Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.
Оценка 4.9

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
26.07.2019
Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.
Цели: познакомить учащихся с биографией Марины Цветаевой, рассказать о её нелёгкой судьбе. 1. Выделить основное направление её стихов. 2. Раскрыть своеобразие поэтического стиля Цветаевой. 3. Формировать навыки анализа поэтического текста. 4. Прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны. оборудование: портреты М. Цветаевой в разные годы: с отцом, с дочерью Ариадной, с мужем С Эфроном, портрет поэта в последний год жизни, подборка статей из газет, журналов, сборники стихов, автобиографическая проза. Презентация. Тип урока: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок-семинар. Методы: беседа, исследовательская работа, сравнительный анализ стихотворения, тест. Эпиграф: «Моим стихам, как драгоценным винам Настанет свой черёд» (1913 г.)
Урок.docx
Тема: Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка.  Особенности образа лирической героини. Цели: познакомить учащихся с биографией Марины Цветаевой, рассказать о  её нелёгкой судьбе. 1 Выделить основное направление её стихов. 2 Раскрыть своеобразие поэтического стиля Цветаевой. 3 Формировать навыки анализа поэтического текста. 4 Прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны. оборудование:  портреты М. Цветаевой в разные годы: с отцом, с дочерью  Ариадной, с мужем С Эфроном, портрет поэта в последний год  жизни, подборка статей из газет, журналов, сборники стихов,  автобиографическая проза. Презентация. Тип урока:  изучение нового материала на основе самостоятельной работы;  урок­семинар.  Методы:  беседа, исследовательская работа, сравнительный анализ  стихотворения, тест. Эпиграф:  «Моим стихам, как драгоценным винам                                   Настанет свой черёд» (1913 г.) Ход урока: 1 Поэтическая минутка.  Назвать автора и стихотворение (Учитель читает наизусть строчки) ­ «Россия, нищая Россия,  Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые­  как слёзы первые любви!»   (А. Блок «Россия») ­« Быть знаменитым некрасиво.    Цель творчества – самоотдача, Не это поднимает ввысь..               А не шумиха, не успех…» Не надо заводить архива,                (Б. Пастернак) Над рукописями трястись.. ­ «Послушайте! Если звёзды зажигают, значит это кому­то нужно..» (В. Маяковский) ­ «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь» (А. Ахматова «Реквием») ­ «Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым..»  (С. Есенин) ­ «Я  весь мир заставил плакать над  красой земли моей…» (Б. Пастернак) ­ «И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль.. Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль.. (А. Блок «На  поле Куликовом»). 2 3 4 Сегодня на уроке мы продолжаем разговор  о поэзии , об удивительном  русском  поэте ХХ века, прозаике и переводчике   ­  Марина Ивановна Цветаева. Ей  суждено было стать летописцем своей эпохи. Презентация «Жизнь и творчество М. Цветаевой». Чтение стихотворения  «Красною кистью рябина зажглась…» (Ученица) Особенности творчества М. Цветаевой. (Выступления учащихся)   ­  Образ лирической героини.  Тема души. «Если душа родилась крылатой­ что ей  хоромы – и что ей хаты!» «Одна голая душа! Даже страшно» ­ С. Эфрон.  Психея­ в др/греч. Мифологии  олицетворение человеческой души. Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» ­ тема любви . «Любить – знать, любить­ мочь, любить­платить по счёту». Звучит  песня на стихотворение М. Цветаевой «Мне  нравится, что Вы больны не  мной…» Любить ­ значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор,  конфликт и чаще всего – разрыв. Любовная лирика, как и вся её поэзия,  громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне  драматична. Учитель читает стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел..» ­ тема Родины. Выступление ученицы. Чтение стихотворения наизусть « Лучина» 5. Анализ стихотворения     « Тоска по Родине! Давно..» (38 строк) ­ Давайте разберёмся, какие стилистические особенности свойственны поэзии М. И.  Цветаевой? ­ Какие слова повторяются в стихотворении? («Всё равно», «всё едино», «всё равно ,  где брести…) Полная отрешённость ото  всего мира людей и вещей. ­ назовите однокоренные слова со словом «родной». (Основная параллель: родной­  родина. Родным, родившаяся (душа), родимого (пятна). Противопоставила  контекстуальные антонимы: родина – «госпиталь или казарма»…. ­ Какова  роль пунктуационных  знаков в стихотворении? (7 воскл. знаков –  экспрессивность лексики, 17 тире. Тире – любимый знак М. И. Цветаевой.  Он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке.  Многоточие – героиня навеки связана с родной землёй. ­ Сравнения – непреодолимо одиночество, непреодолима  разорванность  героини с  родной землёй. ­ О чём это стихотворение? – «Я любовь узнаю по боли…» 6. Анна Ахматова и Марина Цветаева. Выступление  ученика. (Общее и различие в  творчестве поэтов) Обе – и А. Ахматова, и М. Цветаева – сказали новое слово своей поэзией, придали  слову глубину и многогранность, открыли его неисчерпаемость. Два поэта  – две женщины – две трагедии. Русские поэты, которые безгранично  любили Россию. В их творчестве и судьбе отразился сложный путь русской интеллигенции. 7. Мини ­ тест по творчеству М. Цветаевой. 1. Когда вышел первый сборник стихов М. И. Цветаевой? а) в 1910 г.               в) в 1914 г. б) в 1912 г.                 г)  в 1917 г. 2. Кто автор этих сборников? а) «Лебединый стан»    в) «Вечерний альбом» б) «Подорожник» 3. Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала: а) Воспевание женской доли и женского счастья. б) Отстаивание высшей правды­ права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую  честность. в) стремление поэта быть носителем идей времени, его поэтическим трибуном. 4. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести эти отрывки:   «Умирая, не скажу: была, и не жаль, и не ищу виновных. Есть на свете поважней дела.  Страстных бурь и подвигов любовных» «Птица­ Феникс – я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю – и горю дотла! И да будет мне ночь – светла!» а) Тема поэта и поэзии. б) Тема природы. в) Интимная лирика. 5. Кто автор стихотворения «Памяти Марины Цветаевой»: «.. Лицом повёрнутая к Богу. Ты тянешься к нему с земли. Как  в дни, когда тебе итога Ещё на ней не подвели». А) Анна Ахматова. Б) Борис  Пастернак. В) Николай Гумилёв. 8. Проверка теста:1. – а; 2­ а. в – М. Цветаева; б­ А. Ахматова; 3­ б; 4­ а; 5 – б.  9. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке. ­ Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии.  Литературное наследие её велико: поэтические сборники, поэмы,  мемуарные очерки, драматические произведения. Она никогда не  подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое её произведение  подчинено только правде сердца.  Поэзия М. Цветаевой остаётся  современной.  Учитель читает стихотворение «Памяти Цветаевой» В.  Сумбатова: Одна, ни с чем не схожая,  Несхожая, горда, Дорогою прохожею Ни шла ты никогда. Ты видела и слышала По­своему всегда. Своим узором вышила Пролётные года. К урокам равнодушная И в дружестве трудна. Одной себе послушная Осталась ты одна. И не стерпев изгнания, Домой вернулась вдруг, Но там нашла страдания Верёвку, стул, да крюк. И в петле непреклонная Склонилась голова. И смолкли самозваные Ударные слова… 10. Домашнее задание: сочинение «Любимые страницы лирики Марины Ивановны  Цветаевой» Тоска по родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма. Мне всё равно, каких среди Лиц – ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной – непременно – В себя, в единоличье  чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться – мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично – на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем,  доильцем сплетен…) Двадцатого столетья – он, А я­ до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все ­  равны, мне всё – равно, И, может быть, всего равнее­ Роднее бывшее – всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты – как рукой сняло: Душа, родившаяся – где­то. Так край меня   не уберёг Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей – поперёк! Родимого пятна не сыщет! Всяк  дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге – куст Встаёт, особенно – рябина… Май 1934 г. Если душа родилась крылатой – Что ей хоромы­ и что ей хаты! Что Чингисхан ей  и что –Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно­ слитых: Голод голодных – и сытость сытых!   1918 г. Мини ­ тест по творчеству М. Цветаевой. 1. Когда вышел первый сборник стихов М. И. Цветаевой? а) в 1910 г.               в) в 1914 г. б) в 1912 г.                 г)  в 1917 г. 2. Кто автор этих сборников? а) «Лебединый стан»    в) «Вечерний альбом» б) «Подорожник» 3. Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала: а) Воспевание женской доли и женского счастья. б) Отстаивание высшей правды­ права поэта на неподкупность его лиры,  поэтическую честность. в) стремление поэта быть носителем идей времени, его поэтическим трибуном. 4. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести эти отрывки:   «Умирая, не скажу: была, и не жаль, и не ищу виновных. Есть на свете поважней  дела.  Страстных бурь и подвигов любовных» «Птица­ Феникс – я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю – и горю дотла! И да будет мне ночь – светла!» а) Тема поэта и поэзии. б) Тема природы. в) Интимная лирика. 5. Кто автор стихотворения «Памяти Марины Цветаевой»: «.. Лицом повёрнутая к Богу. Ты тянешься к нему с земли. Как  в дни, когда тебе итога Ещё на ней не подвели». А) Анна Ахматова. Б) Борис  Пастернак. В) Николай Гумилёв.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019