Махатма Ганди и гандизм в Индии
Оценка 4.7

Махатма Ганди и гандизм в Индии

Оценка 4.7
Лекции
docx
06.11.2023
Махатма Ганди и гандизм в Индии
Махатма Ганди и гандизм в Индии. Сорокина М.К..docx

Махатма Ганди и гандизм в Индии

1)    Причины подъема национально-освободительного движения, готовность принятия идеологии гандизма

Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.

Основные принципы: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха); идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс; борьба с кастовым неравенством. организованное неподчинение дискриминационным законам колониального режима в Южной Африке.

Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни, сокращение экспорта важнейших товаров и сырья сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.) вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей что ударило по интересам сельских производителей. Помещики и торговцы возмещая потери сильнее эксплуатировали крестьян, рост задолженности в два раза. Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-ростовщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы. Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась. Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918—1919 и 1920—1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев).

Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни. Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства.На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков. Реформа Монтегю – Челмсфорда про выборы по куриям в правительство внес раскол в национальное движение, реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Успешное проведение нескольких кампаний гражданского несотрудничества в Африке, выступления в печати, особенно в издававшемся Ганди журнале «Индиэн опиниэн» («Мнение Индии»), в поддержку национального движения на родине делали его имя все более известным и популярным и в самой Индии. После возвращения на родину Ганди при поддержке гуджаратской буржуазии основал в 1915 т. в Ахмадабаде центр по распространению идей сатьяграхи — «Сатьяграха-ашрам», а затем успешно провел три камлании ненасильственного несотрудничества: в 1915 г. в княжестве Раджкот—за отмену некоторых таможенных пошлин; в 1917 т. — за реформу системы вербовки кули для работы вне Индии; в конце 1917 — начале 1918 г. в Бихаре — против системы эксплуатации крестьян английскими плантаторами. Эти кампании имели значительный пропагандистский эффект и выдвинули Ганди на аванс-цену политической жизни Индия.

2)    Политические силы Индии и их отношение к гандизму

В ИНК середины 20-х гг. выделяются две основные группы, получившие название «противники перемен» и «сторонники перемен». Первые (Ганди, Раджагополачари, Раджендра Прасад и др.) выступили за проведение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями во всех сферах общественно-политической жизни, включая бойкот законодательных органов.

Вторые (Мотилал Неру, Ч.P.Дас), не отрицая значимости методов ненасильственного не сотрудничества, были против бойкота законодательных органов и продолжали считать конституционную борьбу за увеличение в них индийского представительства наиболее значимой формой национально-освободительного движения.

В 1923 г. «сторонники перемен» провозгласили создание Свараджистской партии, свараджисты решили не покидать Конгресс, а вести борьбу внутри него за принятие своей программы.

В 1924 г. был заключен «Пакт Ганди ‒ Дас», согласно которому Свараджистская партия уполномочивалась осуществлять свою деятельность в законодательных органах от имени Конгресса и в качестве его составной части. В 1924 ‒ 1928 гг. Ганди уходит от непосредственной политической деятельности и сосредоточивается на осуществлении «конструктивной программы» через посредство созданной им Всеиндийской ассоциации ручных ткачей.

Распад коммунистической партии на КПИ и Национальную коммунистическую партию Индии.

ИНК к середине 20-х гг. оформилось левонационалистическое течение, который требовали активизации и радикализации Конгресса. Лидерами и идеологами левого крыла в ИНК стали Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос.

В 1927 г. состоялся Мадрасский съезд ИНК, на котором Дж. Неру и С.Ч. Бос были избраны генеральными секретарями Конгресса Съезд принял историческую резолюцию о главной цели национально-освободительного движения в Индии ‒ достижении полной независимости. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.

В том же году в Дели состоялась конференция Мусульманской Лиги, на которой обсуждались пути ее возможного сближения с ИНК. Мусульманские лидеры проявили готовность к принятию предложенного Конгрессом принципа совместных выборов и отказу от куриальной системы в случае предоставления им определенных гарантий.

Со второй половины 20-х гг. изменяется также концепция колониальной политики Великобритании в Индии в связи с приходом к власти в метрополии лейбористов, потеснивших консерваторов и либералов.

В 1928 г. была создана Комиссия Саймона для выработки рекомендаций относительно будущего конституционного устройства Индии.

Предложения Комиссии содержали определенные уступки, касающиеся расширения состава избирателей, а также обязательств британского правительства в плане предоставления Индии статуса доминиона (без указания сроков). Предложения не приняли индийские власти, и они создали свою комиссию и опубликовали доклад, которые предусматривал предоставление Индии статуса доминиона, в котором выборные органы осуществляли бы внутреннюю политику, включая контроль над бюджетом при сохранении контроля британского правительства над внешней политикой и обороной английская комиссия, не приняла во внимания доклад индийской комиссии.

Таким образом, конституционная деятельность свараджистов, руководивших Конгрессом с 1924 г., не увенчалась ожидавшимися результатами.

3)     Ганди и история складывания взглядов

На взгляды М.К.Ганди повлияли как религиозно - этические учения, так и отдельные выдающиеся личности, в том числе его современники. М.К.Ганди испытал на себе влияние следующих религиозно-этических учений: индуизма, буддизма, джайнизма, ислама, христианства, зороастризма, сикхизма, религиозного учения парсов. Он прочитал религиозно - философскую часть «Махабхараты» - эпического памятника древней Индии под названием «Бхагаватгита». Изучил упанишады - философские сочинения Древней Индии. Исследователи считают, что «Бхагаватгита» была основным священным текстом, повлиявшим на взгляды М.К.Ганди.

Значительное воздействие на М.К.Ганди оказала теософия. Это учение, объединяющее мистицизм различных восточных религий и неортодоксального христианства. М.К.Ганди был знаком с основоположницей общества теософов Еленой Блаватской и одной из его руководительниц Анни Безант. На взгляды М.К.Ганди повлияли и отдельные личности, их мировоззрение. В частности, индийские проповедники и реформаторы XVII- ХIХ в.в. такие, как Нанак, Кабир, Рамакришна.

Трех своих современников: индийца Райчандбхая, Л.Н.Толстого и англичанина Д. Раскина (Рёскина) - М.К.Ганди считал своими учителями. Поэт-мистик Райчандбхай помог М.К.Ганди понять истинную сущность индуизма. Публицист и теоретик искусства Д.Раскин и, в частности, его работа «У последней черты» содействовала М.К.Ганди в определении принципов всеобщего блага - сарвадойи и необходимости для каждого зарабатывать на жизнь трудом, прежде всего физическим. М.К.Ганди были близки этические и социальные убеждения Л.Н.Толстого. Он переписывался с Л.Н.Толстым, распространил в Южной Африке среди индийцев его письмо под названием «Письмо к индусу», ознакомился с книгой Л.Н.Толстого «Царство божие внутри нас». Но М.К.Ганди не заимствовал идею ненасилия у Л.Н.Толстого. Между ними существовали и определённые различия: М.К.Ганди проповедовал ненасильственное сопротивление, Л.Н.Толстой же – непротивление злу насилием; у первого были конкретные политические цели, у второго – общие идеалы добра и справедливости; у Л.Н.Толстого присутствовало личное самоусовершенствование, у М.К.Ганди, помимо этого, - воздействие на других в ходе массового или индивидуального сопротивления.

Влияние на М.К.Ганди оказал также старейший идеолог национальноосвободительного движения в Индии Д.Наороджи, американские философы Р.Эмерсон и Г.Торо, а также английский философ и историк Т. Карлейль.

Взгляды М.К.Ганди менялись в зависимости от изменения исторической обстановки.

4)     Основные положения гандизма

Основные политические принципы и характерные черты Гандизма: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса; в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Гандизма была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.

         Стержнем Гандизма стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (буквально упорство в истине), Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, харталов и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английским властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.

  В философии Гандизма исходит из идеи божественной реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, которая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физического вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служит «закон любви» и «закон страдания», согласно которым последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Гандизме проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетического образа жизни. Из религиозно-этической концепции Гандизма естественно следует убеждение в том, что условия общественной жизни определяются уровнем нравственного развития людей. Гандизм предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Гандизм провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравственной воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политического действия.

5)     Организация компании гражданского несотрудничества

1 августа 1920 г. была начата первая в истории страны общеин­дийская кампания гражданского неповиновения (проводимые Ган­ди в период с 1915 по 1919 гг. сатьяграхи носили локальный характер). Она проходила в форме митингов, демонстраций, харталов на фоне разворачивания крестьянского движения и стачечной борьбы, пе­рерастая временами рамки ненасилия. Кровавые события февраля 1922 г. (сожжение толпой крестьян обстрелявших их полицейских в местечке Чаури-Чаура, Соединенные провинции) послужили для Ганди предлогом для прекращения сатьяграхи. Это знаменовало сво­рачивание национально-освободительного движения и поворот к осуществлению «конструктивной программы», призванной подго­товить почву для следующего этапа крупномасштабных действий и послужить своеобразной мирной передышкой для участников сатьяграхи.

Вместе с тем Ганди считал возможным осуществление несотруд­ничества в «ограниченных» масштабах: либо в форме локальной кам­пании неповиновения, либо в виде «индивидуальной» сатьяграхи конгрессистов, одной из наиболее распространенных форм которой стало добровольное тюремное заключение в результате публичного совершения антибританской акции и последующая за ним голодовка.

Подключение халифатистов к кампании гражданского непо­виновения и тесные связи Ганди с лидерами этого движения Мухамме­дом и Шаукатом Али создавали предпосылки для совместных действий двух основных конфессий — индусов и мусульман. Халифатисты пред­ставляли в начале 20-х гг. заметную силу в мусульманской общине и выступали в защиту турецкого султана-халифа, считавшегося гла­вой суннитов, против расчленения Оттоманской империи.

Однако Мусульманская Лига, возглавляемая М.А.Джинной, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотруд­ничество, так и халифатистское движение. В 1921 г. Джинна поки­нул ИНК. Практика одновременного проведения сессий Лиги и ИНК (1916—1921), сменилась периодом конфронтации. Временное затишье в 1923—1926 гг., последовавшее за массовым движением несот­рудничества 1918—1922 гг., явилось периодом перегруппировки по­литических сил как внутри ИНК, так и вне его.

6)     Ганди и ИНК в 1920-1922 гг.

Новые задачи и цели потребовали перестройки орга­низационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса.

Расширение функций партии привело к созданию партийного ап­парата, составленного-из политиков-профессионалов. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. В нем были созданы региональные комитеты ИНК, призванные улучшить организацию политического процесса на местном уровне — в провин­циях и дистриктах. Были приняты решения о борьбе за создание про­винций на лингвистической основе и схема нового административного деления, предусматривавшая уничтожение княжеств и разделение Ин­дии на 21 языковую провинцию (соответственно им создавался 21 ре­гиональный комитет): Мадрас, Андхра, Карнатик, Керала, Бомбей, Махараштра, Гуджерат, Синд, Соединенные провинции, Пенджаб, Се­веро-Западная пограничная провинция, Дели, Аджмер, Мервара и Раджпутана, Центральные провинции (хиндустани), Центральные провинции (маратхи), Берар, Бихар, Уткал (Орисса), Бенгалия, Ас­сам, Бирма (входила в состав Британской Индии до 1935 г.).

Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистиче­ской основе, но, безусловно, не могли перекрыть процесс создания региональных политических организации, самостоятельно отстаи­вающих свои права.

Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эги­дой крестьянских, а затем и рабочих организаций. В создании кре­стьянских союзов принимали активнейшее участие начинавший свою политическую деятельность Джавахарлал Неру, который за участие в крестьянском движении подвергся первому аресту. Пер­вым председателем Всеиндийского конгресса профсоюзов, основан­ного в 1920 г., стал один из лидеров ИНК — Лала Ладжпат Рай, а в 1921 г. был создан специальный комитет конгресса по усилению работы в профсоюзах.

7)     Итоги и значение применения гандизма освобожденной борьбе Индии

После событий Второй мировой войны, уже в 1946 году, Великобритания пошла навстречу Индии. В этом же году создаётся Учредительное собрание, которое разрабатывает конституцию страны. Это событие означало признание Великобританией Индии, как суверенного государства.

Не стоит забывать о том, что Ганди внёс значительный вклад по урегулированию религиозного вопроса во время раздела Колониальной Индии на Индию, в которой преобладали индусы и на Пакистан, который преимущественно состоял из мусульман. Когда в 1947 году вспыхнула Индо-пакистанская война за спорную область Кашмир, Ганди объявил голодовку, чтобы каким-то образом повлиять на этот конфликт. В результате данной акции, представители враждующих групп согласились пойти навстречу друг другу, отбросив в сторону претензии на данную область.

8)     Оценка деятельности М.К. Ганди в историографии

В.И. Ленин дал высокую оценку общественно-политической деятельности М.К. Ганди. В.И. Ленин считал Ганди "вдохновителем и вождем массового движения",- пишет в "Мемуарах" М.Л. Рой, вспоминая свои встречи с Лениным.

В первой половине 20-х гг. появилась серия работ, авторы которых пытались определить свое отношение к гандизму. При этом одни из них выступали с резкой критикой Ганди и его мировоззрение, другие - сделали попытку разобраться в гандистских идеях и раскрыть секрет их популярности.

Первую группу составило большинство авторов: Б. Сейгель /псевдоним Б. Фрэйер/, Л. Геллер, Е. Штейнберг и  др. Представителями второй были А.В. Луначарский и С. Вельтман. Подходя к рассмотрению концепции гандизма с объективных позиций, они отмечали огромную популярность Ганди как лидера общественного движения. В немалой степени этому, по мнению С. Вельтмана, способствовал аскетизм Ганди и его готовность к личному самопожертвованию. Одной из несомненных заслуг Ганди автор называл борьбу с кастовыми предрассудками, в первую очередь неприкасаемостью.

Серьезным препятствием на пути изучения гандизма стал субъективизм. Часть историков догматически восприняла оценки И. В. Сталиным проблем национально-освободительного движения, места и роли в нем национальной буржуазии и учения Ганди. Эти оценки страдали упрощенчеством, а иногда и неверной трактовкой известных положений марксизма-ленинизма по национально-колониальному вопросу. Некоторые из оценок получили отражение в решениях Коминтерна. Так, Программа Коминтерна, принятая VI конгрессом, называет гандизм "отбыто реакционной силой".  

Вместе с тем, ведущие советские индологи, вопреки господствовавшему тогда нигилистическому подходу к деятельности и учению Ганди, неоднократно указывали на политическое лидерство Ганди и его тесную связь с народными массами. Такие выводы содержатся в трудах И. Рейснера, Р. Ульяновекого /писавшего под псевдонимом У. Рославлев/, в послевоенных работах А. Дьякова. Ими был высказан ряд интересных сужений о защите Ганди прав угнетенных классов, о его борьбе за индусско-мусульманское единство, о его веротерпимости, т.е. о составных компонентах гандистского антикоммунизма. 

Пример остро критической оценки гандизма представляют произведения его противников. В 1941 г. в Индии была опубликована книга неизвестного автора под сенсационным названием "Сговор Ганди с мусульманами". В адрес Ганди в ней возводится обвинение.  

9)     На карте обозначить (Пенджаб, Калькутта, Бомбей, Бардали, Амритсар)

 https://sun9-44.userapi.com/IhZW0au6gunTx6rto-72rQ77VtnsoDgakqnzmA/411hMgVmU5Y.jpg

10) Гандизм – утопия или прогрессивное мировоззрение

История XX века ознаменовалась целым рядом попыток практического осуществления различных утопических проектов, созданных мыслителями прошлого: марксизм и эксперимент с реализацией его идей в России, Ницше и попытка осуществления его заветов в Германии и т. д. Азию эта тенденция тоже не обошла стороной, примером чего может служить Камбоджа или усилия по созданию «истинно исламского государства» на Ближнем Востоке.

В Индии среди целого ряда подобных проектов идеального общества особое место занимает учение Махатмы Ганди, отличающееся, во-первых, своим исключительным влиянием на политические процессы, происходившие в стране в первой половине ХХ в. и после гибели Махатмы и обретения страной независимости, а во-вторых, той исключительной ролью, которая отводилась в нем принципу ненасилия — ведь в большинстве утопических проектов современности созданию идеального общества предшествуют либо открытые общественные потрясения, либо малозаметное  насилие.

В самом деле, мечта об идеально организованном обществе, каким оно виделось Мору, Кампанелле, социалистам-утопистам и даже Марксу, — это мечта об обществе абсолютно организованном. Хаотическое и иррациональное в человеке — то, что делает его поведение малопредсказуемым и несущим потенциальную угрозу другому человеку, — виделось европейским утопистам главным злом, в первую очередь подлежащим искоренению. Личная безопасность и личное счастье понимались ими если и не как полные синонимы, то, по крайней мере, как теснейшим образом связанные друг с другом понятия, обозначающие высшую цель человеческих устремлений, ради которой свободу не только можно, но и нужно ограничивать. Самыми яркими примерами того, к каким результатам может в предельном случае привести попытка провести в жизнь эту идею, являются миры, изображенные Оруэллом, Замятиным и Хаксли.

В этих проектах антагонистическими понятиями являются понятия свободы и безопасности (требующей поддержания порядка, для чего необходимо ограничение свободы), при этом оба они рассматриваются только применительно к отдельному индивиду, который видится как существо, способное на насилие. 

Ганди трезво оценивал и перспективы реализации проекта ненасильственной цивилизации. «Возможно, мне язвительно заметят, что все это утопия и потому не стоит даже об этом думать. Если эвклидова точка (хотя изобразить ее свыше человеческих способностей) имеет непреходящую ценность, то и нарисованная мною картина имеет ценность для будущего человечества. Пусть Индия живет ради этого, хотя это и невозможно осуществить полностью».  Ненасильственная цивилизация, действительно, кажется утопией. Но это утопия, сочетающаяся с провидением. И это потому, что он уже видел многое, что для остальных людей остается на степени возможного, что для них только будущий вероятный факт. Ганди открыл для себя и возродил для других общечеловеческую ценность — уважение к священному дару жизни. Цивилизация без насилия — маяк, освещающий путь, дабы человечество не погибло во тьме.  Таким образом, гандизм можно назвать утопией.   


 

Скачано с www.znanio.ru

Махатма Ганди и гандизм в Индии 1)

Махатма Ганди и гандизм в Индии 1)

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев)

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев)

После возвращения на родину Ганди при поддержке гуджаратской буржуазии основал в 1915 т

После возвращения на родину Ганди при поддержке гуджаратской буржуазии основал в 1915 т

Всеиндийской ассоциации ручных ткачей

Всеиндийской ассоциации ручных ткачей

Таким образом, конституционная деятельность свараджистов, руководивших

Таким образом, конституционная деятельность свараджистов, руководивших

М.К.Ганди были близки этические и социальные убеждения

М.К.Ганди были близки этические и социальные убеждения

Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом

Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом

Поэтому Гандизм провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравственной воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политического действия

Поэтому Гандизм провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравственной воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политического действия

Оттоманской империи. Однако Мусульманская

Оттоманской империи. Однако Мусульманская

Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистиче­ской основе, но, безусловно, не могли перекрыть процесс создания региональных политических…

Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистиче­ской основе, но, безусловно, не могли перекрыть процесс создания региональных политических…

Мемуарах" М.Л. Рой, вспоминая свои встречи с

Мемуарах" М.Л. Рой, вспоминая свои встречи с

Пример остро критической оценки гандизма представляют произведения его противников

Пример остро критической оценки гандизма представляют произведения его противников

России, Ницше и попытка осуществления его заветов в

России, Ницше и попытка осуществления его заветов в

Ганди трезво оценивал и перспективы реализации проекта ненасильственной цивилизации

Ганди трезво оценивал и перспективы реализации проекта ненасильственной цивилизации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023