «Письмо к индусу», ознакомился с книгой Л.Н.Толстого «Царство божие внутри нас». Но М.К.Ганди не заимствовал идею ненасилия у Л.Н.Толстого. Между ними существовали и определённые различия: М.К.Ганди проповедовал ненасильственное сопротивление, Л.Н.Толстой же – непротивление злу насилием; у первого были конкретные политические цели, у второго – общие идеалы добра и справедливости; у Л.Н.Толстого присутствовало личное самоусовершенствование, у М.К.Ганди, помимо этого, - воздействие на других в ходе массового или индивидуального сопротивления.
Влияние на М.К.Ганди оказал также старейший идеолог национальноосвободительного движения в Индии Д.Наороджи, американские философы Р.Эмерсон и Г.Торо, а также английский философ и историк Т. Карлейль.
Взгляды М.К.Ганди менялись в зависимости от изменения исторической обстановки.
4) Основные положения гандизма
Основные политические принципы и характерные черты Гандизма: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса; в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Гандизма была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.
Стержнем Гандизма стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (буквально упорство в истине), Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, харталов и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английским властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.
В философии Гандизма исходит из идеи божественной реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, которая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физического вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служит «закон любви» и «закон страдания», согласно которым последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Гандизме проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетического образа жизни. Из религиозно-этической концепции Гандизма естественно следует убеждение в том, что условия общественной жизни определяются уровнем нравственного развития людей. Гандизм предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Гандизм провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравственной воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политического действия.
5) Организация компании гражданского несотрудничества
1 августа 1920 г. была начата первая в истории страны общеиндийская кампания гражданского неповиновения (проводимые Ганди в период с 1915 по 1919 гг. сатьяграхи носили локальный характер). Она проходила в форме митингов, демонстраций, харталов на фоне разворачивания крестьянского движения и стачечной борьбы, перерастая временами рамки ненасилия. Кровавые события февраля 1922 г. (сожжение толпой крестьян обстрелявших их полицейских в местечке Чаури-Чаура, Соединенные провинции) послужили для Ганди предлогом для прекращения сатьяграхи. Это знаменовало сворачивание национально-освободительного движения и поворот к осуществлению «конструктивной программы», призванной подготовить почву для следующего этапа крупномасштабных действий и послужить своеобразной мирной передышкой для участников сатьяграхи.
Вместе с тем Ганди считал возможным осуществление несотрудничества в «ограниченных» масштабах: либо в форме локальной кампании неповиновения, либо в виде «индивидуальной» сатьяграхи конгрессистов, одной из наиболее распространенных форм которой стало добровольное тюремное заключение в результате публичного совершения антибританской акции и последующая за ним голодовка.
Подключение халифатистов к кампании гражданского неповиновения и тесные связи Ганди с лидерами этого движения Мухаммедом и Шаукатом Али создавали предпосылки для совместных действий двух основных конфессий — индусов и мусульман. Халифатисты представляли в начале 20-х гг. заметную силу в мусульманской общине и выступали в защиту турецкого султана-халифа, считавшегося главой суннитов, против расчленения Оттоманской империи.
Однако Мусульманская Лига, возглавляемая М.А.Джинной, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотрудничество, так и халифатистское движение. В 1921 г. Джинна покинул ИНК. Практика одновременного проведения сессий Лиги и ИНК (1916—1921), сменилась периодом конфронтации. Временное затишье в 1923—1926 гг., последовавшее за массовым движением несотрудничества 1918—1922 гг., явилось периодом перегруппировки политических сил как внутри ИНК, так и вне его.
6) Ганди и ИНК в 1920-1922 гг.
Новые задачи и цели потребовали перестройки организационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса.
Расширение функций партии привело к созданию партийного аппарата, составленного-из политиков-профессионалов. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. В нем были созданы региональные комитеты ИНК, призванные улучшить организацию политического процесса на местном уровне — в провинциях и дистриктах. Были приняты решения о борьбе за создание провинций на лингвистической основе и схема нового административного деления, предусматривавшая уничтожение княжеств и разделение Индии на 21 языковую провинцию (соответственно им создавался 21 региональный комитет): Мадрас, Андхра, Карнатик, Керала, Бомбей, Махараштра, Гуджерат, Синд, Соединенные провинции, Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция, Дели, Аджмер, Мервара и Раджпутана, Центральные провинции (хиндустани), Центральные провинции (маратхи), Берар, Бихар, Уткал (Орисса), Бенгалия, Ассам, Бирма (входила в состав Британской Индии до 1935 г.).
Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистической основе, но, безусловно, не могли перекрыть процесс создания региональных политических организации, самостоятельно отстаивающих свои права.
Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эгидой крестьянских, а затем и рабочих организаций. В создании крестьянских союзов принимали активнейшее участие начинавший свою политическую деятельность Джавахарлал Неру, который за участие в крестьянском движении подвергся первому аресту. Первым председателем Всеиндийского конгресса профсоюзов, основанного в 1920 г., стал один из лидеров ИНК — Лала Ладжпат Рай, а в 1921 г. был создан специальный комитет конгресса по усилению работы в профсоюзах.
7) Итоги и значение применения гандизма освобожденной борьбе Индии
После событий Второй мировой войны, уже в 1946 году, Великобритания пошла навстречу Индии. В этом же году создаётся Учредительное собрание, которое разрабатывает конституцию страны. Это событие означало признание Великобританией Индии, как суверенного государства.
Не стоит забывать о том, что Ганди внёс значительный вклад по урегулированию религиозного вопроса во время раздела Колониальной Индии на Индию, в которой преобладали индусы и на Пакистан, который преимущественно состоял из мусульман. Когда в 1947 году вспыхнула Индо-пакистанская война за спорную область Кашмир, Ганди объявил голодовку, чтобы каким-то образом повлиять на этот конфликт. В результате данной акции, представители враждующих групп согласились пойти навстречу друг другу, отбросив в сторону претензии на данную область.
8) Оценка деятельности М.К. Ганди в историографии
В.И. Ленин дал высокую оценку общественно-политической деятельности М.К. Ганди. В.И. Ленин считал Ганди "вдохновителем и вождем массового движения",- пишет в "Мемуарах" М.Л. Рой, вспоминая свои встречи с Лениным.
В первой половине 20-х гг. появилась серия работ, авторы которых пытались определить свое отношение к гандизму. При этом одни из них выступали с резкой критикой Ганди и его мировоззрение, другие - сделали попытку разобраться в гандистских идеях и раскрыть секрет их популярности.
Первую группу составило большинство авторов: Б. Сейгель /псевдоним Б. Фрэйер/, Л. Геллер, Е. Штейнберг и др. Представителями второй были А.В. Луначарский и С. Вельтман. Подходя к рассмотрению концепции гандизма с объективных позиций, они отмечали огромную популярность Ганди как лидера общественного движения. В немалой степени этому, по мнению С. Вельтмана, способствовал аскетизм Ганди и его готовность к личному самопожертвованию. Одной из несомненных заслуг Ганди автор называл борьбу с кастовыми предрассудками, в первую очередь неприкасаемостью.
Серьезным препятствием на пути изучения гандизма стал субъективизм. Часть историков догматически восприняла оценки И. В. Сталиным проблем национально-освободительного движения, места и роли в нем национальной буржуазии и учения Ганди. Эти оценки страдали упрощенчеством, а иногда и неверной трактовкой известных положений марксизма-ленинизма по национально-колониальному вопросу. Некоторые из оценок получили отражение в решениях Коминтерна. Так, Программа Коминтерна, принятая VI конгрессом, называет гандизм "отбыто реакционной силой".
Вместе с тем, ведущие советские индологи, вопреки господствовавшему тогда нигилистическому подходу к деятельности и учению Ганди, неоднократно указывали на политическое лидерство Ганди и его тесную связь с народными массами. Такие выводы содержатся в трудах И. Рейснера, Р. Ульяновекого /писавшего под псевдонимом У. Рославлев/, в послевоенных работах А. Дьякова. Ими был высказан ряд интересных сужений о защите Ганди прав угнетенных классов, о его борьбе за индусско-мусульманское единство, о его веротерпимости, т.е. о составных компонентах гандистского антикоммунизма.
Пример остро критической оценки гандизма представляют произведения его противников. В 1941 г. в Индии была опубликована книга неизвестного автора под сенсационным названием "Сговор Ганди с мусульманами". В адрес Ганди в ней возводится обвинение.
9) На карте обозначить (Пенджаб, Калькутта, Бомбей, Бардали, Амритсар)
10) Гандизм – утопия или прогрессивное мировоззрение
История XX века ознаменовалась целым рядом попыток практического осуществления различных утопических проектов, созданных мыслителями прошлого: марксизм и эксперимент с реализацией его идей в России, Ницше и попытка осуществления его заветов в Германии и т. д. Азию эта тенденция тоже не обошла стороной, примером чего может служить Камбоджа или усилия по созданию «истинно исламского государства» на Ближнем Востоке.
В Индии среди целого ряда подобных проектов идеального общества особое место занимает учение Махатмы Ганди, отличающееся, во-первых, своим исключительным влиянием на политические процессы, происходившие в стране в первой половине ХХ в. и после гибели Махатмы и обретения страной независимости, а во-вторых, той исключительной ролью, которая отводилась в нем принципу ненасилия — ведь в большинстве утопических проектов современности созданию идеального общества предшествуют либо открытые общественные потрясения, либо малозаметное насилие.
В самом деле, мечта об идеально организованном обществе, каким оно виделось Мору, Кампанелле, социалистам-утопистам и даже Марксу, — это мечта об обществе абсолютно организованном. Хаотическое и иррациональное в человеке — то, что делает его поведение малопредсказуемым и несущим потенциальную угрозу другому человеку, — виделось европейским утопистам главным злом, в первую очередь подлежащим искоренению. Личная безопасность и личное счастье понимались ими если и не как полные синонимы, то, по крайней мере, как теснейшим образом связанные друг с другом понятия, обозначающие высшую цель человеческих устремлений, ради которой свободу не только можно, но и нужно ограничивать. Самыми яркими примерами того, к каким результатам может в предельном случае привести попытка провести в жизнь эту идею, являются миры, изображенные Оруэллом, Замятиным и Хаксли.
В этих проектах антагонистическими понятиями являются понятия свободы и безопасности (требующей поддержания порядка, для чего необходимо ограничение свободы), при этом оба они рассматриваются только применительно к отдельному индивиду, который видится как существо, способное на насилие.
Ганди трезво оценивал и перспективы реализации проекта ненасильственной цивилизации. «Возможно, мне язвительно заметят, что все это утопия и потому не стоит даже об этом думать. Если эвклидова точка (хотя изобразить ее свыше человеческих способностей) имеет непреходящую ценность, то и нарисованная мною картина имеет ценность для будущего человечества. Пусть Индия живет ради этого, хотя это и невозможно осуществить полностью». Ненасильственная цивилизация, действительно, кажется утопией. Но это утопия, сочетающаяся с провидением. И это потому, что он уже видел многое, что для остальных людей остается на степени возможного, что для них только будущий вероятный факт. Ганди открыл для себя и возродил для других общечеловеческую ценность — уважение к священному дару жизни. Цивилизация без насилия — маяк, освещающий путь, дабы человечество не погибло во тьме. Таким образом, гандизм можно назвать утопией.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.