Дисциплина: Русская литература
Преподаватель: Омарбекова А..Ж.
Класс:10
Тема: Поэзия середины XIX века. Специфика в сравнении с поэзией «золотого века». Жанровые особенности, направления и стили.
1. Краткое содержание нового материала. В творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя в первой половине XIX века (в 20-е годы) зарождался реализм, который стал во второй половине XIX века главенствующим направлением в искусстве.
Литература этого периода изобразила человека, который чувствовал себя «лишним» в обществе. Вспомним радищевского Путешественника, Чацкого, Онегина, Печорина…
Литература второй половины XIX века изменяет свое направление изображения жизни. Писатели – реалисты изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв какие литературные ограничения, отбросив разделение на «поэтическую и «непоэтическую» действительность. Новый реализм складывается в XIX веке. Это критический реализм. Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом анализа становится внутренний мир человека.
Поэзия Ф.И. Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.
А.А. Фет относился к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература не должна жить гражданскими проблемами, что главной ценностью является красота.
А.А. Фет писал: «У всякого предмета тысячи сторон, но художнику дорога одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Эти слова точнее всего выражают главную особенность поэтического мироощущения Фета- чувство красоты, восторг перед божьим миром. В самой будничной, повседневной жизни поэт находит загадочно-прекрасное и умеет передать это чувство. Фет противопоставил себя господствующему направлению 60-х годов - гражданскому направлению. По его мнению, поэт - служитель красоты, жрец.
P2. Сообщение на тему: «Живопись второй половины XIX века»
- Живопись второй половины XIX века демонстрирует интерес к исторической теме. Отличительной ее особенностью является обращение к национальной тематике, тесное сближение с жанровой живописью. (Например, К. Флавинский «Княжна Тараканова» (1864), Н. Неврев «Незабытое прошлое» (1866).)
Особенностью живописи является и тесная сращенность картин с литературным сюжетом. (Например, картина «Посол от князя Курбского» В. Шварца перекликается со стихотворением А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Бегство Дмитрия Самозванца» Г. Мясоедова - со сценой из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина.).
Художников интересует религиозно-философская тема: на картине Н. Ге «Тайная вечеря» (1863) евангельский сюжет получил толкование как реальная жизненная драма.
Тема народного горя (некрасовская тема) раскрылась в работах П. Соколова «У кабака» (1865), В. Перова «Последний кабак у заставы» (1863), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (18бб), В. Пукирева «Неравный брак» (1862), И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874).
Если в живописи первой половины XIX века (например, в картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», 1820-е годы) обнаруживается ощущение светлого, радостного восприятия мира природы, труда и человека и не ставится задача раскрытия противоречий общественного положения русских крестьян, то живопись второй половины демонстрирует эти противоречия очень ярко.
Обратимся к картине Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866). В ней художник изобразил сцену, очень типичную для крепостного мира. Торгуются помещики. Предмет торговли - молодая подневольная крестьянка. Бесчеловечность этой ситуации внешне никак не подчеркивается художником. Хозяин в теплом домашнем халате спокойно курит трубку, характерным жестом показывая, что ему предлагают мало денег. Покупатель правой рукой протягивает ему монеты, а левой придерживает за плечо девушку. Но то, как бесстрастно происходит эта сцена, как обычна обстановка комнаты и невозмутим спящий на столе кот, усугубляет скрытый трагизм происходящего.
По сути, та же ситуация изображена на картине В. Пукирева «Неравный брак» (1862). В обрисовке характеров и индивидуальных особенностей персонажей живописца интересует своеобразие социального типа. Наглядно противопоставляя богатство и бедность, старость и молодость, бездушный цинизм и беззащитность, художник демонстрирует, как контрастны моральные понятия и этих людей, и общества, стоящего за ними. Аморальность власть имущих, растлевающая сила денег, лицемерие церкви, скрепляющей своим авторитетом заведомо насильственный союз, бесправие женщины, прямое насилие над ее чувствами проходят перед зрителем. Трагизм и безнравственность этого брака заложены уже в самом несоответствии ни по положению, ни по возрасту, ни по испытываемым чувствам двух совершенно чуждых друг другу людей.
Наибольшей реалистической выразительности достиг пейзаж в работах Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова. Последнего называют родоначальником русского национального пейзажа. Лучшее его произведение - «Грачи прилетели» (1871). Приметы весеннего пробуждения земли, отображенные художником, воспринимались современниками как предвестие близких перемен.
К началу 70-х годов наметился общественный подъем, связанный с деятельностью революционных народников - второго поколения революционеров-демократов, осуществивших попытку поднять крестьян на революцию «хождением в народ». Однако завершилось это движение трагически - 1 марта 1881 года народовольцы после нескольких покушений убили Александра II, и в стране наступила реакция.
(В процессе сообщения ученик показывает репродукции называемых картин, используя альбомы живописи Государственной Третьяковской галереи.)
P3. Сообщение на тему: «Музыкальное искусство второй половины XIX века»
- Развитие музыкального искусства связано прежде всего с созданием в 1862 году объединения «Могучая кучка», задачей которого являлось отражение прошлого русской жизни и сближение музыки с поэзией. В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Идейно-художественные устремления «Могучей кучки» сложились под воздействием эстетических принципов революционеров-демократов. «Кучкисты» выступали против академической рутины, боролись за народность, национальную направленность в русской музыке.
Развивая художественные традиции М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского и достижения западноевропейских композиторов-романтиков, члены кружка создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своем творчестве.
Например, в 1868-1869 годах М. Мусоргский пишет на сюжет драмы А.С. Пушкина оперу «Борис Годунов», главный герой которой - народ. Создает реалистические вокальные сценки из народной жизни на собственные слова, слова Н.А. Некрасова («Колыбельная Еремушке», «Калистрат» и др.); в 70-е годы работает над музыкальной драмой «Хованщина».
В конце 60-х годов Н. Римский-Корсаков написал оперу «Псковитянка» по исторической драме Л. Мея, во второй половине 90-х - оперу-былину «Садко» и «Царскую невесту». Увлечение фольклором нашло отражение в операх «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, «Снегурочка» по А.Н. Островскому.
Невелико по объему творческое наследие А. Бородина, но в нем тоже нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в его творчестве занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность.
Наиболее значительным произведением композитора является опера «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве.К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать, однако ее эстетические принципы оказали влияние на развитие русской музыкальной культуры.
(Звучат фрагменты музыкальных произведений.)
Словарь:
нейтральный повествователь |
бейтарап баяндаушы |
neutral Narrator |
эпиграф |
Эпиграф |
Epigraph |
создатель произведения |
шығарманың жаратушысы |
сreator of |
лучше |
тәіур |
better |
стих |
сойлем |
verse |
стихотворение |
өлең |
poem |
вдохновение |
шабыт |
inspiration |
величие |
данышпан |
grandeur |
лицо |
бет жузі |
face, person |
вера |
сенім |
faith, belief |
Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.